Бедность как вызов современного общества
В современном обществе бедность является одним из серьезных вызовов, с которым мы все сталкиваемся. Она оказывает негативное влияние на жизнь многих людей и требует пристального внимания и действий со стороны государства и общества.
Бедность не должна рассматриваться как порок, но как проблема, требующая системного подхода и комплексного решения
Важно осознать, что бедность не является просто результатом личной непродуктивности или недостатка личных усилий. Она иногда связана с неравенством в обществе, отсутствием возможностей для образования и развития, а также социальными и экономическими проблемами
Одним из основных аспектов бедности является недостаток материальных ресурсов. Люди, живущие в бедности, часто не имеют достаточного достатка для удовлетворения своих основных потребностей, таких как питание, жилье, медицинская помощь и образование. Это может приводить к ограниченной доступности качественных услуг и возможностей, что в свою очередь может препятствовать развитию и социальной мобильности.
Бедность также имеет физические и психологические последствия для людей, находящихся в ней. Недостаток не только материальных благ, но и доступа к культурным ценностям и развлечениям может вызывать чувство исключенности и неполноценности. Это может приводить к развитию низкой самооценки, депрессии и других психических проблем.
Что касается общества в целом, бедность может стать источником социальных конфликтов и напряженности. Неравенство и социальное неравноправие, связанные с бедностью, могут вызвать недовольство и нестабильность в обществе. Кроме того, бедность оказывает влияние на экономический рост и развитие страны, поскольку ограничивает потенциал людей и уменьшает их способность вносить вклад в общественную жизнь и экономику.
Чтобы преодолеть вызов бедности, необходимо признать ее как проблему, которую нельзя игнорировать. Государство должно предпринимать шаги для создания справедливой и равноправной экономической системы, которая обеспечит доступность основных услуг и возможностей для всех членов общества
Важно также создать условия для развития образования и профессиональной подготовки, чтобы люди могли обрести устойчивый и достойный уровень жизни
В конечном счете, осознание истинного смысла фразы «бедность не порок» помогает нам подходить к этой проблеме с сочувствием и пониманием, а также искать пути ее решения. Необходимо сотрудничество со всеми участниками общества — государством, предпринимателями, гражданами — для создания более справедливого и равноправного общества, в котором бедность будет преодолена и каждый будет иметь возможность достойной жизни.
Что по этому поводу сказал Достоевский
Известный писатель Федор Достоевский когда-то продолжил эту пословицу, сказав, что бедность — не порок, а нищета — это порок. Он имел в виду, что как раз-таки нищета — это то самое состояние, до которого человек сам себя опускает. Все мы знаем, что все находится в руках самого человека, но если, будучи бедным, он скатывается в нищету, то виноваты вовсе не окружающие и уж, тем более, не случай, а он сам.
Сейчас Коулунг-Тонг — один из самых богатых районов Гонконга, все дело в зелени
«Воспитательный потенциал лезгинских пословиц и поговорок и использование его на уроках родного языка».
Девушка уехала преподавать и была поражена условиями жизни в Южной Корее
Самые высокооплачиваемые боксеры мира. Российский спортсмен в первой пятерке
Кроме всего прочего, не стоит забывать того, что нищета способна порождать в человеке самые разные пороки, из-за чего становится очень неблагоприятным явлением. Выходит, со временем бедность может привести к нищете, которая уже является пороком — вот чего нужно опасаться.
Однако где же проходит та самая грань между бедностью и нищетой? Точно этого сказать никто не может, но в обществе сложилось такое понимание вещей, что бедность — это положение, при котором человек может позволить себе лишь самое необходимое, не имея ничего в запасе, а нищета — это уже недостаток тех самых жизненно важных вещей.
Краткий анализ
Год написания
– 1853 год
История создания
– пьеса была написана, чтобы высмеять моду на западные веяния в укладе жизни купечества, и подчеркнуть истинно русский характер, который представлен в этом сословии. Оказало влияние на содержание произведения его дружба с славянофилами. После прочтения и постановки пьесы Островский стал признан и знаменит, успех превзошёл все ожидания.
Тема
– влияние денег на взаимоотношения людей в обществе, выбор жизненного пути, преграды и обстоятельства в судьбе человека.
Композиция
– три действия с резкой неожиданной развязкой в последнем действии, насыщенность фольклорных моментов, окольцовывающих важные сцены, параллельное сопоставление героев.
Жанр
– комедия в трёх действиях.
Литературное направление
– критический реализм и романтизм.
Смысл названия
«Что он беден-то! Эх, кабы я беден был, я бы и человек был. Бедность не порок», — говорит Любим брату уже ближе к концу пьесы. Он имеет в виду то, что если бы не было у него тех денег, не пропил бы он их и не стал бы последним пьяницей.
Также не нужно забывать, что изначально мы встречаемся с двумя персонажами-антиподами. С одной стороны Митя – добрый, любящий душою и сердцем и Любовь, и Пелагею, её мать, но без гроша в кармане. С другой стороны – старый, толстый и губастый Коршунов, жадно позарившийся на молодость и красоту купеческой дочери, хитрый, высокомерный, но зато богатый.
Таким образом, получается, что смысл названия прост: бедность не порок, а порок есть пьянство, гордость, жадность, злоба и хитрость.
Суть: о чем рассказ?
Пьеса «Бедность не порок» начинается с того, что Митя узнает, что купец Гордей Карпыч Торцов, на которого он работает, поссорился со своим братом, так как тот напился и стал творить странные и забавные вещи при приглашенных гостях, чем опозорил Гордея и тем самым нанес сильную обиду.
Дальше приезжают супруга и дочь вышеупомянутого купца. Первая жалуется приказчику на мужа, из-за того, что он стал общаться с Африканом Савичем Коршуновым, и дружба с ним оказала большое влияние на него: «Теперь все ему наше русское не мило». Также женщина переживает за дочь, так как её уж пора замуж выдавать, но отец все говорит «нет ей ровни».
После её ухода Митя жалуется Гуслину на хозяина, который «все бедностью попрекает», но не прибавляет жалования, несмотря на то, что молодой человек очень старается и посылает все деньги маме в деревню. Но это все ещё не самое ужасное, потому что Митя посмел полюбить его дочь. Тем временем к Торцовым приходят подруги Любови, и, после короткого перешептывания с Анной Ивановной, Разлюляев веселит девушек, все пускаются в пляс и незаметно покидают комнату. И Анна её запирает, оставив безнадежно влюбленного юношу с Любовью.
Приказчик читает ей стихи собственного сочинения о ней, о любви. В ответ купеческая дочь пишет ему прозой и просит прочесть его только после её ухода.
Второе действие начинается с того, что Митя находит Любу и молит её сказать, правда это или насмешка. Девушка открывает ему свои чувства, и они порешили идти завтра к Гордею Карпычу, дабы просить у него благословения.
Пелагея Егоровна созывает всех девушек по соседству. Все собираются в доме Торцовых и начинают веселиться. Пелагея руками слуг угощает гостей патокой и мадерой – она получает удовольствие от наблюдения за пляшущей молодежью. Но вся радость и довольство тут же гаснут, стоит только появиться Гордею в сопровождении Коршунова. Хозяин крайне неудовлетворен тем, что увидел, ведь жена устроила святки «на мужицкий манер». Поэтому он тотчас приказывает принести шампанского и зажечь свечи, а затем пройти Африкану Савичу в гостиную. Когда гость остается с купеческой дщерью один, Африкан дарит ей сережки с бриллиантами, а затем просит любить его.
В то же время Гордей Карпыч говорит супруге, что хочет переехать в столицу, так как здесь все из своего невежества не способны его понять. На новом же месте жительства их семейству подсобит будущий зять, Африкан Савич. Весть о свадьбе, которая уже вот-вот состоится, шокировала весь дом, дочь и жена бросаются ему в ноги, просят изменить волю, но гордый купец слов назад не берет.
В третьем же действии появляется Митя, он, услышав о помолвке Любови Гордеевны, решил отправиться к маме в деревню навсегда, и приходит попрощаться с Пелагеей Егоровной. Она ему в ответ жалуется, он говорит, что не знает он, как это можно – добровольно отдавать дочь за нелюбимого. Приказчик признается ей, что воспылал чувствами к Любови, и это взаимно. Предлагает её дочери бежать с ним, но она отказывается, такова её судьба: страдать от воли отца, против которой она не может пойти.
После ухода Мити, Любу находит Коршунов и снова описывает преимущества брака с ним. Он признается, что в прошлом его браке любви не было, а вот новую жену он обещает на руках носить. Тем временем пьяный Любим снова приходит к Торцовым, разгоняет гостей, начинается ссора между братьями. Он недоволен поступком брата, а также обвиняет Африкана Савича в мошенничестве. Это оскорбляет фабриканта, за такое оскорбление он требует Гордея преклонить колена перед ним. Конечно же, ударившие прежде по рукам мужчины разрывают помолвку после подобного. Назло Коршунову хозяин дома готов отдать Любовь Гордеевну за первого встречного, которым волей случая оказался Митя. Но этот герой, что только что выиграл джек-пот, не хочет «назло», он хочет благословения с любовью, от всего сердца. Но Гордей Карпыч тут же напоминает молодому человеку о статусе, ставя на место. И тут свою решающую роль играет Любим Карпыч, что встает на колени за молодых, обещая у них стать нормальным человеком. Своей пламенной речью он открывает брату глаза, тот смягчается и обнимает их искренне. Рассудок купца прояснился, теперь все могут просить всего, чего душа желает, пьеса кончается веселой свадебной песней.
Основной смысл пьесы
Жанр произведения — комедия. Даже в характерах героев есть комические черты. По ходу сюжета постоянно возникают смешные ситуации. Этот жанр подразумевает торжество добра над невежеством, и в пьесе так и происходит. В своем сочинении «Бедность не порок» автор высмеивает некоторых представителей купеческого сословия, готовых в погоне за модой отречься от своих традиций и привычек.
Постепенно становится понятно, что название пьесы отображает уверенность Островского в нравственной чистоте небогатых, но умных людей и духовной несостоятельности многих зажиточных граждан. Выбор в качестве названия народной пословицы «Бедность не порок», значение которой можно раскрыть по-разному, позволяет понять, почему люди, имеющие материальный достаток, в духовном плане оказываются нищими.
Главная мысль произведения заключается в возвышении образов положительных героев:
- Мити.
- Любима Торцова и других.
Главным спасителем является Любим Торцов. Его считают никчемным и недостойным приличного общества человеком. Однако зритель начинает понимать метания героя, когда становится известна история его конфликта с братом.
Гордей нечестно разделил наследство отца, а Любим по глупости и молодости промотал то, что ему причиталось. Только после попадания в больницу, откуда он вышел по-настоящему повзрослевшим, Любим понял, что попросту прожигает жизнь и решил обратиться за помощью к родному брату. Но искреннее желание начать новую жизнь не смягчили Гордея, который посчитал, что это уронит его престиж в глазах общества.
В результате понимая суть проблемы, Любим продолжил пить и вести разгульную жизнь. При этом он отлично разбирался в людях и сознательно обличает своего, так называемого друга Коршунова в обмане, грабеже простых людей и нелюбви к жене. Разоблачение вызывает гнев Африкан Савича и видя неадекватное поведение потенциального зятя, Гордей Карпыч решает изменить свой план, обещая отдать дочь за Митю. Кажется, он с открытой душой благодарит брата, что он открыл ему глаза на истинный порок.
Второстепенные герои пьесы
Пелагея Егоровна
Пелагея Егоровна
приходится женой Гордею Карпычу Торцову. Несмотря на то, что она, как мать должна принимать активное участие в жизни дочери, а значит активно действовать в пьесе, Островский не наделяет ее такими полномочиями, она второстепенный персонаж пьесы.
В целом же это милая, добрая и сердечная женщина. Окружающие ее любят. В молодости женщина любила плясать и петь, с радостью принималась за эти занятия. Сейчас она уже состарилась и ее пыл утих. К тому же не совсем удачное замужество сделало свое коварное дело. Она считает себя глубоко несчастной, муж ее не ценит, да и собственно и за человека не считает «ничего я ему сказать не смею; разве с кем поговоришь с посторонним про свое горе, поплачешь, душу отведешь, только и всего». За много лет супружеской жизни Пелагея Егоровна смирилась с таким отношением, поэтому даже в критических ситуациях, как, например, с замужеством дочери, она не перечит мужу и не пытается указать на его заблуждение, хотя и явно видит, что этот брак принесет много несчастья дочери.
Яша Гуслин
Следующим действующий персонаж – Яша Гуслин
. Он тоже состоит в родстве с Торцовым (племянник Гордея)
Он честный добрый человек, но, к сожалению, бедный, поэтому его дядя вниманием и похвалою не балует. Его любит Пелагея Егоровна за добрый нрав и за любовь к музыке, она приглашает его к себе в гости, чтобы он спел и сыграл на гитаре
Яша дружен с Митей и помогает ему в трудных ситуациях: заступается за него перед Гришей, помогает встретиться с Любовью Гордеевной. Сам он влюблен в бедную вдову Анну, но женится на женщине не предстоит возможным – дядя не желает давать разрешение влюбленным на свадьбу.
Анна Ивановна
Возлюбленная Гуслина вдовствующая женщина, такая же бедная, как и сам Яша. Ее зовут Анна Ивановна
. Она является другом семьи Торцовых, но и это не помогает ей но уговорить дать согласия на свадьбу Гордея Карпыча.. В конце пьесы все меняется и Анна с Яшей получают долгожданное разрешение.
Гриша Разлюляев
Гриша Разлюляев
– молодой купец, богатый наследник. Отец его, как и он сам не гонится за модой и не стремится приобщаться к новым веяниям, что вызывает крайнее неодобрение у Гордея Карпыча Торцов невысокого мнения о Грише, читает его человеком незаурядного ума. Разлюляев – человек веселый и добродушный. Он дорожит своей дружбой с Митей.
Таким образом, в пьесе Николая Островского « Бедность не порок» образовались два противоборствующих лагеря. С одной стороны Гордей Карпыч и Африканий Савыч, которые готовы в погоне за богатством и положение в обществе переступить через моральные запреты и устои, принести в жертву что угодно. С другой Любим Карпыч, Любовь Гордеевна, Пелагея Егоровна, Митя, Яша, Анна и Гриша. Они искренне верят в то, что в мире должно быть добро, а жить главное честно, порядочно и по совести. В результате добро побеждает – Гордей меняет свои взгляды, осознает ошибочность своих поступков – это позволяет избежать жизненных трагедий практически всех персонажей пьесы. Островский показывает нам на примере Торцова, что не нужно гнаться за чем-то призрачным и далеким – необходимо искать счастье поблизости и ценить тех, кто пытается привнести хоть немного счастья тебе.
Островский отодвигает любовную линию на второй план
Для него важно изобразить существование истинных семейных ценностей, желание выбиться в высшее общество любой ценой, игнорирование личных качеств и желаний, стойкость патриархальных традиций, оттого пьеса обретет новый смысл – это не просто история с хорошим концом, а способ указать в комической форме на изъяны общества
Африкан>
Герои пьесы “Бедность не порок” А. Островского: краткая характеристика, анализ персонажей
Характеристика действующих лиц
Пьеса Бедность не порок Островский
Персонажей у Островского немного, но все они необходимы для того, чтобы не только понять содержание, но писатель старается высмеять глупость и невежество общества
, во главе которого стоят деньги.
Действующие лица:
- Торцов Гордей Карпыч, богатый купец.
- Пелагея Егоровна, жена Торцова.
- Люба, их дочь.
- Любим Торцов, брат богатого купца.
- Коршунов Африкан Саввич, фабрикант.
- Митя, приказчик.
Многие выражения героев Островского прочно вошли в нашу речь и стали крылатыми. И это произошло потому, что язык персонажей произведения Островского выразителен, гибок, ярок и сочен. Ко всему подобрано меткое слово или выражение.
Любовь Гордеевна: описание и краткая характеристика
Островский создал несколько женских образов в своем литературном сочинении «Бедность не порок», обличив людей, которые имеют достаток. Один из них – Люба, которая выросла в купеческой семье, но вдруг неожиданно влюбилась в Митю. Парень беден и служит приказчиком у ее отца.
Обратите внимание!
Сама девушка прекрасно осознает, что Митя не подходит ей в женихи, так как он не ровня и по богатству, и по положению в обществе. Да и отец, Торцов Гордей, уже давно подобрал угодного ему жениха
Случайность решает судьбу Любы
и дает ей возможность быть счастливой с тем, кого она любит. Все планы отца рушатся, и брак с нелюбимым женихом не состоялся
Да и отец, Торцов Гордей, уже давно подобрал угодного ему жениха. Случайность решает судьбу Любы
и дает ей возможность быть счастливой с тем, кого она любит. Все планы отца рушатся, и брак с нелюбимым женихом не состоялся.
Первое действие проходит в доме Торцова, где Митя читает книгу, а Егорушка ему рассказывает последние новости. Пытался приказчик и работать, но только все его мысли были о любимой.
Но тут пришла Пелагея Егоровна, которая жалуется на своего мужа. По ее словам, после поездки в Москву он перестал любить русское и стал много пить. И даже задумал он свою дочь замуж в Москву
отдать.
А Митя рассказал свою историю Яше. Он вынужден работать в доме Торцова, так как здесь живет его любимая. А ведь он единственный сын бедной матери, которой он отдает все свое жалование. И мог бы он получать больше, если бы перешел к Разлюляеву, но не может он бросить Любашу.
Но вскоре появляется веселый Разлюляев, с которым и молодые люди начинают петь. Неожиданно, прямо посреди песни, в комнате появляется Торцов. Он начинает кричать на Митю, а затем снова уезжает. После его отъезда в комнату входят девушки, среди которых и Любовь Гордеевна.
Вскоре Митя и Люба Торцова остаются одни в комнате. Приказчик читает стихи, которые сочинил для нее. Выслушав историю жизни Любима Торцова, Митя читает записку от Любы, где девушка признается ему в любви
.
Второе действие переносит читателя в гостиную дома Торцова, где уже темно. Люба признается Анне Ивановне в том, что любит Митю. Вскоре появляется приказчик, который решается признаться в своей любви. Молодые люди решают сообщить завтра об этом Торцову и просить его благословения.
Когда Митя удаляется, появляются девушки, которые веселятся, поют песни и гадают. Появляются и ряженые. В это время Митя целует Любу, но Разлюляев недоволен, так как сам собирался жениться на девушке, ведь у него были деньги. Но тут опять неожиданно появляется Торцов. Он приехал домой с Коршуновым, перед которым постоянно лебезит. Прогнав гостей, он извиняется за свою необразованную жену. Коршунов дарит дочери Торцова серьги с бриллиантами.
Торцов сообщает семье, что собирается из уездного города переехать в Москву. Ведь он уже там и зятя нашел, с которым уже сговорились и о свадьбе. Мать и Люба против такого решения отца
, они плачут и просят не губить молодую девушку. Но Торцов даже слышать ничего не желает.
Третье действие начинается в комнатах, где уже с утра идет приготовление к свадьбе дочери. Митя решил уехать к матери и пришел попрощаться, но сам еле сдерживает слезы.
Молодой человек, слыша, что и Пелагея Егоровна против брака с дурным человеком, открывает тайну
о том, что они влюблены. Вскоре появляется и девушка. Наступает час прощания, когда они оба плачут.
В отчаянии Митя предлагает тайно благословить их, а затем им вместе уехать к его матери, где они смогут спокойно повенчаться. Но пойти против отцовской воли никто не может, ведь это грешно. Юноша, приняв такое решение девушки, уходит печальным.
Коршунов пытается объяснить Любаше, какое счастье ее ожидает за богатым мужем. Но тут появляется Любим Карпыч, который не только разгоняет гостей, но еще требует вернуть и старый долг. Возникает скандал, и в порыве гнева Гордей Карпыч, считая себя оскорбленным, дает согласие на брак Мити и Любы
.
Пьеса «Бедность не порок» — краткое содержание
Бедность не порок Островского — анализ, содержание, сюжет
История создания
Первоначально пьеса должна была называться “Гордым Бог противится”. Замысел появился в июле 1953 года, в августе – автор начал работу над произведением, а закончил его в конце этого же года.
Роли были распределены между актёрами ещё до окончания её написания. В 1854 году, 25 января пьеса была впервые поставлена в Малом театре в Москве. Она имела огромный успех, понравилась широкому кругу зрителей.
Произведение написано Островским под влиянием его друзей славянофилов, поэтому после постановки пьесы многие друзья автора узнали в ней себя. Истинно русский характер Любима Торцова сыграл решающую роль в судьбе пьесы. В этом герое критики увидели идеальный образ русского человека. Успех пьесы даже после первых прочтений её в Москве превзошёл все ожидания и даже мечты автора.
Нужно отметить тот факт, что пьесу Островский посвятил своему другу выдающемуся актёру театра Прову Михаловичу Садовскому. Именно он лучше всех сыграл роль Любима Торцова в пьесе. Московское купечество было хорошо знакомо Островскому, ведь ему пришлось оставить высшее образование и поступить на службу в суд. Именно купеческое сословие чаще всего обращалось в суды, здесь будущий драматург познакомился с исконно русскими характерами и персонажами, достойными войти в литературу.
Бедность как социальное явление
Бедность – это одно из сложнейших социальных явлений, которое имеет глубокие и многогранные причины и последствия. Часто бедность ассоциируется с отсутствием материальных благ, но на самом деле это гораздо более сложное явление, которое затрагивает все сферы жизни человека.
В основе бедности лежит неравенство в обществе. Она возникает в результате сочетания экономических, социальных и политических факторов. Одна из основных причин бедности – это низкий уровень доходов, который в свою очередь может быть обусловлен недостаточным уровнем образования, ограниченными возможностями для трудоустройства, неравным доступом к экономическим ресурсам и т.д.
Однако, бедность не сводится только к недостатку материальных благ. Это также отсутствие доступа к качественному образованию, медицинскому обслуживанию, жилью, культурным и развлекательным мероприятиям. Бедность формирует неблагоприятные условия для развития личности, ограничивает ее возможности и шансы на успех в обществе.
Бедность не порок, и это важно осознать, потому что она не является результатом личных недостатков или лени. Чаще всего, бедность возникает из-за системных проблем и неравенства в обществе
Это означает, что для решения проблемы бедности необходимы комплексные меры, направленные на устранение ее причин – обеспечение равных возможностей, социальное обеспечение, создание рабочих мест и т.д.
Благотворительность и помощь нуждающимся являются важными аспектами устранения бедности, но они не могут быть основным решением проблемы. Необходимо стремиться к созданию справедливого и равноправного общества, где каждый человек имеет возможность себя реализовать и жить достойно, независимо от своего социального статуса.
Примеры мер противодействия бедности:
Меры
Описание
Расширение доступа к образованию
Создание равных возможностей для получения образования, поддержка уязвимых групп на всех уровнях образовательной системы.
Создание рабочих мест
Формирование благоприятной экономической среды, которая способствует созданию новых рабочих мест и развитию предпринимательства.
Система социальной защиты
Развитие системы социального обеспечения, которая обеспечивает базовый уровень жизни и защиту от экономической уязвимости.
Снижение неравенства
Принятие мер по сокращению разрыва между богатыми и бедными слоями общества, в том числе через налоговую политику и реформу системы доходов.
Бедность не порок – это фраза, которая призывает к пониманию и состраданию к людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Она напоминает о необходимости действовать на системном уровне, чтобы изменить социальные условия и создать справедливое общество, где каждый имеет право на достойную жизнь.
Неожиданные окончания поговорок
Вот ещё несколько пословиц и поговорок, окончание которых вы, скорее всего, не слышали. А если слышали, то есть над чем подумать.
- «Аппетит приходит во время еды, а жадность – во время аппетита».
- «Вашими молитвами как шестами подпираемся».
- «В здоровом теле здоровый дух – редкая удача».
- «Все люди братья! Как Каин и Авель».
- «Гол как сокол, а остёр как топор».
- «Голод не тётка, пирожка не поднесёт».
- «Горбатого могила исправит, а упрямого – дубина».
- «Губа не дура, язык не лопатка – знает, где кисло, знает, где сладко».
- «Двое третьего ждут, а семеро одного не ждут».
- «Дело мастера боится, а иной мастер – дела».
- «Дуракам закон не писан. Если писан, то не читан, если читан, то не понят, если понят, то не так».
- «Друг познаётся в беде, как золото в огне».
- «За двумя зайцами погонишься, ни одного кабана не поймаешь».
- «Лиха беда начало – есть дыра, будет и прореха».
- «Молодые бранятся — только тешатся, а старики бранятся – бесятся».
- «Моя хата с краю – первым врага встречаю».
- «Новая метла по-новому метёт, а как сломается – под лавкой валяется».
- «Яблоко от яблони недалеко падает, но далеко катится».
- «Курочка по зёрнышку клюёт, а весь двор в помёте».
- «На обиженных воду возят, а на добрых сами катаются».
- «На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай».
- «Девичий стыд – до порога, переступила и забыла».
- «Век живи, век учись — дураком помрёшь».
- «Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет — тому два».
- «Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь».
- «Первый парень на деревне, а деревня в два двора».
- «Чем чёрт не шутит, когда Бог спит».
- «Один в поле не воин, а путник».
- «Язык мой — враг мой, прежде ума глаголет».
- «Ума палата, да ключ потерян».
- «Собаку съел, да хвостом подавился».
- «У страха глаза велики, да ничего не видят».
- «Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метёна».
- «Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит».