Примеры
Социальное и биологическое в человеческом естестве органически взаимосвязаны между собой и на современном этапе исторического развития человечества обнаруживаются, прежде всего, в инстинкте самосохранения, размножения, потребности в коммуникативном взаимодействии, любви, дружбе, эмоциональном выражении. В гомо сапиенсе все биологическое становится его наследием (биологическим генофондом), тогда как социальная составляющая не наследуется генетически, а фиксируется в течение нескольких поколений в качестве коллективного опыта (наука, искусство, право, культура). Развитие людей сегодня включает такие доминанты: биологическую доминанту (размножение, половой поведенческий паттерн) и социальную (формирование человеческого социума).
На нынешней стадии развития преобладающей является социальная доминанта, которая отвечает за формирование социального поведенческого паттерна и сказывается на вырабатывании правового мышления. При этом сохранение и воспроизведение гомо сапиенса как вида обусловлено биологической доминантой, определяющей в социуме течение естественного отбора, вынуждая индивидов вступать в «бои» за выживание в «содружестве» себе подобных, что приводит к приобретению «свежих» знаний и коллективного опыта. Социальная составляющая развития возникла только с появлением людей и возникновением первых общественных формирований (коммун).
Ниже приведено ряд примеров, способствующих лучшему пониманию того, что подразумевает понятие биосоциальной сущности человека.
Человеческое тело создано природой, и оно имеет определённые биологические потребности, такие как: сон, еда, тёплая среда, воздух. Четвероногие собратья гомо сапиенса также обладают аналогичными потребностями. Помимо того общим для живых существ, населяющих планету, является анатомическое строение – всё живое, включая и человека, обладает скелетом, мускульной, нервной и кровеносной системами.
При этом отсутствие жёсткого «сценария» биологических свойств предоставило человеку возможность приспосабливаться к разнообразным условиям бытия. Так, к примеру, с рождения детёныши животных управляются инстинктами и выживают исключительно за счёт «подсказок», дарованных природой (кого нужно бояться, что следует кушать).
Человеческие отпрыски после рождения, по сравнению с остальным животным миром, максимально неприспособленны к самостоятельному существованию и заботе о собственной особи.
И именно в семье и обществе происходит становление человека. Ведь родители учат жизни в обществе, передают свои знания о мироздании, показывают, как трудиться.
Социум обуславливает наличие качеств, отличающих гомо сапиенс от представителей животного царства, поскольку именно в обществе проистекает процесс социализации, который начинается с семьи: узнавание родных голосов, постепенное взаимодействие со средой, ведущее к более осознанному восприятию и осознанию собственной личности.
Считать человека биосоциальным субъектом возможно лишь после того, как социальная составляющая станет ярко выраженной.
Так, например, индивид с рождения имеет слуховой и речевой аппараты, однако научиться коммуницировать и мыслить он может исключительно через взаимодействие с социумом. Таким образом, гомо сапиенс являет собой часть природы и одновременно прочно связан с социумом. Такая неразрывная зависимость свидетельствует о биосоциальной сущности человека.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Биологические особенности и их связь с эмоциональным состоянием
Биологические особенности человека влияют не только на его физические характеристики, но и на эмоциональное состояние. Наши биологические особенности, такие как генетика, гормональный баланс и физиологические процессы, играют важную роль в формировании нашей эмоциональной жизни.
Генетика
Генетический код каждого человека определяет его уникальные особенности, включая тенденцию к определенным эмоциям. Некоторые люди могут быть более склонны к тревоге или депрессии из-за своей генетической предрасположенности. В то же время, другие могут быть более уравновешенными и спокойными благодаря своим генетическим особенностям.
Гормональный баланс
Наши эмоциональные состояния тесно связаны сбалансированностью гормонов в организме. Гормоны, такие как серотонин и дофамин, отвечают за настроение и чувство счастья. Нарушение гормонального баланса может привести к депрессии, тревоге и другим эмоциональным проблемам.
Физиологические процессы
Физиологические процессы в организме также могут влиять на эмоциональное состояние. Например, хроническая боль или физическое неудобство могут вызывать раздражение и ухудшение настроения. Организм воспринимает физический дискомфорт как сигнал тревоги и реагирует на него соответствующим образом.
Связь с эмоциональным состоянием
Понимание нашей биологической природы помогает нам лучше осознавать и управлять своим эмоциональным состоянием. Зная свои генетические особенности, мы можем более осознанно реагировать на свои эмоции и находить способы улучшить наше настроение.
Гормональный баланс можно поддерживать с помощью здорового образа жизни, включая регулярную физическую активность, балансированный рацион питания и достаточный сон. Это помогает сохранять гармонию в организме и поддерживать стабильное эмоциональное состояние.
И, наконец, уделять внимание своему физическому самочувствию и ухаживать за своим телом. Забота о своем здоровье физического тела помогает нам чувствовать себя лучше и улучшать эмоциональное состояние
Выводы
Биологические особенности человека сильно влияют на его эмоциональное состояние. Понимание этих особенностей позволяет нам более осознанно контролировать свои эмоции и принимать меры для поддержания эмоционального благополучия. Забота о собственном здоровье и физическом состоянии является важным аспектом поддержания стабильного эмоционального состояния.
Сообщение 2
Биология – наука о живой природе, об огромном многообразии видов живых существ, населяющих и населявших ранее нашу планету. Изучает строение и функции, происхождение и эволюцию живых организмов, их места обитания на Земле, взаимодействие между собой и окружающей средой. Биология рассматривает закономерности, присущие всем жизненным направлениям: наследственности, размножению, характеру поведения и приспособляемости. Раскрывает причины многообразия живых существ, устанавливает связь между строением и условиями естественной среды. На планете насчитывается около пятисот видов растений и более полутора миллиона животных. Каждый вид имеет индивидуальное описание с характеристиками внешнего и внутреннего строения. Классификация – виды, семейства, отряды, их строение и внешние признаки, которые приобретались путем эволюции.
Разделы биологии:
- Ботаника – растения, виды, строение, происхождение, развитие.
- Зоология – животные, многообразие животного мира, строение и жизнедеятельность.
- Микробиология – микроорганизмы, свойства, распространение.
- Микология – грибы, произрастание, распространение.
- Биохимия – химический состав живой материи и химические процессы.
- Анатомия – внутреннее строение органов и внешнее строение организма.
- Физиология – процессы жизнедеятельности организма.
- Эмбриология – развитие зародыша в оболочках яйца и утробе матери.
- Генетика – изучение генов, наследственность и изменчивость.
- Селекция – выведение организмов.
- Эволюция – естественный процесс и историческое развитие органического мира.
- Палеонтология – ископаемые останки живых существ.
- Антропология – историческое развитие человека как биологического вида.
- Экология – популяции, сообщества и биосфера
Принципы, составляющие единую науку о живых организмах
Клеточная теория – учение о строении, составе, делении, механизме действия частей клетки и их взаимодействие между собой.
Эволюция включает понятия естественного отбора на протяжении длительного периода истории, с изменениями наследственных признаков.
Теория гена – учение о генах, единицах наследственности, в которых закодированные характеристики передаются от поколения к поколению.
Гомеостаз – способность живых организмов поддерживать внутреннее состояние для динамического равновесия в период адаптации к условиям, оптимальным для выживания.
Энергия вырабатывается организмом и от этого зависит его выживание. Постоянный приток энергии обеспечивается путем потребления пищи и поглощения световой энергии.
Биология играет большую роль о формировании научной картины мира, основанной на стабилизации исследования научных фактов путем создания теорий и законов.
Цитология
Как уже говорилось ранее, цитология занимается не только изучением структуры и физиологических свойств клетки, но и закономерности ее взаимодействия с другими клетками, окружающей средой и т. д.
Опираясь на знания цитологии можно ответить на такие вопросы: какой жизненный цикл клетки? Как она реагирует на раздражители? Почему выбраны именно такие механизмы жизнедеятельности? Объяснение подобных явлений происходит на основании данных исследований, проведенных на микроскопическом и молекулярном уровне. Особенности прокариотической и эукариотической клетки изучаются при помощи различных методов клеточной биологии. Все биологические науки в качестве фундамента используют знания про структуру и функции клеток
Молекулярная биология уделяет огромное внимание сходству и различиям между разными типами клеток
Основные критерии вида
Морфологический критерий — важный и самый простой и удобный в практической работе. Критерий определяет сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида и отличия от представителей других видов. С помощью этого критерия легко определить особей вида, не являющихся близкородственными. Однако, для определения видов, которые мало отличаются друг от друга морфологического критерия недостаточно. Для видов-двойников такой критерий бесполезен
Морфологический критерий не является абсолютным показателем различия видов, несмотря на свою важность.
Физиологический критерий — физиологические процессы часто специфичны для каждого вида. В основе критерия лежит сходство особей одного вида по физиологическим функциям — питанию, дыханию, выделению, размножению
Физиологический критерий относителен, т. к. процессы жизнедеятельности у разных видов протекают схоже. При этом также можно наблюдать внутривидовую изменчивость по некоторым физиологическим показателям.
Молекулярно-биологический и цитогенетический критерии. Цитогенетический критерий — каждый вид имеет свойственный ему набор хромосом, их форму, размер и строение. Цитогенетический критерий позволяет различать виды малоразличимые по морфологическим признакам. Молекулярно-биологический (биохимический) критерий проводит анализ сходства строения ДНК и белков. Данный критерий также успешно применяют при различении близких видов. Оба критерия не являются абсолютными, т.к. относительно далекие виды имеют одинаковое число хромосом (например, представители семейства кошачьих).
Географический критерий — географическое распространение вида. Критерий является важным для отражения закономерности и особенности взаимоотношений внешней среды и определенного вида. Он позволяет уточнить историю происхождения вида и выражается в наличии четкого видового ареала, свидетельствует о географической изоляции вида. Географический критерий не является универсальным. Ареалы обитания многих видов могут совпадать или перекрываться. Виды-космополиты распространены повсеместно. Ареалы некоторых видов могут меняться. Для некоторых видов географическая обособленность отсутствует (домовая муха).
Экологический критерий — характерный признак вида. Данный критерий свидетельствует об экологической изоляции близкородственных типов и специфическом размещении внутри одного географического ареала. Два близких типа живут рядом, но занимают каждый свою экологическую нишу. Однако внутри одного вида может наблюдаться изменчивость по экологическим предпочтениям. Экологический критерий также не является достаточным для определения видовой принадлежности. В пределах одного ареала многие виды обитают в разных природных условиях.
Репродуктивный критерий — решающий в биологической концепции вида. Многие ученые считают его основным критерием, характеризующим вид как универсальную форму существования. Существенной характеристикой вида является то, что он представляет собой генетически единую систему. Особи разных популяций одного вида могут скрещиваться и давать плодовитое потомство. Гены могут распространяться между популяциями и образовывать новые комбинации, но не могут выйти за пределы одного вида. Виды являются генетически устойчивыми системами. Однако этот критерий неприменим для распознавания видов с бесполым размножением, малоприменим в полевых условиях, практически бесполезен при исследовании музейных экспонатов.
Этологический критерий — особенности поведения особей одного вида. Критерий учитывает особенности поведения в определенные периоды (брачный период, забота о потомстве, гнездование). Такие особенности чаще всего имеют сезонный характер, поэтому критерий относителен.
Основные направления современной биологии
Знание законов существования живых организмов помогает человечеству вывести новые виды, более приспособленные для выращивания в неприродной среде. Значение биологии как науки неоспоримо. Благодаря использованию ее законов, существенно возросли урожаи культур и производство мяса, что так необходимо в период истощения природных запасов. Перед человечеством постоянно стоит множество существенных вопросов: «как преодолеть неизлечимые заболевания», «как не допустить голода», «как продлить жизнь», «как научится дышать без кислорода». Ответы может подсказать только сама природа, если постоянно исследовать животных и растительный мир. В середине ХХ века появился отдельный раздел биологии — генетика. Это наука об информации, хранящейся на хромосоме, как фильм на CD-носителе. Она объясняет, от чего зависит длительность жизни, какие заболевания есть у конкретного индивидуума, как, изменяя генную последовательность, можно умножить некоторые положительные свойства и нейтрализовать негативные (например, модификация сои увеличивает урожайность и уменьшает срок созревания).
Человек как биологический вид
Еще один подраздел —
это сфера исследования организма высших существ. Биология в жизни человека служит базисом для развития медицины, предоставляя возможность определить свойства и устройство организма. Нам как представителям определенного биологического вида необходимо знать элементарные особенности своего тела, чтобы успешно существовать в современном мире и делать верный выбор. Эта информация поможет разобраться в том, как следует устроить свое питание, распределить правильно физическую и умственную нагрузки, как сберечь собственное здоровье. Рациональное использование резервов человеческого организма способно существенно повысить его работоспособность.
Влияние физической активности на здоровье
Физическая активность имеет огромное влияние на здоровье человека. Выполнение регулярных умеренных физических упражнений способствует укреплению сердечно-сосудистой системы, улучшает функционирование легких и позволяет поддерживать нормальное кровяное давление.
Также физическая активность помогает контролировать вес и поддерживать оптимальный уровень массы тела. Регулярные тренировки помогают увеличивать мышечную массу, что способствует увеличению общего обмена веществ и сжиганию большего количества калорий. Кроме того, физическая активность помогает контролировать уровень сахара в крови и снижает риск развития диабета типа 2.
Недостаток физической активности может привести к различным заболеваниям, таким как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, диабет, некоторые виды рака и депрессия.
Представленная в таблице ниже информация иллюстрирует основные пользу от физической активности:
Польза от физической активности | Описание |
---|---|
Здоровье сердца | Укрепляет сердечно-сосудистую систему и снижает риск развития инфаркта |
Управление весом | Помогает контролировать вес и сжигать лишние калории |
Мышечная сила и гибкость | Увеличивает мышечную массу, улучшает гибкость и координацию движений |
Здоровье костей | Укрепляет кости и снижает риск развития остеопороза |
Ментальное здоровье | Улучшает настроение, снижает риск депрессии и тревожности |
Выводы из проведенных исследований показывают, что любая физическая активность лучше, чем полное отсутствие активности. Даже небольшие изменения в образе жизни могут принести значительные результаты для здоровья.
Использование своего тела и поддержание его физической формы являются ключевыми факторами для общего благополучия и улучшения качества жизни. Поэтому каждый человек должен уделить время физической активности в своей повседневной жизни.
Примеры научных терминов в биологии
1. DNA (дезоксирибонуклеиновая кислота) — одна из основных молекул, содержащихся во всех живых организмах. Она кодирует генетическую информацию, необходимую для развития и функционирования организма.
2. Клетка — основная структурная и функциональная единица всех организмов. Клетки выполняют различные функции, такие как рост, размножение, получение энергии и синтез белков.
3. Эволюция — процесс постепенного изменения и развития живых организмов со временем. Он объясняет разнообразие жизни на Земле и происходит благодаря естественному отбору, мутациям и другим факторам.
4. Ген — участок ДНК, который кодирует информацию для синтеза конкретного белка или РНК молекулы. Гены определяют наследственные характеристики организма и играют важную роль в его развитии и функционировании.
5. Фотосинтез — процесс, при котором зеленые растения и некоторые другие организмы используют энергию света для превращения углекислого газа и воды в органические соединения, такие как глюкоза и кислород. Фотосинтез является основным источником пищи для многих живых организмов.
6. Митоз — процесс деления клетки, в результате которого образуются две генетически идентичные дочерние клетки. Митоз играет важную роль в росте, развитии и регенерации организмов.
7. Мутация — изменение в генетической структуре организма, обычно вызванное ошибками в репликации ДНК или воздействием окружающей среды. Мутации могут вносить изменения в гены и, таким образом, способствовать эволюции организмов.
8. Экосистема — совокупность живых организмов и их взаимодействие с окружающей средой. Экосистемы включают в себя такие элементы, как живые существа, водные и наземные системы, климатические условия и другие факторы.
9. Генетика — наука, изучающая наследственность и изменчивость организмов. Генетика исследует передачу генетической информации от родителей к потомству, структуру и функцию генов, а также генетические болезни и механизмы их возникновения.
10. Биоразнообразие — разнообразие живых организмов на Земле. Оно включает в себя видовое разнообразие, генетическое разнообразие и разнообразие экосистем
Биоразнообразие имеет важное значение для экологического равновесия и устойчивого развития планеты
Биосоциальное развитие человека
Как правило, все объяснения биологического и социального как наиважнейших факторов в человеке подвергаются наиболее резкой критике. Обусловлено это тем, что невозможно отдавать главенствующую роль в формировании человека и общества лишь одной группе факторов, игнорируя другую. Таким образом, более логичным кажется взгляд на человека как на биосоциальное существо.
Связь двух базовых начал в данном случае подчеркивает их общее влияние на развитие индивида и общества. Достаточно привести пример с младенцем, который может быть обеспечен всем необходимым в плане поддержания физического состояния, но без общества он не станет полноценным человеком. Только оптимальное соотношение биологического и социального в человеке может сделать его полноправным членом современного общества.
Вне социальных условий одни только биологические факторы не смогут сформировать из ребенка человеческую личность. Есть и еще один фактор влияния социального на биологическую сущность, который заключается в удовлетворении базовых природных потребностей через социальные формы деятельности.
Можно взглянуть и с другой стороны на биосоциальное в человеке, не разделяя его сущности
При всей важности социокультурных аспектов, естественные природные факторы также входят в ряд первостепенных. Как раз благодаря органичному взаимодействию и уживается биологическое и социальное в человеке
Кратко представить биологические потребности, дополняющие социальную жизнь, можно на примере продолжения рода, употребления пищи, сна и т. д.
Заключение
Несмотря на значительное продвижение науки во многих областях, вопросы антропогенеза по большей части остаются без ответа. Во всяком случае, нельзя сказать, какие конкретно доли занимает биологическое и социальное в человеке. Философия сталкивается и с новыми аспектами изучения этого вопроса, которые появляются уже на фоне современных изменений индивида и общества. Но есть и некоторые точки схождения мнений. Например, очевидно, что процессы биологической и культурной эволюции идут совместно. Речь идет о связи генов с культурой, но при этом их значение неодинаково. Первостепенная роль все же отводится гену, который становится конечной причиной большинства мотивов и поступков, совершаемых человеком.
Какие биологические и социальные черты обуславливают, по мнению автора, существование социальных институтов? Используя текст, укажите одну биологическую и одну социальную черту.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Одной из важных черт социального института является его соответствие «социальной потребности». Люди, видимо, не могут существовать без коллективных объединений — общностей и обществ, которые сохраняются в течение длительного времени. Эта тенденция, наверное, обусловлена биологической зависимостью людей друг от друга, преимуществами сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов, а также исключительной способностью людей взаимодействовать друг с другом на основе символической коммуникации. Но, несмотря на явные преимущества коллективной жизни по сравнению с индивидуальной, общества сохраняются не автоматически. Часть энергии общества должна быть направлена на самосохранение и самовоспроизводство. В связи с этим исследователи ввели понятие «социальных потребностей», или «социальных функций».
Практически все теоретики общественных наук стремились определить, что необходимо для поддержания жизнедеятельности общества. Карл Маркс считал, что основой общества является потребность в материальном обеспечении выживания, которую можно удовлетворить только посредством совместной деятельности людей; без этого общество не может существовать…
Другие теоретики общественных наук иначе рассматривают социальные потребности. Герберт Спенсер, сравнивавший общество с биологическим организмом, выделял потребность в «активной обороне» (речь идёт о военном деле) для борьбы с «окружающими врагами и грабителями», потребность в деятельности, поддерживающей «основные средства существования» (сельское хозяйство, производство одежды)‚ потребность в обмене (т.е. в рынках) и потребность в координации этих различных видов деятельности (т.е. в государстве).
Наконец, более современные исследователи составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества:
1. Коммуникация между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык.
2. Производство товаров и услуг‚ необходимых для выживания членов общества.
3. Распределение этих товаров и услуг.
4. Защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода), от других биологических организмов (например, насекомых-вредителей) и врагов.
5. Замена выбывающих членов общества путём биологического размножения и посредством усвоения индивидами определённой культуры в процессе социализации.
6. Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.
Эти социальные потребности удовлетворяются не автоматически. Для их удовлетворения необходимы совместные усилия членов общества. Эти совместные усилия осуществляются институтами. Экономические институты, включающие рынки и такие производственные объединения, как фабрики, созданы для удовлетворения 2-й и 3-й потребностей. Семья и учебные институты связаны с организованной деятельностью ради удовлетворения пятой потребности… И наконец, правовые и правительственные институты (суды, полиция и тюрьмы) осуществляют контроль за поведением членов общества.
(Н. Смелзер
)
Пояснение.
В правильном ответе должны быть указаны черты:
1) биологическая: биологическая зависимость людей друг от npyra, преимущества сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов;
2) социальная: наличие социальных потребностей.
Черты могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках