Цвета на фото
Безусловно, цвета на снимке должны выглядеть естественными: не быть желтоватыми, голубоватыми, зеленоватыми. За цвета на фотографии отвечает прежде всего настройка баланса белого. Нас окружают разные источники света: некоторые имеют теплое желтоватое свечение, некоторые — холодное голубоватое. Человеческий глаз адаптируется к окружающему освещению, и мы не замечаем существенной разницы.
Нарушенный баланс белого: цвета на фото получились неестественно холодными, голубоватыми.
Правильно настроенный баланс белого — слагаемое качественного фото.
Автоматика современных фотокамер тоже достаточно корректно сама настраивает баланс белого. Ошибается она как правило в сложных, необычных съемочных ситуациях. Например, при съемке в помещении с искусственным освещением. В любой фотокамере есть специальные предустановки баланса белого на этот случай. Выберите подходящую предустановку баланса белого, и цвета на фото станут естественными. Подробнее о балансе белого и его настройке, читайте в нашем специальном уроке!
Выбор предустановок баланса белого в меню фотоаппарата Nikon D5300
Не забудем и о том, что на цвета могут влиять и всевозможные фильтры и стили обработки, которые фотограф может выбрать на собственном фотоаппарате. Некоторые фотографы экспериментируют с ними, потом забывают их отключить, и в итоге все их фотографии имеют странные и неестественные цвета.
Настройки Picture Control в фотоаппаратах Nikon сильно влияют на передачу цветов и контраста на фото. Однако неумелая работа может сделать цвета на фото просто неестественными.
Если фотоаппарат систематически и в любых условиях выдает странные цвета на фото, проверьте, не включены ли какие-то фильтры и творческие стили!
Внимательный читатель может заметить, что в статье мы ничего не говорили о контрасте и насыщенности цветов на фото. На этапе съемки контраст и насыщенность цветов в основном зависят не от каких-то настроек фотоаппарата, а от выбранного сюжета и условий освещения. К примеру, снимая серые городские улицы в пасмурную погоду, мы наверняка получим не очень контрастные фото. Помимо этого, контраст и насыщенность цветов зависят от выбранного объектива и фотокамеры.
Нет такой настройки, которая заставит этот пасмурный кадр заиграть какими-то волшебными красками. На этапе съемки можно немного увеличить контраст и усилить цвета с помощью режимов Nikon Picture Control.
Кардинально же изменить ситуацию сможет лишь выбор более удачных условий съемки.
Увеличить или уменьшить контраст и насыщенность можно при обработке фото. Обработка изображения может быть как внутрикамерная (ее можно делать прямо в момент съемки) — с помощью применения тех же фильтров и творческих стилей, так и производиться на компьютере, например при обработке фотографий в формате RAW.
Итак, теперь мы знаем, какие параметры съемки отвечают за качество наших фотографий!
Использование всех факторов в работе
Для того, чтобы максимально полно управлять глубиной резкости и создавать кадры, воплощающие все ваши задумки, применяйте в работе над фотографией все вышеперечисленные способы управлять ГРИП: размер отверстия диафрагмы, фокусное расстояние, дистанция до точки фокусировки и разрешение — их можно объединить и создавать как малую, так и большую глубину резкости.
Например, если вы будете использовать длинный объектив с большим открытием апертуры, то ГРИП снимка будет не такой большой, как например, если бы вы снимали на расстоянии с помощью широкоугольника с малым открытием диафрагмы.
Если заменить широкоугольную оптику на телеобъектив, то изображение также изменится — при перемещении назад вам придется заново регулировать композицию на фотографии.
Когда вы приближаетесь к предмету и уменьшаете глубину резкости, а отдаляясь — увеличиваете. Работа с ГРИП представляет собой творческий процесс с бесконечным количеством вариантов снимков. Снимайте как можно больше фотографий, экспериментируя с апертурой и ее размерами, расстоянием от предмета до объектива и фокусным расстоянием.
Помните, что при фотографировании отсматривать получившиеся кадры лучше всего сразу — так вы сразу заметите недочеты и ошибки в работе, тут же их исправите.
Для того, чтобы разобраться в вопросе как можно лучше, к фотоаппаратам прилагается инструкция с диаграммой ГРИП для каждой остановки диафрагмы и расстояния фокусировки.
Как работает эффект «блюра» в камере?
Эффект «блюра» или размытие – один из самых популярных эффектов в фотографии и видео. Он используется для создания эстетического эффекта или для смягчения изображения. Размытие может быть применено как на определенные объекты, так и на всю сцену.
Что происходит в камере, когда применяется эффект «блюра»? Внутри камеры установлена специальная оптическая система, которая осуществляет фокусировку на объекте. Когда фокусная дистанция настроена на определенный объект, другие объекты, находящиеся ближе или дальше от камеры, получают размытый эффект.
При фокусировке камеры на объекте, получается резкое изображение, главный объект отрисовывается четко и детально. Однако, все остальные объекты в кадре, которые находятся за главным объектом или перед ним, получают эффект размытия.
Существуют разные способы применения эффекта «блюра» в камере:
- Оптическое размытие: Этот способ размытия основывается на использовании оптических элементов или линз, чтобы изменить путь света и создать эффект размытия. Такое размытие может быть заметно как в передней, так и в задней части кадра.
- Физическое размытие: В некоторых случаях, чтобы создать эффект размытия, объект перед фокусом намеренно смещают или двигают. Это создает эффект движения и размытия.
- Постобработка: В современных цифровых камерах можно применить эффект размытия после съемки с помощью программного обеспечения или приложений для редактирования фотографий.
Эффект «блюра» может быть использован для создания эстетического эффекта, чтобы сделать снимок более мягким или сказочным. Он также может использоваться для выделения главного объекта на фоне размытого фона. Зная, как работает эффект «блюра» в камере, вы можете с легкостью создавать потрясающие фотографии и видео.
Преимущества и недостатки блюр эффекта
Блюр эффект, или эффект размытия, широко используется в дизайне и фотографии для создания эстетического вида и достижения определенных эмоциональных эффектов. Вот некоторые преимущества и недостатки данного эффекта.
Преимущества
Недостатки
1. Создает эффект глубины и объемности
Блюр эффект может помочь привлечь внимание к определенной части изображения или создать ощущение глубины путем размытия заднего плана.
2. Улучшает эстетический вид
Блюр эффект может сделать изображение более мягким и приглушенным, добавить потрясающего эффекта, особенно в случае, когда фото имеет смутные или беспорядочные детали.
1. Потеря деталей. Размытый эффект может привести к потере некоторых деталей и информации на изображении, что снижает его четкость.
2. Искажение цветов. В некоторых случаях блюр эффект может повлиять на оттенки цветов, особенно на реалистичность кадра. Чрезмерное размытие может сделать изображение слишком «мягким».
3. Устраняет эффект шума. Блюр эффект может помочь сгладить небольшие шумы на изображении, создавая менее раздражающий и приятный визуальный опыт.
4. Обесцвечивание фона. При помощи блюр эффекта можно сделать фон фотографии менее ярким и менее отвлекающим, что позволяет сосредоточиться на основной части изображения.
3. Ограничение обработки. Блюр эффект является относительно простым и ограниченным способом обработки изображений, и может не подойти для всех типов фотографий или дизайна.
4. Возможное использование нарушителями приватности. Блюр эффект может использоваться для скрытия конкретных деталей на фотографии, что может быть незаконным или неправильным использованием.
Как блюрит камера изображения?
Процесс блюрения изображения в камере происходит путем создания размытости в фокусе и окружающих его областях. Этот эффект достигается путем изменения объектива или физических параметров камеры.
Одним из самых основных методов блюрения изображения является регулировка диафрагмы объектива. Диафрагма — это устройство внутри объектива, которое контролирует количество света, проходящего через объектив. Путем изменения размера отверстия диафрагмы можно регулировать глубину резкости изображения.
Чем больше отверстие диафрагмы, тем меньше глубина резкости в кадре. Это означает, что фокусирующийся объект будет четким, а все, что находится перед или за ним, будет размытым. Небольшое отверстие диафрагмы, наоборот, создаст более глубокую глубину резкости, при которой большая часть кадра будет четкой.
Кроме диафрагмы, другим методом блюрения изображения является регулировка фокусного расстояния объектива. При изменении фокусного расстояния можно добиться разных эффектов блюринга, таких как пятна или равномерное размытие.
Также существуют специальные объективы, которые предназначены для создания эффекта боке. Боке — это эффект размытия, при котором исходное изображение становится размытым и приобретает различные формы окружающих световых точек.
Все эти методы блюрения изображения позволяют создавать фотографии с различными эффектами размытия, добавляя кадру глубину и интересность.
Профессиональные советы по устранению блюра на фото
Блюр на фотографиях может возникать по разным причинам, и часто это связано с неверно выбранной фокусировкой во время съемки или смазанным движением камеры. К счастью, существуют способы, которые помогут вам устранить блюр и сделать ваши фотографии более четкими и резкими.
1. Используйте программы для обработки фотографий. Существует множество специализированных программ, таких как Adobe Photoshop или GIMP, которые содержат инструменты для устранения блюра. Воспользуйтесь функцией «Резкость» или «Размытие» в этих программах, чтобы улучшить четкость фотографии.
2. Используйте фильтр «Уменьшение шума». Некоторые программы имеют специальный фильтр, который помогает уменьшить шум и блюр на фотографии. Этот фильтр работает на основе математических алгоритмов и может значительно улучшить качество изображения.
3. Примените метод «двойной фокус». Этот метод заключается в создании двух или более копий одной и той же фотографии с разными уровнями фокусировки. Затем эти копии объединяются в одну с помощью специального алгоритма, который устраняет блюр и делает фотографию более резкой.
4. Обратитесь к профессионалу. Если у вас есть фотографии с сильным блюром, которые не удаётся устранить самостоятельно, то лучшим решением может быть обращение к специалисту. Фотографы и специалисты по обработке фотографий имеют доступ к специальным инструментам и знаниям, которые помогут устранить даже самый сильный блюр на вашей фотографии.
Следуя этим профессиональным советам, вы сможете значительно улучшить качество ваших фотографий и устранить нежелательный блюр
Не забывайте, что важно выбирать правильную программу для редактирования фотографий и быть внимательным при обработке изображений, чтобы не ухудшить их качество
Методы пространства изображения (image-space approaches)
Идеальный метод
Линейная фильтрация (linear filtering)
где B — размытое изображение, psf — ядро фильтра, x и y — координаты в выходном изображении, S — исходное изображение, i и j — координаты во входном изображении.
PSF может в некотором смысле учитывать оптические эффекты, такие как дифракцию и интерференцию. Недостатки метода: нехватка интенсивности, ненепрерывная глубина.
Пересечение и дискретизация (occlusion and discretization)
На верхнем изображении видны чёрные полосы — артефакты, происходящие от применения послойного размытия без использования ObjectId (картинка Barsky).
Симуляция рассеяния тепла (simulated heat diffusion)
физический процессДифференциальные уравненияКарта position map, используемая вместо карты глубины в этом методе, содержит информацию о трёх измерениях точки, а не только о глубине (картинка Barsky).
Что такое «ƒ» (относительное отверстие объектива)
Итак, что такое апертура? Апертура определяется размером отверстия, через которое свет может попасть в камеру. Апертура измеряется в так называемых “ƒ”, которые представляют собой отношение диаметра входного зрачка объектива к его заднему фокусному расстоянию. Таким образом, чем меньше апертура, тем шире отверстие и, следовательно, больше света может достигнуть сенсора, что приводит к меньшему количеству шума на фото.
Меньший размер апертуры также имеет преимущество, когда дело доходит до уменьшения времени выдержки, необходимого для захвата нужного количества света, что уменьшает размытость при съемке в движении или в дрожащих руках. В сочетании с хорошей стабилизацией меньший размер апертуры способен подарить фотографу четкий кадр даже в не самых хороших условиях.
Говоря об объективах камер, любители фотографии часто ассоциируют более широкую апертуру с меньшей глубиной резкости, что позволяет получить тот самый эффект размытия фона под названием Боке. Однако камера смартфона с апертурой ƒ/2.2 на самом деле обеспечивает только глубину резкости, эквивалентную диафрагме ƒ/13 или ƒ/14 на полнокадровой камере, что приводит к небольшому размытию, поэтому современные смартфоны, которые хвастают отличным Боке, на самом деле добиваются этого эффекта с помощью софта.
Хотя широкая диафрагма не является гарантией высокого качества камеры, меньшее значение диафрагмы обеспечивает попадание на сенсор большего количества света, что сокращает время срабатывания затвора и уменьшает размытость и количество шума на фото. Это значение всегда следует рассматривать в сочетании с размером пикселей, так как для более крупных пикселей необязательно требуется более широкая апертура для захвата достаточного количества света. Тем не менее, небольшие пиксели и маленькая диафрагма – верный признак того, что в условиях низкой освещенности будут возникать проблемы.
Советы и рекомендации по применению эффекта «блюра»
Эффект «блюра» является одним из наиболее популярных и эффективных эффектов, применяемых в фотографии и видео. Он придает изображению или сцене эстетическую мягкость, размывая края и детали. Пользоваться этим эффектом может быть полезно в различных ситуациях, включая портретную фотографию, архитектурную съемку или создание эффекта глубины.
Вот несколько советов и рекомендаций по применению эффекта «блюра»:
Определите цель: Прежде чем начать использовать эффект «блюра», определитесь, какую атмосферу или эмоцию вы хотите передать с помощью такого эффекта. Более резкое размытие может создать романтическое или мечтательное настроение, тогда как более слабое размытие может придать изображению легкость и нежность.
Выберите подходящий тип размытия: В зависимости от вашей цели, выберите подходящий тип размытия. Сфокусированный блюр убирает детали вокруг выбранной точки фокуса, создавая своеобразный эффект «макро». Радиальный блюр создает размытую зону вокруг выбранного объекта
Гауссовский блюр создает равномерное размытие по всему изображению.
Используйте блюр для фокусировки на главном объекте: Если вы хотите акцентировать внимание на конкретном объекте, примените блюр на остальной части изображения
Таким образом, главный объект станет более выделенным и привлекательным.
Дозируйте эффект размытия: Важно правильно дозировать эффект размытия
Слишком сильный или слишком слабый размытый эффект может испортить восприятие изображения. Используйте плавные и аккуратные размытия, чтобы сохранить естественность и баланс в изображении.
Используйте маску или покадровый блюр: В некоторых случаях может потребоваться применить эффект «блюра» только к определенным областям изображения
В этом случае можно использовать маску или покадровый блюр, чтобы контролировать, на какой части изображения будет применен эффект.
Экспериментируйте: Эффект «блюра» предоставляет широкие возможности для творчества. Не бойтесь экспериментировать с различными типами блюра, настройками и комбинациями эффектов. Это поможет вам найти уникальный стиль и подход, который отразит вашу индивидуальность и креативность.
Использование эффекта «блюра» может значительно улучшить визуальное впечатление от фотографии или видео. Следуя вышеперечисленным советам и рекомендациям, вы сможете достичь желаемого эффекта и создать привлекательные, эстетические и эмоционально насыщенные изображения или видео.
Как всё-таки проверить резкость?
Если вы склонны к дотошному изучению ваших фотографий на предмет резкости, сперва убедитесь, что делаете это правильно. Что значит правильно? А вот что:
- Всегда рассматривайте снимки на стопроцентном увеличении. Любой масштаб отличный от 100 % генерируется на основе исходного изображения с использованием алгоритмов передискретизации, которые не всегда хороши, и что хуже всего, отличаются у различных программ, которые вы можете использовать для просмотра. Допустимо увеличить изображение до 200 или даже 300 %, но только при условии, что вы используете интерполяцию методом ближайшего соседа (она же – ступенчатая интерполяция). Если программа не позволяет выбрать данный алгоритм – остановитесь на 100 %.
- Используйте родное разрешение монитора. Только оно обеспечивает попиксельную резкость. Уменьшив разрешение, вы, может быть, и сделаете картинку крупнее, но при этом неизбежно размоете её в той или иной степени.
- VGA кабель, соединяющий монитор с видеокартой, в силу своей аналоговой природы может вносить искажения в передаваемую по нему информацию. Не забудьте синхронизировать монитор с сигналом видеокарты, благо на большинстве мониторов это можно сделать автоматически. Ещё более прогрессивным решением будет использование цифрового DVI соединения.
Что касается проверки фотооборудования, то я настоятельно не рекомендую использовать тестовые таблицы. Ни один объектив, за исключением разве что макрообъективов, не проектируется для фотографирования плоских поверхностей. Наш мир как минимум трёхмерен. Когда вы снимаете плоские таблицы, не позволяет обеспечить равномерную резкость одновременно по центру и по краям кадра, т.к. центр и края находятся от вас на разном расстоянии. Это особенно наглядно при малой глубине резкости. Вы рискуете разочароваться в объективе, который, быть может, показал бы себя с лучшей стороны при съёмке реальных, объёмных сцен.
Испытывая объектив, снимайте удалённые предметы таким образом, чтобы фокус приходился на бесконечность. Этим вы обеспечите максимально равномерную резкость по всему кадру, даже на больших диафрагмах. Лучше всего снимать деревья и прочие природные объекты, устроенные по принципу фрактала, т.е. части которых повторяют единое целое. Вам нужен одинаковый уровень детализации при любом увеличении. Рукотворные объекты, особенно примитивные тестовые таблицы, не обладают подобным свойством.
Охотясь за фронт- или бэк-фокусом, не забывайте, что для многих объективов характерны определённые компромиссы. К примеру, у зум-объектива может наблюдаться небольшой бэк-фокус в телеположении и столь же небольшой фронт-фокус в широкоугольном положении. Точность фокуса может различаться также в зависимости от дистанции фокусировки. Если эти погрешности невелики и фокус попадает в зону ГРИП, то у вас не должно быть причин для беспокойства. В любом случае, верить нужно в первую очередь результатам реальной съёмки.
У одного и того же объектива резкость может плавать в зависимости от дистанции фокусировки, а у зум-объективов ещё и в зависимости от фокусного расстояния. Это нормально – чем универсальнее объектив, тем больше компромиссных решений использовано при его проектировании.
Нужно отличать дефекты фотооборудования от конструктивных особенностей. Для любого объектива можно подобрать условия, при которых он проявит себя не с лучшей стороны. Это не брак. Просто вы вышли за пределы возможностей вашей аппаратуры. Теперь вы знаете, чего с ней делать не следует, какие значения диафрагмы, фокусные расстояния и прочие параметры хороши, а какие не очень. Извлечь максимум пользы из этих сведений – возможность, которой совестно пренебрегать.
Спасибо за внимание!
Василий А.
Сравнение и рейтинг объективов по силе размытия фона.
Рейтинг посчитан с помощью готового калькулятора на сайте Сергея Елизарова. Честно признаюсь, формулы в калькуляторе выше моего понимания, поэтому расчет привожу как есть. Могу только сказать, что визуально все выглядит очень логично, по моему мнению.
Вводные для расчета:
Снимаем на полнокадровый аппарат погрудный портрет с вертикальной ориентацией кадра.
Объективы у нас с разным ФР, поэтому, дистанция от аппарата до модели для всех объективов разная, исходя из требования одинакового масштаба. Это важная оговорка!
За моделью на разных расстояниях находятся различные объекты заднего фона.
На графике по горизонтальной оси отложена дистанция от модели до объектов заднего фона. Подчеркиваю, не от аппарата, а от модели.
По вертикали отложена рассчитанная калькулятором величина кружка рассеивания в мм*100.
Чем линия графика выше, тем сильнее объектив размывает задний фон.
Обратите, кстати, внимание, что более длиннофокусные объективы лучше размывают дальние дистанции, а менее длиннофокусные — ближние
Это тоже очень важно
В легенде я расставил объективы по размытию на длинных дистанциях, т.к. это более очевидно
Но я считаю, при съемке портрета очень важно размыть именно ближайший фон, чтобы отделить модель от него. Модель лучше отделить от фона, даже если она стоит недалеко от чего-то
Поэтому, помните, универсального рейтинга не бывает. Смотрите по конкретным задачам. В особо принципиальных случаях скачайте калькулятор и погоняйте его самостоятельно со своими вводными.
В рейтинге только отечественные объективы. Если вас интересует импорт — найдите в перечне аналог, наверняка есть. В расчете от объектива берется только ФР и светосила, ничего более.
Рейтинг ориентируется только на техническую силу размытия. Я никак не касаюсь художественности стороны вопроса и тем более — прочих характеристик объективов. Не нужно понимать рейтинг как деление на объективы «хуже» и «лучше».
Итак, рейтинг.
Что видно?
Верхние две позиции занимают довольно экзотические объективы Яшма-4Н 2.8/300 и Оберон-11К 2.8/200. ТТХ Яшмы, понято, запредельные, что поднимает его очень высоко в рейтинге.
На третьем месте вполне доступный Таир-3 4.5/300. Учитывайте только, что со своими 300 мм он в лидерах по размытию только дальних дистанций. Ну и размер его учитывайте с весом вместе.
Далее все объективы идут плотнячком, обращу внимание на некоторые только позиции. 1
Хорошо смотрится современный российский Зенитар-N 1.4/85. Причем, как на дальних дистанциях, так и на ближних. Ближние дистанции я считаю очень важными. Причем ценник на объектив достаточно комфортный, если сравнивать с соседями по рейтингу и современными импортными. Объектив выпускается с несколькими типами креплений
1. Хорошо смотрится современный российский Зенитар-N 1.4/85. Причем, как на дальних дистанциях, так и на ближних. Ближние дистанции я считаю очень важными. Причем ценник на объектив достаточно комфортный, если сравнивать с соседями по рейтингу и современными импортными. Объектив выпускается с несколькими типами креплений.
2. Лидер по размытию коротких дистанций Зенитар-E 0.95/50. Знаю отзывы знакомого специалиста, отзывы самые положительные. Объектив отличный, однако дорогой. И крепление имеет только под байонет Sony.
3. Также хорошо размывает близкие дистанции старый добрый Гелиос-40 1.5/85.
4. Юпитер-21М 4/200 — ровно в середине рейтинга и это очень хорошие показатели, учитывая, что это один из самых дешевых вариантов среди перечисленных
Обратите внимание, если выбираете объектив для размытия
5. Современный Зенитар-N 1.2/50 в рейтинге рядом с Юпитер-9 2/85, обходя его на коротких дистанциях.
Вот как-то так.
Дисторсия: бочка, подушка и перспектива
Этот термин описывает искривление исходно прямых линий внутрь или наружу, которое может повлиять на отображение объёма:
Подушка | Бочка |
---|
Типы и причины. К наиболее распространённым категориям дисторсии относятся:
Искажение перспективы |
Синяя точка отображает направление камеры;
красные линии отмечают сходимость параллельных прямых.
- Подушка. Она появляется, когда исходно прямые линии искривляются внутрь кадра. Обычно ей подвержены телеобъективы или дальнее фокусное расстояние вариобъектива (зума).
- Бочка. Появляется, когда исходно прямые линии искривляются наружу. Обычно присуща широкоугольным объективам или широкоугольному (ближнему) фокусному расстоянию вариобъектива.
- Искажение перспективы*. Проявляется в сходимости исходно параллельных прямых. Его причиной является положение камеры (оно появляется, если линия зрения камеры не перпендикулярна параллельным прямым); на примере деревьев или архитектуры это обычно означает, что камера не направлена к линии горизонта.
При съёмке пейзажей обычно наиболее заметны искажения горизонта и деревьев. Положение линии горизонта в центре кадра может помочь минимизировать влияние всех трёх видов дисторсии.
*Техническое примечание: перспективные искажения технически не являются дисторсией, поскольку это естественная характеристика объёмного зрения. Мы видим их своими глазами, однако наше сознание знает действительное положение объектов в пространстве и потому не воспринимает линии как сходящиеся. За дальнейшей информацией по теме обратитесь к статьям о широкоугольных объективах и о применении сдвига объективов tilt/shift для управления перспективой.
Коррекция. К счастью, каждый из вышеприведенных типов дисторсии поддаётся коррекции. Однако применять её следует, только когда это необходимо, — например, когда предмет съёмки содержит выраженно прямые линии или имеет чёткую геометрию. Чаще всего наиболее чувствительна к дисторсии архитектурная съёмка, тогда как в пейзажах она значительно менее заметна.
Photoshop: регуляторы коррекции дисторсии
Программы обработки изображений обычно предлагают регуляторы для бочки/подушки, а также перспективных искажений по горизонтали и вертикали. Не забудьте использовать координатную сетку (если возможно), чтобы упростить себе оценку результатов обработки на предмет прямоты и параллельности линий.
Недостатки. Поскольку края кадра в процессе коррекции дисторсии искривляются, обычно требуется кадрирование, которое может повлиять на композицию. Кроме того, коррекция перераспределяет разрешение в изображении; в результате удаления подушки края станут несколько резче (за счёт центра), тогда как удаление бочки усилит резкость в центре (за счёт краёв). Например, для широкоугольных объективов бочка обычно является способом борьбы с размытием краёв, которое типично для объективов этого типа.
Автоматические профили коррекции объективов
Многие современные программы обработки снимков в формате RAW могут корректировать недостатки объективов, используя предустановки для широкого набора сочетаний камер и объективов. Если эта возможность доступна, она может сэкономить массу времени. Adobe Camera RAW (ACR), Lightroom, Aperture, DxO Optics и PTLens предоставляют такую возможность в своих последних версиях.
Не бойтесь регулировать корректировку от стандартного значения до 100% (полная коррекция). Кто-то предпочтёт сохранить некоторую виньетку и дисторсию, но при этом полностью устранить хроматические аберрации, например. В случае ХА, впрочем, наилучшие результаты обычно достигаются последующей доводкой вручную.
Если вы используете коррекцию объектива как часть процесса обработки фотографий, очерёдность её применения может повлиять на результат. Шумоподавление обычно более эффективно до коррекции ХА, однако повышение резкости следует производить после удаления ХА, поскольку может на него повлиять. Впрочем, если вы используете программы обработки формата RAW, незачем беспокоиться о порядке применения — он будет правильным.
Хроматические аберрации
Хроматические аберрации (ХА) проявляются как неприглядная цветная кайма на контрастных границах. В отличие от предыдущих двух недостатков объективов, хроматические аберрации обычно видны только при просмотре снимка на экране в полном размере или в отпечатках большого размера.
исходный снимок | до и после в масштабе 1:1 |
Вышеприведенная коррекция эффективна, поскольку присутствуютпреимущественно радиальные ХА, которые легко удалить.
Типы и причины. Хроматические аберрации, пожалуй, наиболее разнообразны и сложны в подавлении, а их влияние существенно зависит от предмета съёмки. К счастью, феномен ХА можно достаточно легко понять, разделив его на три составляющих:
Радиальные ХА | Соосные ХА | Окрашивание |
---|
Технические примечания. Чистые радиальные ХА случаются, когда каналы цветности изображения записывают различные относительные размеры (однако все они находятся в чётком фокусе). Чистые соосные ХА возникают, когда каналы цветности имеют одинаковый относительный размер, но некоторые из них находятся не в фокусе. В случае окрашивания может иметь место комбинация радиальных и соосных ХА, однако в масштабах микролинзы сенсора, а не объектива.
- Радиальные хроматические аберрации устранить проще всего. Они проявляются как двуцветная кайма в направлениях от центра изображения и нарастают к его краям. Обычно кайма бывает сине-фиолетовой, но может присутствовать и сине-жёлтый компонент.
- Соосные хроматические аберрации коррекции не поддаются, либо она возможна лишь частично, с нежелательными эффектами в других частях изображения. Проявляются как одноцветное гало вокруг контрастной границы и меньше зависят от положения в кадре. Гало зачастую приобретает пурпурный оттенок, его цвет и размер могут порой быть улучшены некоторым смещением фокусировки объектива вперёд или назад.
- Окрашивание засветок обычно коррекции не поддаётся. Это уникальный феномен цифровых сенсоров, который приводит к избирательным засветкам — на уровне сенсора создаются цветные пятна, обычно синие или пурпурных оттенков. Наиболее часто они случаются в резких, зеркальных засветках при использовании компактных камер с высоким разрешением. Классическим примером являются границы верхушек деревьев и листва в ярком белом небе.
Некоторая комбинация разных типов ХА присутствует в любом снимке, однако их сравнительное влияние может существенно меняться в зависимости об выбранного объектива и предмета съёмки. Как радиальные, так и соосные ХА более заметны в дешёвых объективах, тогда как окрашивание засветок более заметно в старых компактных камерах; все они становятся более заметны при высоком разрешении.
Примечание: хотя соосные ХА и окрашивание обычно равномерны по всем границам, они могут не выглядеть таковыми, в зависимости от яркости и цвета конкретной границы. В связи с этим их зачастую путают с радиальными ХА. Радиальные и соосные ХА порой также называют поперечными (латеральными) и продольными, соответственно.
Photoshop: регуляторы коррекции ХА
Коррекция хроматических аберраций может существенно повлиять на резкость и качество изображения — особенно по краям кадра. Однако лишь некоторые компоненты ХА могут быть удалены практически полностью. Сложность состоит в том, чтобы определить и применить соответствующий инструментарий к каждому из компонентов по отдельности — не усугубив при этом остальные. Например, подавляя соосные ХА в одной части изображения (ошибочно используя для этого инструментарий для радиальных ХА), вы скорее всего ухудшите внешний вид остальных частей.
Начните с обработки высококонтрастной границы вблизи края кадра и контролируйте процесс, используя для оценки эффективности экранный масштаб 100-400%. Зачастую лучше всего начинать с радиальных ХА, используя регуляторы красно-голубого и сине-жёлтого, посколькуих проще всего удалить. Затем всё, что осталось, скорее всего является комбинацией соосных ХА и окрашивания, которые можно уменьшить, используя инструмент для удаления каймы (Photoshop: «Defringe»)
Неважно, с каких параметров настройки вы начнёте, здесь результата добиваются исключительно опытным путём
→ | → | |||
Оригинал при 400% | После подавления радиальных ХА |
После подавления соосных ХА и окрашивания |
---|
Фрагмент из верхнего левого угла предыдущего снимка.
Впрочем, не стоит надеяться на чудо; некоторое окрашивание и соосные ХА практически всегда присутствуют. Особенно это заметно на источниках освещения ночью, звёздах и прямых отражениях от металла и воды.
соосные ХА и окрашивание | уменьшены (но не удалены) |
---|