Что такое ассоциативное мышление и как его развить

Практическое применение ассоциативного ряда

Ассоциативный ряд широко применяется в психологии для анализа и диагностики когнитивных процессов, исследования памяти и ее связи с речевой деятельностью человека. Также этот инструмент используется в психотерапии и психологическом консультировании для выявления скрытых мотивов и эмоций, а также для помощи в раскрытии бессознательного.

При применении ассоциативного ряда в практических целях можно использовать следующие методики:

  1. Тест ассоциаций. Это методика, при которой испытуемым предлагается называть первое слово, которое приходит им в голову при услышанном стимуле-слове. Этот тест позволяет изучать ассоциативные связи и структуру личности, выявлять характеристики когнитивных процессов.
  2. Цепочки ассоциаций. При этом методе испытуемым предлагается называть, также как и в тесте ассоциаций, первое слово, которое им приходит на ум, но в отличие от теста ассоциаций, каждая последующая ассоциация должна быть связана с предыдущим словом. Этот метод помогает выявить особенности структуры мышления и ассоциативных связей.
  3. Ассоциативные карты. В данном методе используется создание и анализ ассоциативных карт — графических представлений ассоциаций и связей между ними. Такой подход позволяет визуально представить ассоциативные связи и взаимосвязи между понятиями и помогает лучше понять особенности мышления испытуемого.

Для проведения практической работы с ассоциативным рядом необходимо выделить контрольную группу испытуемых и группу экспериментальных объектов. Экспериментальной группе предлагается выполнение тестов, связанных с ассоциативным рядом, в то время как контрольная группа выполняет аналогичные тесты без использования этого инструмента. Это позволяет установить разницу в результате и дать более точные выводы о влиянии ассоциативного ряда на когнитивные процессы и связи.

В целом, ассоциативный ряд — это мощный инструмент для изучения речевой и когнитивной деятельности человека, а также для применения в практической психологии и психотерапии.

Почему так происходит?

Ассоциативный ряд – это явление, согласно которому после предъявления одного стимула возникает активация связанных с ним стимулов. Это объясняется особенностями работы нашей памяти и ее организации.

В основе ассоциативного ряда лежит концепция связи. Когда мы воспринимаем стимулы, в нашей памяти они ассоциируются с другими стимулами, которые мы ранее встречали. Эти ассоциации могут быть основаны на смысловой связи, пространственном расположении или временнóй последовательности событий.

Использование ассоциативного ряда в психологии позволяет исследователям лучше понять, как работает наша память и как осуществляется процесс восприятия информации. Также ассоциативный ряд может быть полезным инструментом для развития памяти, тренировки мозга и повышения эффективности обучения.

Процесс формирования ассоциативного ряда происходит на основе нескольких принципов:

  • Принцип близости: стимулы, которые находятся близко друг к другу во времени или пространстве, связываются в единый ряд. Например, если мы слышим два слова одновременно или видим два объекта рядом, то они могут вызвать ассоциации друг с другом.
  • Принцип похожести: стимулы, которые имеют сходство в свойствах или характеристиках, связываются между собой. Например, если мы видим два красных объекта, то они могут вызвать ассоциации друг с другом.
  • Принцип контраста: стимулы, которые противоположны друг другу по каким-либо характеристикам, могут вызвать ассоциированные реакции. Например, если мы видим черный и белый объекты, то они могут вызвать ассоциации друг с другом.
  • Принцип условного рефлекса: стимулы, которые ассоциируются с полезными или негативными последствиями, могут вызвать соответствующую реакцию. Например, если мы ассоциируем звук сигнала тревоги с опасностью, то при слышании этого звука мы можем испытывать страх.

Таким образом, ассоциативный ряд – это сложный механизм, который позволяет нам запоминать и впоследствии вспоминать информацию. Он является основой для формирования нашей памяти и создания ассоциаций между различными стимулами вокруг нас.

Как работает ассоциативное мышление

Вот некоторые способы, которыми работает ассоциативное мышление:

Создание связей между идеями

Ассоциативное мышление позволяет нам создавать связи между различными идеями и концепциями. Мы можем соединять их на основе сходства, контраста или какой-либо другой логической связи. Например, если мы услышим слово “книга”, мы могли бы ассоциировать его с “знаниями”, “образованием” или “читателем”.

Аналогии и метафоры

Ассоциативное мышление также позволяет нам использовать аналогии и метафоры для выражения идей. Мы можем рассматривать одно понятие как другое или использовать образное выражение для передачи нашего сообщения. Например, “жизнь – это как игра шахмат, где каждый ход важен” или “яркий как солнце”.

Проявление креативности

Ассоциативное мышление позволяет проявить креативность и оригинальность в своих мыслях и идеях. Способность видеть связи между разными понятиями позволяет нам думать за пределами обычных рамок и находить новые пути и решения. Это может быть особенно полезно в креативных профессиях, таких как дизайн и искусство.

Ассоциативное мышление и память

Ассоциативное мышление также связано с процессом запоминания и воспоминания. Мы можем использовать ассоциации, чтобы лучше запомнить информацию и связывать ее с уже существующими знаниями. Например, использование ассоциативных карт и диаграмм может помочь нам запомнить сложные концепции или последовательности.

Пробуждение эмоций

Ассоциации, вызываемые ассоциативным мышлением, могут также пробуждать эмоции. Мы можем ассоциировать определенные идеи или предметы со счастьем, грустью, радостью или страхом. Это может влиять на наши эмоциональные реакции и создавать определенную атмосферу.

Применение ассоциативного мышления в повседневной жизни

Ассоциативное мышление может быть полезным и в повседневной жизни. Например, мы можем использовать ассоциации, чтобы запомнить необходимые вещи перед выходом из дома, составлять списки дел или решать проблемы в креативных процессах. Кроме того, ассоциативное мышление может помочь нам в коммуникации, формировании идей и принятии решений.

Преимущества ассоциативного мышления: Недостатки ассоциативного мышления:
  • Стимулирует креативность
  • Помогает запомнить информацию
  • Позволяет находить новые решения
  • Приводит к формированию оригинальных идей
  • Может привести к непоследовательности мыслей
  • Может вызывать перегрузку информации
  • Не всегда предоставляет точное решение
  • Может затруднять концентрацию

Таким образом, ассоциативное мышление играет важную роль в формировании наших идей и понимания окружающего нас мира. Оно помогает нам находить новые связи и решения, стимулирует креативность и помогает нам запоминать информацию. Однако, необходимо учитывать и некоторые ограничения и недостатки этого типа мышления.

Фонетический алфавит и слова-колышки

Этот метод отлично подходит для запоминания длинных последовательностей цифр, скажем, телефонных номеров. Для его использования вам необходимо зазубрить слова, соответствующие определённым числам.

Именно зазубрить, так как эти ассоциации — основа использования метода. Если вы будете знать их назубок, то запомнить, например, пять или десять двеннадцатизначных чисел будет делом техники. Для начала освойте так называемый фонетический алфавит — пары цифр и соответствующих им согласных звуков. Самое простое — взять уже разработанный авторами книги:

1 — Т 2 — Н 3 — Ш 4 — Ч 5 — П 6 — С 7 — Г 8 — В 9 — Д 0 — К

Чтобы вам было легче запомнить его, воспользуйтесь «подпорками»:

  • звук «т» содержит одну вертикальную палочку (1),
  • «н» — две (2),
  • «ш» — три (3),
  • слово «четыре» начинается со звука «ч», буква которого к тому же своим написанием копирует эту цифру,
  • начальный звук слова «пять» — «п», пусть этой буквой и обозначается цифра,
  • звук «с» похож на незавершённую цифру 6,
  • «г» — зеркальное отражение семёрки,
  • «в» практически повторяет написание цифры 8,
  • «д» — это начальный звук слова «девять»,
  • а 0 похож на круг («К»).

Несложно, верно? Далее — чтобы запоминать многозначные числа, составляйте фразы, последовательность согласных звуков (не букв!) в которых будет служить ключом к последовательностям цифр в сложных числах. Значение имеют только звуки, привязанные к десяти цифрам, на остальные не обращайте внимания.

Гарри Лорейн

На первый взгляд это кажется сложным, но чем чаще вы будете пользоваться этим методом, тем проще вам будет применять его в дальнейшем. Пример — чтобы запомнить последовательность 06822229205718882, зафиксируйте в памяти фразу: «Красивая обнажённая блондинка прыгает вверх и вниз». Порядок значимых звуков в ней следующий: к, с, в, н, н, н, н, д, н, к, п, г, т, в, в, в, н, что соответствует порядку цифр, которые необходимо запомнить.

Слова-колышки — логичное развитие метода фонетического алфавита. Смысл в том, чтобы составлять фразы, содержащие слова со значимыми звуками, соответствующими различным числам. Например, для цифры 1, слово-колышек — «тумба» (вы можете придумать свои слова, главное, чтобы соблюдалось правило соответствия звуков цифрам), для цифры 2 — имя «Ной» и так далее. Двузначные числа: 11 — «торт» или «татами» (два звука «т»), например, 15 — «трап» («т» и «п»), 20 — «норка» («н» и «к») и так далее. Чтобы запомнить любой длины числа, вам достаточно будет сформировать фразу со словами-колышками и попытаться представить себе соответствующий ей яркий образ, что сделать гораздо проще, чем зубрить последовательность из множества цифр.

Ассоциативная психология

Это направление науки о душе появилось в конце XVIII – начале XIX века. Его представители – Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, Д. Гартли – пытались объяснить внутреннюю жизнь человека ассоциациями, возникающими в его сознании.

Объединив все существующие в данном направлении концепции, можно назвать его ключевые положения:

1. Душа и сознание человека тождественны.

2. Психическая деятельность личности базируется на ощущениях, являющихся первостепенными элементами.

3. Второе место отводится чувствам человека, его представлениям о мире и мыслительным процессам.

4. Ассоциации – это трансформации первичных ощущений во вторичные.

5. Закрепление ассоциации в сознании человека происходит при условии ее частого повторения. Чем ярче будет эмоциональная окраска образа, тем четче он отпечатается в психике.

Одним из основных недостатков ассоциативной психологии была субъективность выводов ее приверженцев. Не удивительно, что в XX веке она была потеснена другими течениями, но успела наложить отпечаток на практику науки о душе.

Заметным достижением ассоцианизма, оставленным в наследство современной психологии, является технология получения информации посредством ассоциативного эксперимента. На основе связей, непроизвольно выстраивающихся в сознании человека, раскрывается его внутренний мир и мотивы поведения.

Данный способ получения истинной информации применяется в ряде ситуаций:

1. Установление объема словарного запаса человека. Испытуемому предлагают перечень слов и просят написать первую пришедшую в голову ассоциацию на каждое из них.

2. Определение адекватности понимания стимулирующих факторов. Например, называют слово «лимон» и наблюдают за тем, насколько интенсивно отделяется слюна у испытуемого.

3. Выявление степени причастности человека к преступлению в криминалистике

Особо пристальное внимание уделяется ассоциациям, которые выдаются подозреваемым сразу, без раздумий

Специалисты отмечают такие преимущества данных экспериментов:

• простота;

• доступность;

• надежность полученной информации.

Главная же ценность ассоциативного эксперимента заключается в том, что он является лакмусовой бумажкой подсознательных процессов человека. Подобные сведения представляют собой большую ценность для исследователя.

Ассоциация: что такое

Итальянский литератор Джанни Родари использовал трогательное сравнение, чтобы наглядно показать процесс формирования ассоциаций. Он уподобил произнесенное слово камню, брошенному в реку. Этот камень порождает круги распространяющихся волн на воде, которые заставляют все окружающее воду колыхаться: листья, камыш, крошечные стрекозы, даже поплавок удочки. Слова и фразы, которые мы слышим, вызывают реакцию в нашем уме, вызывая воспоминания, образы и размышления точно так же, как волны от камня.

Ассоциация представляет собой естественную связь между отдельными объектами, явлениями и фактами, которые отражаются в нашем сознании и укрепляются в памяти

Важно понимать, что ассоциации существуют исключительно внутри человеческого разума и не имеют реального аналога во внешнем мире

Идея существования ассоциаций ушла корнями в античные времена, и мы можем найти рассуждения об этом у великих философов, таких как Платон и Аристотель, а также у других древних мыслителей. Тем не менее развитие этой концепции в средние века замедлилось, включая развитие в науке. Термин «ассоциация» был введен только в семнадцатом веке английским ученым Джоном Локком.

Как же возникают эти взаимосвязи? Человеческий мозг — это мощный механизм по обработке информации. Все поступающие в него данные проходят через разнообразные процессы обработки, включая анализ, синтез и сравнение друг с другом. В результате этих процессов временные нервные связи формируются в мозге, что позволяет выявить сходство между объектами и явлениями.

Например, когда человек видит объект, зрительный образ поступает в мозг, который анализирует его и создает ассоциации, основанные на ранее увиденных образах. Это и есть процесс формирования ассоциаций.

Таким образом, ассоциации — это результат взаимодействия множества образов, хранящихся в нашем сознании, и могут быть обусловлены сходством между этими образами.

Аналогичный процесс можно наблюдать в современных поисковых системах в Интернете. Как только мы начинаем вводить первые буквы запроса, поисковая система моментально предлагает возможные варианты, которые соответствуют введенным буквам. Это своеобразное проявление ассоциативного мышления в цифровой среде, где в «сознании» поисковика генерируются ранее введенные образы, имеющие схожие признаки с новой информацией. 

Ассоциации представляют собой результат развитого абстрактного мышления и присущи только человеческому сознанию и сознанию других высших приматов. Примером того, как ассоциации могут играть важную роль, служит язык «йеркиш», который имеет только письменную форму и используется для общения с обезьянами. Чем выше интеллект человека, тем больше разнообразных ассоциаций к одному и тому же предмету он может создать. Известно, что у людей с интеллектуальными нарушениями возникают определенные трудности в установлении связей между объектами.

Изучению ассоциаций посвятил свои исследования И. М. Сеченов, выдающийся русский ученый. Изучая рефлексы головного мозга, он пришел к выводу, что ассоциации можно рассматривать как соприкосновение предшествующего рефлекса с последующим.

Связи между явлениями и предметами возникают спонтанно и непрерывно, поскольку ощущения и рефлексы головного мозга также возникают непрерывно. Раздражители, которые вызывают ассоциации, могут быть как внешними факторами, такими как визуальные и звуковые восприятия, так и внутренними, такими как физические ощущения (например, боль в животе может вызвать воспоминание о съеденном ранее жирном куске мяса). Иногда ассоциации могут возникнуть даже от определенных мыслей. Часто случается, что одна случайная мысль становится источником целой цепи других мыслей и образов. Английский исследователь Т. Бьюзен удачно сравнил процесс ассоциаций с фейерверком: сначала появляется одна идея, которая «взрывается», порождая несколько новых идей, которые в свою очередь также «взрываются» и порождают множество других мыслей — и так далее, многократно.

Роль ассоциаций в мышлении

Ассоциативное мышление – это самое обычное мышление, которыv пользуется человек на протяжении всей жизни. Без ассоциаций мышление человека невозможно. Поскольку ассоциация – это установление новых связей между элементами в психике человека, а это и есть одна из важнейших функций мышления.

Ассоциации являются базовым механизмом мышления. Именно благодаря связям между различными образами, блоками информации и образуется процесс мышления, появляется возможность переходить от одной мысли к другой, приходить к выводам, производить анализ и синтез.

Адекватность ассоциаций к реальности

Важным аспектом ассоциаций является их достоверность и адекватность к реальности. Мышление построено на воспроизведении в ментальном, мысленном, идеальном пространстве психики человека информации о реальном мире в максимально приближённом, достоверном виде для того, чтобы иметь возможность эффективно выживать и развиваться.

Чем информация в психике человека более полно и достоверно описывает реальность, тем проще человеку выживать и решать встающие перед ним задачи. Если информация, хранящаяся в его психике, разительно отличается от реальности, то это неизбежно станет причиной страданий человека и проблем с его выживанием (в широком смысле слова).

Установление адекватных реальности, достоверных и полных ассоциативных связей играет ключевую роль в вопросах выживания человека, его развития и в более узком смысле – его счастья и удовольствия.

Например, примером адекватной ассоциативной связи может являться знание о том, что огонь при соприкосновении с рукой человека причинит ему боль. А примером неадекватной ассоциативной связи может выступить противоположная ассоциация, где прикосновение к огню рукой будет ассоциироваться у человека с удовольствием.

При этом вне зависимости от ассоциативных связей в психике человека, реальность будет такой, какая она есть. И задача состоит в том, чтобы ассоциативные связи наиболее полно и адекватно воспроизводили в психике реальную картину мира.

Конечно, достичь абсолютно адекватного восприятия реальности и абсолютно полных и достоверных ассоциативных связей невозможно, и тем не менее именно стремление к этому – к наиболее точному воспроизведению реальности в психике (настолько, насколько это возможно) и является вопросом повышения выживаемости человека и его эффективности во всех сферах его жизни.

Конструктивные и деструктивные ассоциации

Как уже было отмечено выше, ассоциации – это механизм мышления, который является обязательным для существования и работоспособности личности и психики человека. Тем не менее, различные ассоциации, хранящиеся в нашей психике, могут быть как конструктивными и полезными, так и деструктивными, разрушительными.

Чем полнее и адекватнее к реальности ассоциативная связь, тем, как правило, она конструктивнее, поскольку позволяет человеку адекватно воспринимать различные объекты, явления и события, окружающие его, в том числе и себя самого, и тем самым выстраивать адекватное поведение и поступки для достижения своих целей и удовлетворения своих потребностей.

Кроме того, ассоциации могут быть конструктивными, работающими на устойчивость психики человека и достижение им его целей. Например, уважение к сопернику и конкуренту (о какой бы области не шла речь), самоуважение, как форма ассоциаций с самим собой, и так далее.

Иные же ассоциативные связи могут быть крайне разрушительными для личности и жизни человека. Например, низкая самооценка как внутренний набор ассоциативных знаний о самом себе, как о неудачнике, человеке недостойном или не достигающим результатов и побед.

Наиболее деструктивные ассоциативные ряды могут провоцировать у человека появления различные психологических болезненных состояний и заболеваний.

Нарушение ассоциативного мышления

Нарушения ассоциативного мышления выражаются в изменении его темпа, целенаправленности и стройности. Серьёзные болезненные нарушения ассоциативного мышления являются предметом изучения в литературе по психиатрии и клинической психологии, в разделе психопатологии.

Были выявлены некоторые закономерности нарушений мыслительного процесса. Исходя из симптомов нарушений, разделяют, например, расстройства по форме и по содержанию. В первом случае речь идёт о нарушениях ассоциативного процесса мышления (то, как человек мыслит), а во втором – нарушения суждений (то, что человек думает, разного рода навязчивые состояния, бред, сверхчерные идеи). Ниже мы рассмотрим только некоторые виды нарушений ассоциативного мышления:

1. По изменению темпа мышления:

  • Ускорение, заметно опережающий всех остальных темп обработки информации, генерации идей, принятия решений, иногда скачки идей. Такое ускорение характерно для маниакальных состояний.
  • Замедление темпа, чрезмерное затягивание обдумывания и принятия решений.
  • Непроизвольное вторжение мыслей (ментизм), мешающее мыслительному процессу, сбивающее с темы.
  • Остановка мышления – обрыв течения мыслей, их непроизвольная остановка.

2. По подвижности, живости процесса мышления:

  • Изобилие детализации, второстепенных подробностей, несущественных для темы.
  • Излишняя обстоятельность, усугубляющая предыдущий пункт излишними отвлекающими ассоциациями и деталями.
  • Вязкость мыслей, при которой мышление перестаёт быть продуктивным, теряется нить разговора.

3. По грамматическому построению речи:

  • Использование клише, готовых штампов, шаблонов или вопросов при построении ответа, то есть использование речевых стереотипов.
  • Повторение лишенных смысла слов, звуков или фраз.
  • Бессвязное повторение слов или их сочетаний, в которых нет ни логического, ни грамматического построения.

4. По целенаправленности:

  • Излишняя витиеватость при выражении простой мысли.
  • Соскальзывание с темы в пространное рассуждение на отвлечённую ассоциацию с последующим возвращением к теме.
  • Многословное пустое и пространное разглагольствование без цели, «ни о чем» (резонёрство).
  • Направление усилий не на решение вопроса, а на исполнение протокола (формализм).
  • Рассмотрение вопроса с разных углов зрения, с разными критериями оценки, меняя уровни обобщения,  з-за чего невозможно принятие окончательного решения (разноплановость).
  • Нечеткое, противоречивое использование понятий, когда понять, о чем речь, почти невозможно (аморфность).
  • Нарушения логики мышления, при котором страдают или предпосылки, или причинно-следственные связи, или доказательства.
  • Символизм, понятный только самому пациенту, и больше никому.
  • Патологическое нахождение новых смыслов в словах, исходя, например, из количества букв или из их рифмования с тем или иным, (например, «счастливым» или «несчастливым) словом.
  • Аутистическое мышление – такое, которое касается только внутреннего мира пациента, закрытого для посторонних.
  • Архаическое мышление – в его основе лежат старинные стереотипы, суждения, взгляды, далекие от современности.
  • Персеверация (упорство, настойчивость) – при этом человек настойчиво повторяет слова, фразу или дело, даже если уже исчерпан уместный контекст.
  • Разорванность (отсутствие логической связи между понятиями, суждениями и умозаключениями), хотя грамматический строй речи при этом может быть и не нарушен.

Для поддержания мозга в тонусе важно комплексное развитие его познавательных функций, таких как внимание, мышление, память и восприятие. Для их развития можно использовать регулярные занятия c помощью увлекательных онлайн игр выполненных в виде упражнений для развития мышления у взрослых

Мы искренне желаем Вам полезного и увлекательного времяпрепровождения и успехов в саморазвитии!

Мы искренне желаем Вам полезного и увлекательного времяпрепровождения и успехов в саморазвитии!

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Люди обладают способностью во время мыслительного процесса при восприятии какого-нибудь понятия актуализировать непроизвольное появление другого образа. Мысленное построение ассоциаций является важнейшей особенностью человеческого разума.

От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.

В чем польза и особенности применения ассоциативного поведения

Польза ассоциативного поведения:

  • Улучшение запоминания: Ассоциации позволяют нам запоминать информацию более эффективно. Подключение дополнительных ассоциативных путей позволяет лучше вспоминать заданные факты и события.
  • Развитие креативности: Ассоциативное мышление способствует развитию креативности. Ассоциации, возникающие в нашем разуме, могут быть неожиданными и странными, что позволяет нам видеть вещи с нестандартной точки зрения и создавать новые идеи.
  • Улучшение когнитивных навыков: Ассоциативное поведение требует от нас активного поиска связей и анализа информации. Это способствует развитию критического мышления, логического рассуждения и способности делать связи между различными концепциями.
  • Эмоциональная связь: Ассоциации могут быть эмоционально окрашенными и создавать сильные эмоциональные связи. Например, определенный запах или мелодия может вызывать воспоминания и эмоции, связанные с определенным событием или человеком.

Особенности применения ассоциативного поведения:

  1. Индивидуальность: Ассоциации могут быть различными у каждого человека и зависят от индивидуального опыта и контекста. Одно и то же слово или событие может вызывать разные ассоциации у разных людей.
  2. Цикличность: Ассоциации могут быть цикличными и возвращаться снова и снова. Это означает, что определенные ассоциации могут постоянно возникать при определенных стимулах.
  3. Уязвимость: Ассоциации могут быть подвержены воздействию и изменяться с течением времени. Например, после негативного события ранее положительные ассоциации могут стать негативными.
  4. Обратимость: Ассоциации могут быть изменены и переоценены. Сознательное изменение ассоциаций может быть полезным, особенно в случае негативных или неэффективных связей.
  5. Взаимосвязь: Ассоциации между разными стимулами могут быть связаны между собой. Одна ассоциация может вызывать другую, что позволяет нам запоминать информацию более эффективно и создавать более сложные ассоциативные сети.

Ассоциативное поведение является важным инструментом для мышления и обучения. Оно позволяет нам лучше запоминать, анализировать информацию и принимать эффективные решения на основе прошлого опыта. Понимание особенностей и применение этого процесса может помочь нам эффективнее использовать наш ум и достигать успеха в разных областях жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Опытный компьютерщик
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: