Музыкальный строй
Чтобы разобраться, что такое бемоли и диезы, а также научиться ими пользоваться, нам придется окунуться в прошлое. Но не переживайте, зарываться в подробностях мы не станем, остановимся лишь на основных моментах.
Если вы бывали на балете или посещали оперу, то помните, что перед представлением из оркестровой ямы доносятся звуки всех инструментов – это музыканты их настраивают. Само слово «настраивают» говорит нам о том, что у инструментов есть определенный музыкальный строй.
Музыкальный строй — система, в которой каждая нота звукоряда (До Ре Ми Фа Соль Ля Си) имеет конкретную высоту звука. Эта высота выражается в герцах (количество колебаний звуковой волны в секунду), поэтому музыкальный строй — это совокупность числовых соотношений.
Любой интервал (две ноты звучащие одновременно) – это совокупность двух частот. При соотношении этих частот возникает либо приятное звучание, в музыкальной терминологии – консонанс; либо терпкое и резкое — диссонанс. Послушайте как они звучат.
Консонансы:
Диссонансы:
В средневековье многие интервалы звучали как диссонансы. Некоторые тональности не использовали по той причине, что музыка в них звучала грязно и фальшиво. Поэтому музыканты избегали их и не могли использовать всю музыкальную многогранность. И все эти неудобства заключались в несовершенстве музыкального строя.
Человечество перепробовало ни один строй, прежде чем пришло к тому, коим мы пользуемся сейчас. Вот наиболее значимые из них:
- Пифагоров строй
- Среднетоновый строй
- Чистый строй
- Равномерно темперированный строй
Сначала, люди пользовались Пифагоровым строем, но он был не универсальным, потому что многие сочетания звуков давали фальшивое звучание. Затем появился Среднетоновый строй. Но и в нем нашлись изъяны — не все интервалы звучали одинаково в разных октавах. Тогда был предложен музыкальный строй называемый Чистым. В этом строю звукоряд также был разделен на 12 полутонов, но из-за математической ошибки, не все частоты звукоряда были совместимы. Как следствие – приятно слуху звучали лишь 6 мажорных тональностей и их параллельные миноры. В остальных тональностях музыка звучала фальшиво.
Равномерно темперированный строй был предложен еще в XVI веке. Несмотря на это, он долгое время не получал широкого распространения. Прошла еще ни одна сотня лет, прежде чем родился величайший композитор Иоганн Себастьян Бах, который популяризировал равномерно темперированный строй. Этим строем мы пользуемся и по сей день.
В равномерно темперированном строе октава делится на 12 РАВНЫХ полутонов. Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. На клавишном инструменте полутон, это две соседние клавиши. Взгляните:
Как вы знаете нот в музыке всего семь: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Вот как они располагаются на клавиатуре пианино:
Помимо белых клавиш на клавиатуре пианино существуют еще и черные. Если сосчитать сколько белых и черных клавиш в одной октаве, то получится как раз 12. Можно было бы дать каждому звуку свое имя, но исторически сложилось иначе – ввели знаки альтерации.
Альтерация – это понижение или повышение основных ступеней звукоряда, без изменения их названий.
Для повышения ступени используют знак, который называется «диез». Для понижения существует знак «бемоль». Есть и другие знаки альтерации, но обо всем по порядку.
Поиск нот на гитаре
Теперь, когда вы знаете, как читать основные ноты и позиции нот, давайте посмотрим, как найти эти ноты на гитарном грифе.
Давайте начнем с поиска нот на открытых струнах.
Как вы можете видеть на приведенной выше диаграмме, ноты на открытых струнах охватывают широкий диапазон.
Вот пример гаммы до мажор, сыгранной от низкой открытой струны Ми до высокой струны Ми. Для удобства понимания где играть указанные ноты, снизу добавлена табулатура.
8va и 8vb (октава вверх и октава вниз)
Мы можем расширять добавочные линии, насколько у нас есть место, но это может стать трудным для чтения, когда используется много добавочных линий.
Если нам нужно сыграть очень низкие или высокие ноты на гитаре, вместо того, чтобы использовать добавочные, мы можем использовать символ, чтобы “сдвинуть” нотный стан вверх или вниз на октаву.
В приведенном ниже примере вы можете видеть, что над нотным станом написано “8va” и пунктирная линия.
Это означает, что каждая нота ниже пунктирной линии должна воспроизводиться на октаву выше написанной.
Во втором такте показаны те же самые четыре ноты без символа 8va. Вы можете видеть, что использование 8va облегчает чтение этих нот.
8va означает ‘на октаву выше’, а 8vb означает ‘на октаву ниже’.
Если нота находится очень высоко на грифе, вы можете увидеть, что используется 15 ma. Это символ для обозначения двух октав выше.
А как насчет низких нот? В то время как для стандартной гитары не требуется ничего большего, чем 8vb, чтобы отобразить все ноты, некоторые гитаристы настраиваются ниже (например, дроп-D или гитары с расширенным диапазоном).
Вместо того, чтобы использовать другой символ, вы, скорее всего, увидите, что используется басовый ключ. Ноты на басовом ключе расположены иначе, чем на скрипичном, поэтому имейте это в виду, если увидите басовый ключ.
Большой выбор недорогих электрогитар здесь
Диезы и бемоли
Теперь, когда мы познакомились с нотами, приступим к знакомству с знаками альтерации или диезами и бемолями.
Например, вот ноты E, F и G (открытый, первый и третий лады) на первой струне:
Что, если бы мы захотели сыграть на втором ладу?
Чтобы показать эти промежуточные ноты, мы используем знаки диезов и бемолей.
Символ диеза (выглядит как #) означает воспроизведение ноты на один полутон выше. Один полутон на гитаре – это расстояние в один лад.
Итак, чтобы сыграть второй лад на высокой струне E, мы используем символ диеза слева от ноты F, чтобы сказать, что мы хотим сыграть ноту на один полутон выше, чем F:
Эта нота называется “Фа диез”. Это на один полутон выше, чем F.
Так же мы можем использовать знак бемоля (выглядит как b), что означает исполнить ноту на один полутон ниже.
Всякий раз, когда вы видите ноту с бемолем, просто подумайте про себя, что вам нужно сдвинуться вниз на один лад, чтобы сыграть ее.
Вы можете заметить, что в ноте G внезапно появляется новый символ, это называется бекар и объясняется позже.
Вот несколько других примеров нот с диезами и бемолями.
Потренируйтесь выяснять, как называются эти ноты, затем попытайтесь найти их на грифе.
Повторяющиеся знаки альтерации
Что произойдет, если вы захотите сыграть четыре ноты C # (до диез) подряд?
В стандартной нотации вы не пишете символ диеза четыре раза подряд. Вместо этого вы пишете символ в первый раз, и предполагается, что одна и та же нота играется с диезом по умолчанию.
В приведенном выше примере может показаться, что вам нужно сыграть C #, за которым следуют три ноты C, но на самом деле это четыре ноты C #. Знак диеза продолжается до конца такта, но не пишется.
Если вы продолжите воспроизведение C# в следующем такте, вы увидите, что знак диеза появляется при первом повторном воспроизведении C # во втором такте.
В приведенном выше примере вы можете увидеть, что существует восемь нот C #. Четыре в первом такте и четыре во втором. Знак диеза пишется только один раз на такт в первой ноте C#. Во второй раз, когда вы видите ноту C, это означает, что вы должны сыграть ее как C#.
Все, о чем говорилось выше, также относится и к бемолям. Если вы повторяете в такте идентичную ноту с бемолем, вам не нужно писать знак снова, если он находится в том же такте.
Знак бекар
Что произойдет, если вы сыграете F#, а затем захотите сыграть F после нее в том же такте?
Для этого мы используем знак бекара, как показано ниже:
Символ бекар дает указание нам отменить символ диеза или бемоля, который использовался до него, и воспроизвести чистую ноту (без диезов и бемолей, например: F вместо F #).
Развитие нотной записи
Нотная запись развивалась с течением времени, начиная от простых символов, представляющих определенные высоты звука, и заканчивая сложной системой обозначений, включающей различные типы нот, символы и маркировка. Одной из самых ранних форм нотной записи является нотация neume, используемая в средневековой музыке, в которой использовались простые символы для обозначения изменения высоты тона. Следующее значительное продвижение в нотной записи произошло в период Возрождения, когда была разработана нотоносная система. Нотоносная система состоит из пяти параллельных линий, на которых размещаются музыкальные ноты, и до сих пор широко используется.
Знаки ключей
Существует несколько типов знаков ключей, но наиболее распространенными являются ключ фа, ключ до и ключ соль.
Каждый знак ключа имеет свою ассоциацию с определенным инструментом или группой инструментов. Например, ключ фа обычно используется для инструментов с низким звучанием, таких как фортепиано, фагот или бас-гитара. Ключ до используется для пения в диапазоне средних голосов, а ключ соль – для инструментов с высоким звучанием, таких как скрипка или флейта.
Как правило, знаки ключей помещаются в начале нотного стана, на определенной линии, которая определяет высоту ноты. Затем ноты размещаются на линиях и пространстве, исходя из выбранного ключа.
Знание знаков ключей известно как обязательное требование нотного исполнителя, так как они помогают установить правильную интерпретацию музыкальных произведений.
Буквенное обозначение нот и знаков альтерации
Ноты иногда называют буквами латинского алфавита. В этой системе ноты ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ соответствуют буквам C, D, E, F, G, A, H (в американской системе нота Си обозначается звуком B). Диез и бемоль в этой системе тоже имеют буквенные обозначения: диез – is; бемоль – es.
Чтобы обозначить повышение ноты, к букве добавляют суффикс «is». Так Ре диез будет звучать как «Dis», Ля диез – «Ais» и так далее.
Чтобы понизить ноту, добавляем суффикс «es». Соль бемоль – «Ges», Ре бемоль – «Des». Однако Ми бемоль принято называть «Es», а не «Ees»; Ля бемоль — «As», а не «Aes». А для ноты Си бемоль ввели отдельную букву — «B».
В американской системе нота Си всегда обозначается буквой «B», а Си бемоль записывают как «B» со значком бемоля:
В таблице ниже, вы найдете буквенные обозначения нот, а также их альтерированные названия:
Буквенную систему обозначения звуков, особенно любят музыканты эстрадных направлений. Правда, они привыкли упрощать все еще больше, поэтому аккорд по умолчанию считают мажорным, а если нужно указать его минорный окрас, они добавляют букву «m». Так Ми минор будет Еm, Ми мажор просто Е, а До диез минор – C#m. Например:
Музыканты с академическим образованием для обозначения мажора и минора используют слова dur и moll соответственно. Аккорд Ре бемоль мажор можно записать как Des dur, а аккорд До диез минор — Cis moll. Но чаще термины dur и moll используют для обозначения тональностей.
Когда мы называем какую-либо тональность, мы, по сути, обозначаем тонику и лад. Допустим, тоника Ми бемоль, а лад – мажор. Такую тональность мы называем «Ми бемоль мажор». Но тональности также можно называть в буквенной системе. Так Ми бемоль мы заменим буквами «Es», а мажор — словом «dur». Получится Es dur.
И раз уж мы заговорили о тональностях, мне бы хотелось еще раз обратиться к альтерации.
Любая черная клавиша считается альтерированной до тех пор, пока мы не обладаем сведениями о тональности. Без этих данных, мы по умолчанию находимся в тональности До мажор или Ля минор, где звукоряд состоит из всех белых клавиш, а любая черная клавиша является повышенной или пониженной ступенью лада. Однако в условиях конкретной тональности, альтерацией будет называться отклонение от данного звукоряда. Например, в тональности Соль мажор, нота Фа диез является основной ступенью, поэтому она не будет считаться альтерированной.
История возникновения
Греческая музыка и способы записи музыкальных композиций имели своеобразные особенности в древности. Однако, перед введением нотной гармонии, существовала более простая форма нотации, которая была широко распространена в Греции и других древних цивилизациях.
Первые формы музыкальной нотации возникли в Древнем Египте и Месопотамии. Эти системы использовали знаки и символы для обозначения высоты звуков и ритма музыки в песнях и музыкальных произведениях. Однако, эти системы были сложными и труднопонятными для большинства людей.
В Древней Греции, которая считается родиной западной музыки, музыканты и философы стремились к более логичной и удобной системе нотации. Они искали способы записи музыкальных композиций и уточнения гармонизации инструментов, таких как лира, аула и кифара. Однако, первые попытки нотации музыки были несовершенными и оставались лишь примитивными символами, используемыми для письма и ритуальных целей.
Одним из первых шагов в сторону гармонической нотации было введение системы письма, основанной на буквах алфавита. Это позволило записывать музыкальные фразы и аккорды, а также их последовательность. Эта система нотации использовалась в Древней Греции с V века до н.э. и называлась «письменная нотация».
Однако, письменная нотация была сложной и труднопонятной для большинства музыкантов. В V веке до н.э. древнегреческий ученый и философ Пифагор создал систему нотации, основанную на математических пропорциях и отношениях. Она использовала числа и показывала соотношения и интервалы между нотами. Эта система нотации стала известна как «пифагорейская нотация» и сыграла важную роль в развитии гармонии и музыки в Греции.
Таким образом, история возникновения музыкальной нотации гармонии в древней Греции пройден долгий и эволюционный путь от простых символов и знаков до более сложных систем письма и числовых отметок. Эти системы нотации стали основой для развития музыки и гармонии в древней Греции и впоследствии в западной музыкальной традиции.
Первые проявления звуковой записи
Звуковая запись является одной из самых древних форм передачи и сохранения музыкальной информации. Уже в древней Греции существовала первая форма музыкальной нотации, представляющая собой запись гармонии песен в виде слов и символов.
Однако, еще задолго до появления письменности и записи звуковой информации на бумаге, люди использовали различные способы для фиксации музыки. Древние народы использовали различные материалы и техники для создания первых звукозаписей.
- Пещерные стены: В древние времена, люди рисовали фигуры и символы на стенах пещер. Некоторые исследователи предполагают, что некоторые из этих рисунков содержат нотации, которые могли служить для передачи музыкальной информации.
- Использование камней и костей: Другой способ записи музыки был связан с использованием камней и костей. Человек мог пометить камень или кость символами или линиями, чтобы обозначить определенные мелодии или ритмы.
- Использование коры деревьев: Некоторые древние племена использовали кору деревьев, чтобы создавать записи музыки. Они могли вырезать символы или рисунки на поверхности коры, чтобы передать мелодию или ритм.
В древности не существовало единого стандарта для записи музыки, и каждая культура разрабатывала свои собственные методы и символы. Эти первые проявления звуковой записи явились основой для развития более сложных систем нотации и нотных символов в последующие эпохи.
Сегодня мы можем видеть отголоски этих первых проявлений звуковой записи в современных нотационных системах, которые позволяют музыкантам легко передавать музыкальную информацию и играть на инструментах с использованием нотных партитур.
Использование чисел и букв
В древней Греции гармония была представлена числами и буквами. Они использовали систему нумерации, основанную на пирамиде Птолемея. Каждая октава разбивалась на семь ступеней, которые обозначались буквами от α (альфа) до γ (гамма).
Кроме букв, для обозначения музыкальных нот использовались числа. Каждая нота была пронумерована, причем числа шли в порядке возрастания от низких к высоким. Например, нижняя нота была обозначена числом 1, следующая — числом 2 и так далее.
Использование чисел и букв вместе позволяло устанавливать соответствие между конкретной нотой и буквой. Например, первая буква альфа (α) соответствовала нижней ноте, вторая буква бета (β) — следующей ноте и так далее.
Такая система нотации гармонии позволяла музыкантам быстро и удобно записывать и воспроизводить музыкальные произведения. Она также обеспечивала возможность передачи знаний и опыта от одного поколения к другому.
Большая и малая бемольные тональности
Большая бемольная тональность — это тональность, которая имеет перед собой на диаграмме ключевых знаков четыре бемоля. Она образуется при добавлении к обычной семиобразной тональности ещё двух бемолей. В результате, в большой бемольной тональности все ноты, кроме нот си, ми, ля, ре и ля♭, изменяются вниз на поледициму.
Малая бемольная тональность образуется при добавлении к обычной семиомноейной тональности ещё пяти бемолей. Отличие малой бемольной тонионатси от большой в том, что в малой доходно не толькоо ноты ре и ля, но изменяются и ноты си, ми и ля на одну кому снизу.
Помимо обозначения ключевых знаков бемолей в начале нотного стана, большая и малая бемольные тональности имеют и свои особенности в обозначении аккордов. Например, в большой бемольной тональности для обозначения аккорда септимы вместо символа «7» используется символ «♭7». Также, в малой бемольной тональности, для обозначения аккорда минорного септаккорда используется символ «♭7».
Подводя итог, большая и малая бемольные тональности представляют собой специфические варианты тональностей, которые отличаются добавлением дополнительных бемолей к обычным семиоброным тональносттиям. Знание этих основных правил поможет лучше понять структуру и характер бемолных тональностей и успешно использовать их при игре на музыкальном инструменте или вокале.
Знаки альтерации — Диезы и бемоли на клавиатуре фортепиано
Такое равенство двух звуков по высоте при различной записи их называется энгармонизмом (от гр. энгармониоз — слаженный, сходящийся), а звуки -энгармоничными
Это явление позволяет изменять любой звук основного звукоряда, не обращая внимание на то, есть ли рядом с основным звуком черная клавиша (кнопка) или нет. Итак, Ми-dies энгармонически равный звуку фа, фа-бемоль — звуку ми, си-диез — звуку до, до-бемоль — звуку си
Знак альтерации пишут на нотном стане перед нотой, которую надо изменить, и он действует на нее в пределах всего такта и одной октавы. По тактовой черте действие знака альтерации прекращается. Когда же изменен звук повторяется во втором или других тактах еще раз, его пишут снова со знаком альтерации.
Правила использования «двух бемолей возле ноты»: гармонические предпочтения
Использование двух бемолей возле ноты в музыке имеет свои особенности и гармонические предпочтения. В данной статье мы рассмотрим правила использования «двух бемолей» и их влияние на гармонию и тоническую структуру произведения.
Когда два бемоля стоят возле ноты, это обозначает снижение ее звука на два полутона. Такая нота называется двойносниженной или «двойно отклоненной».
Основное правило использования двойного снижения заключается в создании особой гармонической напряженности и усиления функции сниженного звука.
- Часто двойное снижение используется в хроматической гармонии для создания более сложных и напряженных аккордов. Это может происходить при использовании аккордов с расширениями, например, в основе аккорда септимы (7 ступень) по отношению к тонике.
- Также двойное снижение может использоваться для создания модуляций, когда мы хотим подготовить слушателя к переходу в другую тональность. Использование двух бемолей в этом контексте сигнализирует о надвигающихся изменениях в гармонии.
- Часто двойное снижение используется для создания напряженности и диссонанса. Это может происходить путем использования неожиданного двойного снижения в моментах музыкального конфликта, таких как борьба между гармоническими линиями или характеризации темы с помощью диссонансных звуков.
Интерпретация двойного снижения и его гармонические предпочтения зависят от контекста произведения, стиля и намерений композитора. Чтение и анализ музыкальных партий, содержащих двойные снижения, позволяет понять, какие эффекты хотел добиться композитор и как они вписываются в общую гармоническую структуру произведения.
В целом, использование двух бемолей возле ноты требует аккуратного отношения и понимания их роли в гармонической структуре. Используя их с умом и чувством музыкальности, можно достичь более выразительного и гармонически вдохновленного исполнения.
Символ скрипичного ключа
- Скрипичный ключ — один из самых узнаваемых символов в нотной записи.
- Он также известен как символ сольного ключа и используется для обозначения высоких нот в нотной записи.
- Символ скрипичного ключа помещается в начале нотоносца и указывает высоту нот, которые будут воспроизводиться на линиях и пробелах этого нотоносца.
Символ скрипичного ключа берет свое начало в средневековой системе обозначений и со временем эволюционировал, чтобы стать символом, который мы знаем сегодня. Его форма происходит от буквы G и указывает высоту нот, расположенных на второй линии нотоносца, то есть на линии G. Интересно отметить, что положение линии G на нотном стане не фиксировано и может варьироваться в зависимости от типа ключа, используемого в записи.
Символ скрипичного ключа используется в различных музыкальных жанры, в том числе классическая, эстрадная и джазовая музыка. Это важный символ в нотной записи, который имеет решающее значение для передачи правильного тона и размещения музыкальных нот на нотоносце.
Символ | Название | Функция |
---|---|---|
?? | Скрипичный ключ | Обозначает высокие ноты |
?? | Басовый ключ | Обозначает низкие ноты |
?? | Альтовый ключ | Обозначает среднюю высоту звука |
?? | Теноровый ключ | Обозначает более высокие ноты в басовом диапазоне или более низкие ноты в высокочастотном диапазоне |
Музыкальная нотация прошла долгий путь от своих простых корней neume до сложной системы символов и маркировка, используемая сегодня. Символ скрипичного ключа является одним из самых узнаваемых символов в нотной записи и играет важную роль в передаче правильной высоты тона и размещении музыкальных нот на нотоносце.
Второй способ запомнить ноты на грифе гитары
Второй и более простой метод предназначен для тех, кто стремится понимать аккорды, играя аккомпанемент к песням.
Буквенные обозначения нот
Буквы нот соответствуют первой букве в названии гитарных аккордов.
Чтобы освоить этот прием, достаточно знать звуки всего на трех низких струнах: «Ми» — ми, «А» — ля, «ре» — Д. «ре» — ре, «ми» — ми, «фа». «- F,« sol »- G,« la »- A,« si »- H). В ноте «си» есть две буквы, которые могут обозначать это, это буквы H и B. В нашем случае мы будем использовать букву H на октаву выше, поэтому все остальные звуки будут повторяться и идти в том же порядке. Например, тринадцатый лад имеет те же ноты, что и первый лад и т.д.
Основы музыкальной нотации
В музыкальной нотации используются различные символы для обозначения высоты звука, его длительности, темпа, артикуляции и других музыкальных характеристик. Основными символами музыкальной нотации являются ноты, паузы, длителеьность, клавиши, линии и прочие знаки. Комбинируя эти символы, можно записать музыкальное произведение, которое впоследствии может быть исполнено музыкантами.
Ноты — основные элементы музыкальной нотации. Они обозначают высоту звука и его длительность. Ноты представляются точками на нотном стане, которые располагаются на линиях или между ними. Каждая нота имеет свое название и соответствующий ей продолжительность.
Паузы — символы, обозначающие периоды тишины в музыкальном произведении. Паузы могут иметь различную длительность и обозначаются специальными символами, аналогичными нотам.
Длительность — показатель, определяющий продолжительность нот и пауз. Она обозначается числами, размещенными на нотной оси или над ней. Чем выше число, тем дольше длится звук или тишина.
Клавиши — символы, применяемые для обозначения высоты звуков на музыкальных инструментах с клавишами, таких как пианино. Клавиши обозначаются буквами и цифрами и располагаются на нотном стане.
Линии — горизонтальные линии, используемые для указания высоты нот. Они располагаются на нотном стане и могут быть добавлены при необходимости.
Другие знаки — в музыкальной нотации также используются различные знаки и символы для обозначения темпа, динамики, артикуляции, фразировки и других характеристик музыкального произведения.
Знание основ музыкальной нотации позволяет музыкантам читать и записывать музыкальные произведения, а также понимать инструкции и указания композитора. Разбор музыкальной нотации — важный элемент обучения музыке и является неотъемлемой частью работы музыканта.
Описание знаков альтерации. Запись повышенных или пониженных звуков
Диез показывает повышение основного звука на полтона. Его пишут перед нотой, на том самом месте (на линиях или между ними), где расположена и соответствующая нота:
Бемоль -снижает основной звук на полтона. Его также пишут перед нотой, на том самом месте, где стоит соответствующая нота:
Черных клавиш или кнопок в пределах октавы пять, и каждая из них соответствует повышенному или пониженному основному звуку, между которыми она расположена. Звуки, соответствующие этим клавишам (кнопкам), имеют два разных названия и записываются двумя способами. Например, звук между до и ре может быть записан как до — диез (потому что он выше на полтона), а также как ре-бемоль (потому что он ниже ре на полтона). То именно касается и других измененных звуков. Итак, звуки записываются по-разному, а практически по высоте — одинаковые.
Такт. Размер. Ритм. Темп. Динамические оттенки
Полоса — это область на посохе между двумя вертикальными линиями. Начало — это неполная мера, но последняя мера также может быть неполной.
Размер — это количество сильных и слабых долей, составляющих долю. Доля может быть: сильная и слабая. Сильная доля — это наиболее выраженная нота при игре. Слабая доля — это, соответственно, наименее акцентированная нота.
Размеры бывают простые и сложные. Простой размер: 2/4, 3/4, 4/4. Сложное измерение, как правило, представляет собой соединение двух одинаковых или разных простых измерений: 6/8 + 6/8 = 12/8.
Ноты, разделенные на такты с тактовым размером, не могут передать атмосферу музыкального произведения без ритмического рисунка, темп исполнения с его динамичным цветом и динамическим тоном звука. Этот момент также учитывается в нотной грамоте.
Ритм — это последовательность нот, объединенных в ритмические группы в зависимости от их продолжительности. Основные деления: целое, половинное, четверть, восьмое, шестнадцатое и т.д. Альтернативные типы деления: дуоль, квартель, триплет, квинтол, септол, септол. При разделении на несколько частей результирующая длительность занимает такое же общее звуковое время, как и исходная нота.
Темп — это скорость воспроизведения музыкального произведения. Как правило, темп делится на три группы: медленный, умеренный, быстрый.
Медленный темп | Умеренный темп | Быстрый темп | |||
Итальянский | Русский | Итальянский | Русский | Итальянский | Русский |
Широкий | Достаточно | Анданте | Спокойно, медленно | Веселая | Скоро |
Медленный | Настойчивый | Андантино | Чуть мобильнее Анданте | Я живу | Ярко |
Медленно | Медленно | Умеренный | Умеренно | Оживленный | Ярко |
Могила | Жесткий | Поддерживается | Удержанный | Скоро | Быстро |
Аллегретто | Оживленный | Очень скоро | Очень быстро | ||
Аллегро модерато | Умеренно рано |
Dynamic Tempo Shades — указывает на то, что темп игры замедляется или ускоряется.
Оттенки движения | Оттенки динамического движения | Прочие обозначения | |||
Итальянский | Русский | Итальянский | Русский | Итальянский | Русский |
Очень | Высоко | Считается | Сдерживаться | однажды | в такт |
Много | Очень | Задержка | Опоздать | первый раз | вернуться к исходному ритму |
С движением | С мобильностью | Расширение | Расширение | время мне | начальный ритм |
Комфортный | Комфортный | Замедление | Замедлять | Я сам | В том же темпе |
Не очень много | Не очень много | Ускорение | Ускорение | ||
Не так много | Не таким образом | Анимация | Вдохновляющий | ||
Менее грубый | Менее мобильный | Выдавливание | Ускорение | ||
Больше переехал | Более маневренный | Строгий | Сжатый | ||
Все время | Все время |
Динамический ключ — это уровень громкости исполнения музыкального произведения или его части.
Постоянный объем | Изменение объема | Изменение объема | ||||
Итальянский | Снижение | Русский | Итальянский | Русский | Итальянский | Русский |
очень сильный | ff | Очень сильный | взросление | Армирование | сильнее | Сильнее |
сильный | ж | Вслух | мало-помалу взросление | Постепенно растет | менее сильный | Менее шумный |
наполовину сильный | мф | Средний объем | уменьшение | Отправка | стремление (нф) | Сильное выделение звуков |
половина этажа | mp | Средне-тихий | постепенно уменьшается | Постепенно утихла | ||
пианино | п | Спокойствие | демпфирование | Замораживание | ||
пианиссимо | п | Очень тихо | умирающий | Замораживание |
Бемоль
Бемоль похож на латинскую букву «b». Слово французское, но имеет латинские корни: «бе» – означает букву «б», а «моль» – означает «мягкий». Получается, что бемоль – это «мягкая Б». Знак похож на латинскую букву «b».
Бемоль понижает звук на полутон. Ниже вы увидите, как выглядят бемоли на нотном стане и чему они соответствуют на клавиатуре:
Вот очередной пример энгармонизма: Фа бемоль будет звучать нотой Ми. На слух вы их не отличите, хотя в нотах они будут записаны по-разному. До бемоль будет звучать как нота Си.
Дубль-бемоль
Дубль-бемоль понижает звучание ноты на целый тон. Выглядит как два бемоля расположенных друг за другом.
Пример энгармонизма с помощью дубль-бемоля: Соль дубль-бемоль = Фа.
Интерпретация «два бемоля возле ноты» в разных стилях музыки
Музыка является универсальным языком, который имеет множество стилей и направлений. Когда речь идет о нотации, наиболее общим обозначением режима двух бемолей является «хор» или мажор.
Хор — это один из наиболее распространенных стилей музыки и обычно ассоциируется с яркими и праздничными мелодиями. Два бемоля, указанные возле ноты, обозначают, что на нотном листе исполнитель должен играть ноты с более низкой тональностью, придавая им более мягкий и терпкий звук.
Однако, существуют также другие стили музыки, в которых два бемоля возле ноты могут иметь иной смысл:
- В джазовой музыке, два бемоля возле ноты могут указывать на ноту, исполняемую с еще более пониженной тональностью, чем в «хоре». Это создает особый звук джазовых аккордов и блюзовых фраз.
- В классической музыке, два бемоля возле ноты указывают на ноту, исполняемую с альтерациией. Альтерация — это изменение высоты или тональности ноты. В этом случае два бемоля могут означать, что нота должна быть звучнее и сильнее выражена.
- В рок-музыке, два бемоля возле ноты могут использоваться для создания эффекта тяжелого и агрессивного звучания. Это особенно характерно для жанров, таких как хард-рок и металл.
Правильное понимание и интерпретация двух бемолей возле ноты в разных стилях музыки очень важны для достижения желаемого звучания и эмоционального выражения. Музыкант должен быть внимателен к указаниям нотной записи и обладать достаточными знаниями в соответствующем стиле музыки.
Первые разновидности
Их появление связано с разными эпохами развития искусства. С появлением первого фортепиано возникли и соответствующие определения (форте и пиано). Позже число динамических оттенков стало увеличиваться.
Каждый вид носит итальянское наименование и имеет буквенное сокращение, и перевод на русский. Например, фортиссимо кратко обозначается как ff. А в переводе трактуется – очень громко.
В период ренессанса существовало 6 оттенков. 3 уже представлены выше (форте — f, пиано — p, фортиссимо). Другие три таковы:
- Меццо форте. Кратко – mf. Русская трактовка – не очень громко.
- Пианиссимо. Сокращение – pp. В переводе означает очень тихое исполнение.
- Меццо пиано. Аббревиатура – mp. На русском – не очень тихо.
Диезы и бемоли по буквенной системе
Повышенные и пониженные ступени, то есть диезы и бемоли, тоже можно изобразить в буквенной системе звуков. Для того чтобы сказать о диезе, к букве ноты прибавляется суффикс IS (ис). А для бемолей используется другой суффикс – ES (эс).
Например, ДО-ДИЕЗ – CIS (цис), а ДО-БЕМОЛЬ – CES (цес).
Однако из этих правил есть несколько исключений, которые нужно запомнить. Все они касаются обозначения бемольных нот. Звук МИ-БЕМОЛЬ по буквенной системе выглядит как EES, но в практике одна, средняя гласная сокращается и таким образом получается обозначение ES. Точно такая же история возникает со звуком ЛЯ-БЕМОЛЬ, в его обозначении AES сокращается один гласный звук и в результате получается просто AS. И еще одно исключение из правил связано чисто с историческими причинами. Звук СИ-БЕМОЛЬ принято обозначать как B, а не HES.