Введение[править | править код]
Развалины античного театра. Эпидавр, Греция.
Искусство сцены родилось в глубокой древности. В разные времена оно было призвано, то развлекать, то воспитывать, то проповедовать. И с этими задачами театр справлялся — его возможности многообразны, а сила воздействия велика, и потому театральное искусство стремились поставить себе на службу короли и князья, императоры и министры, революционеры и консерваторы. Средние века в применении к театру выдвинули определение Theatrum Mundi, что в переводе с латыни означает «мир в театре». Сценическое пространство мыслили как модель мироздания, где следовало разыграть, повторить таинство творения. В эпоху Возрождения на театр всё чаще стали возлагать задачи исправления пороков. Осуждая «низкие нравы и заблуждения, следует побуждать людей к жизни достойной», — говорится в одном из сочинений того времени. А в эпоху Просвещения искусство сцены оценивалось очень высоко — как «очищающее нравы» и поощряющее добродетель. Эти идеи позже развил русский писатель и драматург Н. В. Гоголь. Для него сцена — «это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Тезис «театр — университет», сохраняет значение по сей день.
Во времена тирании и цензуры театр становился не только кафедрой, но и трибуной. Со сценических подмостков звучали призывы к свободе и сопротивлению. В годы революций XX века появился лозунг «Искусство — оружие» (был популярен в 20-х гг.). И театр стал выполнять ещё одну задачу — пропагандистскую.
Рассуждая о театре, А. С. Пушкин писал, что «дух времени требует перемен на сцене драматической». Лучшие театральные произведения всегда оказывались чуткими к историческим переменам. Театр был зеркалом, в котором отражались события и человек. Но мастера театра — творцы, и потому они способны не только понять настоящее, но также предвидеть будущее. Не раз в истории человечества сбывались пророчества, произнесённые со сцены.
Театру не однажды предрекали гибель, но он каждый раз выживал — выдержал конкуренцию и с кинематографом, и с телевидением, и с компьютером. Искусству, творящемуся на глазах у зрителей, суждена долгая жизнь. Преодолевая границы и языковые барьеры, оно являет миру новые открытия. Посещение хорошего спектакля — идёт ли он в прославленном театре или на маленькой студийной сцене — всегда духовное наслаждение и настоящий праздник.
Слайд 7Балет Бале́т — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в
музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, в XX веке появился бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец (к характерным танцам относятся народные и национальные танцы, переработанные для исполнения в балетном спектакле). Немаловажную роль играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются другие техники танца, а также элементы гимнастики, акробатики, восточных единоборств и т. п.
Игрищный этап
Как и в Древнем Риме, история театра в России начиналась как не вполне серьезное занятие. Театральные представления назывались «потехами», а спектакли – «игрищами». Первое летописное упоминание о скоморохах относится к 1068 году. Стать таким развлекающим публику актером мог, фактически, любой человек. С точки зрения религии, деятельность скоморохов была постыдной. В летописях их называют слугами дьявола, а глумление, сатиру и ряженье – грехами. Острая сатира не приветствовалась церковью, однако, это никого особо не останавливало.
Искусством, угодным власти, скоморошество также не считалось, напротив, острые социальные темы сценок, высмеивание современных недостатков делали актеров опасными и вредными. Но народ любил наблюдать и смеяться над выступлениями скоморохов. Однако, следует понимать, что классический театр, каким мы знаем его теперь, вырос не из этих скоморошьих сценок, а независимо от них, даже, скорее, вопреки им.
Эстрадный театр
Пополнил виды театров относительно недавно. И сразу полюбился зрителю. Первый театр эстрады появился в середине прошлого столетия. Им стал театр в Ленинграде, который открыли в 1939 году. В 2002 году его назвали «Театр эстрады им. А. И. Райкина». Эстрадные артисты включают в себя современных певцов, танцоров, ведущих. Артисты эстрады — это звезды шоу-бизнеса, танцоры и шоумены, как их теперь называют.
В театрах эстрады часто проводят сольные концерты, концерты, посвященные каким-либо памятным датам, играют постановки современных авторов. Здесь проводят концерты юмористы, ставят спектакли-комиксы, постановки на классические произведения. Подобные спектакли может предлагать музыкальный театр.
Театральные системы[править | править код]
В драматическом театре непосредственным выразителем действия является актёр, создающий характер персонажа в предлагаемых пьесой обстоятельствах. В западно-европейском театре сложились два основных принципа актёрской игры — «переживание», предполагающее внутреннее перевоплощение, вживание актёра в образ, и «представление», стремящееся раскрыть прежде всего отношение к образу. Искусство «переживания» связано в первую очередь с реалистическим театром, хотя в тех или иных формах существовало и раньше, в частности в театре эпохи Возрождения и в искусстве романтиков. «Представление» всегда было связано с театром условным, в том числе средневековыми церковными представлениями, итальянской комедией дель арте, театром эпохи классицизма. Во второй половине XIX века в качестве теоретика «школы переживания» выступил великий итальянский актёр Томмазо Сальвини (1829—1915), его главным оппонентом был Коклен-старший (1841—1909), предпочитавший переживанию рационалистически выверенное мастерство.
Поздно родившийся русский драматический театр традиционно был театром переживания, однако ещё задолго до Брехта, в самом начале XX века, театральные режиссёры в России искали иные средства выразительности, одни, как Всеволод Мейерхольд, отчасти и Евгений Вахтангов, — в порядке отрицания натурализма Художественного театра, другие, в первую очередь руководители МХТ, Станиславский и Немирович-Данченко, — стремясь через условность и символику «обогатить реализм», разгрузить сцену от быта, преодолеть захлестнувший драматический театр натурализм, чтобы ярче выявить «жизнь человеческого духа».
Многие режиссёры, прежде всего Е. Вахтангов и А. Таиров, в своих поисках приходили к различным сочетаниям «переживания» и «представления»; В. Мейерхольд создал ГосТиМ как образцовый театр «представления», где мхатовский психологизм заменяла музыка, как конструктивный элемент сценического действия, однако в поздних своих спектаклях и Мейерхольд приближался к «школе переживания».
Сам Брехт главное отличие своего театра от театра Станиславского видел не в противопоставлении переживания представлению: «Станиславский, — говорил он, — ставя спектакль, главным образом актёр, а я, когда ставлю спектакль, главным образом драматург. …Вы можете и от меня услышать, что всё зависит от актёра, но я целиком исхожу из пьесы, из её потребностей… Как драматургу, мне нужна способность актёра к полному вживанию и полному перевоплощению, которую Станиславский впервые разбирает систематически; но, кроме того и прежде всего, мне нужно дистанцирование от образа». Если у Станиславского вживание в образ было результатом работы актёра над ролью, то Брехту оно было нужно на другой стадии репетиций: сначала вживание — для создания полнокровного характера, а в итоге — дистанцирование от него, ради выявления отношения к образу. «Когда я видел Эрнста Буша в „Галилее“, — писал Георгий Товстоногов, — в классическом брехтовском спектакле, на сцене колыбели брехтовской театральной системы, в Берлинском ансамбле, я видел, какие великолепные „мхатовские“ куски были у этого замечательного актера». В целом же система Брехта была в большей степени режиссёрской, что вполне соответствовало тем изменениям во взаимоотношениях режиссёр—актёр, которые характеризуют драматический театр XX века.
Во второй половине XX столетия выбор той или иной системы нередко определялся драматургическим материалом: так, коллективы, исповедующие «психологический» театр, могли обращаться к пьесам Брехта и близких ему по духу драматургов и достигали успеха в той мере, в какой им удавалось изменить стиль исполнения.
Роль драматического театра в сохранении и передаче культурных ценностей
Драматический театр играет важную роль в сохранении и передаче культурных ценностей общества. Он является одним из наиболее значимых искусств, способствующих формированию и сохранению национальной и мировой культурной идентичности. В этом разделе мы рассмотрим, как драматический театр влияет на сохранение и передачу культурных ценностей.
Сохранение истории и традиций
- Драматический театр является историческим и культурным архивом общества, где знания и опыт предыдущих поколений передаются через искусство. Здесь можно увидеть произведения, поставленные многие годы назад, и оценить их значимость для развития культуры и искусства.
- Театр также сохраняет традиции и обычаи национальной и мировой культуры. Многочисленные спектакли, посвященные историческим и культурным событиям, позволяют зрителям лучше понять свое прошлое и связать его с настоящим.
Формирование национальной идентичности
Драматический театр является важной составляющей формирования национальной идентичности. Он способствует сохранению и передаче национальных традиций и ценностей через различные постановки и спектакли
- Театр позволяет зрителям прочувствовать историю своей страны, понять ее культурные особенности и узнать о национальном характере.
- Драматический театр помогает укрепить национальное самосознание и гордость за свою страну.
Воспитание молодого поколения
Драматический театр играет важную роль в воспитании и формировании молодого поколения.
- Театр развивает эмоциональную, эстетическую и моральную сферы личности, помогая молодым людям развить чувство красоты, эмпатию и моральные ценности.
- Через театр дети и подростки узнают о великих произведениях жанра искусства, получают новые знания, формируют свои вкусы и интересы.
- Также театр помогает развивать коммуникативные навыки, самовыражение и творческие способности, что является важным для создания гармоничной и развитой личности.
Таким образом, драматический театр играет центральную роль в сохранении и передаче культурных ценностей. Он помогает сохранить историю и традиции, формирует национальную идентичность и воспитывает молодое поколение
Форма искусства, которая всегда остается актуальной и важной для культуры общества
История и развитие Театра Комедии
Театр Комедии является одним из старейших и наиболее популярных жанров театрального искусства. Его история насчитывает множество вех и преображений, а развитие данного жанра связано с эволюцией общественных взглядов и культурных тенденций различных эпох.
В основе Театра Комедии лежит стремление вызвать у зрителя положительные эмоции и смех. Однако, формы и содержание комедийных постановок изменялись в зависимости от времени и места их появления. В Древней Греции и Риме комедия была связана с пародией и сатирой на политические и социальные явления, причем были представлены как маскированные актеры, так и актеры в обычной одежде.
В Средние века комедия была ближе к фарсу и представляла собой смешанный жанр с элементами трагикомедии. В Ренессансе развернулся процесс возрождения классических комедий в Европе, а в XVIII веке, в эпоху Просвещения, появились сатирические комедии, остро социализированные и ироничные.
В XIX веке Театр Комедии получил широкое признание и развитие, в особенности во Франции, с появлением комедийного фарса. С течением времени в жанре комедии стали преобладать элементы сатиры, сарказма, провокации и иронии, а также использование смешанных жанров и новаторских подходов в постановках.
В современности Театр Комедии активно развивается как в традиционных форматах, так и в экспериментальных и авангардных подходах. С появлением новых тем и проблем в обществе, комедия становится важным искусством, позволяющим осмеять и высмеять негативные явления и явить их в свете юмора.
Влияние драматического театра на развитие и общественное сознание
Драматический театр является важной сферой культуры, которая оказывает значительное влияние на развитие общества и общественное сознание. Этот вид искусства способен передавать глубокий и широкий спектр человеческих эмоций, иллюстрируя различные аспекты жизни и вызывая дискуссии и обсуждения в обществе
Одним из основных способов, которыми драматический театр влияет на общество, является отражение реальности. Театральные постановки позволяют зрителям увидеть мир через призму разных персонажей и сюжетов
Они раскрывают проблемы, с которыми сталкиваются люди в повседневной жизни, и позволяют обратить внимание на них. Театр показывает разные стороны человеческого опыта и способен вызывать сильные эмоции, способствуя формированию активной общественной позиции
Драматический театр также способствует развитию критического мышления. Постановки театра могут представлять сложные и противоречивые ситуации, которые заставляют зрителей задуматься над разными точками зрения и принять обоснованные решения. Это помогает формированию критического мышления и способности анализировать информацию, что является важным для развития общества и общего блага.
Театр также играет важную роль в формировании культурного наследия общества. Многие пьесы, спектакли и актеры становятся частью национального культурного наследия и служат источником гордости и идентификации для народа. Использование традиций и истории в драматическом театре помогает сохранять и передавать культурные ценности из поколения в поколение.
Также стоит отметить, что драматический театр выполняет и развлекательную функцию, поднимая настроение и предоставляя возможность временно уйти от реальности. Такие спектакли помогают людям расслабиться, наслаждаться моментом и забыть о повседневных проблемах. В итоге, театр способствует укреплению психологического и эмоционального благополучия.
В целом, драматический театр является важной частью культуры, которая активно влияет на развитие и общественное сознание. Он помогает отражать реальность, развивать критическое мышление, сохранять культурное наследие и способствовать психологическому благополучию общества
Слайд 4 Теа́тр (греч.,основное значение — место
для зрелищ, затем — зрелище) — форма исполнительского искусства. Театр — это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т. д. Основным средством выразительности является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. При этом актёром не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения. Основные работники театра: режиссер, актеры, гримеры, гардеробщики, осветители, билетеры, пожарные, художники, рабочие сцены.
Театр сатиры
Очень любим зрителями! Со времени своего появления он отображал жизнь горожан, показывал все недостатки и высмеивал их. Актеров всегда знали в лицо, они прекрасно исполняли комические роли не только на сцене, но и в кино. Театры сатиры всегда были в первых рядах тех, кому запрещали ставить те или иные постановки. Это было связано с цензурой. Высмеивая отрицательные стороны поведения человека, нередко можно было переступить грань дозволенности. Запреты только привлекали ещё больше зрителей. Великолепные актеры театра сатиры, которые хорошо известны: А. А. Миронов, Ольга Аросева, Спартак Мишулин, Михаил Державин, Александр Ширвиндт. Благодаря этим людям театры сатиры стали любимы зрителями.
Со временем появляются виды театров, которые либо уже давно забыты, либо совершенно не похожи на что-либо существующее.
Эволюция драматического театра: от античности до Возрождения
Драматический театр имеет древнейшие корни в античной Греции, где появились первые пьесы и театральные постановки. Важную роль в развитии драмы сыграли Троянская война, описанная Гомером, и древнегреческие мифы и сказания, которые были вдохновением для многих пьес того времени.
Древнегреческий театр основывался на выступлениях хора и актеров, которые играли роли героев и богов. Большую роль играло масштабное оформление сцены и использование разнообразных костюмов и реквизита. Также важным элементом была декламация, особенно в трагедии, где актеры читали тексты с официальными позами и тоном.
По мере развития драмы, в Римской империи возникли комедия и трагедия, которые отличались по сюжету и характеру. В комедии представлялись смешные и сатирические сюжеты, в то время как трагедии были серьезными и наполнены трагическими конфликтами и эмоциями.
В Средние века драматический театр был перенесен в церковь, где пьесы и мистерии были использованы для религиозных церемоний и праздников. Одним из первых известных драматургов этого времени был Абельард, чьи произведения были представлены в монастырях и соборах.
С возникновением Возрождения в Европе, драматический театр получил новый импульс развития. Классические произведения античности были переосмыслены и восстановлены, а также появились новые пьесы, основанные на сюжетах и историях того времени. Такие великие драматурги, как Шекспир и Кальдерон, создали шедевры мировой литературы, которые стали неотъемлемой частью драматического театра.
Таким образом, эволюция драматического театра продолжалась на протяжении веков, от античности до Возрождения, и оставила огромное наследие на современную художественную культуру и театральное искусство.
История театра. Понятие и происхождение
Театром называют специальное место для созерцания какого-либо зрелища эстетического и художественного характера. Согласно этимологическому словарю, источником термина служит древнегреческое слово «θέατρον», в переводе как раз и означающее «место для зрелища». В свою очередь, указанная лексема ведёт начало от другого слова – «θεάομαι», т.е. видеть или смотреть. Но на этом смысловая цепочка не заканчивается, и учёные сопоставляют «θέατρον» с существительным «теория» («θεωρία»), что вполне логично, т.к. их объединяет общая мысль о созерцании. Примечательно, что «теория» имеет общий корень со словом «Теос» («Τέος» – Бог).
В Древнем Риме понятие «созерцать» уже очень давно приобрело религиозную подоплёку. Таким образом, приход в театр означал для римлянина созерцание и связанное с этим процессом восхищение храмом, а если брать шире, то и миром в целом. Для них театр являлся не столько практикой, сколько теорией, ведь созерцая театральное представление, человек античности познавал, таким образом, мир, воспринимал те или иные образы. В итоге, театр становился промежуточным пунктом между миром людей и миром божественным.
Предпосылки к возникновению театра возникли ещё в древности. Чтобы понять это, достаточно обратиться к ритуалам, к празднествам, бытовавшим в первобытном обществе. Люди охотно играли, воспроизводили различные ситуации, показывали поразившие их явления. И эти действия можно считать зачатком театра. Полноценным это искусство сделалось тогда, когда у представлений появились зрители, т. е. в Древней Греции и в Древнем Риме.
Развиваясь, театральное искусство вобрало в свою структуру практически все существующие виды искусств, что позволило ему стать особенным в восприятии зрителей. С давних времён театр ассоциируется с культурным подъёмом, с расцветом интеллектуальной и творческой жизни. Главной своей задачей театр видит в том, чтобы вовлечь зрителя в тот круг проблем, который поднимает постановка, и побудить его к эмоциональной и интеллектуальной активности.
Различные жанры в драматическом театре
Драматический театр представляет собой особую сферу искусства, которая объединяет различные жанры и стили. Каждый из этих жанров имеет свои особенности и цели, но все они нацелены на создание драматического эффекта и передачу эмоционального контекста. В драматическом театре можно встретить следующие жанры:
- Трагедия — это один из самых известных и популярных жанров в драматическом театре. Трагедия представляет собой сильное эмоциональное испытание для зрителей и, как правило, имеет печальное или трагическое развитие событий. Она часто основана на серьезных темах, таких как смерть, любовь, предательство и судьба.
- Комедия — это жанр, который отличается от трагедии своей легкостью и смешными ситуациями. Основная цель комедии — вызывать у зрителей смех и радость. Комедии могут быть разных видов, включая сатиру, фарс, юмористическую драму и другие.
- Драма — это жанр, который находится между трагедией и комедией. В драме рассматриваются серьезные темы, но без такого сильного эмоционального напряжения, как в трагедии. Драма может затрагивать такие темы, как семейные отношения, любовь, моральные дилеммы и т.д.
- Мелодрама — это жанр, в котором часто изображают романтические отношения и конфликты. Мелодрама обычно характеризуется интенсивностью эмоций и драматическим развитием событий.
- Трагикомедия — это жанр, который объединяет элементы трагедии и комедии. В трагикомедии можно найти и остроумные ситуации, и глубокие эмоциональные переживания. Она раскрывает сложности человеческой жизни и объединяет разные стороны человеческой природы.
- Фарс — это жанр, который основан на быстром темпе, причудливых ситуациях и комических недоразумениях. Фарс часто содержит элементы смеха и нелепости, и его целью является вызывать смех у зрителей.
Это только некоторые из множества жанров, которые можно найти в драматическом театре. Каждый жанр имеет свою уникальную ценность и позволяет зрителям пережить различные эмоции и мысли. Жанры в драматическом театре помогают создать разнообразие и привлечь широкую аудиторию к миру драмы и искусства.
Новые веяния
Новые виды храмов искусств удивляют самого искушенного зрителя. Не так давно в Польше появился первый Театр роботов. В нем играют актеры-роботы, которые передают свои эмоции глазами и жестами. Постановки рассчитаны пока на детскую аудиторию, но руководители проекта намерены постоянно расширять репертуар.
Летом театральные постановки выходят на улицу. Это уже стало традицией. Многие фестивали проходили под открытым небом. Прямо возле театров сооружались небольшие сцены, на которых полноценно отыгрывали спектакль. Даже артисты оперы и балета уже выходят за рамки театра, чтобы привлечь как можно больше зрителей.
Информация – https://studbooks.net
Что такое драматический театр?
Драматический театр – это одна из форм исполнительского искусства, в которой актеры на сцене передают зрителям драматический сюжет, воплощая в жизнь различные роли, эмоции и отношения между персонажами.
Основной элемент драматического театра – драматическая постановка, которая представляет собой спектакль, в основе которого лежит драматическая литература – текст пьесы или сценарий. Драматический театр славится разнообразием жанров – от классической комедии и трагедии до экспериментального и постмодернистского театра.
Драматический театр имеет свою богатую историю, начиная с древности. В разные периоды времени и в разных культурах драматический театр претерпевал изменения и развивался. Все эти изменения и развитие формировали особенности и ценности драматического театра, которые важны и по сей день.
Особенности драматического театра:
- Фокус на актере и его искусстве: в драматическом театре большое значение придается актерской игре, искусству передачи эмоций и созданию персонажа на сцене.
- Историчность и актуальность: в драматическом театре разыгрываются исторические и актуальные сюжеты, которые отражают и анализируют события в обществе и мире.
- Тесная связь с письменной литературой: драматический театр является потомком древних греческих и римских драматургов и всегда сопровождается печатным текстом пьесы или сценария.
- Живое взаимодействие с аудиторией: драматический театр стремится установить связь и взаимодействие с зрителями, включая их эмоции и мысли в ход представления.
Драматический театр имеет большое значение для общества и культуры. Он помогает нам понять и рассмотреть разные стороны жизни, отображая различные точки зрения и переживания. В драматическом театре мы находим отражение самих себя и нашего общества, а также получаем возможность опробовать и осознать различные эмоции и судьбы на сцене.
Драматический театр является важной частью культурного наследия человечества, поэтому его развитие и сохранение – задача значимая для поддержания качества и разнообразия культурной жизни в нашем мире