Атомные ракетные подводные крейсеры проекта 667бдрм «дельфин» (россия)

Путь создания подводных ракетоносцев

В начале 80-х годов гонка вооружений подтолкнула инженера Виктора Макеева, ученика Сергея Королева, создать уникальную морскую ракету на жидком топливе с дальностью 2 500 км. Она впервые позволяла атаковать цели, не всплывая на поверхность воды. Этим оружием было принято решение вооружить ракетоносцы, которые получили шифр 667.

Мало кто знает, что первоначально конструкторы предлагали разместить 8 ракет по бортам подводной лодки в горизонтальном положении. Перед стартом двадцатитонные изделия должны были разворачиваться на 90 градусов. Была даже изготовлена модель такой подводной лодки для показа ее генеральному секретарю Н. С Хрущеву. Но в самый ответственный момент демонстрационное устройство отказало, и Хрущев едко высмеял конструкторов. Сам того не ведая он избавил подводников от сложнейшей предстартовой операции под водой. После этого главный конструктор Сергей Ковалев настоял на вертикальном расположении ракет внутри корпуса в два ряда. Эта схема позволила увеличить боекомплект — вдвое и стала в мировом кораблестроении классической.

4 июля 1965 года в Ялте новый глава страны Леонид Брежнев, впервые выслушал Министра судостроения о перспективах развития отрасли

Тема отставания от США была настолько важной, что на совещание пригласили главного конструктора подводных лодок Сергея Ковалева. Он смог убедить высшее руководство страны в реальности создания атомной субмарины с 16 баллистическими ракетами

Брежнев тут же приказал составить план работы корабелов на 10 лет вперед и обеспечил неограниченное финансирование.

Проектирование и разработка рабочих чертежей головного подводного ракетного крейсера К-137 было выполнено в Ленинградском проектно-монтажном бюро «Рубин». Строительство производилось на Северном машинно-строительном предприятии. Многотысячный коллектив предприятия под руководством Е. П. Егорова наладил крупно-поточное строительство атомных ракетоносцев и внес большой творческий вклад в создание грозной боевой техники для ВМФ СССР.

Литература и источники

Шунков В. Н. Подводные лодки. Поппури, Минск, 2004 Скляров А. И. Подводный ледокол стратегического назначения // Наука и Жизнь. — 1998. — № 7. Скляров А. И. Подводный ледокол стратегического назначения // Наука и Жизнь. — 1998. — № 8. Тарасов А. Е. Атомный подводный флот 1955—2005. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. — 216 с.”Севмаш” завершил испытания модернизированной подлодки”Дмитрий Донской” вернулся в Северодвинск”Дмитрий Донской” и “Северодвинск” вышли в море”Булаву” проверят с подводного крейсера “Дмитрий Донской”На самой большой подлодке в мире открылся музей “Куликово поле”К-208, ТК-208, «Дмитрий Донской»ТК-202Проект 941 с музейной полкиТК-12ТК-13ТК-17 «Архангельск»ТК-17 «Архангельск»ТК-20 «Северсталь»

Аварии и навигационные происшествия

  • К-424, 11 сентября 1976 года, на государственных испытаниях в Белом море на глубине двести метров при скорости двадцать узлов ударилась о подводную каменную гряду. Мощный удар пришелся в правую скулу носовой части атомохода. Корабль получил повреждения в носовой части корпуса, однако благодаря грамотным действиям экипажа удалось избежать катастрофы и всплыть.
  • К-490, 13 апреля 1978 года, подводный крейсер К-308 проекта 670 «Скат» следовал в базу, после боевого дежурства из Атлантики. Командир лодки за весь поход не принимал личного участия в обсервациях и определении места лодки. В 16 часов 30 минут «К-308» совершала очередной поворот в районе фарватера (ФВК № 3). Командир лодки по замерам глубин эхолотом предполагал, что его лодка находится на 3-5 миль восточнее маршрута и не принимал никаких мер уточнения места, на самом деле он следовал через полигон боевой подготовки, где выполнял учебные задачи РПК СН К-490(проект 667 БДР «Кальмар»), на котором также не велось гидроакустическое наблюдение и в 21 час 30 минут произошло столкновение двух атомоходов в подводном положении.
  • К-424, 18 января 1981 в море, произошёл пожар в 3-м отсеке (из-за окурка загорелся фильтр в гальюне). Корабль всплыл в надводное положение, но благодаря грамотным действиям командира капитана 1 ранга Иванова Николая Александровича и экипажа, пожар был потушен и гибели личного состава удалось избежать.
  • К-211, 23 мая 1981 года, при следовании в базу из полигона БП, столкнулась с американской подводной лодкой класса «Стёджен». Столкновение произошло по вине командира субмарины ВМС США, опасно маневрирующего в зоне кормовых курсовых углов при скрытном слежении за нашим ракетоносцем.
  • К-433, сентябрь 1983 года, при форсировании Чукотского моря, в желобе Геральда, в подводном положении, дважды столкнулся с крупными льдинами, повредив легкий корпус в районе рубки и ракетной палубы, устранив повреждения силами л/с экипажа продолжил боевую службу.
  • К-455, 7 июня 1984 года, во время стоянки у причала в бухте Крашенинникова при проведении работ с КСП в десятом отсеке произошло его несанкционированное срабатывание. При аварии погиб один матрос.
  • К-424, 23 октября 1984 года, при подготовке к выходу в море на К-424 из-за ошибки в действиях экипажа произошел разрыв перемычки ВВД, погибло два моряка и несколько были ранены
  • К-44, 24 июня 1985 года, при возвращении с боевой службы в полигонах боевой подготовки на глубине 80 метров при скорости 10 узлов попала в кошельковый трал.
  • К-424, 19 мая 1986 года, во время ракетной стрельбы из надводного положения в губе Порчниха произошло падение ракеты на ракетную палубу, что вызвало пожар, потушенный пожарным кораблём.
  • К-129, 11 ноября 1987 года, навал на К-241 и К-487 (Северный флот).
  • К-223, 14 ноября 2004 года, на борту атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения, стоявшего у пирса, при проведении плановых регламентских работ, произошло техническое происшествие — разрушение трубопровода подачи воздуха. В результате воздействия избыточного давления электрик-матрос Дмитрий Коваль получил черепно-мозговую травму, от которой впоследствии скончался в госпитале.
  • Из письма подводника:
    Подводный крейсер К-211 ходил по 85 градусу северной широты. Генеральная скорость была 9 узлов. В каждой полынье капитан 3 ранга Дагиров лично проводил фотосъемку через перископ каждые 15 градусов. В районе Гренландского моря толщина льда была 40 метров. В районе острова Шпицберген, через сутки после того, как К-211 вышел из подо льдов, потек 1 контур реактора (шли на одном борту). И личный состав 7 отсека руками собирал активную воду. Теперь они не могут доказать, что принадлежат к ветеранам особого риска. Коршунов — командир 7-го отсека — до сих пор судится, чтобы доказать свою правоту. Печально видеть, как в наше время относятся к ветеранам, храбро и достойно исполнявшим боевой долг перед Родиной.
  • 22 сентября 2011 года с подводной лодкой К-433 «Святой Георгий Победоносец» которая стояла на рейде Авачинской бухты, столкнулся сейнер «Донец».

Описание

Новая подводная лодка атомная с ракетами баллистическими (ПЛАРБ – официальное название) проекта 667а получила двойной корпус. Легкий корпус изготовлен из стали, а прочный из маломагнитной стали. Толщина прочного корпуса 40 мм, а его цилиндрическая форма составляла около 9,5 метров в диаметре. Стальные переборки, способные выдержать 10 атмосфер, делят АПЛ на:

  • носовой отсек торпедного вооружения;
  • отсек для аккумуляторов и размещения экипажа;
  • центральный пост;
  • два отсека с размещением ракетного комплекса Д-5 «сухого» типа;
  • дизельный отсек;
  • отсек атомного реактора;
  • два отсека с паротурбинным оборудованием;
  • отсек для электродвигателя.

В процессе строительства подлодок типа «Навага» (ещё одно название проекта 667а) использовались и дорабатывались технологии понижения уровня шума.

Ещё одной особенностью АПЛ данной модели является эшелонное расположение агрегатов. Такое размещение обусловлено тем, что каждая силовая установка находится в отдельном отсеке. Благодаря этому облегчается техническое обслуживание, а поломка не будет мешать другим устройствам, работать, т. к. они изолированы.

Поэтому в ПЛ «Навага» превосходные условия для личного состава. Каждый из жилых отсеков имеет своё кондиционирование и звукоизоляционные технологии. Служащие на субмарине могут разместиться в малых кубриках, рассчитанных на нескольких человек или отдельных каютах.

Для офицеров предусмотрена кают-кампания, а для мичманского и старшинского состава впервые выделена отдельная столовая, при необходимости это помещение превращается в спортивный зал и кинотеатр. Инженерные сети, вроде проводов, труб и т. д. тщательно скрыты. Наличие таких условий просто необходимо в автономном плавании, ведь психологическое давление довольно велико.

Радиоэлектронное вооружение

В состав радиоэлектронного оборудования входят:

  • БИУС МВУ-106 «Алмаз-БДР».
  • КЦВС «Атолл».
  • Радиолокационный комплекс МРК-50 «Каскад» («Snoop Tray»), МРК-57 «Корма».
  • Гидроакустический комплекс МГК-400 «Рубикон» («Shark Teeth») представляющий собой модернизированный вариант МГК-300 «Рубин» с дальностью обнаружения цели до 200 км и принятый на вооружение в 1976 году,
  • ГАС «Аврора-1», ГАС «Шмель» навигационная.
  • МГ-43 — станция измерения скорости звука под водой, МГ-33.
  • средства РТР и РР МРП-21А «Залив-П» РТР, «Завеса-П» радиопеленгатор(Brick Pulp/Group; Park Lamp D/F)
  • средства ГПД 4 х ГПД МГ-44, МГ-34,ГИП-1.
  • Навигационный комплекс «Тобол-М1» или «Тобол-М2».
  • КНС «Цикада», радиосекстант (Code Eye), ИНС
  • Комплекс радиосвязи «Молния-М» (Pert Spring); ССС «Цунами-БМ», буксируемые буйковая антенны «Параван», выпускаемое буксируемое антенное устройство «Ласточка» (СНЧ), ВЧ и СВЧ-антенны, станция звукоподводной связи.
  • Средства ледовой разведки «Нок-1» навигационный обнаружитель круговой, «НОР» навигационный обнаружитель разводий, эхоледомер «ЭЛ-3».
  • телевизионные комплексы МТ-70,МТ-30;
  • корабельная система единого времени «Платан-М»

История создания

Вообще, возникновение самой идеи о постройке подлодки, вооружённой баллистическими ракетами, связано с одним интересным фактом. Он заключается в превосходстве США перед СССР в данной сфере.

Ведь, как известно, начиная с конца 50-х до конца следующей декады в Америке успели сконструировать 4 типа стратегических ядерных ПЛ. Это были:

  • USS George Washington – главный корабль в серии из 5 атомоходов;
  • Ethan Allen;
  • Will Rogers;
  • Lafayette.

Каждый из них входил в систему «Поларис» (американская ядерная программа тех времён), будучи вооружёнными баллистическими ракетами дальнего и ближнего действия. Всего в этот период ВМС США насчитывали 41 подводный ракетоносец. Они располагали 656 ракетами в сумме.

В СССР того времени были лишь 37 единиц такой техники и всего 104 ракеты, которые могли запускаться только с поверхности воды. Разумеется, такой расклад не устраивал советское правительство. Это дало толчок всей корабельной и ракетостроительной промышленности к созданию отечественной ПЛ, сопоставимой с зарубежными аналогами.

Так родился проект 667. На борту должны были размещаться баллистические ракеты Р-21 крупного размера, выпускающиеся из ракетного комплекса (РК) Д-4. Однако проект остановился на этапе проектирования из-за выявленных недочетов и появления новых ракет и комплексов.

Поэтому было решено доработать проект 667 на 667а, в котором применялись малогабаритные Р-27, стартующие с Д-5.

После выполнения технического проекта (1962 год), в 1963 году были внесены поправки в вооружение. Спустя три года начались испытания первой модели К-137 «Ленивец», в ходе которых была достигнута скорость в 28,3 узла, вместо планируемых 25.

В 1967 году К-137 официально встал в строй ВМФ СССР. Именно субмарины этого проекта стали самыми многочисленными во флоте страны (в боевой готовности были 34 единицы). В последствии ПЛ проекта 667а модифицировались, получая, в основном, новое ракетное вооружение.

Развитие атомных подводных лодок проекта 667

В конце 60-х годов выход на боевое патрулирование атомных подводных лодок с баллистическими ракетами открыл новый этап в развитие советских стратегических сил. Вместе с РБСН и дальней авиацией морские ракетоносцы сформировали ядерную триаду страны. Отныне в засекреченных документах подводные лодки проекта 667 стали называть РПКСН (ракетные подводные крейсеры стратегического назначения). Каждый из них теперь мог повлиять на исход возможной войны, доставив на территорию вероятного противника более 100 тонн ядерных зарядов. Зарубежные специалисты присвоили этим атомным подводным лодкам классификацию «Navaga» («Yankee»).

С принятием на вооружение морских ракетоносцев проекта 667 была выработана новая тактика их использования. Подводная лодка скрытно покидала базу, преодолевала противолодочные рубежи НАТО и патрулировала в заданном районе океана в постоянной готовности применить баллистические ракеты. После залпа атомной субмарине предписывалось атаковать противника торпедным оружием.

По оценкам генерального штаба ВС СССР на Севере и Дальнем Востоке советский военно-морской флот должен был иметь не менее 30 таких морских ракетоносцев, поэтому их строительство помимо Северодвинска развернули и в Комсомольск-на-Амуре.

Подводные лодки проекта 667 стали основой ядерных сил СССР. Они совершили более 600 боевых походов, проведя под водой в общей сложности свыше 125 лет. Сегодня не осталось ни одного подводного крейсера проекта 667А.

Советский подводный крейсер проекта 667АТ

В марте 1971 года в состав ВМС США вошла атомная субмарина «James Madison» с новым ракетным комплексом «Poseidon», у которого возросла точность попадания управляемых боеголовок, что многократно усилило их опасность. Перед советскими конструкторами возникла новая задача — подводные крейсеры должны быть способны наносить дальние удары, не входя в зону противолодочных соединений НАТО. В результате модифицированный морской ракетоносец проекта 667Б стал самым мощным в мире. Он впервые был вооружен межконтинентальными ракетами Р-29 с дальностью 7800 км. Отныне советские подводные крейсеры могли держать под прицелом стратегические объекты стран НАТО, не выходя из своих территориальных вод, а их боевая эффективность возросла более чем в два раза.

Атомная подводная лодка проекта 667Б

Увеличение дальности ведения стрельбы советскими подводными крейсерами проекта 667Б вынудило американцев искать пути нейтрализации. В июле 1972 года в состав ВМС США вошла новая высокоскоростная и малошумная подводная лодка истребитель класса «Los-Angeles». Она была создана специально для борьбы с советскими ракетоносцами и могла не заметно подкрадываться к местам их базирования. Лучшим контр-оружием против таких истребителей стали многоцелевые подводные лодки, которые действовали совместно со стратегическими субмаринами. С того момента каждый выход в море стратегических подводных крейсеров превращался в масштабную операцию военно-морского флота СССР с участием противолодочной авиации и надводных боевых кораблей.

Советские подводные кораблестроители упорно проводили модернизацию своих подводных крейсеров по мере совершенствования межконтинентальных ракет, что приводило к увеличению водоизмещения субмарины. Строить такие подводные лодки с новым индексом 667БДР уже мог только Северодвинский завод. Поэтому чтобы сохранить баланс сил между флотами в высшем военно-морском руководстве была разработана секретная операция по переводу подводных ракетоносцев с Севера на Тихий океан.

Конструкция[править | править код]

Проект имеет классическую для этого класса субмарин компоновку: двухвинтовая силовая установка, ракетные шахты за рубкой в специальном ограждении, выступающем из корпуса, горизонтальные рули размещены на рубке, торпедные аппараты — в носовой части.

Корпусправить | править код

По сравнению с лодками проекта 667БДР, «Дельфин» имеет увеличенную высоту ограждения ракетных шахт, увеличенные длины носовой и кормовой оконечностей корабля, диаметр прочного корпуса, диаметр лёгкого корпуса в районе 1-3 отсеков. Прочный корпус и межотсечные переборки изготовлялись с применением стали, менее склонной к хрупкому разрушению. Поверхность корабля покрыта акустически-маскирующим материалом.

Движителиправить | править код

Были применены новые пятилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Набегающий поток воды выравнивается специальным устройством.

Представители[править | править код]

Цвета таблицы: Белый  — не достроена или утилизирована не спущенной на воду Зелёный  — действующая в составе ВМФ России Синий  — находится в ремонте или на модернизации Красный  — списана, утилизирована или потеряна

Тактический номер Зав. № Закладка Спуск на воду Ввод в строй Окончание последнего ремонта
К-51 «Верхотурье» 379 23.02. 07.03. 29.12. 30.12.
К-84 «Екатеринбург» 380 17.02. 17.03. 30.12. 19.12.

В 2022 году АПЛ будет выведена из состава СФ и списана с последующей утилизацией

К-64 (БС-64 «Подмосковье») 381 18.12. 02.02. 23.12. 26.12.Переоборудована по проекту 09787 в носительподводных лодок специального назначения
К-114 «Тула» 382 22.02. 22.01. 30.10. 09.01.
К-117 «Брянск» 383 20.04. 08.02. 30.09. Проходит средний ремонт на СРЗ «Звёздочка»
К-18 «Карелия» 384 07.02. 02.02. 10.10. 22.01.
К-407 «Новомосковск» 385 14.07. 27.11. 01.12. 27.07.

Современное состояниеправить | править код

По состоянию на 2019 год РПКСН проекта 667БДРМ являются основой морской составляющей стратегической ядерной триады России, постепенно передавая эту роль подводным лодкам проекта 955 «Борей».

БС-64 была переоборудована в носитель глубоководных станций и входит в состав 29-й дивизии подводных лодок. Остальные субмарины регулярно проходят средний ремонт и модернизацию на заводе «Звёздочка» в Северодвинске. АПЛ К-84 «Екатеринбург», поставленная на ремонт с целью модернизации гидроакустического комплекса, 29 декабря 2011 года серьёзно пострадала при пожаре. 19 декабря 2014 года подводная лодка была принята флотом после ремонта.

Начиная с 2012 года в ходе ремонтов «Дельфины» перевооружаются усовершенствованными БРПЛ Р-29РМУ2.1 «Лайнер» вместо ракет предыдущей модификации Р-29РМУ2 «Синева». По состоянию на 2020 год, переоборудование проходит К-117 «Брянск», а К-18 «Карелия» и К-407 «Новомосковск» ждут своей очереди.

Все действующие подводные лодки этого проекта находятся в составе 31-й дивизии подводных лодок Северного флота и базируются в бухте Ягельная, порт приписки — Гаджиево.

Перспективыправить | править код

В 2012 году директор ЦС «Звёздочка» Владимир Никитин объявил о планах по восстановлению технической готовности ракетоносцев проекта 667БДРМ, благодаря чему срок их службы будет продлён с 25 до 35 лет.

Для поддержания их боевого потенциала на необходимом уровне военно-промышленная комиссия в сентябре 1999 года приняла решение о начале производства модернизированных ракет Р-29РМУ2. В связи с этим, все подлодки 667БДРМ были оснащены новым ракетным комплексом Д-9РМУ2 «Синева».

В октябре 2011 года завершилось испытание новой версии основного оружия кораблей — тема «Лайнер». Модифицированные ракеты Р-29РМУ2.1 получили усовершенствованную систему преодоления противоракетной обороны и возможность нести до 12 ядерных блоков малого класса. Данное перевооружение позволит продлить срок существования северо-западной группировки подлодок 667БДРМ до 2025−2030 года.

Вооружение

Ракетный комплекс Д-5 состоит из 16 шахт с размещенными в них ракетами РСМ-25, массой 14,2 т. Дальность полета ракеты 2400 км, подготовка к запуску занимает до 8 минут по нормативам, высота траектории до 620 км. Сами ракеты имеют отделяющую моноблочную боеголовку мощностью 1 Мт в тротиловом эквиваленте.

Из торпедного оружия на ПЛ 667а установлены два типа торпедных аппаратов на носу. 4 крупнокалиберных (533 мм) ТА для противокорабельных торпед и 2 меньших по калибру аппарата (450 мм) для противолодочных торпедо-ракет. Общий боекомплект составлял 20 единиц.

Для защиты с воздуха использовались передвижные ЗРК типа «Стрела», работающие с воздушными целями.

Конструкция атомной подводной лодки проекта 667 БДРМ

Головной корабль серии — атомную подлодку Б-51 «Верхотурье» — заложили на праздник, 23 февраля 1981 года. Для постройки кораблей этого проекта было выбрано основное предприятие советского атомного кораблестроения — Северодвинский машиностроительный завод «Севмаш». В течение 9 лет, начиная с 1981 года по 1990 год, предприятием было спущено на воду и введено в строй 7 кораблей проекта 667БДРМ. Последним кораблем этой серии стал РПКСН К-407 «Новомосковск».

Подводный ракетоносец «Верхотурье» получил ярко выраженный горб, в котором разместились 16 баллистических ракет. В классификации НАТО корабль получил шифр «Delta-IV», продолжая тем ряд боевых судов под шифром Delta. Размеры подлодки впечатляли. Длина корпуса лодки составила 167 м, а водоизмещение выросло до 11740 тонн. Атомная субмарина имела двухкорпусную конструкцию, ставшую традиционной для кораблей предыдущих серий. Прочный основной корпус корабля и переборки изготавливались из прочной стали, способной выдержать длительные интенсивные нагрузки и обладающей антикоррозийными свойствами. Конструкция корабля и прочностные характеристики материалов позволяли лодке опускаться на глубину до 600 м.

Основные узлы и агрегаты подводного корабля размещались на специальных амортизационных платформах, снижающих вибрацию и акустические шумы. Отсеки с энергетической установкой имели локальные звукопоглотители. Легкий корпус был покрыт специально разработанным для этих целей маскирующим материалом, обеспечивающим меньший гидроакустический фон корабля. Отличительной чертой субмарин проекта 667БДРМ стали гребные винты, которые имели пять лопастей, и обладали улучшенной гидроакустической картиной.

Во время боевых походов советские ракетные подводные крейсера «Екатеринбург» и «Подмосковье» сумели более недели оставаться в море незамеченными кораблями стран НАТО. Это стало причиной того, что американские субмарины вынуждены были приблизиться к местам постоянного базирования советских подлодок, подвергая себя большому риску быть обнаруженными.

Все корабли проекта получали автоматизированную систему управления вооружениями «Омнибус-БДРМ», с помощью которой осуществлялся анализ поступающей информации, определялись параметры боевого применения тактического оружия. Помимо этого лодки оснащались новым гидроакустическим оборудованием «Скат», имеющим две антенны. Одна антенна была расположена в носовом обтекателе, вторая — использовалась в буксируемом варианте. Ракетное вооружение обладало улучшенным навигационным комплексом «Шлюз», позволяющим с высокой точностью определять местоположение лодки во время пуска ракет.

Главной энергетической установкой для всех подлодок являлся ядерный реактор ВМ-4СГ, который обеспечивал паром две турбинные установки ОК-700А. Суммарная мощность двигательной установки составила 60 тыс. л. с. В качестве резервных двигателей на судах использовались электродвигатели по 225 л.с. каждый. Ядерная установка обеспечивала кораблям подводный ход со скоростью 24 узла.

Перспективы развития и замена 667 баллистическими ракетоносными подводными лодками

Военные суда играют ключевую роль в стратегическом ядерном сдерживании, обеспечивая возможность применения ядерного оружия в случае возникновения конфликта. Одним из наиболее ярких примеров таких судов являются российские 667 баллистические ракетоносные подводные лодки (БРПЛ) проекта 667 БДРМ.

Проект 667 БдРМ включает в себя серию 14 подводных лодок, построенных в период с 1974 по 1992 годы. Эти лодки оснащены баллистическими ракетами с ядерными боеголовками и способны доставить удар в любую точку планеты. Они играли и продолжают играть важную роль в ядерном сдерживании и обеспечении национальной безопасности России.

Однако со временем возникла необходимость замены устаревающих лодок проекта 667 БДРМ на новые, более современные суда. Разработка и строительство нового поколения подводных лодок уже началось, и будущее перспективное ядерное подводное судно российского флота будет называться Борей-А.

Проект Борей-А является развитием проекта Борей, который представляет собой новое поколение стратегических подводных лодок с баллистическими ракетами. Лодки проекта Борей обладают высокой маневренностью, невидимостью для радаров противника, а также способностью нести более мощное ядерное оружие.

Лодки проекта Борей-А будут в несколько раз более совершенными по сравнению с предыдущими поколениями. Они будут оснащены новыми ракетными комплексами, способными преодолевать любые современные системы ПРО противника. Кроме того, Борей-А будет иметь возможность перевозить более чем 20 баллистических ракет, что значительно увеличит его боевую мощь и эффективность.

Переход на новое поколение подводных лодок является необходимым в связи с быстро меняющейся обстановкой в мире и появлением новых угроз. Развитие и строительство подводных лодок проекта Борей-А позволит России сохранить свою ядерную триаду и обеспечить национальную безопасность в ближайшие десятилетия.

Таблица сравнения характеристик лодок проекта 667 БДРМ и проекта Борей-А:

Характеристика Проект 667 БДРМ Проект Борей-А
Количество ракет 16 более 20
Дальность полета ракет около 10 000 км более 11 000 км
Количество ядерных боеголовок на ракете 1 6-10
Скорость надводного плавания 16 узлов 20+ узлов

Таким образом, развитие и замена 667 баллистических ракетоносных подводных лодок новыми судами проекта Борей-А является важным этапом в развитии российского ядерного флота. Это позволит России оставаться в числе ведущих стран по ядерной обороне и обеспечит национальную безопасность в долгосрочной перспективе.

Система наблюдения и обнаружения противника на подлодке

Способность субмарины выполнить боевой приказ скрытно от сил противолодочной обороны врага является её главным оружием. Несмотря на новые типы корпусов, новые двигатели главными способами обнаружения противника остаются:

  • гидроакустический;
  • магнитометрический.

На большинстве современных боевых ПЛ работают как акустический, так и магнитометрические посты.

В боевых условиях магнитометры устанавливаются на самолётах или противолодочных вертолётах.

Главным достоинством магнитометрического метода являются его простота и незаметность: как и пассивное гидроакустическое наблюдение, такой пост практически невозможно обнаружить.

Для современных подлодок основными боевыми задачами являются:

  • уклонение от районов наземного (воздушного) противолодочного наблюдения;
  • уклонение при обнаружении вражеской ПЛ (расписанные в романах бои между подводными флотами не считаются приоритетной задачей подлодок).

Но скрытность, малозаметность для всех систем обнаружения ─ остаются важнейшим оружием субмарин.

История проекта


Внешний вид первых корпусов.

Проект 667-БДРМ (обозначение NATO — «Delta-IV») является дальнейшим развитием проекта 667БДР «Кальмар» и последней модификацией РПКСН второго поколения, плавно перетёкшего в третье поколение. Постановление правительства о разработке проекта вышло 10 сентября 1975 года. Проект был разработан в ЦКБМТ «Рубин», генеральным конструктором проекта являлся С. Н. Ковалёв. В проекте использовались новые разработки в области вооружения, систем управления и обнаружения, средства снижения гидроакустических шумов. Широкое применение получили различные демпфирующие, виброизолирующие, звукопоглощающие устройства. Отрабатывались результаты исследований шумоизлучения различных корпусных конструкций. Впоследствии полученные результаты использовались при проектировании ТРПКСН проекта 941 «Акула».

Головной ракетоносец проекта 667БДРМ — К-51 «Верхотурье» — был заложен в феврале 1981 года на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске, спущен на воду в январе 1984 года, а в декабре 1984 года введён в строй. Всего в период с 1984 по 1990 годы было построено 7 субмарин этого проекта, 5 из них находятся в составе ВМФ России, одна — К-84 «Екатеринбург» — в декабре 2014 года передана флоту после капитального ремонта, и ещё одна — на переоборудовании в носитель глубоководных аппаратов. Все корабли были построены на заводе «Севмаш». Последним со стапелей сошёл K-407 «Новомосковск».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Опытный компьютерщик
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: