Роль животных, таких как орел и дракон, в мифологии Иггдрасиля
Иггдрасиль, древнескандинавское мифологическое дерево, было населено несколькими животными, сыгравшими значительную роль в мифологии. Среди этих существ особенно важны два: орел и дракон.
- Орел: в скандинавской мифологии орел часто ассоциируется с королевской властью и мудростью. . Один, бог мудрости и знания, был известен как «орел севера» и, как говорили, имел двух орлов, Хугинна и Мунина, в качестве своих спутников. Точно так же орел, восседавший на вершине Иггдрасиля, олицетворял принцип суверенитета, наблюдая за миром сверху.
- Дракон: дракон или змей был еще одним известным обитателем из Иггдрасиля. В скандинавской мифологии дракон символизировал хаос, разрушение и подземный мир. Говорили, что дракон по имени Нидхёгг подгрыз корни Иггдрасиля, пытаясь разрушить структуру дерева и причинив большой хаос. Однако дракон также рассматривался как необходимая часть космического порядка, поскольку он уравновешивал порядок и поддерживал равновесие.
Известно, что орел и дракон являются смертельными врагами. во многих разных культурах, и это ничем не отличается от скандинавской мифологии. В мифологии бесконечная битва орла и дракона символизировала вечную борьбу между порядком и хаосом, причем один пытается установить и поддерживать порядок, а другой пытается его подорвать.
Роли орла и дракона в Мифологию Иггдрасиля можно рассматривать в более широком контексте скандинавской мифологии в целом. На скандинавскую мифологию сильно повлияли природные явления, которые древние скандинавы наблюдали вокруг себя. Орел был символом неба и небесных тел, а дракон представлял силы природы, такие как разрушительные бури, вулканы и землетрясения. Соответствующие символы обоих этих животных были основными факторами, повлиявшими на сложную систему верований скандинавской мифологии.
Животные | Символизм |
---|---|
Орел | Королевская власть, мудрость, небесное царство |
Дракон/Змей | Хаос, разрушение, подземный мир , стихийные бедствия |
Подводя итог, можно сказать, что орел и дракон играли важную роль в мифологии Иггдрасиля. Они представляли противоборствующие силы порядка и хаоса, соответственно, и их борьба рассматривалась как главный фактор в более широкой системе верований скандинавской мифологии. Орел символизировал мудрость и небесные сферы, а дракон символизировал стихийные бедствия и разрушения. Оба этих животных были тесно связаны с природными явлениями, окружавшими древних скандинавов, и их символика остается преобладающей в скандинавской мифологии и по сей день.
Хель
Хель (иногда известный как Хельхейм) — тёмное, мрачное царство, управляемое Хель, дочерью Локи и сестрой мидгардского змея и волка Фенрира. Когда дети Локи родились, Один знал, что они причинят неприятности, и поэтому стремился разместить каждого из них там, где он принесёт наименьший вред. Он поместил змея Мидгарда в моря, которые окружают мир, заковал Фенрира в цепи и бросил Хель в тёмное царство под корнями Иггдрасиля. Тогда это царство было окружено стеной с единственными воротами, и добраться до него можно было только спустившись с холма по длинному–длинному пути (известному как Helveg — путь или дорога в Хель) и перейдя опасную реку.
Сама Хель изображена великаншей, мрачной и задумчивой, и совсем не похожа на героиню Хелы в фильме Marvel «Тор: Рагнарек» (2017) в исполнении Кейт Бланшетт. По непонятным причинам её царство стало ассоциироваться с душами умерших, которые не погибли в бою и, по крайней мере, первоначально, те, кто умер от болезни или старости. Со временем он стал самым густонаселенным царством мёртвых, и считалось, что большинство умерших отправляются в тёмное царство Хель, где блуждают в своего рода сумерках, но в остальном делают примерно то же, что и при жизни. Определить, кто и зачем отправился в царство Хель, непросто, поскольку великий бог-герой Бальдр, среди прочих, как говорят, отправился в Хель, когда, учитывая его статус, он должен был отправиться в Валгаллу.
Мировое Древо и Творение
Во времена до времени, когда ничего не существовало, были только дерево Иггдрасиль и пустота. Нигде не упоминается, кто или что создало великое древо мира, но все девять царств существовали внутри и вокруг его корней. Кажется, он вырос из туманной пустоты Гиннунгагапа, граничащей с одной стороны с огненным Муспельхеймом, а с другой — с ледяным Нифльхеймом. В какой-то момент огни Муспельхейма начали плавить лёд Нифльхейма, и из царства тумана появились два существа: великан Имир и корова Аудхумла.
Иггдрасиль. Фото: www.worldhistory.org
Аудхумла черпал пищу, облизывая лёд, и вскоре обнаружил Бури, предка богов. У Бури был сын (о котором не упоминается как) по имени Борр, который спарился с великаншей Бестлой (которая тоже появляется из ниоткуда). Бестла родила первых богов: Одина, Вили и Ве. Пока это продолжалось, Имир родил гигантов через процесс аутогамии (самооплодотворения). Пока он спит, из его левой подмышки рождаются самец и самка, а из ног — сын; это будут предки великанов.
Один и его братья убивают Имира, и все великаны тонут в его хлещущей крови, за исключением Бергельмира и его жены, которые спасаются на плоту и производят на свет всех последующих великанов, которые станут заклятыми врагами богов. После смерти Имира Один, Вили и Ве тащат его тело в пустоту Гиннунгагап, где они создают мир из его трупа, а позже — первого мужчину (Аск) и первую женщину (Эмбла) из двух деревьев. В это же время, кажется, были созданы и девять царств.
Асгард в скандинавском контексте
Как важный рассказ в скандинавской мифологии, Асгард принадлежал к сложной религиозной, мифологической и космологической системе убеждений, разделяемой скандинавскими и германскими народами. Эта мифологическая традиция возникла в период с первых проявлений религиозной и материальной культуры примерно в 1000 году до н. Э. вплоть до христианизации этой местности, происходившей в основном с 900-1200 гг. н. э.
В этих рамках скандинавская космология постулирует три отдельных «клана» божеств: Aesir, в Ванир, и Jotun. Различие между озирами и ванирами относительное, поскольку говорят, что эти двое заключили мир, обменялись заложниками, вступили в брак и вместе правили после продолжительной войны. Фактически, наибольшее расхождение между двумя группами заключается в их соответствующих сферах влияния: озиры представляют войну и завоевание, а ваны — исследования, плодородие и богатство. С другой стороны, джотаны рассматриваются как в целом зловредная (хотя и мудрая) раса гигантов, которые представляли основных противников озиров и ванов.
Кроме того, их космологическая система постулировала вселенную, разделенную на девять взаимосвязанных сфер, некоторые из которых привлекли значительно большее внимание мифологии. Первостепенное значение имело тройное разделение вселенной на царства богов (Асгард и Ванахейм, дома озиров и ваниров соответственно), царство смертных
(Мидгард) и холодный подземный мир (Нифльхейм), царство мертвых. Эти три царства поддерживались огромным деревом (Иггдрасиль), с царством богов, укрытым между верхними ветвями, царством смертных, примерно на полпути вверх по дереву (и окруженным непроходимым морем), и подземным миром, укрытым между его корнями. .
Хотя Асгард считался царством богов, его не следует смешивать с иудео-христианским представлением о Небесах. Напротив, он, как и греческая гора Олимп, был домом озиров и, как следствие, местом для многих рассказов о богах и их деяниях.
Назидание Асгарда
Стены Асгарда были воздвигнуты богами каменотесом, который должен был принять богиню Фрейю для своей жены, а также солнце и луну в качестве награды . По совету Локи боги установили ему крайний срок. Он должен был полностью завершить строительство всего за шесть месяцев без посторонней помощи. Морозный великан принял условия, но настоял на использовании своего коня Свадильфари . Сначала неуверенные, но подтвержденные Локи, что даже лошадь не может помочь строителю завершить работу вовремя, боги приняли условия. К ужасу богов, однако, казалось, что строитель может выполнить свою часть сделки — за три дня до крайнего срока не хватало только арки. Конь Свадильфари в ночи нес могучие камни. После этого Локи превратился в кобылу, соблазнил жеребца Свадильфари и таким образом удержал его от работы. В результате срок не был соблюден. Локи родила кобылой жеребца Одина Слейпнира . Разгневанный хитростью богов, строитель представился как Хримтурс , который был врагом богов, и был убит Тором своим молотом Мьёлльнир .
Судьба человека в мире Асгарда
Мир Асгарда, как и любой мир скандинавской мифологии, полон магии, сказочных существ и сверхъестественных явлений. В таком мире судьба человека играет особую роль и считается неизбежной и предопределенной.
В Асгарде существует понятие норны — трех женщин, которые владеют знанием о судьбе каждого человека. Они наделяют каждого новорожденного человека нитью судьбы и следят за его жизненным путем. Эти нити символизируют жизненный путь каждого человека и они проплетаются в огромной паутине, известной как Участья, которая олицетворяет судьбу всех существ.
По верованию асгардских жителей, судьбу человека невозможно изменить. Норны определяют, какие события произойдут в жизни каждого, и никакие усилия человека не могут изменить предопределенное. Однако, люди могут принять свою судьбу и стараться следовать ей с достоинством.
Судьба в мире Асгарда также связана с понятием Вальхаллы — зала воинов, где они отправляются после смерти в бою. Человек, чья судьба предназначена для Вальхаллы, становится воином и приносит славу и честь своему роду. Однако, не все люди достойны Вальхаллы, и многие отправляются в Хель — подземный мир, где правит богиня смерти.
Судьба человека в мире Асгарда, хотя и предопределена, все же оставляет место для выбора и свободы в действиях. Человек может избирать свою судьбу, принимать сложные решения и отвечать за свои действия. Проявление силы воли и мудрости может помочь человеку справиться с трудностями, которые ему выпадают на его жизненном пути.
Таким образом, судьба человека в мире Асгарда предопределена норнами, но люди имеют возможность принять ее и активно влиять на свою жизнь, выстраивая свою судьбу согласно этическим и моральным принципам этого мира.
Эвгемеристические счета
Любопытно, что некоторые изображения Асгарда Снорри Стурлусоном изображают его как царство людей, управляемое почтенным (но полностью человеческим) кланом. Хотя такой подход, несомненно, можно отнести к все более христианскому контексту, для которого были созданы его сочинения, это все еще очень интригующий процесс. в Прозаическая Эдда (в довольно своеобразном контрасте с другими отрывками, которые окончательно описывают его как райское царство), он отождествляет город богов с Троей из греческой мифологии:
- Затем они создали себе посреди света город, который называется Асгард; мужчины называют это Троей. Там жили боги и их родственники; и многие вести и рассказы об этом произошли как на земле, так и на земле.
В противоположном (или, возможно, дополнительном) описании он находит Асгард где-то в Азии:
- Страна к востоку от Танакисля в Азии называлась Асаланд или Асахейм, а главный город в этой стране назывался Асгаард. В этом городе жил вождь по имени Один, и это было прекрасное место для жертвоприношений.
Учитывая, что река Танакисль, как считалось, впадает в Черное море, вполне возможно, что эти два рассказа на самом деле дополняют друг друга (особенно с учетом исторических трудностей, связанных с обнаружением классической Трои).
Мифические описания
В мифическом корпусе Асгард играет центральную (если не всегда четко сформулированную) роль в подвигах озиров. Более конкретно, как первичное небесное царство в скандинавской космологической схеме, оно понималось как место, где боги жили, взаимодействовали друг с другом и исследовали свои человеческие составляющие.
Описание различных жилищ озиров, домов, которые всегда считались аналогами замков и пиршественных залов королевской семьи, были довольно распространены в мифических текстах (и, можно предположить, в скальдических поэмах, на которых они были основаны). Один из таких источников, в частности, «Гримнисмол» (из Поэтическая Эдда) в основном занимается перечислением этих цитаделей и изучением их конкретных характеристик:
- Земля свята | это тяжело лежит
- Боги и эльфы вместе;
- И Тор когда-нибудь будет | в Thruthheim обитают,
- Пока боги не пойдут на погибель.
- …
- Седьмой — Breithablik ; | У Бальдра есть
- Для себя жилой гарнитур,
- На земле, которую я знаю | Это так честно,
- И от зла судьба свободна.
- Химинбьорг восьмой, | и Хеймдалл там
- Говорят, что у власти есть люди;
- В его хорошо построенном доме | смотритель неба
- Хорошую медовуху с удовольствием пью.
Длинные описания из «Гримнисмола» резюмированы (а в некоторых случаях расширены) Снорри Стурлусоном в книге Прозаическая Эдда:
Также в этом месте есть обитель под названием Брейдаблик, и нет на небесах более справедливого жилища. Там тоже есть тот, который называется Глитнир, стены которого, все столбы и столбы из красного золота, а крыша из серебра. Есть также обитель под названием Himinbjörg; он стоит на краю неба, у плацдарма, в том месте, где Бифрёст соединяется с небом. Там находится еще одна великая обитель, которая называется Валаскьяльф; Один владеет этим жилищем; боги сделали его и покрыли его соломой из чистого серебра, и в этом зале находится Hlidskjálf, так называемое высокое место. Всякий раз, когда Всеотец садится на это место, он обозревает все земли.
Кроме того, божественный город также был домом для рая Валгаллы:
- В Асгарде, перед воротами Вальхалла, стоит роща, которая называется Глазир, и ее листья покрыты красным золотом, как и здесь поется:
- Стенды Glasir
- С золотой листвой
- Перед чертогами Высшего Бога.
В дополнение к их роли в перефразировании разделов Поэтическая Эдда, Эти подборки также примечательны тем, что знакомят с идеями, которые сами боги построили Асгард и что величественный трон Одина позволил ему исследовать весь космос.
В дополнение к различным жилищам божеств, Асгард также отличался множеством других мифически важных географических элементов. Город богов был установлен (или находился рядом с ним) великолепные равнины Идаволла, изобильное поле, где озиры собирались для обсуждения важных вопросов. Также здесь находился третий, мировой корень Иггдрасилля, под которым находился Колодец Урд. Считалось, что этот колодец, о котором заботились Норны, выполнял две функции: он питал Мировое Древо и каким-то образом был связан с судьбой или пророческой мудростью.
Считалось, что небесное царство связано с землей (Мидгард) через радужный мост (Бифрёст, «мерцающий путь»), который также был построен богами:
- Разве тебе не говорили, что боги построили мост от земли к небу, называемый Бифрёст? Вы, должно быть, видели это; может быть, вы называете это радугой. Он трехцветный, очень прочный, сделан с большим искусством и магией, чем другие произведения искусства.
В то время как приведенное выше описание сосредоточено на силе богов в создании такого магического средства передвижения, реальность Бифрёста также выдвинула на первый план другой элемент существования в Асгарде, а именно страх враждебного вторжения.
Описывая красную полосу в радуге, Прозаическая Эдда предполагает, что «то, что ты видишь красным в луке, есть пылающий огонь; Гиганты Холма могли бы подняться на небеса, если бы проход на Бифрёст был открыт для всех, кто перейдет». Это постоянная угроза вторжения враждебных гигантов. (Йотун), представлял неподдельный страх озиров. В «Thrymskvitha», занимательной эддической поэме, описывающей кражу молота Тора, Локи убеждает бога-воина, что он должен одеться как женщина, чтобы получить доступ на банкет гиганта (с конечной целью украсть молот). Когда Тор возражает, Локи отчитывает его, говоря:
- «Молчи, Тор, | и не говори так;
- Иначе будут гиганты | в Асгарте обитают
- Если твой молот не принес | домой к тебе «.
Обеспокоенность возможностью вторжения также побудила озиров построить огромную стену вокруг Асгарда, проект строительства, который обеспечивает основу для одного из самых замечательных мифов, касающихся этого царства.
Что находится внутри крепости?
Одной из основных «достопримечательностей» можно считать Валаскьяльф – чертог бога Одина. Его трон носил название Хлидскъяльф, и считается, что когда Один сидел на Хлидскъяльфе, он мог одновременно обозревать небо и Землю и все, что происходило где угодно в мире!
Бог Один
В доме богов также располагался зал из чистого золота. Он назывался Гладсхайм и в нем находились престолы Одина и 12-ти высших богов скандинавской мифологии. Зал богинь назывался Вингольф или «Зал дружбы». Боги и богини собирались здесь каждый день и обсуждали судьбу мира у Колодца Урд (судьба), из которого вырос Иггдрасиль (дерево, соединяющее девять миров).
В Асгарде также размещалась Вальхалла (зал павших героев). Попасть в эту легендарную обитель могли только отважные воины, павшие в бою с мечом в руке. Здесь они пировали и праздновали, а затем сражались насмерть, чтобы воскреснуть наутро и начать всё сначала. Валгаллу было легко узнать по ее стропилам, образованным копьями, и по щитам, использованным в качестве черепицы. Согласно некоторым источникам, двери Вальхаллы были настолько широки, что 800 воинов могли пройти в них одновременно!
Укрепление Асгарда
Миф
Согласно Gylfaginning (42), Асгард окружен непроходимой стеной, построенной Гигантом после войны с ванирами , во время которой была разрушена предыдущая крепость. Этот миф также является мифом о рождении Слейпнира .
Сначала, когда прибыли боги, когда они основали Мидгард и построили Валгаллу , их посетил неизвестный строитель, который предложил построить неприступную божественную крепость, которая защитит их от всех вторжений в течение трех сезонов (). В обмен на эту услугу незнакомец попросил Солнце , Луну и Фрейю . После некоторых дебатов боги дали ему свое согласие, если это будет выполнено только за один семестр и без чьей-либо помощи. У строителя была только одна просьба: он попросил разрешения использовать его лошадь Свагилфари , и это было ему предоставлено благодаря влиянию Локи . К большому удивлению богов, жеребец Свагилфари проделал колоссальную работу и ночью нес огромные валуны. С помощью своей лошади строитель очень быстро продвинулся вперед, так что за три дня до назначенной даты все, что ему нужно было сделать, это построить ворота. Недовольные боги пришли к выводу, что Локи был причиной его успеха, и заставили его найти способ остановить этого человека. Они пообещали последнему самые ужасные мучения, если он не найдет способ помешать строителю завершить работу вовремя и, таким образом, получить плату, и собирались наказать его, когда испуганный Локи пообещал им найти уловку. В ту ночь строитель уходил на поиски последних камней со своим жеребцом Свагилфари, когда на изгибе леса он встретил кобылу. Кобыла заржала в направлении Свагилфари и Свагилфари , «осознав, что это за лошадь», обезумела, начала ржать, порвала упряжь и подошла к кобыле. Она побежала по лесу, Свагилфари за ней, строитель пытался их догнать. Две лошади бегали так всю ночь, и за оставшиеся три ночи строительство не продвинулось ни на дюйм. Разъяренный человек превратился в гиганта, поскольку это было его истинной природой, и когда боги осознали это, они проигнорировали свои предыдущие клятвы и призвали Тора . Последний быстро избавился от гиганта, вырубив его своим молотом Мьёлльнир .
Эдда Пролог
Пролог Эдда Снорри де — авторство которого , однако обсуждается — начинается с evhemianist объяснения происхождения скандинавских божеств: один из царей , которые правили в Трои был назван Muñón или Mennon. Он женился на дочери царя Приама и имел от нее сына по имени Трор, «которого мы зовем Тор». Его воспитал во Фракии Лорикус. Он был красив и силен, и когда ему было двенадцать, он убил своего приемного отца и захватил его королевство.
Восемнадцатью поколениями спустя родился Воден, «которого мы зовем Один», человек большой мудрости и наделенный многими дарами. Его жену звали Фригида, «которую мы зовем Фригг». Один, обладавший даром ясновидения, узнал, что ему нужно отправиться на север. Поэтому он покинул Анатолию с большой свитой. Превосходя других людей красотой и мудростью, озиры (названные так, потому что они пришли из Азии) вскоре стали считаться богами, потому что везде, где они останавливались, их сопровождали мир и процветание.
Таким образом , Пролог Снорри к Эдде делает Трою предком Асгарда. Однако Gylfaginning специально упоминает об этом несколько раз. Итак, когда Всевышний говорит об Одине:
Или еще яснее:
Многие историки, в том числе Саксон Грамматик , назвали норманнское троянское происхождение, а Пролог Снорри к Эдде свидетельствует о том, что эта вера уже устарела. Эта традиция, также встречающаяся у других европейских народов, была заимствована норманнами у франков .
Сравнительная мифология
Асгард во время его разрушения (1905 г.) Эмиль Доплер.
Джозеф Фонтенроуз выдвигает на первый план существование мотива, когда главный рабочий предлагал построить невозможное произведение в обмен на огромную цену, а затем его обманул директор. Этот мотив появляется в мифе об укреплении Асгарда и Трои, а также во многих других легендах по всей Европе и даже в Ассаме , Индия . Однако это сходство не позволяет утверждать, что эти два мифа имеют общее происхождение или что один вдохновил другой. Но эти двое задолго до любого другого подтверждения мотива, например, в сказках, могут быть оригинальным индоевропейским мифом, если это применимо, он говорил о строительстве укрепленного ограждения.
Вдобавок Хайнц Клингенберг провел параллель между Трором / Тором и троянским героем Энеем , некоторые черты характера Трора и многие эпизоды его жизни, казалось, были отделены, в частности, от ЭнеидыВергилия .
Нифльхейм
Нифльхейм, наряду с Муспельхеймом, является старейшим из девяти королевств, изначальной землёй льда, тумана и снега, откуда началась вся жизнь. Снорри отождествляет Нифльхейм с Нифльхелем, что привело к его пониманию Нифльхейма как местоположения царства Хель. Если Нифльхель действительно существовал в скандинавской космологии до христианства – а это, по — видимому, так и есть, — то в Нифльхейме о нём нет никаких упоминаний, и это, вероятно, была обитель мёртвых, сравнимая с Тартаром в греческой мифологии или более поздние изображения Хель: тёмное, мрачное место, где заключены души умерших. Возможно, он находился под Нифльхеймом.
Однако Нифльхейм не имеет ничего общего с царством мёртвых как таковым. Это холодное и туманное царство, где никто не живёт, даже Ледяные гиганты. Говорят, что Один бросил Хель в Нифльхейм, а затем дал ей власть над мёртвыми и жизнями тех, кто находится в Девяти Царствах, но считается, что она прошла через Нифльхейм и в Нифльхель (что просто означает “тёмное царство Хель”), где она тогда правила.
Заключение
Все эти девять миров сосуществовали, действовали вместе и будут действовать до дня Рагнарёка. Независимо от Девяти Царств, живя вместе в корнях Иггдрасиля, были норны – судьбы – которые ткали судьбы людей и богов. Подобно Трём Судьбам в древнегреческой вере или Семи Хатхорам или богу судьбы Шаю (Shai) в религии древнего Египта, решения норн были окончательными, и никто не мог их обжаловать.
Рагнарёк начнётся с суровой зимы льда и снега, а затем прибытия Суртра, Огненного гиганта, который поглотит мир в пламени в то же время, когда Мидгардский змей вырвется на свободу, вспенив воды вокруг Мидгарда и потопив землю, в то время как одновременно великий волк Фенрир разорвёт свои цепи и пожрёт солнце. Радужный мост Бифрост трескается и падает, когда Иггдрасиль трясётся, и боги готовятся к финальной битве, чтобы спасти упорядоченный мир, который они построили, от сил хаоса. Боги проиграют, и они знают об этом, когда идут в бой, но горстка выживет в последнем конфликте, и новый мир и новый порядок царств в конце концов восстанут из пепла старого.