Формы государства

Что такое унитарное государство: примеры стран

Сущность государства

Замечание 1

Государство – это особый способ организации политической власти на определенной территории, при помощи которого реализуется управление обществом, а также обеспечивается соблюдение правопорядка.

Государство является главным субъектом политической жизни в мире. Государство по сути своей и есть самое крупное политическое образование. Политическая сфера общества (от лат. Politics – касающийся государственных дел) обладает собственными уникальными качествами. Кроме того, понятие политической системы свободно от иных сопутствующих ей правоведческих значений и легко может быть определено в категориях познаваемого явления, в отличие, например, от понятий государства или общества.

Истинное понимание того, чем же по сути является государство, открывает гражданину новую дверь в мир стройных правовых понятий и объясняет основы, на которых должно быть построено любое современное цивилизованное и демократическое общество.

К основным признакам государства, выделяемым учеными-правоведами в юридической науке, относят:

  • ограниченная территория;
  • государственный суверенитет;
  • население;
  • монополия применения легитимных форм насилия над гражданами и иностранцами в границах своей территории;
  • право на получение налогов и иных форм обязательных платежей в бюджет;
  • публичную власть и государственную символику.

Любое государство на земном шаре может быть охарактеризовано через такие признаки, как:

  • политический режим (авторитаризм, тоталитаризм или демократия);
  • форма государственного устройства (федерация, конфедерация или унитарное государство);
  • тип правления (республика, монархия или деспотизм).

Что такое децентрализованное унитарное государство

Децентрализованное унитарное государство — это форма организации государственной власти, при которой власть распределена между центральным правительством и региональными или местными органами управления. В таком государстве есть центральные органы власти, которые имеют определенные полномочия и компетенции, а также самостоятельное право регулировать отношения на территории страны. Однако в то же время децентрализованное унитарное государство тесно связано с центральными органами власти, которые контролируют и регулируют деятельность региональных и местных органов.

Особенностью децентрализованного унитарного государства является то, что оно обеспечивает сочетание преимуществ федерации и унитаризма. Федеративный элемент децентрализованного унитарного государства выражается в том, что региональные или местные органы управления имеют собственные полномочия и компетенции, которые они осуществляют независимо от центрального правительства. Унитарный элемент состоит в том, что центральное правительство остается главным и контролирует региональные и местные органы, а также осуществляет контроль над эффективным функционированием системы управления в целом.

Децентрализованное унитарное государство обеспечивает баланс между централизацией власти и предоставлением определенной автономии регионам или местным территориям. Оно позволяет регионам и местным органам принимать решения, которые соответствуют особенностям и потребностям конкретной территории, однако при этом гарантирует единство и целостность государства в целом.

В децентрализованном унитарном государстве между центральным правительством и региональными или местными органами управления устанавливаются отношения сотрудничества и взаимозависимости. Региональные и местные органы управления осуществляют полномочия, предоставленные им законом, при этом они должны соблюдать общие нормы и принципы государства.

Таким образом, децентрализованное унитарное государство — это форма государственного устройства, которая сочетает федеративные и унитарные принципы, обеспечивает баланс между централизацией и децентрализацией власти, и позволяет региональным и местным органам управления иметь определенную автономию при сохранении целостности и единства государства в целом.

Современные унитарные государства

На данный момент порядка 85% всех стран мира используют унитарную форму управления – 171. Подробнее можно посмотреть в таблице:

Название Географические особенности
Индонезия, Кения, Эквадор, Конго, Перу Находятся на экваторе
Эстония, Финляндия, Албания, Швеция, Украина, Болгария, Беларусь Расположены в Европе
Афганистан, Северная Корея, Китай, Азербайджан, Вьетнам Расположены в Азии
Алжир, Ангола, Буркина-Фасо, Тунис, Нигер Африканские страны
Сальвадор, Уругвай, Никарагуа, Гайана, Белиз, Парагвай, Чили, Боливия Северная и Южная Америка Филиппины, Новая Зеландия, Мадагаскар, Папуа — Новая Гвинея, Гаити Островные государства
Казахстан, Армения, Казахстан, Венгрия, Монголия, Словакия Не имеют выхода к океану и крупным морям
Камбоджа, Вьетнам, Южная Корея Расположены на побережье Тихого океана
Мозамбик, Йемен, Саудовская Аравия, Оман, Бангладеш Расположены на побережье Индийского океана
Ангола, Сенегал, Гайана, Намибия, Либерия Расположены на побережье Атлантического океана
Атлантического океана Никарагуа, Панама, Коста-Рика, Египет, Израиль Расположены на побережье сразу двух океанов

Унитарное

Унитарное государство – это вид государственного устройства, подразумевающий отличие административно-территориальных единиц, не имеющих статуса независимых образований. Единая и неделимая власть и свод законов (Конституция) – признаки УГ:

  1. Единый нормативно-правовой акт, верховенствующие на всей протяженности границы.
  2. Одна денежная система, гражданство, высшие органы власти.
  3. Новообразования не имеют суверенного статуса.

Примеры разнообразия унитарных стран:

  • УГ без автономий – полнота власти распространяется на всю территорию. Список стран: Швеция, Польша, Болгария, Ирландия, Япония.
  • УГ с отдельными автономиями – составные части могут принимать свои законы: Франция, Великобритания, Уэльс, Узбекистан.
  • Децентрализованная страна, состоящая из самоуправляемых частей: Испания, Италия.

Страна пользуется благами централизации, если во главе регионов находятся назначенные с центра руководители. Децентрализация предполагает самостоятельную выборность главы административно-территориальной единицы.

Важно! По форме территориально-политической организации выделяют федеративные и унитарные государства

Факторы, формирующие УГ

Признаки унитарного государства:

  • На территории проживает население, имеющее один язык, культурную близость, схожесть менталитетов.
  • Экономически оправданное объединение. Однако обязательными условиями является: единая валюта и налогообложение, общность природных ресурсов и правовой системы.
  • Внешнее давление, как инструмент манипуляции на унитарные государства.

Наиболее развитые УГ

Франция – отличный пример централизованного устройства. Страна делится на 95 департаментов, те – на коммуны. Центральная власть на местах сосредоточена в руках префектов, назначаемых лично главой правительства.

В коммуны избираются представители из местного населения, выборы проводятся каждые 6 лет.

Внимание! Сочетание парламентской и президентской республик – это отличительная особенность французского строя. Так, во главе системы стоит Президент, он выбирается путем всеобщих выборов на 5 лет. Великобритания – квази-унитарная система, где монарха ограничивает парламент

Королева Елизавета II выполняет не только политическую роль, она стоит у истоков трех ветвей власти, имеет право объявления войны

Великобритания – квази-унитарная система, где монарха ограничивает парламент. Королева Елизавета II выполняет не только политическую роль, она стоит у истоков трех ветвей власти, имеет право объявления войны.

Примечательно, на территории Великобритании нет единой правовой системы, понятия единого документа «Конституция» не существует. Жизнь страны регулирует список международных договоров, судебных прецедентов.

Правительство имеет двухуровневую структуру: Палату Общин и Лордов. Регулирование основного законодательного органа осуществляет Вестминстерская система.

Япония – страна разделена между 47 префектурами, где признаки унитарного государства необычайно велики. Принятая Конституция ограничила власть императора до «символа нерушимости», фактическая власть принадлежит парламенту. Монарх имеет право на утверждение премьер-министра (независимая кандидатура). Нынешний император выполняет только церемониальные функции.

  • единая правовая система, обеспечивающая неукоснительное исполнение предписаний,
  • структурные особенности позволяют избежать дублирования выполняемых функций, конфликтных ситуаций,
  • более справедливые условия труда, внутреннего рынка.
  • различия в менталитете и культуре населения,
  • экономическая «зависимость» регионов друг от друга,
  • недостаточный уровень жизни, низкая скорость принятия решений «в центре»,
  • политическая культура народа низкая, умы граждан легко поддаются манипуляциям и пропаганде.

На что идет страна, заключая такой союз

Условия обычно оговариваются и могут меняться в зависимости от специфики того или иного объединения. Они могут быть как равноправными, так и наделять некоторых своих членов большими полномочиями. Форма эта встречается весьма редко. И это скорее не модель страны, а действительно союз отдельных стран, которые сходятся только в самых крайних ситуациях и расходятся так скоро, как решают общие для них вопросы.

Унитарное устройство государства, в данном случае, являет очень малую сплоченность, ведь у всех свои интересы и мало кто позволит собой руководить.

Даже если и выбирается страна-лидер, у нее нет возможности надавить на своих партнеров, ведь они очень мало зависят от нее.

Процедура принятия решений трудоемка и сложна, ведь для принятия конкретных мер нужно получить одобрение от правлений всех стран-участниц, что забирает много времени. Отсутствует единое гражданство. В любой момент конфедерацию можно покинуть, не неся за это никакой ответственности.

Виды

Выделяется несколько основных видов унитарных государств, среди которых выделяются:

  • Простые. Особенность заключается в небольшой площади страны, из-за чего деления на административные единицы не происходит. Примером могут служить Мальта или Науру. Второй вариант – присутствует деление на территориальные единицы, как в Польше или Алжире.
  • Сложные – в состав таких стран может входить несколько автономий, хорошим примером является Китай.
  • Регионалистские – в составе находятся только автономные регионы, которые в совокупности являются федерацией.
  • Национально-территориальные – в стране живут представители одной нации, у которых имеется право самостоятельно создавать органы власти и добавлять свой язык в качестве второго государственного.
  • Экстерриториальные – государственные вопросы могут решать этнические меньшинства, как албанцы в Македонии.

Существует еще несколько видов деления стран с данной ФГУ.

Основная особенность в топ, что местная власть формируется отдельно от центральной, в выборах участвуют местные жители. При этом имеется довольно внушительная самостоятельность в решении ряда вопросов.

Относительно децентрализованные

Выборы местной власти организованы на местах, все лежит на плечах местных жителей. Основное отличие от предыдущего вида – центральная власть контролирует местное самуправление.

Что представляет собой унитарное государство?

Под унитарным государством понимается государственное формирование, внутри которого существующие территориальные субъекты наделены определенными властными полномочиями, но лишены возможности принимать собственные решения независимо от центрального аппарата власти.

Характерные черты унитарного государства

Унитарным государствам  присущи следующие черты:

  1. Общеобязательная для всех система осуществления государственной власти в стране. Ее решения обязаны выполняться на территории всех государственных субъектов без исключения.
  2. Все территориальные единицы государства равны перед ним в целом. Власть, осуществляемая в пределах конкретного субъекта, имеет право принять самостоятельно ту или иную норму права, но только в рамках своей компетенции, «дарованной» ей центральной властью. Принимаемое решение местного значения не должно идти в разрез с утвержденной нормой центрального аппарата государственной власти. В зависимости от того, как формируется власть на местах, принято выделять централизованную унитарность и децентрализованную. Для первой характерно ставленничество (органы местной власти назначаются из рядов должностных лиц центрального аппарата государственной власти). В таком государстве власть централизована. Например, губернаторов областей назначает Глава государства. Это характерно для Чехии, России, Финляндии. Децентрализованность проявляется в формировании власти на местах путем выборов. Население конкретного территориального субъекта выражает свою волю в отношении сосредоточения власти в руках того или иного физического лица. Такое встречается в Испании. А вот во Франции, например, местная власть может быть и назначена «сверху» и выбрана народом (смешанное формирование власти).
  3. Все нормы права, принимаемые в любой точке страны, базируются на Основном государственном Законе – Конституции. В ней закреплены основные принципы, гарантии осуществления государственной власти в стране, методы и способы ведения законотворчества, права и свободы человека, составляющие главную ценность для государства.
  4. На государственной территории устанавливается гражданство, единое для всего населения данной страны. Любой человек, проживающий на территории конкретного унитарного государства, имеет право принять его гражданство. Следует помнить, что есть страны, где разрешено двойное гражданство. А вот в России это под запретом.
  5. Связь между государственными органами власти разных уровней обеспечивает аппарат центральной власти.
  6. Судебная власть осуществляется во всех местностях государства по единым принципам.
  7. Оборону государственных границ и населения, проживающего внутри них, выполняют вооруженные силы страны, которые действуют в интересах конкретного государства. В России недопустимо образовывать армию отдельного территориального субъекта, выполняющую функцию обеспечения безопасности лишь конкретной территории и определенного количества граждан.
  8. Бюджет субъектов формируется второстепенно. Налоги, уплаченные гражданами конкретной территориальной единицы государства, перечисляются сначала в федеральный бюджет. Затем центральный аппарат производит отчисления уже в регионы.

Следует отметить, что существуют унитарные государства, являющиеся исключением из общего правила. Так, Великобритания наделила отдельные свои регионы автономностью – это Шотландия, Уэльс, Ольстер. Для них характерно наличие законодательной базы, судебной системы, которые имеют действие лишь на территории данных образований. Более того, отделение от центрального аппарата произошло не только на политическом уровне, но и в духовной сфере. Данные субъекты Великобритании имеют свою «независимую» церковь.

Классификация автономий в унитарном государстве

В зависимости от того, по какому принципу устроено автономное унитарное управление субъектом, принято выделять:

  • Политические автономии унитарного государства, которые наделяются единичными характерными чертами. Например, Палестина в составе Израиля.
  • Административные автономии, управление в которых ведется на самостоятельных началах (автономии в составе Китайской Республики).

В мировой истории встречается еще одна разновидность унитарного государства – региональное унитарное государство. В такой стране все территориальные субъекты являются автономными.

Различия с федеральным государством

Основным отличием является его политическая конфигурация. Один, Унитарий, концентрирует всю власть в одном правительственном органе; другой, федеральный, распределяет его между различными составляющими.

Это правда, что в эти секунды существует закон обязательного соблюдения для всей территории, но они могут принять свои собственные ограничения.

Централизованная мощность в сравнении с распределенной мощностью

Как указывалось, в унитарных государствах власть и принятие решений сосредоточены на одном уровне: национальном.

С другой стороны, федеральные организации имеют несколько политических уровней. У гражданина есть компетенции по всей стране; федеральный только имеет их в соответствующем субъекте.

Что касается территориальной организации, разница между ними очевидна. В соответствии с номенклатурой подразделение может представлять только административные подразделения без особой собственной власти, такие как регионы, провинции или департаменты..

На федеральном уровне есть территории с большой автономией, которые обычно называют штатами. Только само название указывает на то, что эти страны считаются союзом квазисуверенных образований.

Национальная судебная и законодательная власть против федеральной

Судебная и законодательная власть представляет те же различия, что и исполнительная власть. В унитарных государствах они централизованы, сфокусированы так, что влияют на всю нацию. Таким образом, территории не имеют права принимать законы.

С другой стороны, в федеральных правительствах каждого штата это возможно. Единственное ограничение установлено национальной Конституцией, но они обладают большой гибкостью для принятия и применения дифференцированных законов..

Примером децентрализации в этих аспектах была полицейская структура в Соединенных Штатах Америки. Еще несколько десятилетий назад силы безопасности государства не могли преследовать преступников, если они пересекли государственную границу. Это сделало обязательным создание федерального органа, ФБР, с полномочиями проводить расследования в пострадавших штатах.

Конституция перед несколькими

Унитарные государства имеют только Конституцию, принятую центральным правительством и применимую на всей территории страны..

Наоборот, федералов может быть несколько. Национал влияет на всю нацию и государство только на свою территорию.

Структура управления

Учитывая большую казуистику в странах мира, трудно указать на общие различия. Тем не менее, унитарии обычно имеют только одну законодательную палату, парламент или конгресс. В случае наличия Сената, он действует только с корректирующими полномочиями предыдущего.

В федеральных странах очень часто, кроме Конгресса, существует Сенат, состоящий из представителей каждой федеральной территории, со своими собственными функциями..

Конфедерация[править | править код]

Конфедерация (от позднелат. «confoederatio» — союз, объединение) — союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объединённой Арабской Республикой и Сенегамбией).

В своё время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776—1789, 1861—1865), Германия (1815—1867), Швейцария (1815—1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария, согласно Конституции, формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.

Признаки конфедерации

  1. Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;
  2. Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;
  3. Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единое законодательство, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом);
  4. Нет единого гражданства конфедерации;
  5. Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.

Виды государственного строя

Каковы типы центральных правительств? Децентрализация означает, что глава административно-территориальной единицы избирается самостоятельно.

  1. Единый нормативно-правовой акт, верховенствующие на всей протяженности границы.
  2. Одна денежная система, гражданство, высшие органы власти.
  3. Новообразования не имеют суверенного статуса.

Значение: Федеративные государства и унитарные государства можно различать по форме территориально-политической организации. Типы правительственных структур

  • УГ без автономий – полнота власти распространяется на всю территорию. Список стран: Швеция, Польша, Болгария, Ирландия, Япония.
  • УГ с отдельными автономиями – составные части могут принимать свои законы: Франция, Великобритания, Уэльс, Узбекистан.
  • Децентрализованная страна, состоящая из самоуправляемых частей: Испания, Италия.

Характеристики унитарного государства:

Франция является прекрасным примером централизованной структуры. Страна разделена на 95 департаментов, которые в свою очередь подразделяются на коммуны. Местная власть сосредоточена в руках префектов, которые назначаются лично главой правительства.

Коммуны избирают своих представителей из числа местного населения, выборы проходят каждые шесть лет.

Факторы, формирующие УГ

Предупреждение. Сочетание парламентской и президентской демократии является особенностью французской системы. Президент возглавляет систему и избирается народом на пятилетний срок.

  • На территории проживает население, имеющее один язык, культурную близость, схожесть менталитетов.
  • Экономически оправданное объединение. Однако обязательными условиями является: единая валюта и налогообложение, общность природных ресурсов и правовой системы.
  • Внешнее давление, как инструмент манипуляции на унитарные государства.

Наиболее развитые УГ

Великобритания — это квазиунитарная система, в которой монарх сдерживается парламентом. Королева Елизавета II не только играет политическую роль, но и возглавляет три ветви власти и имеет право объявлять войну.

Примечательно, что в Великобритании нет ни единой правовой системы, ни единого документа под названием «конституция». Жизнь страны регулируется рядом международных договоров и судебных прецедентов.

Правительство имеет двухуровневую структуру: Палата общин и Палата лордов. Вестминстерская система управляет главным законодательным органом.

Япония — это страна, разделенная на 47 префектур, которые имеют характеристики унитарного государства. Принятая конституция ограничила власть императора «символом неприкосновенности»; реальная власть принадлежит парламенту. Монарх имеет право утверждать премьер-министра (независимого кандидата). У нынешнего императора есть только церемониальные обязанности.

Проблемы и вызовы децентрализации в унитарном государстве

Децентрализация в унитарном государстве может столкнуться с различными проблемами и вызовами, которые необходимо учитывать при планировании и реализации процесса.

1. Баланс власти

Одной из центральных задач децентрализации является достижение баланса между центральными и региональными органами власти. Недостаточная децентрализация может привести к неравномерному распределению власти и ресурсов, что может усугубить проблемы развития отдельных регионов и привести к их отчуждению.

2. Финансовая устойчивость

Передача полномочий и ответственности на региональный уровень требует соответствующего распределения финансовых ресурсов. В случае недостаточной финансовой поддержки региональных органов власти, децентрализация может оказаться неэффективной и привести к дальнейшему неравномерному развитию регионов.

3. Конфликты интересов

Децентрализация может привести к возникновению конфликтов между различными регионами и центральными органами власти. Различные регионы могут иметь разные интересы и потребности, что может привести к конкуренции и спорам. Необходимо разработать механизмы урегулирования конфликтов и обеспечить справедливое представительство интересов всех участников.

4. Квалификация и образование

Децентрализация требует наличия хорошо подготовленных кадров на региональном уровне, способных эффективно управлять и принимать решения. Необходимо проводить обучение и повышение квалификации региональных работников, а также развивать систему образования на региональном уровне.

5. Координация и сотрудничество

Децентрализация может создавать сложности с координацией и сотрудничеством между различными регионами и центральными органами власти. Необходимо разработать эффективные механизмы координации и обеспечить сотрудничество между разными уровнями власти, чтобы достичь целей децентрализации.

6. Учет территориального разнообразия

Регионы в унитарном государстве могут значительно отличаться по территории, населению, экономическому развитию и другим параметрам. При реализации децентрализации необходимо учитывать эти различия и разрабатывать политики, которые соответствуют особенностям каждого региона и обеспечивают их устойчивое развитие.

7. Поддержка населения

Успешная децентрализация требует поддержки населения

Важно обеспечить информированность и участие граждан в принятии решений, а также обеспечить доступность и качество предоставляемых услуг на региональном уровне

Решение этих проблем и вызовов требует комплексного подхода и учета конкретных особенностей унитарного государства, чтобы достичь эффективной децентрализации и устойчивого развития.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Опытный компьютерщик
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: