Что такое гипотеза исследования и как ее сформулировать

Что такое гипотеза исследования и как она формируется

Что такое цель и как её написать

Целью исследования принято называть научный результат, к которому студент должен прийти после того, как выполнит всю работу и проведёт все необходимые исследования. Обычно в рекомендациях к заданию, указывают, что лучше всего для формулирования цели пользоваться глаголами совершенного вида, которые употребляются в неопределенной форме. Например, это может быть: «обосновать», «выявить», «проверить», «определить» и другие аналогичные варианты. Обычно цель строится на базе темы работы, поэтому сложностей с её формулировкой возникнуть не должно. К примеру, если ваше исследование посвящено политической ситуации, которая сформировалась в Российской Империи при Екатерине II, то в качестве цели можно написать: «Цель данного исследования – изучить политическую ситуацию во время правления Екатерины II». Как видите, ничего сложного. После этого можно переходить к следующему этапу.

Что такое вымыслы?

Вымыслы — это ложные представления, созданные в уме человека и не имеющие основания в реальности. Они могут быть выдуманными историями, фантазиями или неправдоподобными утверждениями.

Вымыслы часто используются в литературе, кино и других формах искусства для создания сказочных миров, персонажей и сюжетов. Они помогают нам погрузиться в вымышленные истории и отдохнуть от реальности.

Однако вымыслы могут также использоваться для обмана людей или распространения дезинформации. Некоторые люди могут создавать ложные истории или распространять слухи с целью получить личную выгоду или воздействовать на мнение общества.

Наличие вымыслов не имеет научного обоснования и не является достоверным источником информации. Они могут быть интересными и увлекательными, но не следует считать их правдивыми или основой для принятия решений.

Использование критического мышления и проверка фактов помогают отличить вымыслы от реальности и не доверять их на все 100%

Важно искать достоверные источники информации и анализировать представленные сведения, чтобы отделить правду от вымысла

Главные отличия гипотезы от теории

Отличие гипотезы от теории состоит в том, что первая является лишь предположением, хотя и обоснованным, а вторая является уже достоверным фактом, так как опирается на эксперименты, анализ и прочие научные методы. Если выдвинутая гипотеза абсолютно доказана, она превращается в теорию. Теория в отличии от гипотезы обладает ещё и прогностической силой, то есть способна прогнозировать различные процессы изучаемого явления или объекта.

Теория является не просто догадкой, а догадкой изученной, проверенной, рассмотренной со всех сторон и принятой всем научным сообществом. Гипотеза всего лишь промежуточная стадия формирования теории. Простыми словами: гипотеза предполагает, а теория уже уверенно утверждает и объясняет.

Очень часто в научном мире может существовать сразу несколько гипотез на одну и ту же тему. В данном случаи изучается и проверяется каждая из них и выделяется единственная правильная, а все остальные утверждения опровергаются.

Теория – это более развернутое и ёмкое понятие, в котором различные факты становятся важными элементами целой системы. Теория может существовать только в рамках законов логики, так как одни суждения в ней вытекают из других. Гипотезу всегда можно поставить под сомнение, а вот опровергнуть теорию очень сложно.

Содержательный критерий (критерий операциональной валидности).

Подбор экспериментальной группы должен определяться предметом и гипотезой исследования. Экспериментатор должен создать модель идеального объекта экспериментального исследования для своего частного случая и по возможности его описать, следуя этому описанию при формировании экспериментальной группы. Характеристики реальной экспериментальной группы должны минимально отклоняться от характеристик идеальной экспериментальной группы.

Критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутренней валидности).

Результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, должны распространяться на каждого ее члена. То есть мы должны учесть все значимые характеристики объекта исследования, различия в выраженности которых могут существенно повлиять на зависимую переменную. Допустим, необходимо проверить влияние ситуативной тревожности детей на скорость овладения школьными навыками. В этом случае состав экспериментальной группы должен быть подобран так, чтобы в нее входили дети с одинаковым уровнем развития интеллекта. Если же это не удается сделать, то при обработке данных используется нормировка результатов на величину значимого параметра.

Процедура подбора эквивалентных групп и эквивалентных испытуемых называется рандомизацией.

Задачи исследования

К формулированию задач можно переходить только, когда всё остальное уже прописано. Под ними обычно понимают действия, нужные для достижения поставленной цели. А также для того, чтобы найти решение для проблемы и разобраться с тем правильная или ошибочная гипотеза. Все задачи можно разделить на три большие группы. А именно:

  • Задачи, которые направлены на то, чтобы выявить сущностные признаки, а также критерии того явления, которое студент изучает в своей работе.
  • Задачи необходимые для того, чтобы обосновать способы, которыми можно решить проблему.
  • Задачи, в которых формулируется ведущие условия, которые требуются чтобы решение проблемы было эффективным.

От того, в какой последовательности будет проходить решение задач, будет зависеть структура работы. Поэтому это имеет большое значение. А также именно поэтому у каждой задачи должно быть представлено решение в обязательном порядке.

Когда студент будет прописывать задачи, которые перед ним стоят и формировать их в систему, ему нужно будет сразу определиться с тем, какого подхода к себе они требуют. Какие-то могут строиться по большей части на изучении литературы, другие на комбинировании нескольких подходов. Также сразу нужно определиться, какая из задач – проблемная, поскольку именно её нужно будет решать, во время проведения исследования.

Важно заранее учитывать, что если в работе нужно провести эксперимент, то обязательно нужно будет добавить две дополнительные задачи. Они будут выглядеть, как:

  • «Узнать» или «изучить».
  • «Экспериментально проверить».

Важно учитывать, что задачи должны быть связаны друг с другом. Кроме этого, нужно чтобы они отражали общий путь, который требуется, чтобы достигнуть цели

Когда гипотеза и задача исследования правильно сформулированы, проводить последующее исследование намного удобнее, поскольку у студента есть чёткое и пошаговое руководство того, что нужно делать.

Понятие и суть

Догадка и гипотеза — это два понятия, связанных с процессом исследования и получения новых знаний. Однако, они имеют различные значения и функции.

Догадка — это предположение, которое делается на основе интуиции, опыта или наблюдений, но пока не подтверждено фактами или обоснованием. Она может быть необоснованной и не иметь определенной базы. Догадки часто возникают в нашей повседневной жизни, когда мы пытаемся объяснить или предсказать что-то, но без достаточных данных или логического рассуждения.

Гипотеза, в свою очередь, является предположением или предварительным объяснением, которое может быть проверено опытом или исследованием. Гипотеза строится на основе известных фактов и теорий, и предполагает причинно-следственные связи между ними. Гипотеза должна быть проверяемой и опровергаемой, то есть существовать возможность провести эксперимент или исследование, которое позволит проверить ее правильность или неправильность.

В исследованиях и научных работах гипотеза часто является отправной точкой для дальнейшего исследования и проверки ее достоверности. Если гипотеза подтверждается данными и опытом, то она может стать основой для формулирования закона или новой теории. Если же гипотеза оказывается ложной или неподтверждаемой, то исследователь должен вернуться к началу и разрабатывать новые гипотезы или модифицировать текущую.

Статистическая гипотеза

Статистическая является не доказанным экспериментальным путем предположением о количественном распределении определенных обозначенных вероятностей, лежащих в основе исследования. Это соответствие выборки определенному классическому нормативному распределению или совпадение определяющих числовых характеристик.

Статистическая гипотеза, как метод, имеет своё применение, когда данные проверки выдвинутой ранее гипотезы, не могут истолковываться, как обоснование для определения гипотетического предположения, поскольку анализ их результата считается несущественным.

В психологической области статгипотеза применяется при формулировке утверждения о несущественном уровне различий полученных показателей в экспериментальных и контрольных выборках. Выдвижение предположения данной направленности проверяется методами математической статистики. На уровень значимости влияет величина выборки и количество проведенных наблюдений.

Процесс работы с применением статистической гипотезы сводится к составлению двух предпосылок: выдвижении основной гипотезы (нулевая гипотеза) и альтернативного ей по смыслу предположения, которое отрицает первую. При сравнении результатов в двух выборках, нулевая догадка свидетельствует о несущественном различии результатов, а альтернативная ей говорит о наличии существенного показателя различий.

Проверка гипотезы на достоверность происходит с применением специальных статистических критериев, параметрических и непараметрических, выбор которых зависит от характеристик используемого массива данных. Параметрические критерии имеют в своем расчете различные, определенные ранее, параметры вероятностного распределения (дисперсия, среднее, стандартное отклонение). Непараметрические критерии не имеют в своем расчете параметров вероятностного распределения, оперируют рангами и частотой, наиболее актуально их применение, когда у исследователя ограничена информация о характеристиках выборки.

Соответственно, на момент выбора статистических критериев исследователь должен иметь максимальное количество информации о той выборке и тех показателях, с которыми он работает, для подборки правильного и адекватного пакет статических методов. Важным моментом является оставлять в приоритете статические критерии, наиболее простые для понимания исследователя и максимально удобные в использовании.

Характеристика теории

Сразу отметим, что понятия теории и гипотезы будто вытекают одно из другого, и сейчас вы в этом сами убедитесь. Как уже было сказано, гипотеза — это частично обоснованная догадка, которая требует дальнейших доказательств. Именно после того как эти доказательства находятся и становятся на свои места, иллюзорная версия превращается в четкую теорию. Иными словами, это гипотеза, подтвержденная на практике и имеющая ряд неоспоримых фактов, доказывающих ее правоту. Существует и иное понятие, которое звучит следующим образом: теория — это высшая степень научного мышления, которая, руководствуясь логикой, объясняет цепочку взаимодействующих фактов, доказывая таким образом природу некого предмета или явления. Уже становится очевидно, чем гипотеза отличается от теории, каким образом формируются эти два понятия и что в них общего. Но мы все равно подведем необходимый итог.

Слайд 36Выдвижение гипотезы Чтобы выдвинуть гипотезу, необходимо располагать некоторой совокупностью фактов, относящихся

к наблюдаемому явлению, которые бы обосновывали вероятность определенного предположения, объясняли неизвестное. Поэтому построение гипотезы связано, в первую очередь, с собиранием фактов, имеющих отношение к тому явлению, которое мы объясняем, и не совпадающих с уже имеющимся объяснением. На основании собранных фактов высказывается предположение о том, что представляет собой исследуемое явление, то есть формулируется гипотеза в узком смысле слова. Предположение высказывают в результате логической обработки собранных фактов. Факты, на основании которых выдвигается гипотеза, могут быть осмыслены логически вформе дедукции, индукции или аналогии. Выдвижение предположения составляет основное содержание гипотезы.

Как доказывают гипотезы

Научный мир предлагает 3 способа:

  1. Непосредственное обнаружение фактов. Вот бродили вы по Гималаям и бац, встретили йети. Доказательство существования снежного человека получено. Или тот же мореплаватель Фернан Магеллан не смог добраться до края света и свалиться в открытый космос. Он вернулся в точку отправления. Значит, Земля действительно шарообразная.
  2. Дедуктивное обоснование. Из предположения выводятся следствия. Если мы наблюдаем эти следствия в реальном мире, то предположение – истинно. Например, курение – сокращает продолжительность жизни. Значит, курильщики должны умирать раньше людей, которые ведут здоровый образ жизни. Нужна точная статистика, которая однозначно подтвердит эту догадку.
  3. Метод исключения. Выдвигаем версии — набор всех возможных гипотез. Вот мы хотим установить, как пиво влияет на вес человека. Есть 3 версии: никак, увеличивает, уменьшает. Проверяем каждое предположение на достоверность. Все, что не получается подтвердить — отбрасываем. Единственная оставшаяся гипотеза и будет считаться доказанной.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Постановка гипотезы для диссертации

Единственно верный способ сформулировать гипотезу в диссертационном исследовании – основываться на научных данных. Гипотеза должна обладать новизной, актуальностью и вызывать научный интерес, предлагая новые пути решения существующей проблемы или модели для усовершенствования технологий или процессов. Гипотеза также должна иметь практическое обоснование. Если она не может быть подтверждена или опровергнута в ходе практического анализа или испытаний, необходимо выдвинуть другую формулировку.

В отличие от курсовых и дипломных работ, в диссертации гипотеза исследования может быть сформулирована более широко и включать несколько предложений или даже абзацев. Приведем несколько примеров:

Тема диссертации Гипотеза
Формирование нравственных ценностей у учеников средней школы во внеурочное время

Процесс развития нравственных ценностей у учеников младшей группы средней школы во внеурочное время будет более эффективным, если:

  • базой организации внеурочного досуга станет действующая модель нравственных ценностей учеников средней школы;
  • воспитание принципов, нравственного сознания и чувств у школьников будет проходить на базе педагогического сопровождения, созданного и внедренного в образовательный процесс.
Образ нового поколения в концепции гендерных различий Допустим, что образ индивида будущего времени обладает конкретными характеристиками в зависимости от его половой принадлежности.
Управление конфликтными ситуациями в трудовых коллективах предприятий общественного питания Внедрение и реализация систем управления конфликтами и стрессами на предприятиях общественного питания снизит профессиональный стресс и поможет устранять конфликтные ситуации среди сотрудников, что способствует улучшению качества оказываемых услуг.

Как можно убедиться на примерах, при написании диссертации возможно использование расширенного варианта гипотезы исследования. Это позволяет наиболее точно изложить ее, четко определив границы анализа объекта. В выводах исследования необходимо однозначно установить правильность или опровергуть гипотезу.

Слайд 31Задача исследованияЗадача исследования – это выбор путей и средств для достижения

цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать чтобы цель была достигнута.Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строиться по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.Задачи принято делить на практические и познавательные:Практические задачи призваны способствовать непосредственному преобразованию окружающей действительности.Познавательные задачи включают подуровень эмпирическихпознавательных задач.

Виды гипотез

Виды гипотез могут варьироваться в зависимости от их сложности, функции, уровня обобщения, исходной информации и методологического подхода. Основная классификация включает следующие типы гипотез:

  • Экзистенциальная. Такая гипотеза утверждает существование определенного объекта, явления или связи между переменными в определенных условиях. Другими словами, она предполагает, что что-то существует, происходит или имеет место, и эта гипотеза ожидает проверки на ее истинность. Пример гипотезы этого типа — предположение наличия нового вида бактерий в некоторых почвах на неизученной территории, то есть выдвигается экзистенциальная гипотеза, которую необходимо подтвердить или опровергнуть посредством сбора и анализа образцов.
  • Объяснительная. Она предлагает объяснение сложных фактов, наблюдений или явлений путем установления причинно-следственных связей между переменными и предназначена для ответа на вопросы «почему?» и «как?». Например, гипотеза может гласить, что повышенный уровень активности определенного гена у растений влияет на их устойчивость к засухе. Подтверждение или опровержение такой гипотезы требует экспериментального исследования и наблюдения за растениями с разной генетической активностью в условиях дефицита воды.
  • Описательная. Она формулируется для описания определенного явления или набора данных без установления причинно-следственной связи. Описательная гипотеза помогает исследователям обобщить наблюдения и подготовить почву для более глубокого изучения явлений. Примером может служить гипотеза о том, что среди определенной популяции животных преобладает определенный паттерн окраски. Чтобы проверить такую гипотезу, нужно будет проанализировать большое количество особей этой популяции.

По широте исследуемого предмета гипотезы бывают:

  • Общими. Общие (или универсальные) гипотезы касаются более широких понятий и стараются установить правила или закономерности, применимые к большому классу случаев или ситуаций. Эти гипотезы обычно формулируются с использованием более абстрактных терминов и часто описывают фундаментальные процессы или универсальные свойства систем. Они важны для создания теоретических фундаментов науки и для построения всеобъемлющих теорий, которые могут быть применимы в различных дисциплинах и исследовательских областях. Они предполагают возможность наблюдения однотипных результатов в широком круге условий.
  • Частными. Такие гипотезы сфокусированы на конкретных случаях, событиях или явлениях. Они обычно стремятся объяснить или предсказать взаимосвязи и исходы в небольших отдельных системах или для ограниченного числа объектов. Частные гипотезы обладают меньшей степенью обобщения и зачастую возникают в рамках проведения специализированных исследований. Они используются для решения специфических практических задач и служат важным звеном в применении общих теорий на конкретные ситуации.

Кроме того, в науке используется рабочая гипотеза — предварительное предположение, формулируемое на начальном этапе исследовательского процесса для проведения эксперимента или наблюдения. Она играет роль временного руководства и предполагает, как именно могут быть связаны переменные в исследовании, ожидая подтверждения или опровержения по мере сбора дополнительных данных. Рабочая гипотеза часто корректируется и уточняется по ходу научного исследования.

Научный закон, гипотеза, теория и факт

Опираясь на данные Калифорнийского университета, для начала разграничим «четырех всадников» научного метода.

  • Факт. Заявления, которые возможны только после прямого наблюдения. Например, у меня за окном стоит 20 деревьев. Просто и доказуемо.
  • Гипотеза. Это не просто догадка или предположение, а намного больше. Дело в том, что гипотеза строится на предыдущем опыте, научном знании, наблюдениях и логике. Гипотеза — это, скорее, объяснение явления, а не догадка. «Столовая соль будет растворяться в воде быстрее, чем каменная» — еще не гипотеза. «Размер площади субстанции влияет на скорость растворения: большая площадь ведет к ускорению процесса растворения» — вот это уже ближе к гипотезе, т.к. есть объяснение, почему так происходит. После этого гипотезу можно проверить, провернув то же самое, например, с сахаром. Если сахарная пудра растворится быстрее сахарного песка — гипотеза получит подтверждение. Конечно, подтверждение должно быть не одно.
  • Теория. Это объяснение широкого спектра явлений. Обычно они кратки (не включают большого списка исключений и специальных правил), последовательны, систематичны и могут быть использованы для предсказания целого ряда различных ситуаций. Теория с большой охотой принимается научным сообществом, если она подтверждена разными способами доказательства. Конечно, даже самые монументальные теории можно пошатнуть новыми доказательствами.
  • Закон. Научный закон, в отличие от обычного, не является неоспоримым и может иметь исключения. Как и другие виды научного знания, он может быть опровергнут. Обычно это обобщение информации, описание в компактном формате, которое помогает нам строить ожидания от той или иной ситуации. В отдельных случаях закон может быть похож на факт, но тут проводится незамысловатая черта. «За окном растет 5 деревьев» — факт, «яблоко падает с дерева вниз, а не вверх» — закон. Разница в том, что закон справедлив для конкретных обстоятельств, он является описанием взаимодействия двух и более вещей. Из-за силы притяжения яблоко падает вниз. Переносим ситуацию в вакуум и закон более не применим. А деревья как росли за окном, так и растут. Или не растут, что тоже не более чем факт.

В качестве независимых переменных в психологическом эксперименте могут выступать:

1) характеристики заданий;

2) особенности ситуации (внешние условия);

3) управляемые особенности (состояния) испытуемого.

Последние часто называют «переменными организма». Иногда выделяют четвертый вид переменных — константные характеристики испытуемого (интеллект, пол, возраст и т. д.).

Характеристика задания — то, чем может манипулировать экспериментатор более или менее свободно. По традиции, идущей от бихевиоризма, считается, что экс-периментатор варьирует только характеристики стимулов (stimulus variables), но в его распоряжении гораздо больше возможностей. Экспериментатор может варьировать стимулы или материал задания, изменять тип ответа испытуемого (вербальный или невербальный ответ), менять шкалу оценивания и т. д. Он может варьировать инструкцию, меняя цели, которых должен достичь испытуемый в ходе выполнения задания. Экспериментатор может варьировать средства, которые имеет испытуемый для решения задачи, и ставить перед ним препятствия. Он может изменять систему поощрений и наказаний в ходе выполнения задания и т. д.

6 стр., 2732 слов

Экспериментальная псих

… дополнительных переменных. 62.Фиксация эксперимента. 63.Виды эксперимента 64.Экспериментальное взаимодействие иследователя и испытуемого. 65.Понятие о психологическом тестировании. Определение психологического теста … дискретных временных серий. План с эквивалентными временными выборками. План временных серий для двух неэквивалентных групп. 4.Планы ex-post-facto 9 неделя …

Роль догадки в научном и повседневном контексте

Догадка является важным элементом в научном и повседневном поиске и позволяет нам генерировать идеи и гипотезы о том, как работает мир вокруг нас. Она представляет собой неформальную идею или предположение, которое основано на нашем опыте, интуиции или наблюдениях.

В научном контексте: Догадка играет важную роль в начале исследования, когда у нас есть лишь несколько фактов или наблюдений. Она позволяет нам сформулировать предположение о возможной причине или взаимосвязи между ними, которое затем может быть проверено с помощью более систематического исследования и анализа данных.

Например, исследователь может иметь догадку о том, что определенная пищевая добавка может быть причиной определенного заболевания. Он может основывать свою догадку на наблюдениях, полученных из предыдущих исследований или своем опыте. Затем исследователь проводит более глубокое исследование, чтобы проверить свою догадку и собрать дополнительные данные, чтобы подтвердить или опровергнуть его гипотезу.

В повседневном контексте: Догадка также играет важную роль в нашей повседневной жизни. Она помогает нам делать предположения и принимать решения на основе ограниченной информации. Например, если у нас болит голова после того, как мы выпили несколько чашек кофе, мы можем сделать догадку, что кофе может быть причиной нашей головной боли.

Хотя догадки не являются научной или полностью обоснованной информацией, они могут быть полезными сигналами, которые помогают нам искать дополнительную информацию или проводить более глубокие исследования.

Слайд 42 Непосредственное подтверждение (опровержение) гипотезыЛогическое подтверждение (опровержение) протекает опосредованно, так как

познаются явления, имевшие место в прошлом или существующие и в настоящее время, но недоступные непосредственному чувственному восприятию. Логическое доказывание (опровержение) гипотезы в зависимости от способа обоснования может осуществляться в форме прямого или косвенного доказательства (опровержения). Прямое подтверждение (опровержение) гипотезы протекает путем подтверждения или опровержения выведенных логических следствий вновь обнаруженными фактами. Логический процесс выведения следствий из выдвинутого предположения и обоснования истинности или ложности гипотезы, как уже отмечалось, осуществляется очень часто в форме условно-категорического умозаключения.

Слайд 43 Непосредственное подтверждение (опровержение) гипотезыКосвенное доказательство протекает путем опровержения (подтверждения) и

исключения всех ложных (истинных) предположений, на основании чего утверждают о достоверности (ложности) единственного оставшегося предположения. Заключение в этом выводе может расцениваться как достоверное, если, во-первых, построен исчерпывающий ряд предположений, объясняющих исследуемое явление, во-вторых, в процессе проверки гипотез опровергнуты (подтверждены) все ложные (истинные) предположения. Предположение, указывающее на оставшуюся причину, в этом случае будет единственным, а выраженное в нем знание будет выступать уже не как проблематичное, а как достоверное.

Разновидности гипотез

По своим задачам они делятся на 3 типа:

Вид Описание Примеры
Описательная Раскрывает свойства и особенности объектов и явлений
  1. кошки могут снимать боль;
  2. паразиты вызывают онкологические заболевания;
  3. муравьи могут обмениваться мыслями на расстоянии;
  4. вселенная постоянно расширяется
Экзистенциальная Предположение о существовании чего-либо
  1. на дне Марианской впадины живет гигантская акула Мегалодон;
  2. инопланетяне существуют
Каузальная (объяснительная) гипотеза Объяснения причин событий, их взаимосвязей, выяснение закономерностей
  1. динозавры вымерли из-за падения метеорита;
  2. мировой финансовый кризис разразился из-за рискованной кредитной политики американских банков.

Есть и другая классификация – по предмету, который исследуется:

Вид Описание Примеры
Общая Предположение, которое относится ко всему объекту или группе объектов Исчезновение денег из банка — это ограбление
Частная Гипотеза, рассматривающая отдельные стороны и свойства объекта При ограблении злоумышленники вошли в банк через заднюю дверь

Еще выделяют понятие «рабочая гипотеза». Это временное утверждение, которое строится, чтобы было с чего начать.

Ученый объединяет скопившиеся результаты опытов и экспериментов в некое предположение, а потом тестирует его на достоверность. Если гипотеза не подтверждается, ее отбрасывают.

Смерть гипотезы несет в себе пользу и новую информацию. Теперь исследователь знает, что утверждение – ложно, а значит одним возможным вариантом меньше. Постепенно, удаляя лишнее, удается добраться до сути исследуемого вопроса и найти доказательства.

Чем является гипотеза и как её сформулировать

Гипотеза исследования – это предположение, которое студент выдвигает, чтобы объяснить определённое явление. При выполнении работы требуется провести ряд исследований, которые смогут либо подтвердить данную гипотезу, либо опровергнуть её. Также гипотезу можно рассматривать в качестве предполагаемого решения проблемы. Именно с её помощью задаётся направление, в котором проводится научный поиск.

Гипотеза выступает основным методологическим инструмент, без которого невозможно будет организовать исследовательский процесс.

Существуют определённые требования, которые к ней выдвигаются. Их всего два. К ним относят: 

Важно, чтобы гипотезу можно было проверить, используя для этого те методики, которые уже существуют.
В ней не должно находится никаких понятий, которые не были учтены.

При формулировании гипотезы, студенту необходимо предположить, как и при каких условиях можно будет успешно реализовать цель и проблему, которые решаются в работе.

Что указывает на то, что гипотеза цели исследования – правильная? Об этом говорит:

  • То, что она имеет прочные логические связи с остальными составляющим работы, такими как тема, задачи и т.п.
  • Нет противоречий между исследованием и заключением, к которому студент пришёл. 
  • Всё сформулировано грамотно, речевые ошибки отсутствуют.

Что собой подразумевая проверка гипотезы? Под этим понимают необходимость провести проверку тех следствий, которые логически вытекают из гипотезы. В результате проведения этих действий гипотезу можно или опровергнуть, или подтвердить.

После того как студент сформулирует цель и обозначит гипотезу, которую он собирается проверять, можно переходить к формулированию задач

Важно выполнять всё именно в такой последовательности, поскольку задачи вытекают и из цели, и из гипотезы

Чтобы нагляднее понять, что это рассмотрим примеры гипотезы исследования. Если тема работы выглядит, как «Повышение любознательности школьников», то гипотеза может быть такой: «Можно предполагать, что если школьники получат мотивацию со стороны педагога, и, если сам педагог будет больше заинтересован в образовательном процессе, то их уровень любознательности станет более высоким».

Какие бывают вымыслы?

Вымысел — это воображаемая и неправдивая история или ситуация, выдуманная человеком. Вымыслы могут быть разными и иметь различные формы, позволяющие автору раскрыть свою фантазию и креативность.

1. Литературные вымыслы

Литературные вымыслы – это вымышленные миры, персонажи и события, которые автор придумывает для своего произведения. Такие вымыслы часто встречаются в фантастических или научно-фантастических романах, где автор получает возможность создать новую реальность.

2. Исторические вымыслы

Исторические вымыслы – это ложные события или факты, придуманные или преувеличенные историками, чтобы изменить или создать новую версию прошлого. Это может быть использовано, чтобы управлять общественным мнением или формировать определенную историческую нравственность.

3. Вымыслы в сказках и мифах

Сказки и мифы являются полными вымыслами, где герои, события и миры существуют только в вымышленной реальности. Они могут передавать нравственные и учебные ценности, а также развлекать и вдохновлять читателей.

4. Вымыслы в обмане и мошенничестве

Вымыслы могут быть использованы с целью обмана и мошенничества. Люди могут придумывать ложные истории или ситуации, чтобы ввести других в заблуждение, получить выгоду или избежать наказания.

5. Персональные вымыслы

Персональные вымыслы – это ложные истории или события, которые люди могут придумывать для себя. Они могут быть использованы для скрытия правды, создания лучшего впечатления или выражения себя.

Примеры вымыслов:

Тип вымысла
Пример

Литературный вымысел
Мир Гарри Поттера, созданный Джоан Роулинг
Исторический вымысел
Легенда о короле Артуре и рыцарях Круглого стола
Вымысел в сказках
Сказка «Красная Шапочка»
Вымысел в обмане
Подделка истории происхождения произведения искусства
Персональный вымысел
Ложная история о достижениях и событиях в жизни человека

Слайд 11Три этапа исследования Постановочный этап – от выбора темы до определения задач

и разработки гипотезы – в значительной мере может осуществляться по общей для всех исследований логической схеме(проблема – тема- объект – предмет – научные факты – исходная концепция – ведущая идея и замысел – гипотеза – задачи исследования). Логика этой части научного поиска хотя и не строго однозначна, но все же в значительной мере задана.Исследовательский этап – логика этого этапа задана только в самом общем виде, Она весьма вариативна и неоднозначна (отбор и конструирование методов и методик поиска – проверка гипотезы – конструирование предварителных выводов – их опробование и уточнение – построение заключительных выводов).

Что такое наблюдение: его понятие и цель

Наблюдение – это процесс систематического и внимательного регистрирования и анализа явлений и событий в окружающей среде с помощью органов чувств и специальных инструментов. Оно является одним из основных методов получения информации и исследования реальности. Наблюдение позволяет изучать различные аспекты объекта, его характеристики и взаимодействие с другими объектами.

Целью наблюдения является получение достоверной информации об объекте и его свойствах. Оно позволяет собрать объективные данные, выявить закономерности, противоречия, аномалии и другие особенности объекта. Наблюдение позволяет провести детальный анализ явлений и событий, выявить их причины и следствия, а также предложить различные решения и предположения.

Процесс наблюдения может быть структурированным и неконтролируемым. В структурированном наблюдении исследователь заранее определяет, какие данные ему необходимо собрать и каким образом. В неконтролируемом наблюдении исследователь наблюдает объект без предварительной заданной структуры и суется собирать данные, которые могут быть интересны и полезны в исследовании.

Наблюдение играет важную роль в научных исследованиях, социологии, психологии, медицине, антропологии и многих других областях знания. В мозге человека наблюдение выполнена накостно, что позволяет ему адаптироваться к окружающей среде и выжить.

Зачем нужно наблюдение?

Наблюдение позволяет получить первичные данные о явлениях и событиях, они могут быть использованы в дальнейшем анализе и моделировании. Оно помогает собрать детальную информацию об объекте и его характеристиках, выявить общие закономерности и взаимосвязи, а также выяснить причины и следствия.

Наблюдение также позволяет проверять исследовательские гипотезы и предположения. Оно позволяет подтвердить или опровергнуть установленные факты, проверить теоретические гипотезы и сформулировать новые идеи и концепции.

Важным аспектом наблюдения является его возможность применения в реальной жизни. Наблюдение позволяет исследователю изучать и понимать мир вокруг себя, а также предлагать решения по улучшению существующих условий и обстановок.

Виды наблюдения

Существует несколько видов наблюдения, включая:

  • Пассивное наблюдение: исследователь просто наблюдает за явлениями и событиями без вмешательства и ограничений;
  • Активное наблюдение: исследователь активно вмешивается в процесс наблюдения, задает вопросы, проводит опыты и эксперименты;
  • Структурированное наблюдение: исследователь определяет заранее заданные категории и контекст для наблюдаемых явлений;
  • Неструктурированное наблюдение: исследователь не определяет заранее заданные категории и контекст для наблюдаемых явлений, а фиксирует все, что считает важным и интересным.

Все эти виды наблюдения имеют свои преимущества и ограничения и могут быть использованы в зависимости от контекста и целей исследования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Опытный компьютерщик
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: