Грамматическая основа предложения

Грамматическая основа в двусоставном предложении

Главный член:

Подлежащее и сказуемое

  1. Подлежащее — слово разных частей речи:
    • Существительное (+ глагол)
    • Местоимение (+ глагол)
    • Прилагательное (+ глагол)
    • Причастие (+ глагол)
    • Числительное (+ глагол)

    Животные зевают, как и люди.

    Он что-то кричит.

    Больной выздоравливает.

    Присутствующие недоумевают.

    Один зевнёт, и все начинают зевать.

  2. Подлежащее — словосочетание:
    • И.п. сущ. и формы Т.п. с предлогом с
    • И.п. числит. и сущ. в Р.п.
    • Местоим., сущ., числит., прил. в форме превосходной степени и сущ. или мест. в форме Р.п.
    • Местоимение или сущ. в И.п. с прилагательным или причастием

    Мы с братом дерёмся от скуки.

    Пять человек дописывают контрольную.

    Самые маленькие скучают: им ничего непонятно.

    Кто-нибудь знакомый зайдёт, я радуюсь.

  3. Подлежащее — неопределённая форма глагола

    Зевать невежливо.

    Задаваться – всех смешить.

  4. Подлежащее — фразеологизм или устойчивое сочетание

    Из пушек по воробьям – напрасная трата сил.

Cказуемое и подлежащие

  1. Простое глагольное сказуемое
    • Глагол в личной форме
    • Инфинитив
    • Междометие
    • Повторы и устойчивые сочетания с повторам
    • Глагол со вспомогательной частицей, глаголом и др.

    Он прыгает от радости.

    Звонок – он прыгать от радости.

    Пёс цап меня за палец!

    Я жду-жду, а он не идёт.

    Я жду не дождусь его прихода.

    А он возьми да и прийди в этот самый момент.

    Я пошел было к нему, но по пути вспомнил, что его дома нет.

    Она только и делает, что ждёт от него звонка.

  2. Составное глагольное сказуемое
    • Глагол в фазисном значении: начинать, продолжать, переставать, заканчивать, прекращать и др. + инфинитив глагола, называющего действие
    • Глаголы уметь, мочь, хотеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться, предпочитать, любить, привыкнуть, ненавидеть и др.в личной форме + инфинитив глагола, называющего действие
    • Глагол связка  быть + краткие прилагательные
    • Глагол связка значить + инфинитив глагола, называющего действие

    Я начала готовить утром.

    Я не умею готовить, но хочу научиться.

    Я была готова к двум.

    Понять – значит простить.

  3. Составное именное сказуемое
    Неименная часть:
    • глагол связка быть (не выражена в наст. времени) + сущ.
    • полузнаменательные глаголы:являться, бывать, оказаться, стать, остаться, считаться и др. + сущ.
    • глаголы со значениями движения, состояния, деятельности: идти, ходить, вернуться, сидеть, лежать, стоять, работать, жить и др.+ сущ.

    Она балерина. Она была балериной. 

    Он оказался вруном.

    Она стала балериной. 

    Она работала дворником. 

    Именная часть:
    • И.п. или Т.п. (в конструкциях с глаголом быть в прошедшем или будущем времени)
    • Прилагательное в любых формах

    Она была (будет) балериной.

    Она умна. (краткая форма)

    Она умная. (полная форма)

    Она умнее всех. (степень сравнения)

Синтаксический разбор двусоставного предложения

Синтаксический разбор предложения включает в себя:

  • выделение грамматической основы;
  • нахождение второстепенных членов предложения;
  • определение частей речи, которыми выражен каждый член предложения;
  • анализ вида предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, полноте, распространенности и осложненности.

Синтаксический разбор позволяет видеть грамматическую структуру предложения, с помощью детального анализа объясняются знаки препинания, устанавливается связь слов в словосочетаниях.

План синтаксического разбора

  1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)
  2. Определить вид по эмоциональной окраске (восклицательное/невосклицательное)
  3. Выделяется грамматическая основа (подлежащее и сказуемое)
  4. Указать, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое
  5. Указать, что предложение простое и двусоставное
  6. Определить все второстепенные члены предложения, относящиеся к группе подлежащего, указать части речи
  7. Определить все второстепенные члены предложения, относящиеся к группе сказуемого, указать части речи
  8. Определить вид предложения по наличию второстепенных членов (распространенное/нераспространенное), полноте (полное/неполное), наличию осложнений (неосложненное/осложненное – указать чем)

Примеры синтаксического разбора двусоставных предложений

(Повеств., невосклиц., простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, обособленным определением, выраженным причастным оборотом)

(Повест., невоскл., простое, двусоставное, распр., полное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом)

(Повеств., невоскл., простое, двусоставное, распр., полное, осложнено однородными сказуемыми и однородными дополнениями)

Как определить сложное предложение?

Можно понять, что пред­ло­же­ние явля­ет­ся слож­ным, если выявить в нем грам­ма­ти­че­скую осно­ву. Если осно­ва не одна, а их две и более, то пред­ло­же­ние сложное.

Тип слож­но­го пред­ло­же­ния выяс­ним по сочи­ни­тель­ной, под­чи­ни­тель­ной или бес­со­юз­ной связи.

Итак, дей­ству­ем по алгоритму:

Образец рассуждения

В этом пред­ло­же­нии две грам­ма­ти­че­ские основы:

Между дву­мя про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми суще­ству­ет под­чи­ни­тель­ная связь, кото­рая выра­же­на сою­зом «как». «Маша уви­де­ла» — это глав­ное пред­ло­же­ние. От сло­ва «уви­де­ла» к при­да­точ­но­му пред­ло­же­нию зада­дим вопрос что?

Это слож­но­под­чи­нён­ное пред­ло­же­ние с при­да­точ­ным изъяснительным.

Главное слово

Подлежащее — это главное слово, о котором идет речь в предложении. Оно значит и выражает какой-либо предмет, действие которого обозначает сказуемое. При разборе его выделение производится подчеркиванием одной чертой. Подлежащее может быть выражено практически любым словом:

  1. Существительным. Самый распространенный вариант. Поскольку речь в предложении идет об этом слове, оно должно быть в именительном падеже. Пример: «Девочка принесла письмо домой поздно».
  2. Местоимением. Может быть личным, отрицательным, вопросительным, неопределенным и относительным. Пример: «Я (личное) прислушался к разговору», «Никто (отрицательное) не видел, что произошло (относительное)».
  3. Частью речи, которая перешла в существительное. Это может быть прилагательное (Ванная была чистой), причастие (Приехавшие заселились в отель), наречие (Сегодня ветрено).
  4. Неопределенной формой глагола. Речь идет об инфинитиве. Пример: «Бегать по коридору запрещено».
  5. Числительным. Оно может быть порядковым (Первый вышел из строя) или количественным (Двое пошли направо).
  6. Неразложимым словосочетанием. Сюда относятся географические названия (Российская Федерация), названия учреждений (Министерство финансов), устойчивые выражения или крылатые фразы (красна девица, филькина грамота), а также разнообразные словосочетания, например, существительное-количество/числительное + существительное в родительном падеже (много ворон, десять учеников), неопределенное местоимение + прилагательное (кое-что новое), существительное/местоимение в именительном падеже + «с» +существительное в творительном падеже (мама с дочкой, я с друзьями) и т. д.
  7. Целой конструкцией, если о ней идет речь в предложении («Я тебя люблю», — шептало письмо в ночи).
  8. Любое слово, приводимое в пример (Бы — это частица).

Найти подлежащее в предложении нетрудно — это главное слово, о котором идет речь. Чаще всего оно отвечает на вопрос «Кто?» или «Что?». При способе нахождения через сказуемое вопрос правится на «Делает кто/что?». Пример: «Книга лежала на самом краю стола». О чем идет речь в предложении? — О книге. Что книга делала? — Лежала. Второй вариант: Что делают в предложении? — Лежат. Что лежит? — Книга.

https://youtube.com/watch?v=q69pqZgCFh4

Предикативность единицы синтаксиса

Предикативность – это особые категории предложения, которые содержат в себе его функции и особенности. Они отличаются краткостью и емкостью

Пример предикативности:

Темнеет. Пахнет весной. На небе звезды.

В русском языке на письме и в речи используются основные единицы синтаксиса, в которые также входит словосочетание. Оно отличается краткостью, лаконичным смыслом и самое главное – не может быть грамматической основой. Словосочетание как единица синтаксиса также играет огромную роль в передаче сведений.

Примеры:

Облачное небо; лазурное море; мама на отдыхе.

Предложение как единица синтаксиса отличается тем, что имеет свою особенность, благодаря которой он не похож на другие единицы. Признаки предложения включают и предикативность, что позволяет донести до человека определенные сведения в конкретной категории.

Категории предикативности. Способы определения средства выражения

Грамматические категории предложения определяются в соответствии с несколькими составляющими. К ним относятся модальность объекта, темпоральность и модальность субъекта. Разберем каждый по отдельности

Категория состояния в предложении является ключевым признаком его предикативности. Такие слова помогают определить тип предложения и его особенности

Предложения с категорией состояния могут состоять только из одного слова (Вчера.) Важно это запомнить и не путать при определении вида данной единицы синтаксиса

Примеры слов категории состояния:

Тихо, душно, мало, холодно, тепло, надо

Категория предикативности предложения полностью отражает смысл, который вложен в слова категории состояния предложения. Именно поэтому данный признак очень важен при характеристике любой синтаксической единицы.Сегодня по-особенному тихо.

Запятые и другие знаки препинания в сложных предложениях

В сложносочиненных предложениях запятая ставится между частями предложения перед союзами:

да, да и, тоже, также

Пример: Ты всегда был строг ко мне, и ты был справедлив.

В сложносочиненных предложениях запятая НЕ ставится:

Перед союзами и, да (в значении и), или, либо запятая не ставится, если части предложения объединены каким-либо общим элементом (второстепенным членом или придаточным предложением):Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь

Между двумя назывными предложениями:Хриплый стон и скрежет ярый.

Между двумя вопросительными, восклицательными, побудительными предложениями:Это кто такие и что им надобно?

Между двумя неопределенно-личными предложениями, если подразумевается общий производитель действия:Стали искать черкесов во всех углах и, разумеется, ничего не нашли.

Между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемого:Нужно собирать вещи и необходимо предупредить всех об отъезде.

В сложноподчиненных предложениях главная и придаточные части отделяются запятой, точкой с запятой или тире.Пример: Он явился с известием, что лошади готовы.

Если придаточное предложение находится внутри главного, оно выделяется с обеих сторон.Капустин обещал договориться с начальником школы, чтобы он увеличил Мересьеву число вылетов, и предложил Алексею самому составить себе программу тренировок.

Если главная часть сложноподчиненного предложения находится внутри придаточной, то запятая обычно ставится только после главной части:Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался…

Между главной и следующей за ней придаточной частью запятая не ставится:

Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица «не».В море, в качке, спишь не когда хочешь, а когда можешь.

Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и, ни … ни, или, либо.Он не слышал ни как сестра вошла в комнату, ни как потом бесшумно вышла.

Если придаточная часть состоит из одного союзного слова (относительного местоимения или наречия).Я бы тоже желал знать почему.

В бессоюзных предложениях могут использоваться запятые, точка с запятой, тире, двоеточие.Была без радости любовь, разлука будет без печали. Привычка, свыше нам дана: замена счастию она.

Состав грамматической основы

Состав грамматической основы может включать:

  • Подлежащее — это основной сказуемый элемент предложения, который выполняет действие или находится в определенном состоянии. Он может быть выражен существительным, местоимением, инфинитивом и другими частями речи.
  • Сказуемое — это главный член предложения, который выражает действие, состояние или свойство подлежащего. Он может быть выражен глаголом, глагольной формой или другими частями речи.
  • Дополнения — это части предложения, которые дополняют или уточняют значение подлежащего или сказуемого. Они могут быть выражены существительными, местоимениями, числительными, инфинитивами и другими частями речи.
  • Определения — это части предложения, которые устанавливают признаки или свойства подлежащего или сказуемого. Они могут быть выражены существительными, прилагательными, причастиями и другими частями речи.
  • Модификаторы — это части предложения, которые указывают на обстоятельства совершения действия или состояния подлежащего или сказуемого. Они могут быть выражены наречиями, предлогами, союзами и другими частями речи.

Состав грамматической основы может варьироваться в зависимости от типа предложения и его синтаксической структуры. Чтобы правильно определить грамматическую основу, необходимо понимать грамматические правила и законы языка.

Предложения с двумя грамматическими основами

Предложения с двумя грамматическими центрами называются сложными. Это значит, что в обеих их частях имеется подлежащее и сказуемое. При этом соединяются части фразы союзом, но также могут и не иметь его. Образцы сложных предложений:

  • Солнце встало утром, и уличные цветы сразу же потянулись к нему.
  • Наступила холодная осень, и птицы стаями отправились на юг.
  • Он опоздал на работу, и директор был этим недоволен.
  • Надвигается черная туча, на улице уже гремит гром.
  • Дул ветер, на речке шумели камыши.
  • Я хотел объяснить причину опоздания директору — он не стал меня слушать.

При большем количестве в тексте грамматических основ все их члены подчёркиваются по вышеуказанным правилам.

Грамматическая основа — это главный предикативный член предложения. В ней заложен основной его смысл. Если убрать остальные члены предложения из контекста и оставить только подлежащее и сказуемое, то смысл фразы не поменяется. Определение грамматической основы начинается с подлежащего, которое может выступать в роли существительного, местоимения, словосочетания. От него задаётся вопрос к сказуемому, в роли которого выступает глагол, инфинитив, краткое прилагательное. Главная часть предложения подчеркивается одной и двумя линиями в зависимости от вопроса, на который отвечают ее члены.

Что проверяет задание

Задание 2 ОГЭ по русскому языку содержит небольшой текст и пять утверждений. В них обозначены грамматические основы предложений из текста. Вам нужно записать в ответ номера утверждений, в которых верно выделены грамматические основы.

Грамматическая основа

Грамматическая основа предложения — это смысловой центр, состоящий из подлежащего и сказуемого (двусоставное предложение) или только одного из главных членов предложения (односоставное предложение). Например, Вчера Саша играл в футбол. Мы знаем, кто и что делал: подлежащее — Саша, сказуемое — играл. Значит, предложение двусоставное. 

Другой пример: За окном уже светло. Нам неясно, кто совершает действие. Здесь описывается состояние дня: стало светло, потому что вышло солнце. Таким образом, есть только сказуемое светло, а подлежащее отсутствует, поэтому такое предложение называется односоставным. 

Подлежащее

В задании 2 часто встречается ловушка со словом мне: его так и хочется выделить как подлежащее, но это неверно. Подлежащее всегда стоит в начальной форме. Мне — это местоимение я в дательном падеже. Значит, в предложении это слово всегда будет дополнением, не подлежащим. Сравните: Сегодня (кто?) я не пошел в школу, потому что (кому?) мне нездоровится. 

Еще один интересный факт про подлежащее: не всегда этот член предложения выражен одним словом — их может быть несколько:

  • Мы с друзьями будем смотреть фильм.
  • Один из нас должен взять на себя ответственность.
  • Большинство жильцов следят за порядком в подъезде.

Дву- и односоставные предложения

С двусоставными предложениями обычно не возникает сложностей: находите, кто что делает, и готово. А вот понять, что предложение односоставное, не всегда просто. Остановимся на этом моменте подробнее. 

Односоставные предложения делятся на несколько видов:

  1. Определенно-личное: нет подлежащего, но можно подставить я, мы, ты или вы. Обожаю спать до обеда = Я обожаю спать до обеда.
  2. Неопределенно-личное: нет подлежащего, но можно подставить они. На улице громко кричат = Они на улице громко кричат.
  3. Обобщенно-личное: можно подставить ты или они на место пропущенного подлежащего, но речь пойдет не про конкретного человека, а про всех людей в целом. Чаще всего такие предложения мы видим в пословицах и поговорках. Тише едешь — дальше будешь = Ты тише едешь — ты дальше будешь. Но обращение не лично к одному человеку, а ко всем сразу.
  4. Безличное: подлежащее восстановить не получится — нет лица, которое выполняет действие. Описываются состояние человека, явления природы, необходимость, желательность, возможность и невозможность действий. Темнеет. Ему весело. Мне пора идти. Не забывайте про коварное словечко мне!
  5. Назывное: нет сказуемого и оно часто не подразумевается; подлежащее выражено существительным, личным местоимением или числительным в именительном падеже. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет…

Важно помнить, что грамматическая основа выражает весь смысл предложения. Если по подлежащему и сказуемому неясна логика, значит, вероятнее всего, потеряно какое-то слово

Вечером небо стало черным. Если выделим небо как подлежащее, а стало как сказуемое, то останется небо стало. Сразу появляются вопросы: стало каким, когда, что? Следовательно, не хватает слова: сказуемое в этом предложении — стало черным.

Как правильно использовать грамматические основы в своей речи

1. Правильно определите основу предложения. Основа предложения – это часть предложения, которая содержит глагол и все слова, относящиеся к нему. Определение основы поможет вам правильно сочетать слова и фразы в предложении.

Пример Неправильное использование грамматической основы Правильное использование грамматической основы
Основа: Я писал на весь вечер. Я писал весь вечер.
Основа: Мы пошли пешком на далекую дорогу. Мы отправились пешком по далекой дороге.

2

Обратите внимание на форму слова и согласование. Грамматические основы должны быть правильно спрягаемыми или склоняемыми в соответствии с грамматическими правилами языка

Кроме того, слова и фразы, связанные с грамматической основой, должны согласовываться по роду, числу и падежу.

Пример Неправильное использование согласования Правильное использование согласования
Основа: Она купил новую компьютер. Она купила новый компьютер.
Основа: Собаки любят и кости и игрушки. Собаки любят и кости, и игрушки.

3. Используйте правильные времена глаголов. Грамматические основы должны соответствовать выбранному времени глаголов в предложении. Неправильное использование времен глаголов может привести к недопониманию или неправильному толкованию предложения.

Пример Неправильное использование времени глаголов Правильное использование времени глаголов
Основа: Я пошел домой, когда он прийдет. Я пошел домой, когда он пришел.
Основа: Он будет говорить об этом завтра. Он будет говорить об этом вчера.

Соблюдение этих основных правил поможет вам использовать грамматические основы в своей речи более точно и эффективно. Такое использование грамматических основ сделает вашу речь более понятной и профессиональной.

Роль грамматической основы в предложении

Грамматическая основа — это часть предложения, которая содержит отглагольное сказуемое и все его согласованные с ним слова. Она выступает в роли связующего звена между подлежащим и сказуемым и образует ядро предложения.

Главная роль грамматической основы заключается в передаче информации о действии или состоянии, которое выражается сказуемым. Она помогает определить время, лицо и число глагола, а также выстраивает логическую структуру предложения.

Например, в предложении «Мальчик играет в футбол», грамматическая основа представлена словами «играет в футбол». Она сообщает нам о действии «играть» в настоящем времени третьего лица единственного числа. Подлежащим в этом предложении является слово «мальчик».

Если грамматическая основа в предложении не указана явно, то ее можно определить, задав вопросы к подлежащему и сказуемому. Например, в предложении «Коты спят» можно задать вопросы: «Кто спит?» — «Коты». «Что делают коты?» — «Спят». Таким образом, грамматическая основа здесь будет «коты спят».

Важно понимать, что грамматическая основа может изменяться в разных типах предложений. Например, в вопросительном предложении она часто находится в начале предложения, перед подлежащим

Таким образом, грамматическая основа играет ключевую роль в формировании предложения, передаче информации о действии и его структуре. Понимание этой роли помогает строить правильные и грамматически корректные предложения.

Что такое основа предложения: теория и примеры

Предложение — это наименьшая единица речи, представляющая грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью. С помощью предложения можно выражать мысль, задавать вопросы или побуждать к определённому действию. Каждое предложение включает в себя грамматическую основу и второстепенные члены.

Предложение может быть простым и сложным. Простое предложение не отягощается дополнительными членами, а сложное часто определяется по громоздкости конструкции и наличию двух основ предложения. Чаще всего связующими частями выступают союзы, частицы или запятые. Сложные предложения связывает общая идея и смысл.

Предложения могут выглядеть так:

Наступило лето.

Кошка метнулась из одного угла комнаты в другой и застыла, глядя на стену.

Миша научился играть на гитаре за полгода.

Я собирал в лесу грибы, ягоды и травы.

Пришла зима, она принесла с собой снег и метели.

Мы никак не могли решить, что подарить брату на день рождения.

Светало.

Каждое из представленных предложений имеет ядро, которое притягивает и группирует остальные слова, выражая конечную авторскую мысль. Именно оно и является грамматической основой. В сложных предложения грамматических основ бывает несколько.

Что такое грамматическая основа предложения 

Что же такое грамматическая основа? Грамматическая основа – это сочетание из подлежащего и сказуемого, которое группирует вокруг себя остальные слова и связывает их общим смыслом. В предложении может быть несколько подлежащих или сказуемых, а может быть только одно из них. 

Более правильное определение звучит так: «грамматическая основа предложения — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого».

️ Запомните! В предложении не может быть ни одного из главных членов. Роль сказуемого и подлежащего в предложении очень важна. Именно они являются его ядром.

В классическом случае в предложении имеются обе части. Такие называются двусоставными:

Но случается так, что в предложении присутствует либо сказуемое, либо подлежащие. Такие предложения называются односоставными. Чаще всего они представлены одним словом:

Грамматические основы выделяются интонационно или по смысловой составляющей. Их очень трудно не заметить. Бывают сложные предложения, в которых сказуемое может выражаться не глаголом, а сочетанием глагола и существительного. Разберем виды подлежащих и сказуемых. 

Грамматические основы: подлежащие и сказуемое

Подлежащие – это местоимение или существительное в именительном падеже. Довольно часто подлежащим может быть и любым словом, выступающим вместо существительного. Оно отвечает на вопросы «кто?» и «что?».

В качестве подлежащего, выступающего в качестве одной из грамматических основ, могут встречаться:

  • Частицы (бы);
  • Местоимения (именные, отрицательные);
  • Числительные (порядковые);
  • Неразложимые словосочетания (Российская Федерация, Министерство обороны, красна девица);
  • Отглагольным существительным;
  • Инфинитивом;
  • Прилагательным, перешедшим в существительное (ванная);
  • Словом, которое приводится в пример;
  • Междометием.

Сказуемое выражено глаголом и отвечает на вопросы:

  • Что сделать?
  • Что будешь делать?
  • Что делать?
  • Что сделал?
  • Что делал?

Сказуемое может быть выражено не только одним, но и двумя (а иногда и более) глаголами. Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из вспомогательного глагола-связки и инфинитива. Он не обладает самостоятельным лексическим значением, а:

  • Выражает начало, продолжение или конец действия (фазисный глагол);
  • Обозначает возможность, желание, волеизъявление, долженствование или оценку (модальный глагол).

Довольно часто в качестве связки могут использоваться краткие прилагательные.

Например

  • Рад;
  • Готов;
  • Должен;
  • Обязан;
  • Вынужден;
  • Намерен.

Составное именное сказуемое состоит из:

  • Глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого;
  • Именной части, выражающей лексическое значение.

Связкой выступает глагол «быть» во всех формах, но довольно часто связки вообще нет. Она называется нулевой.

Второй частью именного сказуемого может быть:

Существительное;Прилагательное;Числительное;Местоимение; Наречение;Неделимое словосочетание;Фразеологизм.

Сказуемым в предложении может быть:

Деепричастие Глагол Инфинитив

Рассмотрим грамматическую основу на конкретном примере:

В этом предложении подлежащим будет местоимение «я», а сказуемым – сочетание «был готов».

В этом предложении подлежащее – личное имя «Николай», а сказуемое – «не мог отказать».

Запомним, что грамматическая основа предложения – это смысловой центр, который позволяет понять ключевое действие и кто его выполняет.

Примеры сложных предложений

Сложносочинённое предложение

Это такое сложное предложение, между частями которого стоят сочинительные союзы.

Список сочинительных союзов:

  • и, да (= и), а также, тоже, как… так и
  • то ли…то ли, не то…не то
  • а, но, да (=но), однако же
  • или, либо
  • то есть, а именно, и др.

Части такого предложения независимы — они не подчиняются друг другу. Их можно было бы разбить на несколько простых, но они всегда связаны по смыслу.

Части могут противопоставляться друг другу, присоединяться одна к другой или пояснять друг друга.

Примеры предложений:

В предложениях несколько подлежащих и сказуемых. Части соединены сочинительными союзами: а, и, но, однако и др.

Предложение можно разбить на несколько простых:

  • Я попытался уложить телёнка. Он продолжал упрямо стоять.
  • Обезьяны прыгали над нашими головами. Деревья раскачивались в такт их ребячьему танцу.

Сложноподчинённое предложение

Это такое сложное предложение, между частями которого стоят подчинительные союзы или союзные слова.

Список некоторых подчинительных союзов:

  • потому что, так как, поскольку, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что, в силу того что, ибо, затем что
  • если, если бы, когда бы
  • чтобы, чтоб, для того чтобы, с тем чтобы
  • так что, а то, а не то
  • хотя, несмотря на то что, только бы, лишь бы, пусть, в то время как, только
  • едва, как, когда, лишь, по мере того как, с тех пор как, пока, прежде чем, в то время как
  • как, что, будто, словно (как), чем, нежели
  • что, кто, какой, который, чей (=союзные слова)

Части сложноподчинённого предложения зависимы друг от друга. От одной части можно поставить вопрос к другой.

Разбить предложение на простые не получится — оно потеряет смысл.

Примеры предложений:

Сложноподчиненное предложение состоит из двух частей — главной и придаточной (та, которая зависит от главной).

Подчинительные союзы находятся в придаточной части.

Если от одной части предложения можно поставить вопрос к другой, значит, предложение сложноподчинённое.

Вопрос задаётся от главной части к придаточной: Таня успела закрыть дверь когда? — прежде чем кошка выскочила. Мы пытались понять что? — кто выступит на собрании.

Бессоюзные и союзные сложные предложения

Бессоюзное сложное предложение состоит из нескольких частей (более одного подлежащего и/или сказуемого), между которыми не стоят союзы или союзные слова. Эти части связаны только интонацией.

Бессоюзное сложное предложение может быть только сложносочиненным.

Пример: Солнце светило во всю, я лежал в кровати, дедушка внизу готовил завтрак (=бессоюзное сложносочинённое предложение).

В союзном сложном предложении части разделены союзами или союзными словами. Такое предложение может быть сложносочинённым и сложноподчинённым.

Примеры: Лето прошло быстро, а осенью я вернулся в школу. Печка была растоплена, но в доме всё равно было холодно. (=союзные сложносочинённые предложения)

Мама сказала, что они решили срубить нашу берёзу. (=союзное сложноподчинённое предложение)

Учебные задания по работе с грамматической основой

Для того чтобы закрепить знания о грамматической основе, можно использовать различные учебные задания. Ниже представлены несколько примеров заданий, которые помогут ученикам лучше понять и запомнить правила работы с грамматической основой:

  1. Составление предложений. Ученикам предлагается набор слов, из которых нужно составить предложения, используя правильную грамматическую основу. Например, слова «я», «ходил», «вчера» могут быть использованы для составления предложения «Я ходил вчера». Это задание помогает ученикам понять, как правильно согласовывать глагол с субъектом и находить правильное место для наречия времени.
  2. Согласование слов. Ученикам предлагается набор слов разных частей речи, и их задача состоит в том, чтобы правильно согласовать слова в предложении. Например, слова «кот» и «быстрый» можно использовать для составления предложения «Быстрый кот». В этом задании ученикам нужно учиться определять род, число и падеж существительных, а также степень прилагательных.
  3. Правописание глаголов. Ученикам предлагается набор глаголов, и их задача состоит в том, чтобы правильно написать их в нужной форме времени. Например, глагол «читать» можно использовать в форме прошедшего времени «читал». Это задание помогает ученикам запоминать правила образования форм глаголов.
  4. Расстановка знаков препинания. Ученикам предлагается набор предложений без знаков препинания, и их задача состоит в том, чтобы правильно расставить знаки препинания. Например, предложение «Я люблю читать книги» может быть исправлено на «Я люблю читать, книги». Это задание помогает ученикам понять, как правильно использовать знаки препинания для структурирования предложений.

Эти учебные задания помогут ученикам лучше освоить грамматическую основу и научиться применять ее в практике. Регулярная практика с помощью заданий поможет ученикам уверенно использовать грамматическую основу в своей письменной и устной речи.

Язык как открытая система (влияние соседних языков)

Смотрите страницу о глоттосинтезе и контактологии,
где исследуется доминантное взаимодействие языков.

Главная > >
Системная лингвистика:

Основания языка |
Языковые универсалии |
Языковые феномены |
Реликтовая лингвистика |
Языковые типы |

Книги |
Статьи

На правах рекламы (см.
условия):

Алфавитный перечень страниц (Alt-Shift-):

А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е (Ё) |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Э |
Ю |
Я |

0-9 |
A-Z |
Акр


Ключевые слова для поиска сведений по международным языкам, интернационализмам и межязыковому синтезу:

На русском языке: основания языка, системный подход к описанию языка, языковая доминанта, детерминанта строя,
взаимодействие компонентов речевой системы, системная лингвистика,
фазы перестройки языковых ярусов, внутриязыковые причины развития, внутренние факторы языковой эволюции;

На английском языке: language foundation, linguistic system evolution.

«Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005.
Автор и владелец — Игорь Константинович Гаршин
(см. резюме).

Пишите письма
().

Страница обновлена 22.03.2024

Пример 2: Сложная грамматическая основа с глаголом-связкой

Сложная грамматическая основа может также состоять из двух или более слов, включая глагол-связку. Глагол-связка — это глагол, который связывает подлежащее с именной частью сказуемого и не несет самостоятельного значения.

Например, в предложении «Мария была учительницей», сложная грамматическая основа будет состоять из слов «Мария» и «была». Слово «Мария» является подлежащим, а «была» — глаголом-связкой, связывающей подлежащее с именной частью сказуемого «учительницей».

Таким образом, сложная грамматическая основа с глаголом-связкой в данном примере может быть представлена следующим образом:

Часть речи Слово
Подлежащее Мария
Глагол-связка была
Именная часть сказуемого учительницей

В данном примере глагол-связка «была» связывает подлежащее «Мария» с именной частью сказуемого «учительницей», образуя комплексную группу слов, составляющих сложную грамматическую основу. Это позволяет нам определить отношения между различными частями предложения и логическую связь между ними.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Опытный компьютерщик
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: