Понятие правового государства

В современном мире различные политические системы количество которых равно числу государств

Примеры организации политической власти в разных странах

Существует множество различных систем организации политической власти в разных странах мира. Вот несколько примеров:

1. Соединенные Штаты Америки — федеральная президентская республика. Власть разделена между федеральными и штатными органами. Президент является главой государства и правительства.

2. Великобритания — парламентская монархия. Главой государства является монарх, а полномочия по управлению государством осуществляет парламент. Премьер-министр — глава правительства.

3. Франция — полупрезидентская республика. Президент является главой государства, а правительство возглавляет премьер-министр. Власть разделена между исполнительной и законодательной ветвями.

4. Китай — социалистическая республика. Главой государства является президент, а глава партии Коммунистической партии Китая имеет большую политическую силу. Власть концентрирована в руках партии.

5. Германия — федеративная парламентская республика. Главой государства является президент, а канцлер — глава правительства. Власть разделена между федеральными и региональными уровнями.

Это лишь некоторые из примеров разнообразия политических систем в мире. Каждая страна выбирает свою форму организации политической власти в соответствии с историческими, культурными и социальными особенностями.

Форма правления государства

Одним из важных элементов формы государства является форма правления государства, которой определяется система организации, порядок образования, компетенцию, сроки деятельности высших органов власти государства, порядок их взаимодействия с населением, участия этого населения в формировании верховной власти. Форма правления при организации власти любого государства является определяющей.

Форма правления раскрывает:

  • способ формирования высших органов государственной власти;
  • коллегиальное или единоличное осуществление верховной власти;
  • структуру высших органов власти;
  • разграничение компетенций между ними;
  • порядок участия в формировании высших органов верховной власти населения;
  • степень ответственности верховной власти перед населением.

На форму устройства государства влияет сосредоточение власти в тех или иных органах, степень концентрации власти. При развитии государства происходит преобразование как содержания, которое определяет форму государственного правления, так и формы. Чаще всего изменяется форма правления, которая влияет на его содержание, может повлечь за собой изменения в самой сущности государства. Тогда форма правления может приобретать новые особенности и черты. Сущность или содержание воздействует на форму государства и, наоборот, форма государства воздействует на его сущность, то есть они находятся в неразрывной связи.

Российская Федерация в своей Конституции 1993 года закрепила, что является федеративным правовым демократическим государством. Форма правления в Российская Федерация — республиканская. Это способствует построению правового государства и формированию гражданского общества.

Федеративная система управления государством: принципы и примеры

Федеративная система управления государством является одним из типов систем управления, в которой власть делится между центральным правительством и региональными единицами. Она строится на принципе децентрализации и предоставляет некоторую степень автономии регионам внутри государства.

Основные принципы федеративной системы управления государством:

  1. Разделение власти: В федеративной системе власть делится между центральным правительством и региональными единицами. Центральное правительство обычно отвечает за общегосударственные вопросы, такие как внешняя политика, оборона и экономика, в то время как региональные единицы (например, штаты или провинции) управляют своими внутренними делами.
  2. Автономия региональных единиц: Региональные единицы в федеративной системе имеют определенные полномочия и права, которые определяются конституцией или другими законодательными актами. Они имеют право принимать решения в определенных сферах, проводить свою собственную политику и законы, налагать налоги и устанавливать свои бюджеты.
  3. Сотрудничество и координация: Центральное правительство и региональные единицы работают вместе для обеспечения эффективного управления государством. Они сотрудничают и координируют свои действия в решении общих проблем и распределении полномочий.
  4. Защита прав и интересов региональных единиц: Федеративная система защищает права и интересы региональных единиц, обеспечивая им определенную степень автономии и самоуправления. Региональные единицы могут иметь свое собственное законодательство, культуру, язык и т.д.

Примеры федеративной системы управления государством:

  • Соединенные Штаты Америки: США являются примером федеративной системы, в которой власть разделена между федеральным правительством и штатами. Каждый штат имеет свое собственное законодательство и органы власти и обладает определенной степенью автономии.
  • Федеративная Республика Германия: Германия основана на принципе федерации, в которой власть делится между федеральным правительством и землями. Земли имеют свои собственные конституции, законодательные органы и власть в определенных сферах.
  • Российская Федерация: Россия является федеративным государством, состоящим из 85 субъектов. Каждый субъект имеет свою конституцию и правительство и имеет определенную степень автономии для управления своими внутренними делами.

Федеративная система управления представляет собой гибкую модель, которая позволяет учитывать различия регионов и обеспечивает более эффективное управление государством. Она способствует развитию и сотрудничеству региональных единиц, сохраняя единство и целостность страны.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Авторитарные и тоталитарные политические системы

В современном мире существует многообразие политических систем, каждая из которых имеет свои особенности и принципы управления. Среди них можно выделить авторитарные и тоталитарные политические системы, которые отличаются своими специфическими чертами и методами управления.

Авторитарные политические системы характеризуются сосредоточением власти в руках одной или нескольких групп или индивидуальностей. В таких системах авторитетные лидеры принимают все ключевые решения и контролируют основные политические процессы

Важно отметить, что в авторитарных политических системах отсутствует эффективная система разделения и контроля власти

Тоталитарные политические системы, в свою очередь, представляют собой более жесткую и репрессивную форму управления. В таких системах стремятся полностью контролировать все сферы жизни граждан: политическую, социальную, экономическую и культурную. Власть в тоталитарной системе концентрируется в руках единой партии или лидера, не допускается открытая оппозиция и критика режима.

Хотя авторитарные и тоталитарные политические системы имеют некоторые общие черты – обе ограничивают гражданские свободы и контролируют политическую сферу, – все же они существенно различаются по степени жесткости и методам управления. Авторитарные системы могут иметь более легитимные институциональные структуры, в то время как тоталитарные системы более репрессивны и доминируют над жизнью граждан.

  • Авторитарные политические системы ограничивают гражданские свободы, но могут допускать некоторую политическую оппозицию.
  • Тоталитарные политические системы полностью контролируют все сферы жизни граждан и не допускают никакой оппозиции.
  • Авторитарные системы могут иметь более ограниченное влияние на гражданское общество, в отличие от тоталитарных систем, которые стремятся полностью подчинить все сферы общественной жизни.

Несмотря на различия в способах управления и степени контроля, как авторитарные, так и тоталитарные политические системы имеют свои проблемы и вызывают недовольство граждан

Важно осознавать многообразие политических систем, чтобы более глубоко понять плюсы и минусы каждой из них и стремиться к достижению более сбалансированных и стабильных форм управления в мире

Формационный подход в классификации государств

Этот типологический подход является одним из доминирующих в отечественных литературных источниках. Согласно ему, государство бывает:

  • восточным;
  • рабовладельческим;
  • феодальным;
  • буржуазным;
  • социалистическим.

Основополагающим критерием данной типологии является существующая в государстве социально-экономическая формация.

Восточный тип государства в своей фундаментальной основе имел поливное земледелие.

Рабовладельческая государственная система опиралась на абсолютную власть верховного правителя и его ближайшего окружения. Основными трудовыми ресурсами в таком государстве являлись рабы, а также самые бедные слои общества.

Фундаментом феодального государства служило право земельной частной собственности. Фактически основной властью в стране обладали только собственники больших земельных территорий. Своими наделами они распоряжались так, как считали необходимым.

Центральной характеристикой буржуазной государственной системы является реализация права собственности с применением производственных методов. Власть в государстве постепенно начинала носить тройственный характер. Начали формироваться общие гражданские права, ставшие предпосылкой для формально равных возможностей каждого гражданина в стране.

В государстве социалистического типа полностью отсутствует право частной собственности, поскольку в нем нет никакой практической необходимости. Субъектами власти в такой системе являются формально все граждане страны. Однако на практике такую систему невозможно реализовать, она является, по большому счету, утопией.

Формационный подход, посредством которого выделяют вышеуказанные типы государства, достаточно обоснован. Однако причиной его постоянной критики является применение лишь одного центрального критерия классификации – уровня развития экономики стран. Это приводит к невозможности учесть все существующие и существовавшие формы и типы государства. В результате, в типологии государств появляется цивилизационный фактор.

Главный орган управления государством

В каждом государстве существует главный орган, ответственный за управление и принятие ключевых решений. Такой орган обычно называется правительством, кабинетом министров или аналогичным термином. Главный орган управления государством представляет власть и выражает интересы населения через свои полномочия.

Основные функции главного органа управления государством включают:

  • Формирование и реализацию государственной политики;
  • Управление экономическими и социальными процессами;
  • Обеспечение национальной безопасности и защиты интересов государства;
  • Проведение внешней политики и международных отношений;
  • Организация и координация работы государственного аппарата;
  • Реализация законодательства и контроль за его исполнением;
  • Представление государства внутри и снаружи.

Состав и структура главного органа управления государством может различаться в зависимости от конкретных политических, правовых и исторических условий. Однако в большинстве случаев он включает:

  1. Руководителя государства (президента, короля и т.д.), который может быть избранным или наследственным;
  2. Премьер-министра или главу правительства, который назначается или избирается;
  3. Министров и членов правительства, ответственных за определенные сферы деятельности (экономика, оборона, социальная политика и т.д.);
  4. Высшие должностные лица и руководители органов исполнительной власти;
  5. Парламент и его спикера.

Главный орган управления государством является ключевым звеном в системе государственного управления и обладает полномочиями, необходимыми для принятия решений, разработки и реализации государственной политики.

Власть: источники, виды, легитимность

Раздел ЕГЭ: 4.1. Понятие власти

Поскольку основной целью политической деятельности является достижение определённых интересов, а именно поддержание или изменение существующего общественного порядка, она невозможна без применения власти.

Власть — система взаимоотношений между людьми, в которой обязательными элементами выступают господство одних сил с подчинением и принуждением других.

ИСТОЧНИКИ И СТРУКТУРА ВЛАСТИ

Добиться власти значительно помогают следующие источники.

Право отдавать приказы устанавливается общественными нормами, как и обязанность подчиняться этим приказам.

Власть — абстрактное понятие, но её прямыми носителями становятся определённые политические структуры, которые принимают следующие формы:

  • руководство;
  • управление;
  • господство;
  • координация;
  • организация;
  • контроль.

Для того чтобы добиться своих целей, власть может использовать следующие ресурсы:

  • волю;
  • убеждение;
  • манипуляцию;
  • авторитет;
  • насилие;
  • право;
  • поощрение;
  • принуждение.

ВИДЫ ВЛАСТИ

Применение власти характерно для всех сфер жизни человека и общества. В соответствии с этим виды власти делятся внутри себя по некоторым характерным чертам.

⊕ По источнику власти:

  • политика;
  • экономика;
  • религия;
  • культура.

⊕ По участникам власти:

  • государство;
  • партия;
  • церковь;
  • семья.

⊕ По функциям органов власти:

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

Наибольшее значение для общества играет политическая власть, поскольку она диктует волю большому количеству людей и влияет на мир в целом.

Политическая власть — публичная система взаимоотношений между людьми и политическими институтами, которая распространяется на всё общество.

⊕ Помимо основных признаков власти, политическая власть включает следующие дополнения:

  • верховенство;
  • публичность и безличность (все действия совершает от имени общества);
  • моноцентричность (единый общегосударственный центр);
  • легальность в использовании силы (в рамках закона возможно принуждение жителей страны к определённым действиям);
  • многообразие ресурсов (экономические, информационные, принудительные).

⊕ По степени территориального охвата различают два вида политической власти:

  • общественная (касается всего общества);
  • местная (касается органов местного самоуправления, которые в РФ действуют совместно с государственной властью, но имеют собственные отличия).

⊕ Формы политической власти:

  • партии;
  • профсоюзы;
  • международные организации.

ЛЕГИТИМНОСТЬ

Легитимность — добровольное признание людьми основных ценностей действующей власти. Только в случае поддержки значительной части населения власть в глазах людей считается правомерной и справедливой.

В начале XX в. учёным Максом Вебером была выдвинута теория, в которой он объяснил пути, откуда берёт своё начало политическая власть. Согласно этой теории сегодня выделяют три вида легитимной власти.

Харизматическая

Основа власти: Личные качества лидера. Отличительные черты: Политический лидер проявляет себя в периоды кризиса, «ведёт» за собой народ. Пример: Махатма Ганди, Наполеон Бонапарт.

Традиционная

Основа власти: Обычаи, вера, традиции. Отличительные черты: Крепкая власть, поскольку основана на привычке повиновения власти. Пример: Абсолютная монархия, отношения дворян и крестьян.

Легальная

Основа власти: Закон. Отличительные черты: Подчинение установленным правилам, несмотря на возможный внутренний протест. Пример: Подчинение директору вне зависимости от его личных и профессиональных качеств.

Смешанная

Смесь всех видов власти

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Государственная власть — составляющая часть политической власти, которая действует на территории отдельно взятого государства. Её задача: постановка и решение государственных целей, а также руководство делами общества государственными органами путём принятия обязательных к исполнению актов. Государственную власть может осуществить сам народ (референдум, выборы), однако чаще это делают соответствующие органы.

Существуют три ветви государственной власти:

  • законодательная (парламент, Федеральное собрание РФ);
  • исполнительная (Правительство РФ, министерства РФ, федеральные службы);
  • судебная (суд).

Все три ветви государственной власти ограничивают друг друга и не могут существовать раздельно.

Вы смотрели конспект «Власть: источники, виды, легитимность». 

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

Раздел 2: Различные государственные формы власти

Государство, как организованное политическое образование, может принимать различные формы управления, определяющие способы и средства осуществления государственной власти. Каждая форма власти имеет свои особенности, структуру и принципы функционирования.

1. Монархия — форма государственного устройства, основанная на наследственной власти монарха. В этой форме правления главным структурным элементом является монарх, обладающий всей полнотой власти и считающийся непосредственным представителем божественного права.

2. Республика — государственный строй, в котором верховная власть принадлежит народу или его представителям. В республике главенствует принцип источников власти, основанный на выборности, открытости и ответственности государственных должностных лиц.

3. Тоталитаризм — форма государственной системы, в которой все сферы жизни общества подчиняются однопартийному или одностороннему правлению. Тоталитарное государство стремится контролировать и регулировать все стороны жизни граждан в соответствии с единой идеологией.

4. Демократия — форма правления, в которой народ обладает высшей властью и участвует в принятии решений посредством свободных выборов и обсуждений. В демократическом государстве гарантируются права и свободы граждан, а решения принимаются в интересах общества.

5. Теократия — форма правления, основанная на религиозном вероучении и подчинении политической власти верховному божеству или его представителям. В теократии законы и политические решения основываются на религиозных доктринах и исполнении божественной воли.

Все эти формы государственной власти имеют свои преимущества и недостатки, и выбор конкретной формы зависит от множества факторов, включая исторический контекст и культурные особенности народа.

Монархия как форма государства

В монархии монарх является символом государственности и единства нации, а также выполняет роль главы правительства. Он обладает полной властью и контролирует исполнительную, законодательную и судебную власть, принимает важные решения, управляет армией и внешней политикой страны.

Монархия может быть абсолютной или конституционной. В абсолютной монархии монарх обладает неограниченной властью и принимает все решения самостоятельно, без участия парламента или других государственных органов. В конституционной монархии власть монарха ограничена конституцией и законами, а государственные функции разделены между различными органами власти.

Монархи могут иметь различные титулы, например, король, князь, император или султан, в зависимости от исторических и культурных особенностей каждого государства. Некоторые монархии являются выборными, при этом монарх избирается на определенный срок. Однако наиболее распространены наследственные монархии, когда власть передается от монарха к его потомкам.

Примерами монархий являются Великобритания, Норвегия, Испания, Япония и многие другие страны мира. Монархия может иметь как положительные, так и отрицательные особенности. Она может способствовать сохранению стабильности и традиций в обществе, а также выступать в роли символа нации. Однако монархия также может ограничивать права и свободы граждан, а также стать источником неравенства перед законом.

Республика как форма государства

В республике главой государства обычно является президент. Президент избирается гражданами страны и может занимать свою должность ограниченное количество сроков.

Однако, республика может иметь различные формы правления. Например, существуют президентские республики, в которых полномочия главы государства сильно расширены, и парламентарные республики, где главной ролью играет парламент и правительство.

Республика как форма государства способствует разделению власти между различными органами государственного управления, что является основой демократического правления. Она предоставляет населению возможность свободно выражать свою волю через выборы и участие в политической жизни страны.

Примеры республик:

  • Российская Федерация;
  • Соединенные Штаты Америки;
  • Французская Республика;
  • Индийская Республика;
  • Германская Федеративная Республика;

Республика является формой государства, в которой власть принадлежит исключительно народу и его представителям. Такая система основана на принципах демократии и разделения властей, что способствует эффективному и справедливому управлению страной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Опытный компьютерщик
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: