Понятие «авторская позиция»
Существует несколько значений понятия «автор». «Автор» в литературоведении прежде всего означает писателя – реально существовавшего человека. В других случаях это слово обозначает какую-либо концепцию, определенный взгляд на реальность, выражением которого является все литературное произведение. Также слово «автор» употребляется при обозначении некоторых явлений, характерных для отдельных родов и жанров.
Замечание 1
Большинство ученых разделяют первое значение понятия автора, еще его принято называть «биографическим», или «реальным» автором.
Также часто употребляется слово «автор» во втором значении – это эстетическая категория – «образ автора». В третьем значении под автором понимается рассказчик, повествователь в эпических произведениях и лирический герой в лирических.
Форма литературного произведения является способом осуществления содержания. Формированию понятия об авторе способствуют разработанные подходы к изучению творчества автора, среди которых знакомство с его биографией.
Для того, чтобы глубже понять суть художественного текста необходимо учесть такое понятие, как «авторское Я». Авторская позиция является неотъемлемой частью художественного текста. Любой текст – это действительность, смоделированная автором, в основе которой находится объективная реальность действительного мира. Автор, благодаря воображению, творит свой внутренний мир, создает его на основе фактов бытия, и излагает его в своем произведении.
Авторская позиция может быть выражена не только в слове, но и в внесловесных моментах литературного произведения. М. М. Бахтин, противопоставляя монологические и полифонические тексты, подчеркивает, что идея в них проявляется по-разному. В монологическом произведении идея:
- Может быть принципом изображения и видения мира;
- Может быть дана как сознательный вывод из изображенного;
- Может непосредственно выражаться в идеологической позиции главного героя.
Помимо этого, идея должна быть объективирована.
В полифонически построенном тексте авторская идея должна каким-то образом себя реализовывать, поэтому она может выражаться в речи персонажей. В этом случае авторская позиция не изображается, а выражается непосредственно, дистанция между авторской позицией и позицией героя отсутствует.
Авторская позиция выражается через соотношение двусубъектного повествования, где персонаж является субъектом речи и восприятия и разных субъектно-речевых планов героя, а также через взаимодействие субъектно-речевых планов разных персонажей. Сближение позиций автора-повествователя и говорящего героя выражает непрямую, косвенную оценку высказываний другого персонажа.
Ключевой инструмент: язык символов и метафор
Когда режиссер использует символы, он создает определенные образы или предметы, которые имеют скрытое значение и глубокую символическую силу. Например, дождь может быть символом грусти или очищения, огонь — символом страсти или разрушения, а птицы — символом свободы или духовности. Режиссеры могут использовать эти символы, чтобы передать определенные эмоции или идеи, их влияние на зрителя может быть очень сильным.
Метафора — это еще один инструмент, позволяющий режиссерам передавать свои идеи через образы и сюжеты. Метафора подразумевает использование одного понятия или образа для описания другого, более сложного или абстрактного. Например, пустыня может быть метафорой одиночества или отчаяния, лабиринт — метафорой сложности или запутанности, а зеркало — метафорой саморефлексии или иллюзии.
Использование символов и метафор позволяет режиссерам создавать многогранные и глубокие фильмы, которые могут вызывать разные эмоции и переживания у разных зрителей. Эти инструменты помогают увлечь зрителя в мир фильма, углубить его понимание и передать определенные мысли и идеи, которые могут оставить долгое впечатление.
Символы и метафоры служат ключевыми инструментами режиссеров, которые позволяют им передавать свои идеи, эмоции и концепции через образы и сюжеты. Использование этих инструментов позволяет создавать глубокий и эмоциональный эффект, а также перейти на новый уровень восприятия и понимания киноискусства.
Функции действующего лица
1. Создание конфликта: Действующее лицо может являться инициатором или участником конфликта, который будет развиваться в произведении. Оно может быть героем, который вызывает события или сталкивается с противоречиями, создавая напряжение и драматичность.
2. Отражение темы или идеи произведения: Действующее лицо может служить каналом передачи определенной идеи или темы, которая является центральной для произведения. Оно может выступать в роли символа или аллегории, помогая автору передать свое послание читателям.
3. Развитие характеров: Действующее лицо имеет возможность развивать свой характер на протяжении всего произведения. Оно может меняться, развиваться и преображаться под воздействием событий и взаимодействия с другими героями.
4. Наррационная функция: Действующее лицо может быть повествующей инстанцией, которая рассказывает историю собственными словами. Оно может быть либо рассказчиком, либо участником событий, рассказывающим о них со своей точки зрения.
5. Поддержка структуры произведения: Действующее лицо помогает организовать и поддерживать структуру произведения. Оно может быть центральным героем, вокруг которого строится сюжет, или одним из множества персонажей, которые вносят вклад в развитие и завершение истории.
В целом, действующее лицо в художественном произведении является одной из важнейших составляющих, играющей множество функций и придавая сюжету глубину и эмоциональную окраску.
Система персонажей литературно-художественного произведения
Систему персонажей литературного произведения целесообразно рассматривать со следующих точек зрения:
- Как позицию автора, то есть как воплощение композиционного принципа и средство характеристики персонажей;
- С точки зрения содержания литературного произведения – как систему взаимоотношений персонажей;
Как и любая другая система, система персонажей характеризуется через структуру и элементы. Выделяют следующие категории персонажей:
- Главные – это персонажи, находящиеся в центре сюжета, обладающие самостоятельными характерами и напрямую связанные со всеми уровнями содержания литературного произведения;
- Второстепенные – это персонажи, тоже принимающие активное участие в сюжете, имеющие собственный характер. Однако этим персонажам уделяется гораздо меньше авторского внимания, и в ряде случаев функция второстепенных персонажей – способствовать раскрытию образов главных героев;
- Эпизодические – это персонажи, которые появляются в нескольких эпизодах и часто не имеют собственного характера, находятся на периферии авторского внимания. Основная функция этих персонажей – в нужный момент давать толчок сюжетному действию, оттенять черты главных и второстепенных персонажей;
- Внесценические – это персонажи, о которых идет речь, однако в действии они не участвуют (например, в пьесе «Горе от ума» таким персонажем является Мария Алексеевна).
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Сюжет и система персонажей составляют основу предметного мира драматических и эпических произведений. Даже в тех произведениях, где главной темой является человек наедине с природой, персонажная сфера не исчерпывается только одним героем. Например, в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» в воспоминаниях главного героя живут разные лица: отец, погибшие спутники, корзинщик, желанный товарищ. Роль этих внесценических персонажей в начале и в конце произведения очень важна. Робинзон на необитаемом острове одинок, и при этом не одинок, так как он является олицетворением совокупного человеческого опыта, трудолюбия, предприимчивости.
Элементами системы персонажей являются действующие лица, а ее структуру составляет относительно устойчивый способ их связи. Тот или иной образ получает статус персонажа именно как часть целого, элемент системы, что хорошо видно при сопоставлении образов растений, животных, вещей и т.д. Часто в произведения жизнеподобного стиля в персонажный ряд автор вводит высших животных, в которых по установившимся традициям анималисткой литературы, подчеркиваются черты, сближающие их с человеком.
Для образования системы персонажей нужны как минимум два субъекта. Эквивалентом этих субъектов может быть «раздвоение» персонажа. На начальных этапах повествовательного искусства количество персонажей и их связи определялись в первую очередь логикой развития сюжета. Вокруг главных действующих лиц группируются второстепенные, принимающие участие в борьбе на одной из сторон. При этом в архаических сюжетных жанрах разнообразие персонажей поддается классификации. Например, В. Я. Пропп многочисленность персонажей русской сказки свел к семи инвариантам, опираясь на выполняемые ими функции. В такую «семиперсонажную» схему вошли:
- даритель,
- вредитель,
- искомый персонаж –царевна,
- отец царевны,
- помощник,
- герой,
- отправитель,
- ложный герой.
Система персонажей – это определенное соотношение характеров. Как правило, сюжетные роли героев соответствуют их значимости как характеров.
Роль главного действующего лица в художественном произведении
Главное действующее лицо (ГДЛ) – это один из основных персонажей художественного произведения, который является центральной фигурой сюжета и вокруг которой развивается основное действие.
ГДЛ обычно является главным героем романа, фильма, пьесы или другого произведения и чаще всего представлен в сюжете постоянным присутствием на страницах книги или на экране.
Роль главного действующего лица в художественном произведении может быть разнообразна, в зависимости от жанра и сюжета. Она может быть героической, трагической, комической или драматической. ГДЛ может быть лидером, идеалистом, протагонистом, антигероем или простым человеком, с которым читатель или зритель может легко идентифицироваться.
Главное действующее лицо несет на себе главную нагрузку в развитии сюжета и переживает наиболее сложные и важные события. Именно через переживания и поступки ГДЛ автор изображает свои идеи, мировоззрение и нравственные ценности.
Часто главное действующее лицо является источником конфликта или его событиями определяется в ходе сюжета. Оно может также служить примером для других персонажей и влиять на их поведение.
Главное действующее лицо обычно находится в центре внимания читателя или зрителя и служит его точкой зрения. Через ГДЛ автор передает свое отношение к происходящему, а также делает читателя или зрителя свидетелем изменений, которые происходят с главным героем на протяжении всей истории.
В заключение, главное действующее лицо играет важную и центральную роль в художественном произведении. Оно не только развивает сюжет, но и передает идеи и ценности автора, а также служит своеобразным путеводителем для читателя или зрителя.
История актерского искусства в киноиндустрии
Актерское искусство в киноиндустрии имеет долгую и богатую историю, начиная с первых немых фильмов. С появлением кино в конце XIX века актерам открылись новые возможности для самовыражения и создания образов.
Первые фильмы были мелодраматическими и документальными сценами, в которых актеры играли без слов, полагаясь только на мимику и физическую активность. Однако со временем актерское мастерство стало развиваться, и актеры начали использовать голос и диалоги для создания персонажей.
В 1920-х годах произошел значительный сдвиг в актерском искусстве с появлением звукового кино. Актеры теперь имели возможность использовать не только визуальные элементы, но и звук, чтобы передать эмоции и создать уникальные персонажи.
Со временем актерское искусство продолжало развиваться и совершенствоваться. Актеры начали учиться новым методам игры, включая систему Станиславского, метод Мейерхольда и другие. Они изучали различные стили и техники игры, чтобы лучше передать эмоции и создать правдоподобные персонажи.
Со временем в киноиндустрии появилось больше возможностей для актеров, включая съемки в разных жанрах, с использованием специальных эффектов и компьютерной графики. Актеры стали играть в фантастических историях, супергероях и даже в мультфильмах.
Современные актеры обладают широкими навыками и могут играть разные роли, от комедийных персонажей до драматических и трагических. Они могут создавать живых и убедительных персонажей, которые захватывают воображение зрителей и оставляют глубокий след в истории киноиндустрии.
Актеры играют ключевую роль в создании фильмов. Они помогают передать эмоции и идеи режиссеров и сценаристов, превращая слова и идеи в живых персонажей, с которыми зрители могут сопереживать и сопереживать.
История актерского искусства в киноиндустрии является богатой и увлекательной, и актеры продолжают играть важную роль в создании фильмов до сегодняшнего дня.
Ментор или Наставник
Ментор – это персонаж, который проводит вашего главного героя через его путешествие (каким бы оно ни было).
Дамблдор, Гэндальф, Оби-Ван Кеноби – это самые известные примеры наставников.
В какой-то момент большинство наставников умирают или иным способом покидают своего воспитанника. Обычно, когда главный герой думает, что больше всего нуждается в менторе.
Отдельный вид менторов – помощники. В сказках это тотемное животное или предмет, которое помогает герою пройти через приключения, а также делится с ним мудростью. (Волк, Сивка-бурка, Куколка, Жар-Птица).
Изображение Adina Voicu с сайта Pixabay
Как главное действующее лицо влияет на развитие сюжета
Главное действующее лицо является одним из ключевых элементов литературного произведения или фильма. Оно определяет ход и развитие сюжета, олицетворяет центральную идею произведения и является опорой для других персонажей.
Главное действующее лицо обычно обладает особыми качествами, такими как сильный характер, уникальные навыки, неповторимая индивидуальность и т.д. Эти особенности делают его привлекательным для читателя или зрителя, а также позволяют ему справиться с различными испытаниями, которые возникают в сюжете.
Главное действующее лицо часто выступает в роли источника конфликта и действующей силы, которая двигает сюжет вперед. Его поступки, решения и выборы имеют большое значение для развития сюжета и оказывают влияние на других персонажей. Оно может быть как героем, находящимся в центре всех событий, так и протагонистом, который противостоит главному герою и создает ему препятствия.
Главное действующее лицо часто проходит через эволюцию или изменение в ходе сюжета. Оно может менять свои цели, мотивы, отношения с другими персонажами и принимать важные решения, которые влияют на исход событий. Таким образом, главное действующее лицо является ключевым фактором в развитии сюжета и создании драматического напряжения.
Часто главное действующее лицо олицетворяет определенные ценности, идеалы или проблемы, которые актуальны для общества или эпохи, в которой создано произведение. Таким образом, оно не только отражает реальность, но и вносит свой вклад в ее осмысление и интерпретацию. Оно может стать символом или метафорой, которая вызывает интерес и способствует глубокому пониманию произведения.
В итоге, главное действующее лицо играет важную роль в развитии сюжета. Оно определяет направление действий, вносит драматическое напряжение, создает конфликты, меняет свою личность и отражает ценности общества. Без главного действующего лица сюжет может потерять свою цель и значимость, поэтому его роль неоспорима в художественных произведениях.
Хронообраз в контексте остановившегося времени
Художественное время в «Часах» — это акториальные изменения, происходящие по психолого-семантическим законам. Развертывание романной перспективы, заданной проблемами творчества, тендерными взаимоотношениями, ответственности поколений друг за друга и др. протекает многолинейно в причинно-следственном континууме.
Время, являясь внутренним образом романа, зафиксировано в его названии, в пространственно-временном континууме2 и представляет своеобразный центр, точку опоры, удерживает многослойность романной формы.
Нарратологическое повествование помимо целого ряда различных функций (информирующая, развлекающая, упорядочивающая и т.д.), имеет также и весьма специфические: трансформирующую (способность нарратива не просто отражать какую-либо последовательность событий, но открывать и изобретать то, что может произойти) и темпоральную.
«Нарратив соответствует извечному стремлению людей вырваться из непривычного потока времени, обозначая в нем начальные и конечные пункты происходящих с человеком событий, его дел и переживаний» . Темпоральная функция нарратива заключается в том, что он является способом постижения времени; выделяя различные моменты во времени и устанавливая связь между ними, он позволяет усмотреть смысл в самих временных последовательностях и раскрывает значение времени. Категорию времени и временную структуру в текстах рассматривали как отечественные исследователи: М. Бахтин, Л.Н. Гумилев, так и исследователи зарубежные: Э. Бенвенист, П. Рикер, Ф. Кермоуд, К.Хамбургер, X. Вайнрих, Ганс Рейхенбах.
Ф. Кермоуд в своем труде «Смысл завершения» (1967 г.) пишет: «Часы говорят тик-так, но люди гуманизируют этот звук, обозначая его тик-так, наделяя его началом и концом, задавая тем самым миниатюрный сюжет»2. В истории литературы не раз делались попытки выйти за временные и пространственные рамки текста, это, прежде всего, относится к писателям модернистам, абсурдистам и, конечно же, экспериментальной литературе постмодернизма. Гораздо сложнее обстоит дело с произведениями, жанр которых еще не определился, и их нельзя отнести к какому-либо направлению.
Мы уже отмечали, что структура произведения М. Каннингема «Часы» сложна и не входит в рамки принятых схем. Несомненно, роман кинематографичен как по своей структуре, так и на уровне текста, -события развиваются в разных временах и пространствах. Попытка проследить, как меняется человек через миг, секунду, минуту, — задача частично разрешимая лишь для режиссера фильма. И такой эксперимент был удачно поставлен в советском кинематографе выдающимися рижскими режиссерами Юрисом Подниексом и Герцем Франком в 1979 году. Ими был снят шедевр документального кино, где показан ребенок, который смотрит кукольный спектакль. Документальный фильм длится 10 минут, взгляд камеры целиком зафиксирован на лице маленького зрителя, который переживает целую жизнь за это короткое время. Фильм побудил многих режиссеров более пристально отнестись к данной теме, осознать неисчерпаемость и вечность проблемы, что вылилось в создание целого цикла «На десять минут старше». Но если кинопленка способна фиксировать визуальное «взросление» и изменение образа в течение какого-либо времени, то литературе, в силу ее специфики, скорее свойственна передача внутреннего состояния героя. Исследовать время как философскую категорию, ее значение в жизни человека, а главное, передать это в художественном произведении — задача нелегкая и под силу только великим мастерам. («В поисках утраченного времени» М.Пруста, «Волшебная гора» Т. Манна, В.Вулф «Волны», «Школа для дураков» С. Соколова, «Сто лет одиночества» Г. Маркеса, «Шум и ярость» У. Фолкнера).
При рассмотрении данного аспекта важно учитывать влияние нарративности на темп повествования. Повествовательная форма подчиняется определенному ритму, она является синтезом метра, разбивающего текст на правильные периоды, и ударения, модифицирующего длительность и амплитуду некоторых из них
Это вибрирующее и музыкальное свойство со всей очевидностью возникает в тексте М. Каннингема.
Происхождение кинематографического нарратива
В раннем кинематографе (1895-1906) повествования не было, потому что кинематограф того периода был по существу основан на движущихся изображениях. Фильмы того времени были короткометражными , основной целью которых было развлечь зрителей движением людей , животных и предметов, показать себя и, таким образом, произвести чистое зрелище видения .
Кино начинает становиться рассказчиком, когда понимаешь, что сила новизны, привносимая движущимися изображениями, иссякла и что пришло время изобретать что-то новое, если кто-то хочет сделать фильм средством, все еще пригодным для рынка .
Определение главного действующего лица
Главное действующее лицо – это командный элемент в драматическом и художественном тексте, который играет ключевую роль в развитии сюжета и влияет на других персонажей.
Главное действующее лицо обычно является центральной фигурой произведения и вокруг него строится основной сюжет. Оно выступает в качестве того, кто преследует определенную цель, преодолевает препятствия и изменяется в ходе сюжета.
Главное действующее лицо может быть представлено отдельным персонажем или группой персонажей, которые действуют вместе или поочередно. Это может быть один человек, герой, главный герой, главный герой или центральный персонаж.
Хотя главное действующее лицо обычно имеет наибольшую значимость и влияние на сюжет, оно может быть дополнено другими персонажами, такими как помощник, оппонент, нейтральные персонажи и т. д. Они могут помогать или мешать главному действующему лицу в достижении его цели и составляют его окружение.
Влияние главного действующего лица на сюжет может быть выражено через его поступки, решения, диалоги, внутренние монологи и отношения с другими персонажами. Оно определяет направление развития сюжета и отражает центральную идею или тему произведения.
Тритагонист
Тритагонист – третье по важности действующее лицо в истории. Во «Властелине Колец» тритагонист – Арагорн
В «Гарри Поттер и философский камень» Гермиона – ярко выраженный тритагонист
Во «Властелине Колец» тритагонист – Арагорн. В «Гарри Поттер и философский камень» Гермиона – ярко выраженный тритагонист.
ИМХО, выделять роль тритагониста бессмысленно, поскольку границы весьма условны. Если в книге несколько персонажей претендует на роль протагониста, то мы можем сказать, что в книге ансамбль протагонистов. Таким приемом увлекаются ситкомы. Например: «Друзья», «Сообщество».
Чтобы жонглировать в книге несколькими протагонистами, вам нужно быть очень организованными, чтобы не запутаться в истории.
Изображение p2722754 с сайта Pixabay
Что такое главное действующее лицо?
Главное действующее лицо (ГДЛ) — это персонаж, который играет основную роль в сюжете произведения. Он является центральным и наиболее важным персонажем, вокруг которого развивается сюжетная линия.
ГДЛ обычно имеет наибольшее количество сцен и реплик в произведении и влияет на действия других персонажей. Он часто вызывает эмоциональные отклики у читателей или зрителей, так как на его судьбе и приключениях строится сюжетная напряженность и развитие сюжета.
ГДЛ может быть героем или антигероем, хорошим или плохим персонажем
Важно, чтобы ГДЛ был хорошо разработан и имел ярко выраженную индивидуальность, чтобы зритель или читатель мог узнать его в поведении, характере, высказываниях
В классической драматургии ГДЛ называется протагонистом, и он обычно сталкивается с антагонистом, персонажем, который противостоит ему и создает проблемы и препятствия на его пути. Вместе они создают конфликт, который разрешается в ходе сюжета.
Главное действующее лицо может быть одним или несколькими персонажами, особенно в произведениях с ансамбльным составом. Также ГДЛ может меняться в течение сюжета, например, быть разными персонажами в разных главах или частях произведения.
Главное действующее лицо играет важную роль в понимании и интерпретации произведения, так как читатели или зрители обычно сопереживают и сопереживают его судьбе и переживаниям, а также видят мир произведения через его глаза.
Как правильно составить список действующих лиц
Список действующих лиц в литературе играет важную роль, поскольку позволяет читателю лучше ориентироваться в сюжете и запоминать персонажей. Правильное составление списка действующих лиц может помочь автору более ясно и последовательно рассказать историю своих героев.
При составлении списка действующих лиц следует учитывать следующие рекомендации:
- Перечень персонажей должен быть логичным и структурированным. Начните с основных героев, отражающих главные сюжетные линии, а затем перечислите остальные персонажи по мере их появления.
- Каждое действующее лицо должно иметь уникальное имя или название, чтобы избежать путаницы у читателя.
- Помимо имен, в списке можно указать некоторые характеристики или особенности персонажей, чтобы читатель сразу представлял, кто это.
- Рекомендуется использовать нумерованный список (с помощью тега <ol>) или маркированный список (с помощью тега <ul>) для более удобного и наглядного представления информации.
- Если в литературном произведении слишком много действующих лиц, можно использовать таблицу для их систематизации. Для этого можно использовать теги <table>, <tr> и <td>.
Пример списка действующих лиц:
- Иван Иванович Краснов — основной герой истории, молодой лейтенант
- Александра Петрова — возлюбленная Ивана, дочь богатого купца
- Николай Семенов — надзиратель в тюрьме, враг Ивана
- Мария Ивановна — мать Ивана, покойная, но оказывает влияние на события повести
№ | Имя | Характеристики или особенности |
---|---|---|
1 | Иван Иванович Краснов | молодой лейтенант, преданный и честный |
2 | Александра Петрова | красивая дочь богатого купца, романтичная и влюбленная |
3 | Николай Семенов | жестокий и безжалостный надзиратель в тюрьме |
4 | Мария Ивановна | покойная мать Ивана, часто появляется в видениях и мечтах героев |