Твин Пикс — территория людей
Электричество
Кадр из сериала «Твин Пикс»
Жизненная сила нашего мира. Рука в Красной комнате превращается в наэлектризованный плод — готовится воплотиться в мире людей. Леди с поленом говорит: «Ястреб, электричество повсюду. Его слышно в горах и реках. Оно танцует на море и среди звезд, оно сияет вокруг луны. Но в наши дни свет угасает. Что будет во тьме, которая нарастает?
Светофор
Кадр из сериала «Твин Пикс»
Предупреждающий знак в мире людей. Именно здесь, у светофора Лора делает свой окончательный выбор — бежит в лес, навстречу своей гибели. То есть светофор в городе — место, где люди еще могут повернуть назад, изменить свою судьбу.
Лесопилка Пакса
Кадр из сериала «Твин Пикс»
Рациональное обыденное место, где обычные жители могут заработать себе на жизнь. Но лесопилка очень хочет истребить лес. Опять двойники. Лес — обитель духов. Лесопилка — инструмент для уничтожения обители духов.
Леди с поленом
Кадр из сериала «Твин Пикс»
Она же Маргарет Латерман, она же — Дама с поленом. В полене заключен дух ее покойного мужа, лесоруба. Теперь она живет одна, посреди леса, постоянно звонит помощнику шерифа, сообщая о происходящем. То есть она — связной между миром людей и миром духов. В «Тайной истории Твин Пикс» говорится, что она — одна из детей Твин Пикса, побывавших в Белом вигваме.
Муж Маргарет погиб, когда тушил пожар. После его похорон Маргарет пришла в Гластонберийскую рощу, к кругу из двенадцати платанов (то самое место, где открывается портал в Черный вигвам). Она нашла поваленное дерево дугласовой пихты, вырезала из него полено и с тех пор с ним не расставалась, считая, что через полено она поддерживает ментальную связь со своим погибшим мужем и потусторонним миром. Муж Маргарет был добрым и очень высоким человеком и тушил пожары. Так что можно смело сказать, что Великан, дух Белого вигвама, и есть погибший муж Маргарет.
Белая лошадь
Кадр из сериала «Твин Пикс»
Являлась Саре Палмер, матери Лоры. Это предупреждение — тебя одурманивают (на старом сленге «horse» — означало героин или кокаин, в зависимости от контекста). В стихотворении Леди с поленом говорит: » …круг боли, страдания тем, кто узрел белую лошадь«. Кокаин — дорога саморазрушения, ведущая к смерти.
Потусторонний мир
Потусторонний мир в сериале «Твин Пикс» воспринимается не как что-то необычное. Все герои знают о существовании такового. Потусторонний мир живет по своим правилам. У него свои законы, с которыми считается каждый персонаж сериала.
Для агента Дейла Купера потусторонний мир является средством расследования преступлений. Мужчина не прочь погадать, чтобы распутать сложную тайну.
Потусторонний мир показан в виде черного и белого Вигвамов – рая и ада. Входя в черный вигвам, человек попадает в так называемую прихожую, или по-другому, в красную комнату. Здесь герой может встретить своего двойника. Как правило, в Вигваме люди говорят невнятно, словно во сне.
Надо отметить, что впервые идею использовать в качестве прообраза рая и ада вигвамы использовал Алистер Кроули в своем произведении «Лунное дитя».
По сюжету попасть в вигвамы можно несколькими способами:
- во сне;
- умерев;
- открыв завесу, находящуюся в лесу Гоствуд с помощью специального ключа под названием эмоции.
Чтобы открыть черный вигвам, человеку необходимо испытать страх, а попасть в белый домик можно, почувствовав настоящую, чистую любовь.
Надо отметить, что в третьем сезоне сериала «Твин Пикс» попасть в вигвамы становится возможным еще одним способом — через стеклянный ящик. Он расположен в одном из Нью-Йоркских небоскребов, а охраняет его молодой человек.
Кроме дополнительного входа в вигвамы в третьем сезоне появляется еще одно помещение — пурпурная комната, где спрятана женщина без глаз.
Согласно финалу второго сезона, пытаясь спасти Энни, агент Купер оказывается запертым в черном вигваме на 25 лет. В реальном мире вместо него живет его двойник со злобным подселенцем. Но в третьем сезоне Куперу удается сбежать в реальный мир с помощью пурпурной комнаты.
Купер отжил положенные 25 лет в черном вигваме, поэтому его двойник обязан вернуться назад. Однако он не хочет возвращаться. Чтобы обмануть закон, он создает еще одного двойника Дагги Джонса. Нарушается равновесие, а сам Купер отключается от реальности.
Снимать для телевидения больше не стыдно
В 1987 году Дэвида Линча номинировали как лучшего режиссёра на премию «Оскар» за фильм «Синий бархат». Через два года он захотел поработать для телевидения, и это был нонсенс. Боссы телеканалов старались максимально вежливо отказать титулованному режиссёру. Повезло, что телеканал ABC был готов к экспериментам. Он занимал третье место по рейтингам после NBC и CBS и хотел улучшить свои позиции, добавив креатива.
Теперь никто не гнушается работой на телевидении, многие выступают и продюсерами, и сценаристами, и режиссёрами одновременно (Стивен Содерберг в «Больнице Никербокер»), а многие — приглашёнными звёздами и режиссируют несколько эпизодов сериала (Мартин Скорсезе, например, работал над эпизодами «Подпольной империи», Дэвид Финчер — несколькими эпизодами «Карточного домика»).
Старики-разбойники
А вот что Линчу действительно удалось, так это собрать почти всю актерскую команду оригинального сериала. Двадцать шесть лет назад он познакомил нас с действующими лицами своей пьесы, и каждый актер, каждый образ точно попадал в цель. Персонажи запоминались на раз, и каждый герой или антигерой неизменно вызывал отклик у аудитории. Дама-с-Поленом произносит полдюжины фраз за тридцать серий, но без нее это была бы уже не та история. В новых эпизодах с этим, к счастью, все в порядке. Кастинг хорош, хотя основная заслуга здесь принадлежит именно вернувшимся к старым образам артистам.
Очень приятно вновь увидеть постаревших, но все таких же неутомимых проходимцев братьев Хорн. Индеец Хок поседел, но выглядит внушительно и остается лучшим следопытом Северной Америки. А Норма по-прежнему готовит лучшие пироги в своем кафе.
Братец Хорн. Седина в бороду…
Среди новых персонажей тоже есть очень удачные находки. Миссис Джонс, супруга простофили Даги, — космической мощности стерва, которой достаточно небольшой искорки для неудержимой, точно направленной и смертоносной атаки. В сцене, где она приносит гангстерам откупные, через минуту начинаешь всем сердцем переживать за бандитов. Но в то же время миссис Джонс без колебаний бросается на вооруженного убийцу, когда над ее мужем нависает угроза. Персонаж очень живой и по-своему правдоподобный.
Мы наконец-то увидим ту самую Дайану, которой Дейл Купер адресовал свои аудиоотчеты. И знакомство с ней стоило ожидания. Дайана оказалась пуленепробиваемой дамой с языком острым, как самурайский меч. Очень щедро смазанный ядом кураре.
Дайана согласилась помочь Бюро только ради агента Купера.
Мощный заряд бодрости и положительных эмоций зрителям принесла команда ФБР. Эти опытные немолодые лисы впрыскивают дозу адреналина всему сезону и могут вписать в число своих заслуг лучшие сцены серий с первой по девятую. Шеф Коул в исполнении самого Линча находится в отличной форме и неплохо справляется с высшим руководством. Бодро шуршит юбкой агент Дениза в исполнении Дэвида Духовны. Лучший эксперт Бюро Альберт Розенфилд по-прежнему циничен и неподражаем. К большому сожалению, Альберта мы в новых сериях, если даже таковые появятся, не увидим: актер Мигель Феррер скончался в начале этого года…
И об агенте Купере. Постараемся избежать больших спойлеров, но следить за Купером, изувеченным Черным Вигвамом, физически тяжело. Поклонники сериала запомнили Дейла безукоризненно опрятным красавчиком, человеком с острым и цепким умом, идеальным гибридом флегматика и сангвиника. Теперь же перед нами предстает немолодой мужчина, который шаркает ногами с грацией зомби и не способен связать два слова. Есть надежда, что обитатели Белого Вигвама вмешаются и помогут ему, но к середине сезона агент Купер остается второстепенным персонажем с интеллектом пингвина.
Все не то, чем кажется
Режиссер Дэвид Линч говорил о совах: «Все не то, чем кажется». Эта фраза моментально разлетелась и превратилась в поговорку. Надо отметить, что эти слова можно применить не только к совам, но и ко всему фильму в целом.
На протяжении всей картины каждый кадр, каждое действие героев, природные происшествия – это не что иное, как предвестник приближающихся событий, к которым необходимо подготовится.
Режиссер Линч говорил о крике совы, который с давних времен несет за собой что-то нехорошее. Считается, если закричала сова, то нужно ждать беды.
Но фраза «Все не то, чем кажется» не только о крике совы, а о фильме в целом. Например, на первый взгляд отличница и красавица Лора Палмер предстает в образе хорошей, сердобольной девушки, которая развозит обеды инвалидам, а также занимается с умственно отсталыми людьми. Но на самом деле Лора – проститутка, которая пристрастилась к кокаину.
Каждый житель городка обманывает друг друга. Некоторые объясняют свое состояние тем, что к их душе кто-то подселился и считают это нормальным, естественным состоянием.
Предыстория
«Твин Пикс» — вне всяких сомнений, произведение культовое. Среди поклонников этого сериала – создатель «Секретных материалов» Крис Картер, известный русский писатель Борис Акунин и английская королева Елизавета Вторая.
Вопрос «Кто убил Лору Палмер?» не сходил с обложек периодических изданий и будоражил умы сотен тысяч телезрителей и до сих пор не даёт покоя очень многим. Вопреки многочисленным прогнозам критиков сериал о расследовании убийства королевы красоты из маленького провинциального города пришёлся по душе телезрителям и завоевал культовый статус.
А начиналось все с истории другой красавицы, также умершей при довольно загадочных обстоятельствах…
В 1986 году компания Warner Bros. обратилась к Дэвиду Линчу с предложением снять фильм про Мэрилин Монро, основанный на книге Энтони Саммера «Богиня: Тайные жизни Мэрилин Монро». Агент Дэвида, Тони Крантц, свел его со своим другом и клиентом, сценаристом Марком Фростом. Дэвид и Марк удивительно легко нашли общий язык и очень скоро начали работу над сценарием «Богини».
Мэрилин Монро и Лора Палмер. Не правда ли, есть в этих девушках что-то схожее?
Фильм этот компания Warner Bros. снимать так и не решилась, зато между Марком и Дэвидом завязалась дружба, и с тех пор они несколько раз предпринимали попытки сделать что-то вместе. Сначала это был проект «Один слюнной пузырь» (One saliva bubble), комедия для участия в которой предполагалось пригласить Стива Мартина («Сержант Билко», «Розовая пантера»), затем фильм «Лемурианцы».
Тони Крантц долго хотел затянуть Линча на телевидение. Он упрашивал Дэвида сделать это с тех пор, как вышел «Синий бархат». И вот, после долгих уговоров Линч поддался! Вместе с Фростом они решили сделать нечто наподобие фильма «Пейтон Плейс» (реж. Марк Робсон).
Никакой конкретной идеи не было. Когда в 1988 году они встретились с руководителем отдела сериалов канала «АВС» Чадом Хофманом, у них еще даже набросков сценария не было.
Марк Фрост (на фото):
Мы вертели эту идею и так, и эдак, но ни на чем еще не успели остановиться. И все же мы явились на встречу, рассказали им про этот странный город на северо-западе, про случившееся там убийство… И еще, помню, Дэвид говорил что-то вроде: «И ветер колышет деревья», шевеля определенным образом пальцами. Всем там эта идея пришлась по душе, и я почувствовал – они в наших руках. Вскоре нам сделали предложение написать сценарий для пилотной серии.
Линч и Фрост засели за сценарий. Первая его версия была озаглавлена как «Северо-западная дорога» («The Northwest Passage»). Во время работы над сценарием Марк настоял на необходимости сделать карту, чтобы представлять географию города. Согласно составленной карте, город по сторонам окаймляли две горы. Так и родилось название – Твин Пикс.
Работая над сценарием, Марк и Дэвид практически не рассчитывали на то, что «АВС» решится на съемки. История была совсем не похожа на те сериалы, которые тогда показывали по телевидению. Она была мрачной, странной и экстравагантной. Но вопреки всем ожиданиям, представители канала «АВС», ознакомившись со сценарием, захотели снять пилотную серию!
С трудом веря своему счастью, Линч и Фрост решили пойти еще дальше и заявили, что готовы взяться за съемки, но лишь в том случае, если им будет предоставлена полная свобода действий.
Возможно, сериал будет странным, он будет отличаться от того, к чему вы привыкли, но у нас есть определенное представление о том, что мы снимаем, и вам придется не вмешиваться!
В «АВС» согласились с этими условиями.
Что здесь есть[править]
- Анималистическая символика — «Совы — не то, чем кажутся». Объяснений не дождётесь.
- Непонятно — значит страшно — Всё, что касается Чёрного Вигвама.
- Опухание романтики — одним из главных недостатков 2 сезона является то, что на передний план выставлено огромное число романтических линий, а дело об убийстве Лоры Палмер, из-за которого весь сыр-бор,
- А ты не староват для школьника? — в роли школьников актёры 20-25 лет.
- Враг силён твоим страхом — примерно верно для Боба.
- Всеобщий любимец — агент Купер нравится практически всем. Исключение — обычно неисправимо злые личности.
- Вынос мозга — Педаль в земное ядро. Это снимал Дэвид Линч, и снимал хорошо. Попрощайтесь с рассудком, он вам не понадобится.
-
Неразделённая любовь
Жизнь пишет сюжет — на вырезании этой сюжетной линии настояла Лара Флинн-Бойл, бывшая на тот момент пассией исполнителя роли Купера — Кайла МакЛахлена
— чувства Одри Хорн к агенту Куперу.
-
Доппельгангер
Злой двойник — один из них — абсолютно отмороженный бандит.
— появляется у тех, кто каким-либо образом связан с Чёрным Вигвамом. У агента Купера в третьем сезоне их несколько штук.
-
Полное чудовище — зловещий дух Боб, а также Ричард Хорн из третьего сезона,
А ещё бывший партнёр Купера Уиндом Эрл, главный антагонист второй половины второго сезона.
, психованная сволочь, которая может средь бела дня сбить ребёнка, домогаться до девушки и жестоко избить даже родную бабушку.
- Главная тайна — кто убил Лору Палмер. На самом деле нет, это важная, но не главная тайна.
- Говорит сам с собой — аудиодневники агента Купера в первых двух сезонах примерно так и выглядят. В третьем мы знакомимся
- Замороженное время — если вам не повезло попасть в Чёрный вигвам.
- Кофеман — агент Купер без кофе не функционирует. Даже его фирменная фраза связана с кофе
Чертовски хороший кофе! |
— Агент Купер о главной достопримечательности Твин Пикс |
- Ласковое прозвище- «КУП!» для агента Купера. Так его дружески зовёт директор Коул, в том числе при общении с другими агентами ФБР. Также в третьем сезоне «Даги».
- Нечеловеческая психология — обитатели Чёрного и Белого вигвамов.
- Новый, точно такой же — сюжет начинается со смерти Лоры Палмер. А вскоре в город приезжает её сестра Мэдди, также становится лучшей подругой Донны, также с ней флиртует Джеймс, да и внешне Мэдди копия Лоры! Что неудивительно, ведь её играет та же Шерил Ли.
- Пейзажное порно — Твин-Пикс расположен в исключительно красивом месте.
- Поседеть за одну ночь — волосы Леланда Палмера становятся полностью белыми в следующую ночь после убийства его дочери.
- Пустая оболочка — агент Купер в третьем сезоне, кроме финала.
- Смерть равносильна искуплению — . Сцена подана как искупление.
- Я твой отец —
- Типа я Линч — кодификатор. Есть всё, за что мы любим Линча.
- Что за фигня, автор? — странно, наверно, обвинять в странности самого Дэвида Линча, но в этом весь 3 сезон. В первых двух сезонах была мистика, но в меру, а в 3 сезоне прям педаль в пол. Да и продолжением 3 сезон назвать трудно, ибо половина действия происходит уже за пределами самого Твин Пикса, большая часть персонажей из оригинального сериала либо отсутствует, либо отодвинуты аж на третий план. Да и понятно, что прошло 25 лет, поэтому большинство интриг и конфликтов оригинала слиты и остались без логичного завершения. По сути это своего рода бенефис самого Линча, тут отсылки и на «Синий бархат» и на «Голова-ластик», и персонажа Линча показывают больше, чем того самого Купера, которого мы знали и полюбили, ибо .
- Эротика власти — отношения Бенджамина Хорна с Кэтрин Мартелл явно имеют такой оттенок, причём именно она выступает в активной роли. В частности, она довольно едко отвечает на его комплименты, а он проявляет интерес к её ступням.
- ЭТО! СПАРТА! — Дэвид Линч в роли директора Коула. Он и в реальной жизни не умеет говорить тихо, а в кадре… Одна из немногих вещей в сериале, которая просто и логично объясняется. У директора Коула плохой слуховой аппарат с двумя режимами: «уши болят от любого звука громче обычного» или «не слышно собственного голоса».
КУПЕР! СЕГОДНЯ ТЫ НАПОМИНАЕШЬ МНЕ МАЛЕНЬКОГО МЕКСИКАНСКОГО ЧИХУАХУА! |
— Директор Коул за работой |
Роль снов: что делает белый Символ лошади в Твин Пикс?
Сны сыграли значительную роль в «Твин Пикс», раскрывая подсказки и подтексты, которые не видны в реальном мире. В «Твин Пикс» появление во сне белой лошади означает опасность, смерть и трансформацию. Давайте рассмотрим значение символа белой лошади в «Твин Пикс».
- Трансформация: в «Твин Пикс» белая лошадь символизирует трансформацию. Белую лошадь можно увидеть только во сне или видениях, что указывает на то, что трансформация происходит только тогда, когда человек не бодрствует. Точно так же трансформация часто происходит, когда сознательный ум неактивен; этот символизм является отражением глубокой связи между снами и подсознательной трансформацией.
- Опасность: белая лошадь также символизирует опасность в Твин Пикс. Белая лошадь, часто представляющая неминуемую угрозу смерти, является предупреждающим знаком, чтобы избежать опасности или подготовиться к ней. В некоторых случаях белая лошадь означает надвигающуюся гибель, указывающую на смерть или падение персонажа.
- Смерть: Наконец, белая лошадь также символизирует смерть. Лошадь часто изображают как предвестника или предвестника смерти, что является традиционной темой во многих культурах. Смерть — неотъемлемая часть трансформации, и белая лошадь может означать переход из одной формы существования в другую.
Стоит также отметить, что неоднократное появление белой лошади в Твин Пикс может означать подсознательный страх конкретного человека перед его неминуемой кончиной. Символика снов субъективна, и опыт каждого персонажа с белой лошадью может отражать их восприятие одной и той же угрозы.
Кроме того, белая лошадь служит связующим звеном между миром бодрствования и миром сновидений в сериале. Лоре Палмер, центральному персонажу сериала, перед смертью снится белая лошадь, что указывает на связь между двумя ее мирами. Символ белой лошади служит порталом, через который персонажи, такие как Лаура, могут получить доступ к более глубокому пониманию природы своей жизни и, в конечном счете, самих себя.
Символ | Значение |
---|---|
Белая лошадь | Опасность, смерть и трансформация |
Подводя итог, можно сказать, что белая лошадь является важным символом в Твин Пикс, олицетворяющим смерть, трансформацию и опасность. Однако символика снов субъективна, и значение белого коня может различаться у разных персонажей. Символ белой лошади может служить связью с более глубоким пониманием себя и мостом между реальностью и подсознанием.
Чётко определять жанр больше не нужно
C жанром «Твин Пикса» непросто разобраться. Это и хоррор, и мелодрама, и немного комедия, и сатира. Линч и Фрост строят мифологию, создают вселенную «Твин Пикса», очень похожую на обычный мир, но отличную от него. Если до Линча телевизионные сценаристы старались выхолостить сценарий и оставить только то, что имеет отношение к делу — развитию сюжета, то Линч поступает строго наоборот. Его герои много шутят, переживают личные драмы, вспоминают прошлое, боятся духов Чёрного Вигвама и вступают с ними во взаимодействие — и всё это совершенно не помогает раскрыть преступление, зато делает сериал завораживающе прекрасным.
Времена, нравы и жесть большими листами
Между тем вы увидите в новом «Твин Пикс» вещи, которых не было (и не могло быть) в ранних эпизодах. Изменилась массовая культура, изменилось кино и телевидение. Пробовал ли Дэвид Линч угнаться за сегодняшними модными тенденциями или снимал без оглядки на моду, но в итоге в кадр попало множество невиданных прежде элементов. Правда, поводов для радости тут немного.
Помощник шерифа Хок поседел, но взгляд его цепок и остр, как многие годы назад.
Откровенно жестоких сцен стало гораздо больше. А речь идет, напомним, лишь о первой половине нового сезона. Линч и раньше рассказывал зрителю о страшных обстоятельствах и кровавых деталях, но значительная часть этих моментов оставалась за кадром. Скажем, мы узнавали о подробностях последней ночи Лоры Палмер со слов свидетелей и из полицейских отчетов. Временами такой подход мог напугать зрителя гораздо больше, чем прямая демонстрация. Теперь же нам показывают анатомические ужасы часто и в деталях: оператор постоянно берет крупные планы — иногда совершенно напрасно.
Усилилась хоррорная составляющая: в первые же двадцать минут мы видим нападение демона из иного мира в лучших традициях Клайва Баркера. Есть несколько сцен, вызывающих физическое отвращение, но эти эпизоды хотя бы оправданы сценарием — их нельзя назвать совсем уж неуместными. А еще в «Твин Пикс» завезли немного эротики. Без нее сейчас, кажется, не обойтись, да и в формате проекта она работает, не нарушая общую стилистику. Поэтому против таких нововведений протестовать не хочется.
Эти добавки в старый рецепт не то чтобы критически портят «Твин Пикс», но вполне могут очень неприятно удивить почитателей первых сезонов.
Купер теперь женат (в некотором роде) и выглядит именно так.
Сюжет[править]
Первый сезонправить
Лейтмотив сериала — поиски убийцы школьницы Лоры Палмер. Завязка этого расследования дана в пилотной серии первого сезона: одним февральским утром труп девушки, обнажённый, завёрнутый в полиэтилен, оказался найден у реки, на берегу которой и расположен Твин Пикс. Местные силы правопорядка обращаются за помощью к ФБР. К месту действия прибывает агент Дейл Купер, берущийся вести дело. Он устанавливает связь между этим и прошлогодним — также молоденькой девицы — убийствами, постепенно опрашивая всех, могущих быть причастными к произошедшему. Так, серия за серией, открываются подробности — зачастую неприглядные — жизни сообщества в казалось бы сонном городке. В частности, становится известно о двойной жизни самой Лоры Палмер: за фасадом популярной королевы выпускного бала, как и положено такой девочке, встречающейся с капитаном школьной футбольной команды, скрывалась добрая порция грязи: проституция, пристрастие к кокаину.
Нажмите для проигрывания
Ёжик в Твин Пиксе
В самом расследовании очень скоро появляется элемент мистики: агента Купера мучают сюрреалистичные кошмары, касающиеся ведомого им дела, в Твин Пикс обнаруживается тайное общество по борьбе со злом в окрестных лесах — в общем, атмосфера плавно и весьма зловеще сгущается. Расследование ординарного убийства начинает превращаться в многослойный, тягучий кошмар, в котором вязнет прежде всего сам агент Купер. Странные люди при странных обстоятельствах постепенно раскрывают для Купера деталь за деталью произошедшего. Параллельно собственное расследование ведут друзья Лоры, поклявшиеся раскрыть убийство, вместе с прибывшей на похороны Лориной кузиной, сильно напоминающей саму покойную.
Для протагониста Купера сезон оканчивается весьма неудачно. Вернувшись в свой номер гостиницы, агент оказывается подстрелен незнакомцем в маске.
Второй сезонправить
Подстреленный в предыдущем сезоне агент Купер ранен не смертельно, но довольно серьёзно; оставаясь в комнате гостиницы, он впадает в галлюцинаторное состояние. В своих видениях Купер встречает Великана, который, среди прочего, произносит ключевую фразу сериала «Совы не то, чем кажутся» — а также ещё несколько неясных по смыслу загадок. В конце концов Великан резонно сообщает, что Дейлу потребуется медицинская помощь.
Купер более-менее продолжает расследование, однако, всё окончательно уходит в метафизику: теперь он не столько занимается собственно делом, сколько пытается разгадать значение таинственных фраз Великана, чувствуя, что если это удастся, то даст более-менее ясную картину происходящего. В ходе поисков истины агент подтверждает свои смутные подозрения по поводу существования в городке злых паранормальных сущностей. В руки полиции тем временем попадает тайный дневник Лоры Палмер, открывающий массу шокирующих подробностей о её жизни и взаимоотношениях с некоторыми из обитателей Твин Пикс. Все ниточки ведут к существу под именем Боб, злому духу, не имеющему собственной телесной оболочки, поэтому вселяющемуся в какого-либо реального человека. Позднее выясняется, что именно носитель Боба ответственен за многочисленные убийства последнего времени, в том числе и Лоры. Дело Лоры закрыто, но игра в прятки с Бобом продолжается. Окрестные леса Твин Пикс оказываются весьма богаты на разнообразные сверхъестественные сюрпризы, и Куперу приходится несладко. Он оказывается в самой гуще противостояния сил добра и зла.
Третий сезонправить
Вот вода… а вот — колодец… Напейся… и спускайся… Конь этот белоглаз… и тёмен внутри…
Между съёмками второго и третьего сезонов «Твин Пикс» прошло около четверти века. Не зря Лора Палмер обещала агенту Куперу: «Увидимся через 25 лет». Третий сезон НАМНОГО темнее и острее. И изобилует откровенными сценами жестоких убийств, искалеченных трупов, секса, наготы и т.д., чего в первых двух сезонах практически не было.
Рождение Боба
Но самая главная сцена, которую можно считать демонстрацией рождения Зла (то есть Боба), это, естественно, ядерный взрыв, который произошел в далеком 45-ом году в результате испытания «Тринити». Далее зритель видит отвратительного желеобразного монстра, «сеющего» не менее отвратительные «яйца», в одном из которых мелькает лицо Боба. Так получается, зло родом из космоса? Некоторые фанаты были слегка обескуражены, если не сказать разочарованы, поскольку считали, что Зло в Твин Пикс породил сам человек. Однако далее мы понимаем, что вигвамы появились задолго до проекта «Манхеттен». Тем более что продемонстрированный взрыв был далеко не первым, но именно он мог стать причиной рухнувшей грани между мирами – этим и тем.
Но связать Боба и ужасающее деяние рук человеческих – ядерную бомбу – режиссер решился по одной причине: он считает взрыв не технологическим злом, причиненным человечеством самому себе, а истинным, глобальным, изменившим природу человека раз и навсегда. А значит, Боб – все же творение рук человеческих!
Музыкальная составляющая сериала и в третьем сезоне является полноправным действующим лицом, поскольку тексты звучащих песен объясняют, «комментируют» многое происходящее на экране. Чего стоит одна из песен под названием «Она ушла». Именно слушая этот трек, мы видим ключевые моменты киноповествования: раскалывание черепов, заползание страшного насекомого в рот девчушки, разгуливание странных личностей, более похожих на бомжей или… на дровосеков. И, конечно же, настоящим шедевром можно назвать возвращение агента Купера, который далее будет существовать во вселенной сериала аж в трех обличьях.
Точка отсчета — «Твин Пикс»
«Твин Пикс»
Не слишком ли нагло предлагать начать изучение такого тяжеловеса мира кино, как Линч, с его телевизионной работы? Возможно, но в таком кажущемся извращенным выборе «Твин Пикса» (Twin Peaks, 1990/91 и 2017) имеются свои преимущества. Сериал, действие которого происходит в маленьком городке штата Вашингтон и разворачивается вокруг тайны убийства королевы выпускного бала, содержит множество отличительных черт стиля Линча: сюрреализм, причудливый юмор, потустороннее, опасность. При этом он достаточно сдержанный (уж точно в плане откровенного секса и насилия), чтобы стать настоящим феноменом поп-культуры.
Расследование под кодовым названием «Кто убил Лору Палмер?», которое вел агент ФБР Дейл Купер (Кайл МакЛоклен, на тот момент постоянный актер Линча), само по себе было захватывающим. Но в мейнстримном телевидении никогда еще не было подобной обволакивающей «странности», как в «Твин Пиксе»: намеренно неестественные и расходящиеся на цитаты диалоги («Чертовски хороший кофе!» и т.д.), обворожительно эксцентричные герои и не покидающее ощущение, что за идеальным фасадом скрывается настоящее зло. Но вообще-то «мягкого» погружения в мир Линча просто быть не может. Эпизод того же «Твин Пикса», в котором раскрывается личность убийцы и он снова убивает, возможно, является самым страшным в истории телевидения.
«Синий бархат»
Если вы можете справиться с «неразбавленным» Линчем, то «Синий бархат» (Blue Velvet, 1986), буйный старший брат «Твин Пикса», — тоже неплохая стартовая точка. Это еще одно причудливое разоблачение постыдной подноготной американской субурбии и одновременно история взросления в стиле фрейдистского кошмара. Подросток-вуайерист в исполнении Кайла МакЛоклена явно ожидал другого, когда вторгался в жизнь певицы-садомазохистки (Изабелла Росселлини) и безумного гангстера (Деннис Хоппер).
Даже спустя 30 лет фильм все еще шокирует и выбивает из колеи. «Синий бархат» — безоговорочный шедевр, а его открывающая сцена — это все темы и образы Линча в миниатюре.
Число 7
- Один Одним из самых интригующих аспектов Красной комнаты является ее одержимость числами. Одним из таких чисел, которое часто появляется в Красной комнате, является число 7. Значение числа 7 в «Твин Пикс» было предметом бесчисленных интерпретаций.
- Некоторые люди считают, что число 7 представляет семь смертоносных грехи, в то время как другие видят в этом ссылку на семь дней творения в Библии.
- Еще одна популярная интерпретация состоит в том, что число 7 является данью семи чакрам, которые представляют различные точки энергии в тела и часто ассоциируются с духовным пробуждением.
Независимо от его интерпретации, нельзя отрицать, что число 7 играет жизненно важную роль в символике Красной комнаты и Твин Пикс в целом. .
Лица добра и зла
Лору Палмер убил не человек, а нечто, называемое бесплотным духом. Нечто способно завладевать телом человека. Его пища – негативные человеческие эмоции, такие как озлобленность, предательство, страсть, насилие.
Бесплотный дух принял облик человека по имени Боб. Именно он совершает преступления. Боб заманивает ребят к себе в логово, чтобы поиграть с огнем, а потом убивает их.
Раньше Боб работал вместе с Майком. Но Майк раскаялся и прекратил свершать преступления. Чтобы навсегда избавиться от темной стороны, он отрубил себе руку, где красовалось знамение зла – татуировка.
Позже его рука превращается в карлика, помогающего Куперу распутать преступления. В третьем сезоне карлик становится электрическим деревом.
Духи не могут селиться в человеке без приглашения. Однако противостоять им очень сложно. Но Лора смогла победить Боба. Девушка так и не пригласила его. Она обманывала совершенно всех, что и помогло ей противостоять духу. Но это не спасло девушку. Боб решил убить ее руками близкого ей человека.
Если говорить о смысле фильма, то человеческих подселенцев следует считать темной стороной людей или их психиатрическим диагнозом. Ведь каждый из нас пытался делать что-то неправильное. Именно желание совершить что-то запрещенное и олицетворяют подселенцы.
Почему все не так просто
Дикое сердцем, странное на поверхности и еще более чудно́е при погружении вглубь, кино Дэвида Линча не для тех, кто воспринимает все буквально или легко пугается. Линч — один из самых самобытных и прославленных режиссеров последних 40 лет, а его 10 полнометражных картин — и один телесериал — вместе составляют выдающуюся фильмографию.
В своем творчестве Линч исследует темные стороны нашего мира, превращает привычные образы и звуки — частоколы заборов и поп-мелодии 1950-х и 60-х — в дезориентирующие ландшафты, изобилующие внезапной немотивированной жестокостью, сексуальной угрозой, коварным и эксцентричным юмором и нервирующей музыкой.
Дэвид Линч на съемках фильма «Человек-слон»
Фиксация Линча на американской культуре (действие всех, кроме двух, его фильмов происходит в США) и сама его персона (этакий бойскаут со странностями) привели к тому, что известный комик и продюсер Мел Брукс — который нанял Линча срежиссировать байопик «Человек-слон» после авангардного дебютного фильма «Голова-ластик» — окрестил его «Джимми Стюартом с Марса». Весьма лаконичная остро́та юмориста-виртуоза, однако же она не совсем точна. Линч — не внеземной; Линч, если угодно, — внутриземной. Его инаковость возникает не извне — она исходит изнутри.
Подобно обожаемой Линчем трансцендентальной медитации, которая направлена на погружение в подсознательное и «ловлю большой рыбы», его фильмы отправляют нас в путешествие внутрь нас самих, обнажая наши примитивные и часто шокирующие страхи и желания.
Нет другого режиссера, кто бы столь виртуозно создавал сновидческие образы и призрачные пространства, где стираются границы между реальным и нереальным. И хотя его запутанные и часто нелинейные сюжеты привлекают любителей разгадывать загадки, за подобным занимательным времяпрепровождением часто теряется суть. В конечном итоге распутать эти нарративные паззлы вполне воможно, но настоящая сила фильмов Линча лежит в другой плоскости: где слова и логика уступают место интуиции и эмоциям.
Сам Линч известен тем, что добродушно отмахивается от всех попыток расшифровать значения его фильмов. И если термин «линчевский» означает безошибочно узнаваемый аудиовизуальный стиль (с редкими отклонениями, подробно описанными ниже), кое-кто все же полагает, что некоторые работы режиссера граничат с самопародией.
Тем не менее, в лучших своих проявлениях Линч — художник-визионер (а еще он занимается живописью, скульптурой и музыкой), задействующий весь потенциал кино, чтобы надолго остаться со зрителями и внутри них.