Предоставьте ребенку право выбора.
Предъявляйте требования как выбор, который может сделать ребенок. Например, вам нужно, чтобы Джим сделал страницу заданий из рабочей тетради по математике. Вы можете спросить его, как он хочет выполнять задания: от первой задачи к последней или от последней к первой? Или вы можете спросить, хочет ли он выполнять задания карандашом или ручкой, за вашим столом или за своей партой. Есть надежные данные исследований, которые подтверждают, что возможность сделать выбор уменьшает проблемное поведение (Dunlap et al., 1996)
Однако важно правильно использовать этот подход, например нельзя предоставлять выбор между любимым и нелюбимым занятием. Так что вопрос «Хочешь заняться математикой или поехать в Диснейленд?» будет не самым разумным с вашей стороны
Очевидно, что ребенок выберет не то, что нужно вам, а именно учебу. Точно также очевидно, что выбор не может включать наказание. Если вы спрашиваете: «Хочешь заниматься математикой или стоять в углу?», то это угроза, а не право на выбор. При условии, конечно, что стояние в углу является нежелательным для ребенка (помните, что для многих детей это вовсе не такое уж и наказание).
Право на выбор означает, что у ребенка появляется какая-то степень контроля над ситуацией, но он все равно делает то, что необходимо. Как только он делает самостоятельный выбор, то вероятность, что он выполнит требования, повышается. При этом он «сохраняет лицо», так как его мнение учитывается. Вот несколько советов о том, как предоставлять ученику выбор:
- Выбор должен сводиться к 2–3 вариантам, с каждым из которых вы можете согласиться, при этом ваша цель останется прежней.
- Перечислите варианты устно, либо представьте их визуально, в зависимости от уровня понимания речи у ребенка.
- Сделайте список возможных вариантов для выбора, на которые легко могут согласиться взрослые, и всегда держите этот список под рукой. Иначе вам может быть сложно вспомнить, какой именно выбор вы можете предоставить ученику.
- Подойдите к вопросу творчески и часто меняйте варианты.
УЧИТЕ РЕБЕНКА КОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ, УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ВРЕМЕНЕМ И ПРОВЕРЯТЬ СЕБЯ
Наталья Васюкова, старший методист «Клевер Лаборатории»
- Во время постоянной тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и начинать работу с более легкого материала. Тогда у ребенка появится умение концентрироваться на задании на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствия и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте их ему для самоконтроля.
- Научите ребенка внимательно, не спеша, читать задание до конца, не додумывать и искать правильный вариант ответа, а вдумываться и последовательно исключать те варианты, которые явно не подходят. В конце выполнения любого задания, если есть оставшееся время, ему следует вернуться, чтобы подумать над вопросами, вызвавшими затруднения, или вернуться к заданиям, которые остались невыполненными.
- Учите ребенка проверять себя. Это поможет ему в будущем.
А как вы помогаете вашим детям и ученикам справляться со стрессом?
Предъявляйте требования позитивно.
Ставьте задачу перед ребенком позитивным образом, например заверяйте его в том, что он справится, или представляйте задание как интересную игру. Вместо того, чтобы сказать: «Пора заниматься математикой», вы можете сказать Джиму: «Ты просто гений в математике. Я так хочу посмотреть, как ты расправишься с еще одной страницей!»
Если ученик склонен к соревнованию, то вы можете предложить ему состязание. Например: «Давай посмотрим, кто из нас быстрее решит все эти задачи?» Или: «Держу пари, ты сможешь решить все эти задачи еще до обеда!» Некоторым ученикам можно даже бросить вызов: «Ты ни за что не сможешь решить столько задач до обеда! Попробуй, докажи, что я неправа!» Только будьте осторожнее с последним вариантом. Если ребенок склонен к тревожности, то он воспримет ваши слова буквально, а не как мотивацию к действию. В результате слова станут пророческими, потому что он сам поверит, что он этого не может.
Последнее время я часто пользуюсь этой стратегий и говорю ученикам, что уверена в том, что они прекрасно справятся с таким заданием. Я была поражена, что в ответ многие дети начинают делать то, от чего они раньше отказывались.
Планируйте перерывы и соблюдайте их
Вы не удивитесь, узнав, что благодаря перерывам на отдых вы становитесь менее восприимчивыми к отвлекающим факторам и блужданию ума. Вы чувствуете себя отдохнувшими и лучше концентрируетесь после перерыва. Это хорошо, но вы можете задаться вопросом, можно ли максимально повысить эффективность перерывов.
Сколько они должны длиться? Как часто происходить? Что делать во время перерыва? Один из вариантов ответа на первые два вопроса приобрел большую популярность в последние несколько лет. Называется эта техника Pomodoro («метод помидора») и подразумевает 25 минут сосредоточенной работы с последующим 3—5-минутным перерывом. После четырех таких сеансов вы делаете более длительный перерыв — примерно на 20 минут.
Если вам не подходит этот метод, можно планировать перерывы в зависимости от решения задач, а не по времени. В перерыве займитесь тем, что вас освежит и придаст вам сил.
По материалам книги «Учись как профи».Обложка статьи: unsplash.com
Оптимизируйте рабочее место
Иногда вы не можете выбрать себе место или выбрали лучшее из доступных, но оно не идеально. И что? Можно внести небольшие изменения, которые снизят вероятность того, что вы будете отвлекаться.
На занятиях
Начнем с отвлекающих факторов в классе или аудитории. Старайтесь сесть в первых рядах. Так будет меньше шансов, что кто-то перед вами сделает что-то отвлекающее, ведь перед вами меньше людей и те, кто сидит впереди, как правило, серьезнее настроены. Кроме того, если вы сидите рядом с лектором, вы будете лучше видеть выражение его лица и, как следствие, внимательнее слушать.
В общественном месте
Вы сталкиваетесь с разными отвлекающими факторами, когда работаете в общественном месте, например в библиотеке или кафе. Если проблема только в шуме, попробуйте беруши из пеноматериала. Другая проблема состоит в том, что, поскольку вы занимаетесь в публичном месте, люди могут подумать, будто вы открыты для общения. Попробуйте выбрать место так, чтобы сидеть спиной к проходящим мимо.
Подготовка к уроку: как правильно готовиться и повышать самоуверенность
1. Планируйте своё время
Перед уроком стоит определить, сколько времени вы потратите на подготовку. Разделите это время на несколько блоков и распределите их на различные задания и темы. Такой план поможет вам сосредоточиться на заданиях поочерёдно и чувствовать контроль над своим временем.
2. Изучайте материалы заранее
Чтение учебника и изучение материалов заранее помогут вам заранее понять тему урока. Это даст вам больше времени разобраться с вопросами и осознать материал более полно. Кроме того, если вы уже знакомы с материалом, то ответ на уроке будет прозвучать более уверенно.
3. Практикуйтесь в решении задач
Решение задач – хороший способ потренироваться перед уроком. Выделите время для самостоятельного решения задачи из учебника или интернета. Это поможет вам лучше понять тему и подготовиться к возможным вопросам учителя.
4. Задавайте вопросы
Если у вас есть вопросы по учебному материалу, не стесняйтесь задавать их учителю. Это поможет вам лучше понять тему и даст вам дополнительную уверенность.
5. Внимательно слушайте учителя
Активное слушание на уроке – отличный способ повысить свою самоуверенность. Внимательно слушайте учителя, делайте заметки и задавайте вопросы, если что-то не понятно. Это позволит вам углубить свои знания и быть готовыми к ответам.
6. Позитивный внутренний диалог
Перед уроком проведите небольшую беседу с собой. Подчеркните свои сильные стороны и успехи, и вспомните о прежних хороших ответах на уроках. Это поможет вам повысить самоуверенность и снизить нервозность.
7. Отдыхайте перед уроком
Не забывайте об отдыхе перед уроком
Нервозность может привести к затруднениям в ответах, поэтому важно успокоиться перед уроком. Медитация, дыхательные упражнения или просто отдых – все эти методы помогут вам снять нервозность и быть уверенным на уроке
Совет | Описание |
---|---|
Планируйте своё время | Определите время и распределите его на различные задания и темы. |
Изучайте материалы заранее | Чтение учебника и изучение материалов заранее помогут вам лучше понять тему урока. |
Практикуйтесь в решении задач | Решение задач поможет вам потренироваться перед уроком и лучше понять тему. |
Задавайте вопросы | Если у вас есть вопросы, не стесняйтесь задавать их учителю. |
Внимательно слушайте учителя | Активное слушание на уроке поможет вам лучше понять и запомнить материал. |
Позитивный внутренний диалог | Общайтесь с собой перед уроком и подчеркивайте свои сильные стороны. |
Отдыхайте перед уроком | Снять нервозность перед уроком поможет отдых и расслабление. |
Метакогнитивные навыки нужны и детям, и взрослым
Эксперты считают, что взрослые, чьи метакогнитивные навыки хорошо развиты, лучше решают проблемы, умеют критически мыслить, больше способны и мотивированы учиться новому, с большей вероятностью могут управлять эмоциями, в том числе в сложных ситуациях, лучше справляются с трудностями и конфликтами.
Это полезные навыки и для развития ребёнка. Метапознание поможет детям разного возраста обучаться эффективнее и стать активными участниками собственного познавательного процесса, а также не попасть в ловушку ложных установок. Например, метакогниция покажет ребёнку, что задачу по геометрии ему трудно решить не потому, что у него способностей к математике нет, а потому что конкретная тема не до конца понятна, но это дело поправимое.
Польза от размышления о когнитивных процессах подтверждается научно. Так, в 2017 году в Стэнфордском университете провели исследование с участием студентов, которым через некоторое время предстояло сдавать экзамен по статистике.
В первой группе учащихся авторы эксперимента провели такой 15‑минутный опрос:
- Как вы планируете готовиться к экзамену?
- Какие материалы вы будете использовать при подготовке?
- Какие вопросы, по вашему мнению, может включать экзамен?
- На какую оценку вы рассчитываете?
Вторая группа, контрольная, просто получила напоминание о предстоящем экзамене, то есть поводов для дополнительной рефлексии им не дали.
В среднем оценки у тех студентов, кого побудили заранее подумать о подготовке к экзамену и её эффективности, оказались на несколько процентов выше, чем у участников контрольной группы. Авторы подчёркивают: до экзамена не было никаких статистических различий в успеваемости учащихся, а также в их среднем балле за школьный аттестат и уровне мотивации. Не было и статистической разницы в оценках, которые представители обеих групп надеялись получить. Значит, нельзя сказать, что у какой-то группы мотивация была выше, поэтому они и подготовились лучше. Вероятно, дело было именно в правильном, метакогнитивном подходе к подготовке.
Выбирайте оптимальное место для занятий
Главное качество учебного пространства очевидно: найдите то место, где вы меньше всего будете отвлекаться. Вы должны выяснить, что лучше всего для вас.
Подумайте не только о том, где вы занимаетесь, но и когда. Некоторым удобнее всего, пока другие спят, ведь тогда исчезают многие отвлекающие факторы.
Если вы студент колледжа с гибким графиком, подумайте о том, чтобы раньше ложиться и раньше вставать в будни. Это облегчит поиск свободного времени для учебы.
Наконец, не будьте слишком оптимистичными в отношении ситуаций, когда, по вашему мнению, вы можете работать эффективно. Вы можете решить, что успеете позаниматься, пока присматриваете за младенцем («он наверняка будет много спать»), или пока едете в машине друга, направляясь вместе на выходные. Возникает соблазн подумать: «О, мне будет скучно, и я займусь чем-нибудь полезным». Но иногда становится скучно в местах, плохо приспособленных для учебы. Так что обязательно возьмите с собой книгу на случай остановки: может быть, получится прочитать заданные параграфы. Но не слишком надейтесь на это.
ТЕХНИКИ СНЯТИЯ СТРЕССА: ДАЙТЕ РЕБЕНКУ РАССЛАБИТЬСЯ, ПРОКРИЧАТЬСЯ И ДЕЙСТВОВАТЬ СВОИМ ТЕЛОМ
Юлия Челышева, кандидат психологических наук, доцент
Навык сохранности ментального здоровья — это определенные упражнения, техники релаксации и снятия напряжения, которые помогают детям учиться более успешно на длительном временном горизонте. Такая культура ментального здоровья должна формироваться у ребенка как можно раньше, начиная с начальной школы. Техники снятия стресса, приведенные ниже, очень просты, но в то же время действенны.
- В первую очередь, это переключение фокуса внимания с листа, на котором написано задание, на незримую точку, на которую приятно смотреть (допустим, на стене или в окне). В такие моменты мы учим детей расслаблять себя и, прежде всего, уходить от невнимательного или тревожного прочтения задания, чтобы потом возвращаться и читать его спокойно.
- Также попробуйте применить технику «прокрикивания» стресса: ребенок может выкрикнуть эмоцию, которую испытывает перед экзаменом. Ведь когда он собирается на тесты, он находится в состоянии эмоционального возбуждения, и его крик — это способ убрать этот комок, скопившийся внутри.
- Есть также важные техники, связанные с телом. Например, ребенок может нарисовать рукой в воздухе восьмерку или постучать пяткой по полу, чтобы снять напряжение.
Понятно, что в закрытом классе, во время экзамена, сделать такое нельзя, но хотя бы перед тестами у него всегда есть такая возможность. Это помогает ребенку настроить себя, сказать себе, что всё хорошо, и он уверен в своих знаниях.
Используйте расписание «работа-перерыв».
Одно из изменений в предъявлении заданий — это работа с учеником в формате «работа-перерыв». Например, в течение дня он может работать по 10 минут, после чего всегда следует 5-минутный перерыв, что отражается в его визуальном расписании. Такой режим может быть необходим для учеников с очень проблемным поведением и для тех, кто просто не способен работать дольше без нежелательного поведения.
В этом случае мы всегда используем визуальное расписание, которое показывает, как будет построена его работа. Это помогает уменьшить проблемное поведение, потому что дети видят, что за коротким периодом работы обязательно следует перерыв без каких-либо требований. Мы часто используем таймер, чтобы ученик всегда видел, сколько еще ему предстоит работать, что уменьшает неприязнь к нашим требованиям.
Это лишь несколько приемов, с помощью которых вы можете изменить предъявление заданий, чтобы повысить сотрудничество со стороны ребенка и предотвратить проблемное поведение, выполняющее функцию избегания требований.
Визуализируйте свои успехи
Попробуйте вообразить себя, как вы успешно отвечаете на вопросы преподавателя или решаете сложную задачу. Визуализация поможет вам почувствовать себя более уверенно и готовым к уроку.
Также можно создать свой личный альбом успехов, где будут собраны ваши достижения и положительные моменты с уроков. Например, можно вписывать туда свои лучшие оценки, отзывы преподавателей или записывать свои достижения в учебной деятельности. Этот альбом будет напоминать вам о ваших успехах и помогать бороться с нервами перед уроками.
Также стоит замечать и отмечать свои маленькие победы на уроке. Может быть это правильный ответ на задачу, улучшение своей оценки или лучшее понимание материала. Отмечайте их, даже если они маленькие, так вы будете видеть, что продвигаетесь вперед и справляетесь с задачами.
В конце урока можно сделать небольшой отчет о том, что вы сделали хорошего или чего нового научились. Это поможет закрепить положительные эмоции и успехи.
Важно помнить, что успешные люди тоже бывают нервничают, но они научились контролировать свои эмоции и использовать их в свою пользу. Именно такие люди успешны во многих сферах жизни, включая учебу
Попробуйте эти методы и постепенно вы почувствуете, как ваша уверенность на уроке начнет расти, а волнение уйдет на задний план.
Что делать, если нервничаешь постоянно?
Найди причину нервозности. Если со здоровьем всё в порядке и организму хватает полезных веществ, причина кроется в другом. Часто нервы шалят из-за переутомления или личных и бытовых вопросов. Верный способ справиться с проблемами — переключиться на другое занятие. Хорошим антистрессом будет поход на культурные мероприятия, шоппинг, готовка или встреча с друзьями и т. д. Когда нервозность появилась из-за усталости, лучше оставить все дела на потом и выспаться, принять ванну либо сходить на массаж.
Питайся правильно. Твоя нервная система будет тебе благодарна, если ты будешь есть продукты с витаминами В (В1, В6, В9, В12), А, Е, Д
Не ограничивайся разовым отдыхом. Как говорится в пословице, в здоровом теле — здоровый дух. Поэтому регулярный сон, занятия спортом, прогулки на свежем воздухе и правильное питание решат проблему со стрессом.
Трудно сразу преодолеть нервозность. Придётся долго работать над собой. Надеемся, что наши советы станут хорошим стартом и помогут тебе справляться с волнением в любой жизненной ситуации.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу [email protected]. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
О страхе публичных выступлений
Prostock-studio/Shutterstock.com
По-научному боязнь выступать перед большим количеством людей называется глоссофобией (дословно переводится, как «боязнь языка»). Известно, что с ней сталкивались около 95% людей в мире.
Страх перед выступлениями мешает жить полноценной жизнью и сильно ограничивает людей в социальном взаимодействии. Человек начинает избегать ситуаций, где ему предстояло бы выступить перед публикой (сказать тост на торжестве, высказать свое мнение на собрании и т.д.).
Глоссофобия сопровождается такими неприятными ощущениями, как:
- учащённое сердцебиение;
- повышенная потливость;
- дрожь в руках и ногах;
- сухость во рту, ощущение кома в горле;
- тошнота;
- ощущение нехватки воздуха;
- чувство озноба или жара;
- дискомфортные ощущения в желудке;
- напряжение во всем теле.
Боязнь произносить речь перед аудиторией может проявляться:
До выступления
Prostock-studio/Shutterstock.com
Как только человек узнает, что ему предстоит выступить с докладом или презентацией перед большим количеством людей, у него нарушается привычный образ жизни, в голове постоянно крутятся мысли о возможной неудаче, он плохо ест и спит.
Чем ближе день Х, тем тяжелее чувствует себя выступающий. Он старается всевозможными способами отложить это мероприятие или вообще отказаться от него.
Кто-то может даже заболеть перед выступлением, поскольку психика не выдерживает такой нагрузки и включает свои защитные механизмы, одним из которых является уход в болезнь.
Во время выступления
Prostock-studio/Shutterstock.com
Человек оказывается на сцене, и тут же в его голове включается хор мыслей: а вдруг слушателям не понравится то, что я скажу? А вдруг кто-то засмеётся? А если все поймут, что я волнуюсь?
Докладчика может вывести из строя любая мелочь: покашливание кого-то из зрителей, духота, посторонний шум, и вот он уже теряет нить повествования, начинает заикаться и паниковать.
После выступления
Prostock-studio/Shutterstock.com
Учёные говорят, что в основе глоссофобии лежит один из базовых инстинктов человека – инстинкт доминирования. Под его воздействием человек стремится занять более высокую иерархическую ступень на общественной лестнице. Страх выступления на публике является защитным механизмом, который уберегает людей от возможности быть неуспешными в глазах окружающих.
Поэтому от страха выступлений на публике не нужно избавляться. Необходимо трансформировать его в положительный настрой и уверенность в себе. Признать, что страх существует, но он не помешает вам выступить перед людьми и рассказать им всё, что вы хотели.
О том, как помочь ребёнку подружиться со своим страхом, мы поговорим далее.
Как стресс влияет на когнитивные способности и поведение
Стресс воздействует на несколько ключевых составляющих, которые важны в обучении. Это память, усвоение информации, концентрация и социально-эмоциональное поведение.
Краткосрочный физиологический стресс (повышение уровня гормона стресса кортизола, учащение сердцебиения), который возникает в какой-то момент и быстро проходит, может влиять по-разному.
Например, представим, что учащийся переживает краткосрочный стресс на уроке — именно в процессе обучения. Как учёные из Амстердамского университета, это поможет его мозгу эффективнее перенести информацию из оперативной памяти в долговременную. То есть в результате он лучше, чем контрольная группа, запомнит то, что изучал в стрессовый момент.
Однако, если человек испытал стресс до того, как приступил к учёбе, запомнить изученное ему будет гораздо сложнее. Его мозгу просто не хватит ресурсов, чтобы перенести информацию из оперативной памяти в долговременную.
Со стрессом, который продолжается длительное время (его принято называть хроническим), ситуация гораздо сложнее. Он однозначно вреден для организма, а с точки зрения обучения, как доказали исследователи из Гамбурга, воздействует в первую очередь на концентрацию внимания.
Фото: Zamrznuti tonovi / Shutterstock
Так, если учащийся не испытывает влияния длительного стресса, его оперативная память вполне способна фильтровать отвлекающие факторы. В итоге он может, например, вдумчиво прочесть главу из учебника и запомнить главные тезисы.
У человека в состоянии хронического стресса оперативная память уменьшается. Ей не хватит «мощности», чтобы отсеять отвлекающие факторы, поэтому он вряд ли сможет сфокусироваться на занятии. Более того, способность переносить новую информацию в долговременную память (то есть запоминать) тоже ухудшается. Как и способность вспоминать изученное — «доставать» из долговременной памяти.
Чем дольше это продолжается, тем больше страдает способность учиться.
Что такое метапознание и как оно работает
«Размышление о мышлении» — вот самое простое и широкое определение, которое обычно дают метапознанию (иногда в русскоязычных источниках встречается также название «метакогниция»). Термин в науку в конце семидесятых годов ввёл Джон Флейвелл, американский психолог и специалист по когнитивному развитию детей. Он трактовал метапознание как совокупность знаний человека о собственном когнитивном процессе, а также способность анализировать свои мыслительные стратегии и управлять своей познавательной деятельностью.
В метапознании выделяют три составляющих:
метакогнитивные знания — то, что человек уже знает об обучении и собственных мыслительных процессах: как долго он может удерживать внимание, какой вид памяти у него лучше развит, какие методы обучения работают для него лучше и так далее;
метакогнитивную регуляцию — способность регулировать ход обучения;
метакогнитивный опыт — опыт, который человек приобретает в процессе обучения.
Овладев этими навыками, человек осознаёт, как именно работает его познание. Он способен заметить собственные ошибки в мышлении и восприятии информации и поменять подход к обучению, подобрать наиболее подходящие к конкретной ситуации учебные стратегии и способы решения задач. Такой самоконтроль позволяет ему учиться быстрее и эффективнее, быть более гибким.
Допустим, студентам нужно написать большое эссе по сложной теме. Им трудно. Тот, кто не обладает навыками метапознания, с большей вероятностью будет переживать и расстраиваться, терять уверенность в своих силах. А возможно, и вовсе откажется выполнять задание.
А тот, кто хотя бы в некоторой степени овладел метапознанием, задумается, почему он застрял, что именно влияет на его настроение и что он может сделать, чтобы продвинуться вперёд. Например, человек поймёт, что его продуктивности не хватает на долгие дистанции, и решит заниматься с перерывами. Или проанализирует, в каких именно знаниях у него есть пробелы, мешающие выполнить задание. То есть такой студент не застрянет на негативной установке «у меня не получается», а сосредоточится на вопросе «Что надо сделать для того, чтобы у меня получилось?».
Контролируйте свою нервозность
Уроки могут вызывать нервозность у многих учеников, но важно научиться контролировать ее, чтобы не позволить ей мешать вашему обучению. Вот несколько советов, которые помогут вам справиться с нервами на уроке:. 1
Дышите глубоко и медленно. Если вы чувствуете, что начинаете нервничать, сосредоточьтесь на своем дыхании. Сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание на несколько секунд, затем медленно выдохните через рот. Повторите несколько раз, пока не почувствуете, что ваше дыхание стало более ровным и спокойным
1. Дышите глубоко и медленно. Если вы чувствуете, что начинаете нервничать, сосредоточьтесь на своем дыхании. Сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание на несколько секунд, затем медленно выдохните через рот. Повторите несколько раз, пока не почувствуете, что ваше дыхание стало более ровным и спокойным.
2. Позитивные утверждения. Подбирайте для себя позитивные утверждения, которые помогут вам успокоиться и поверить в себя. Например, скажите себе: «Я могу это сделать», «Я умный и способный ученик», «Мне не нужно волноваться, я хорошо подготовился». Повторяйте эти утверждения перед уроком и во время нервных моментов.
3. Внимательность. Примите нервозность как естественную реакцию, но не позволяйте ей взять верх над вами. Сфокусируйтесь на предмете урока и попробуйте полностью погрузиться в него. Отключите все другие мысли и сосредоточьтесь только на том, что происходит в классе. Это поможет вам выйти из своей головы и уменьшить нервное напряжение.
4. Физическая активность. Если вы чувствуете, что нервы вас подводят, сделайте небольшую физическую паузу. Встаньте из-за парты и сделайте несколько простых упражнений, чтобы расслабиться и снять нервное напряжение. Растяните шею и плечи, сделайте несколько круговым движений головой, потянитесь или прогуляйтесь по классу. Физическая активность поможет вам снять напряжение в теле и успокоить нервы.
5. Обратитесь за помощью. Если вы постоянно страдаете от нервозности на уроках, не стесняйтесь обратиться за помощью. Поговорите с учителем, родителями или школьным консультантом. Они могут предложить вам дополнительную поддержку и стратегии для контроля нервозности.
И помните, волнение на уроке — это нормальное явление, но с помощью этих советов вы сможете научиться контролировать вашу нервозность и сделать ваше обучение более эффективным и приятным.
— 7 уроков о том как прекратить нервничать
___________
Как перестать нервничать?
Урок 1. Природа нервозности. Нужный защитный механизм или помеха?
a) Нервозность не приносит никакой пользы, а только мешает.
b) От нее можно избавиться посредством работы над собой.
c) В повседневной жизни мало действительных поводов для того чтобы нервничать, так как нам или нашим близким редко чего угрожает, в основном волнуемся из-за пустяков.
Урок 2. Как перестать нервничать по любому поводу?
Вспомните о всех тех событиях, которые повергают вас в нервозность: вызывает начальник, сдаете экзамен, ожидаете неприятный разговор
Подумайте о всех этих вещах, оцените степень их важности для вас, но не обособленно, а внутри контекста вашей жизни, ваших глобальных планов и перспектив
В такие моменты сосредоточьтесь на цели вашей жизни, подумайте о будущем, отвлекитесь от текущего момента.
Такая психологическая настройка очень помогает перестать нервничать по любому поводу.
Урок 3. Подготовка. Как успокоиться перед ответственным событием.
Освободите голову от мыслей, расслабьте тело глубоко выдохнете и вдохните. Чтобы расслабиться помогут самые бесхитростные дыхательные упражнения.
Это надо делать так:
a) вдыхаете на 4 счета (или 4 удара пульса, предварительно его надо нащупать, делать это удобнее на шее, а не на запястье)
b) держите воздух в себе 2 счета/удара
c) выдыхаете на 4 счета/удара
d) не дышите 2 счета/удара и затем опять вдыхаете на 4 счета/удара — все с начала
Дышите — не дышите. 4 секунды вдох — 2 секунды задержка — 4 секунды выдох — 2 секунды задержка.
Если чувствуете что дыхание позволяет делать более глубокие вдохи/выдохи, то делайте цикл не 4/2 секунды а 6/3 или 8/4 и так далее.
Урок 4
Как не поддаваться нервозности во время важной встречи
a) Изображайте спокойствие.
b) Следите за мимикой, жестами и интонацией.
c) Устраните все маркеры нервозности.
d) Не торопитесь.
Урок 5. Успокаиваемся после встречи.
Какой бы ни был исход события. Вы на взводе и до сих пор испытываете напряжение. Лучше его снять и думать о чем-то другом. Постарайтесь много не размышлять о прошедшем событии. Просто выкиньте все мысли из головы избавьтесь от сослагательного наклонения(если бы), уже все прошло, приведите дыхание в порядок и расслабьте тело.
Урок 6. Не следует вообще создавать поводов для нервозности.
Обычно весомым фактором нервозности является несоответствие вашей подготовки предстоящему событию. Когда вы все знаете, уверены в себе то к чему вам переживать за результат?
Надо стараться самому не создавать для себя стрессовых факторов в будущем! Думать на перед и готовиться к делам и важным встречам, все делать вовремя и не оттягивать на последний момент! Иметь всегда в голове готовый план, а лучше несколько! Это сохранит вам значительную часть нервных клеток, да и вообще поспособствует большим успехам в жизни.
Урок 7. Как укрепить нервную систему и как перестать нервничать по пустякам.
Для того чтобы перестать нервничать нужно также привести организм и ум в состояние покоя.
a) Нужно регулярно медитировать.
b) Занимайтесь спортом и проводите комплекс поддерживающих оздоровление мер (контрастный душ, здоровое питание, витамины и т.д.). Спорт укрепляет нервную систему.
c) Больше гуляйте, проводите время на воздухе, старайтесь меньше сидеть перед компьютером.
d) Занимайтесь дыхательными упражнениями.
e) Бросайте вредные привычки!
Вас может заинтересовать статья «Как успокоить нервы«.
____________
Постановка задачи: как прекратить волноваться и отвечать уверенно на уроке
Для того чтобы прекратить волнение и отвечать уверенно на уроке, необходимо проделать несколько шагов:
- Подготовка и планирование ответа:
- Тщательно внимательно выслушайте вопрос учителя и убедитесь, что полностью понимаете его содержание.
- Проанализируйте свои знания на данную тему и подготовьте короткую речевую информацию, отвечающую на вопрос.
- Постарайтесь представить себя на месте преподавателя и представить, как бы вы отвечали на данный вопрос.
- Запишите основные идеи и факты, которые вы хотите упомянуть в своем ответе.
Контроль дыхания и физически состояния:
- Для эффективного контроля нервной системы и снятия напряжения попрактикуйте методику глубокого дыхания.
- Следите за физическим состоянием своего тела: выпейте воды, растянитесь, расслабьте мышцы.
Визуализация уверенности:
- Закройте глаза и визуализируйте себя, отвечающего уверенно и с владением предметом.
- Попробуйте вызвать положительные эмоции и чувство уверенности.
Практика уверенного ответа:
- Повторите ответ несколько раз, представляя себе уверенность и самоуверенность.
- Если возможно, проведите пробный ответ перед зеркалом или перед друзьями/семьей.
Постоянное развитие и тренировка:
- Практика делает мастера. Постепенно у вас будет больше уверенности и опыта в ответах на уроках.
- Не бойтесь быть активным на уроке, задавать вопросы и добывать новые знания.
- Посещайте дополнительные уроки и проводите время в библиотеке, чтобы углубить свои знания и подготовку.
Выполняя вышеописанные шаги, вы сможете преодолеть волнение и отвечать на уроке уверенно. Помните, что это процесс, и необходимо время и тренировка, чтобы достичь успеха.
Учет темы и материала урока
Один из главных показателей вероятности вопроса на уроке — уровень усвоения материала и понимание темы. Чтобы увеличить свои шансы быть спрошенным, необходимо активно принимать участие в уроке и проявлять интерес к теме.
Для того чтобы быть готовым к вопросам, важно уделить время на подготовку к урокам и повторение материала дома. Перечитайте учебник, освежите свои знания, выпишите ключевые определения и формулировки
Кроме того, стоит уделить внимание основным темам, которые обсуждались на предыдущих уроках. Преподаватели часто задают вопросы, чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили предыдущий материал и как хорошо можете его связать с текущей темой
Запоминание ключевых моментов и фактов также поможет вам во время урока. Постарайтесь выделить и запомнить основные факты и примеры, которые преподаватель использовал при объяснении материала. Это поможет вам быстро вспомнить нужную информацию и дать правильный ответ на вопрос.
Не забывайте также проактивно задавать вопросы во время урока. Это позволит вам лучше усвоить тему, продемонстрировать интерес и активное участие. Когда преподаватель видит, что у вас есть вопросы и интерес к теме, он может задать вам дополнительные вопросы, чтобы проверить вашу готовность и понимание.
На учете темы и материала урока также влияет уровень активности и взаимодействия с преподавателем и одноклассниками. Участие в дискуссиях и объяснение материала другими словами помогает сконцентрироваться на теме и лучше усвоить материал. Знания, полученные в процессе общения, также могут быть полезными при ответе на вопросы.
И наконец, при подготовке к уроку не забывайте про самодисциплину
Если вас хорошо видно преподавателю и вы проявляете дисциплину и активность, он скорее обратит на вас внимание и задаст вам вопрос
Итак, учебник хорошо усвоен, основные темы предыдущих уроков повторены, ключевые моменты запомнены, активно участвуете в уроке и задаете вопросы — все это поможет увеличить вашу вероятность быть спрошенным на уроке.