Город областного подчинения: что это?

Что такое города областного подчинения

Преимущества и недостатки областного подчинения

Преимущества областного подчинения:

1. Упрощение управления. Областное подчинение позволяет упростить управление организацией или системой, разделяя ее на отдельные области, каждая из которых имеет своего руководителя и бюджет. Это упрощает принятие управленческих решений и повышает эффективность работы.

2. Повышение ответственности. Областное подчинение позволяет более четко определить ответственность каждого уровня управления. Руководители областей несут ответственность за достижение поставленных целей на своей территории, что способствует более активной работе и повышению качества исполнения задач.

3. Более гибкий подход. Областное подчинение позволяет применять более гибкий подход к управлению и позволяет адаптироваться к изменениям внешней среды. Если одна из областей сталкивается с проблемами или изменениями, остальные области могут компенсировать эти проблемы и обеспечить стабильную работу всей системы.

Недостатки областного подчинения:

1. Усложнение коммуникации. Областное подчинение может привести к усложнению коммуникации между различными уровнями управления. Иерархическая структура может затруднить передачу информации и принятие оперативных решений. Это может привести к задержкам в реагировании на изменение ситуации.

2. Возможность конфликтов интересов. Областное подчинение может привести к возникновению конфликтов интересов между различными областями, особенно если каждой области предоставляется определенная степень самостоятельности в принятии решений. Это может затруднить достижение общих целей и привести к конфликтам внутри организации или системы.

3. Дублирование ресурсов. Областное подчинение может привести к дублированию ресурсов, так как каждая область может иметь свой собственный руководство, бюджет и ресурсы. Это может создать излишние расходы и потерю эффективности системы. Необходимо аккуратно планировать и координировать использование ресурсов для избежания излишнего дублирования.

Особенности областного подчинения

1. Иерархичность

Одной из основных особенностей областного подчинения является его иерархичность. В рамках данной системы объекты, находящиеся на более низком уровне, находятся в подчинении объектов, находящихся на более высоком уровне. Такая иерархия позволяет оптимизировать управление и контроль за объектами на территории определенной области.

2. Централизация власти

Еще одной особенностью областного подчинения является централизация власти. Область подчиняется вышестоящей административной единице, которая осуществляет контроль и управление на территории области. Это позволяет более эффективно решать задачи и принимать решения, связанные с развитием и функционированием данной области.

3. Разделение компетенций

В рамках областного подчинения происходит разделение компетенций между вышестоящим и нижестоящими органами управления. Вышестоящий орган обычно отвечает за стратегическое планирование и осуществление контроля, в то время как нижестоящие органы занимаются оперативным управлением и решением конкретных задач на территории области.

4. Возможность координации

Областное подчинение позволяет осуществлять координацию различных отраслей и сфер деятельности на территории области. Это обеспечивает более гармоничное развитие и согласованное функционирование всех элементов системы управления на данной территории.

5. Примеры областного подчинения

Примерами областного подчинения являются субъекты Российской Федерации, которые включают в себя районы, города и другие муниципальные образования. В такой системе районы подчиняются области, а области — субъекту Российской Федерации, что позволяет эффективно управлять территориями и решать задачи развития на различных уровнях.

Города

Населенные пункты

Населенный пункт – это компактно заселенная часть территории, где находятся жилые и иные здания, необходимые для жизнедеятельности граждан.

Населенные пункты делятся на 3 вида:

Город – населенный пункт, где проживает более 6 тысяч человек, находятся промышленные и иные предприятия, социальные, культурные объекты и имеются перспективы дальнейшего роста.

Города в свою очередь делятся на 3 категории:

ü Столица Беларуси: Минск

Столица – это город, в котором расположены все или большинство республиканских государственных органов.

Есть 2 подхода к столице:

o классический подход: столица – самый большой город;

o второй подход: столица – город, специально создаваемый для выполнения функций столицы.

Статья 20 первого раздела Конституции закрепляет Минск в качестве столицы Беларуси, поэтому ни один государственный орган не в праве перенести столицу в другой населенный пункт.

Население Минска сегодня 1миллион 800 тысяч человек.

Необязательно чтобы все государственные органы находились в столице. Какой процент органов должен быть в столице, чтобы город выполнял нормы законодательства. У нас проблем нет. А вот в Германии Конституционный Суд находится не в столице. Немцы посчитали, что Конституционный Суд должен быть несколько в стороне от политической жизни и политических страстей, чтобы была спокойная обстановка. Этому примеру последовала Россия. Конституционный Суд перенесли из Москвы в Санкт-Петербург. У нас обсуждался вопрос о перемещении Конституционного Суда, но не переместили. Наш Конституционный Суд находится на улице Карла Маркса в Минске.

ü Города областного подчинения (сюда можно относить административные центры областей: Гродно. Гомель и т. п.)

Города областного подчинения– это города, в которых проживает не менее 50 тысяч человек и которые являются крупными экономическими социальными и культурными центрами.

К городам областного подчинения относятся:

o административные центры областей, кроме Минска;

o иные города (необязательно областные центры областей), которые отвечают признакам, указанным в определении (Борисов, Бобруйск, Молодечно, Полоцк).

Законодательство позволяет относить к городам областного подчинения также города с меньшей численностью населения, но которые являются крупными экономическими, культурными и социальными центрами и при этом быстро развиваются. (Сморгонь).

В Беларуси около 30 городов областного подчинения.

ü Города районного подчинения (это большинство всех городов:Поставы. Слуцк, Ошмяны, Марьина горка, Шклов).

Города районного подчинения – это все иные города, но с более 6 тысячами жителей.

Всего в Беларуси около 100 городов трех названных категорий.

Источник

Значение областного подчинения для организаций

Одним из основных преимуществ областного подчинения для организаций является возможность обеспечить более эффективное управление и координацию различными отделами и подразделениями организации. Благодаря этому, руководители и специалисты могут более точно и оперативно контролировать работу своих подчиненных, выявлять проблемы и принимать меры для их устранения.

Кроме того, областное подчинение способствует более эффективному использованию ресурсов организации. Различные отделы и подразделения могут сотрудничать и обмениваться ресурсами, что позволяет достичь большей производительности и экономии. Например, организации, входящие в один регион, могут объединить свои закупки и достижения количественных пределов для получения лучших условий сотрудничества с поставщиками.

Также областное подчинение способствует повышению эффективности принятия решений. Централизованное управление позволяет более быстро и качественно анализировать информацию, принимать решения и принимать меры для их реализации. Благодаря этому организации могут быстро реагировать на изменения внешней среды и сохранять свою конкурентоспособность на рынке.

Преимущества областного подчинения для организаций:
Эффективное управление и координация работы
Более эффективное использование ресурсов
Повышение эффективности принятия решений

Структура власти в субъектах РФ

В состав комплекса государственной власти в субъектах Российской Федерации входят:

  • законодательный орган власти (его же называют представительным) — в лице законодательного собрания (сокращенно — ЗакС);
  • исполнительный орган федеральной власти (сокращенно — ИОГВ);
  • высшее должностное лицо субъекта (это может быть губернатор, глава администрации, мэр, президент, председатель);
  • судебный орган власти.

Субъектам РФ дано право самостоятельно определять название ЗакС, количество депутатов в нем, структуру, а также срок полномочий. Более того, субъекты сами формируют бюджет, реализуют и разрабатывают программы экономического и социального развития, проводят выборы в местные парламенты, реализуют административное деление территории, которая им принадлежит, устанавливают местные налоговые сборы.

Региональный орган исполнительной власти подчиняется главе субъекта РФ (то есть, высшему должностному лицу), создавая таким образом общую ветвь власти в рамках федерации. Глава представляет интересы собственного региона на федеральном уровне, представляет отчеты по развитию региона Президенту РФ.

Однако, как бы ни были самостоятельны региональные власти, федеральные законы страны все равно важнее.

Понятие областного подчинения

Основными характеристиками областного подчинения являются:

  • Вышестоящая административно-территориальная единица называется областью или регионом. Она имеет большую политическую, экономическую и административную мощь по сравнению с нижестоящими единицами.
  • Нижестоящие единицы подчиняются области и выполняют установленные ею функции и поручения.
  • Область имеет право на принятие решений по различным вопросам, которые касаются территорий, находящихся в ее подчинении.
  • В рамках областного подчинения может существовать несколько уровней административно-территориальных единиц, таких как районы, города, села и т.д.

Примером областного подчинения в России являются регионы и их подчиненные районы и города. Каждый регион в России имеет свою администрацию и обладает определенными полномочиями, в то время как районы и города подчиняются региональным властям и осуществляют свою деятельность в соответствии с их решениями и указаниями.

Область Регион Район Город
Московская Подмосковье Красногорский Красногорск
Санкт-Петербургская Ленинградская область Выборгский Выборг

Примеры городов областного подчинения

  • Санкт-Петербург — город федерального значения в России, который также является центром Ленинградской области. Он расположен на побережье Финского залива и является вторым по населению городом в России. Санкт-Петербург имеет множество культурных и исторических достопримечательностей, таких как Эрмитаж, Русский музей и Петропавловская крепость.
  • Екатеринбург — город на Урале, который является административным центром Свердловской области. Он известен своим экономическим и промышленным развитием, а также многими достопримечательностями, включая Ганина Яма — место расстрела последней семьи российского императора Николая II, и Красный Известковый Камень — гора с панорамным видом на город.
  • Казань — столица Республики Татарстан и один из крупнейших городов России. Он известен своим разнообразным архитектурным наследием, включая Казанский Кремль — включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО комплекс зданий и сооружений, в том числе Кул-Шариф — одну из главных достопримечательностей города.
  • Нижний Новгород — город на Волге и областной центр Нижегородской области. Он один из крупнейших экономических и культурных центров России. Нижний Новгород известен своими историческими памятниками, включая Кремль, Александровскую площадь и часовню Елизаветы Федоровны. Город также славится своими ежегодными международными ярмарками, такими как Ярмарка Майская.

Исторический контекст образования областных городов

Образование областных городов имеет долгую историческую предысторию, связанную с проведением реформ и изменениями в политической и административной структуре государства. В России процесс формирования областных городов начался в XIX веке, когда были проведены административные реформы при царе Александре II.

Перед этим в городах существовало разделение на обычные города и села, которые были подчинены провинциям или губерниям. Однако в результате реформ 1864 года в России была введена новая административно-территориальная система, в соответствии с которой провинции были заменены губерниями, а в их столицах были образованы областные города.

Формирование областных городов было связано с развитием промышленности и увеличением численности населения. Такие города становились экономическими, административными и культурными центрами своих областей.

Исторический контекст образования областных городов показывает, что это был целенаправленный процесс, направленный на структурирование и управление территориальными единицами страны

С течением времени и социальными изменениями, которые происходили в стране, связанные с расширением территории и увеличением численности населения, областные города приобретали все большую важность и социальные функции

Примечания

  1. скобках указан год присвоения категории
  2. Закон Российской Федерации от 9 декабря 1992 года № 4061-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России». Данный закон вступил в силу с момента опубликования в Российской газете 12 января 1993 года
  3. 1954 году при передачи Крымского полуострова в состав Украинской ССР, будущий статус Севастополя не был никак прописан. После провозглашения Украиной независимости, Севастополь остался в её составе «по факту», где получил неясную категорию «город с особым статусом». марте 2014 года Крымский полуостров был возвращён в состав РФ, после чего Севастополь получил современный статус.
  4. 1
    2
    3
    4
    До 1990 года — города областного (АО) подчинения
  5. До марта 2008 года — города областного значения Читинской области
  6. До июля 2007 года — города областного значения Камчатской области
  7. До декабря 2005 года Кудымкар — город окружного значения Коми-Пермяцкого АО, остальные — города областного значения Пермской области
  8. 1
    2
    До 1944 года — в составе Ленинградской области
  9. 1
    2
    До 1957 года — в составе Московской области

Субъект РФ — что это такое, чем регламентируется

По данным Росстата площадь страны — Российской Федерации — на момент 01.01.2018 года достигала примерно 17,1 млн км². Численность населения при этом, на все тот же 2018 год, оценивалась Росстатом в 146,9 млн человек.

Таким образом, Российская Федерация (РФ) представляет собой огромную территорию с большим количеством людей, проживающих на ней. Понятно, что управлять такими огромными территориальными и людскими ресурсами как единым административным образованием сложно. Из-за этого РФ подразделяется на различные территориальные единицы (или же проще — части).

Каждая часть обладает определенной, заранее обозначенной территорий, собственной системой местного самоуправления (которая, в свою очередь, подчиняется федеральным органам власти). Такие части РФ носят название субъектов РФ.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

В статье 67 Конституции РФ написано следующее: «Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, территориальное море и внутренние воды, воздушное пространство над ними»

.У субъектов РФ нет права выходить из состава Российской Федерации. Однако за ними сохраняется право изменять собственные границы, если достигнуты все договоренности, а также обе стороны договора согласны на это. Данное право указано в ст. 67, п. 3 Конституции РФ.

Субъекты РФ — равноправные члены государства, статус субъектов не определяется размером их территорий, а также экономическим положением.

История административного деления

Россия существует как государство уже очень давно. В истории страны части государства и раньше выделялись по тем или иным признакам.

  • Россия разделилась на отдельные территориальные части еще во времена Древнерусского государства (то есть периода Киевской Руси). В те времена они назывались волостями или же областями;
  • примерно в 12 веке страна поделилась на независимые княжеские формирования (самые авторитетные княжество Руси — Владимиро-Суздальское княжество, Киевское княжество, Галицко-Волынское княжество);
  • примерно к 15 веку на базе мощного Московского княжество образовалось единое Русское государство (под крылом Москвы произошло объединение северо-западной и северо-восточной частей Руси). До 17 века Россия продолжала делиться на волости и уезды;
  • Петр Первый в результате собственной реформы приказал создать новые территориальные образования — губернии;
  • в начале 18 века приказом царской власти губернии поделились на уезды и провинции;
  • в конце 18 века уже реформами Екатерины Второй государство было разделено на губернии, наместничество, а также одну область;
  • во второй половине 19 века страна поделилась на земства (местное самоуправление в земствах являлось прообразом современных субъектов федерации);
  • в начале 20 века страна поделилась на области, а также губернии. Области, в свою очередь, поделили на округа и уезды;
  • после того как была образована РСФСР, произошел переход к субъектному членению, которое близко современному: автономные округа и области, автономные социалистические республики, краевые образования и области.

Особенности группировки субъектов в округа

Указом президента России В. В. Путиным 13 мая 2000 года «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» были образованы федеральные округа.

Федеральные округа — не субъекты, а также не конституционные части административно-территориального деления РФ.

Каждый федеральный округ обладает собственным городом-центром, в котором находится его руководящий орган. Конституционные полномочия Президента РФ на территории федерального округа реализует полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

Действующее законодательство не закрепляет за представителями Президента конституционных полномочий. Они являются только представителями Президента РФ, а также сотрудниками администрации Президента.

Формирование системы федеральных округов оценивают как один из способов административного поиска методов и форм управления системой федеративных отношений, сглаживания проблем асимметричности чрезмерного характера, а также многосубъектности страны.

По данным на 2022 год, в России действует 8 федеральных округов:

  1. Северо-Западный.
  2. Центральный.
  3. Южный.
  4. Приволжский.
  5. Кавказский.
  6. Уральский.
  7. Дальневосточный.
  8. Сибирский.

Выделение федеральных округов происходит по:

  • территориальному признаку (близкие территории);
  • единому хозяйственно-промышленному комплексу;
  • единому вектору экономики;
  • одинаковому природному комплексу;
  • схожим климатическим условиям.

Региональные перспективы и расширение

Была проведена предварительная работа по объединению Ненецкого автономного округа (НАО) и Архангельской области в единый Поморский (Северный, Архангельский) край, Ленинградской области и Санкт-Петербурга в Петербургскую губернию (Санкт-Петербургский, Невский край), Московской области и Москвы в Московский федеральный округ. Также велись разговоры об объединении Тверской и Московской областей в Центральную (Подмосковную) область. Однако на данный момент все процессы по объединению регионов находятся «в стопе».

Порядок расширения границ Российской Федерации

На основании Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» речь о расширении границ РФ может идти только в случае присоединения к ней в статусе субъектов Федерации зарубежных государств, а также их частей

Важно то, что предполагается расширение только на основании взаимного согласия России, а также другого государства, чьи территории присоединяются к составу РФ

Инициатива о принятии в состав РФ нового субъекта Федерации, образованного на территории зарубежного государства, обязана идти от той территории, которая хочет войти в состав нашей страны

Важно то, что желание должно исходить от государства, а не от отделившейся части данного государства

Примечание 2

Данное положение закона в 2004 году было подтверждено Конституционным судом РФ из-за желания непризнанной республики Южная Осетия стать частью РФ.

На законодательном уровне шанс присоединения к территориям РФ территорий иностранных государств без подтверждения со стороны центральной власти данного государство предполагалось прописать в 2005, а также в 2014 годах. Но первый законопроект (который соединял данный тип присоединения с итогами референдума о сохранении СССР) был отклонен Государственной думой.

Второй закон, который допускал принятие в состав РФ куска зарубежного государства без «эффективной суверенной» власти, а также с невозможностью обеспечения властями данного государства гражданских прав, был отозван из Государственной думы создавшими его людьми после признания Российской Федерацией независимости республики Крым.

Законопроект предлагался в качестве меры упрощения входа республики Крым в состав РФ.

Президент РФ после того, как поступает предложение о вхождении новой территории в состав РФ в роли субъекта (или же субъектов) РФ, должен сообщить об этом российскому парламенту, а также правительству. Проводятся необходимые консультации.

Принятие территории в состав РФ происходит посредством заключения определенного договора. В нем устанавливают:

  • статус субъекта (республика, область, край, автономия);
  • наименование;
  • прописываются условия приобретения российского гражданства жителями присоединяемых территорий;
  • действие единого российского законодательства;
  • правопреемство по отношению к зарубежному государству, которое принимается в состав РФ;
  • условия функционирования органов власти на данной территории.

В договоре также могут прописать срок переходного периода для интеграции новой территории в состав России.

После того, как договор подписан президентом, его направляют на рассмотрение в Конституционный суд. При положительном решении Конституционный суд вносит в российский парламент проекты федерального закона о ратификации договора, а также федерального конституционного закона о присоединении новой территории к России.

Областное подчинение и структура управления

Структура управления в рамках областного подчинения может иметь различные варианты. Она включает в себя центральный уровень и уровни областей, в которые разделена территория подчинения.

Центральный уровень является руководящим и координирующим органом. Он определяет стратегию развития и задает цели и задачи для областей. Центральный орган обычно имеет больше полномочий и зачастую является главным исполнительным органом.

Уровни областей представляют собой территориальные единицы, в которых осуществляется конкретная деятельность, соответствующая стратегии и задачам, определенным на центральном уровне. В областях может быть организовано местное самоуправление, с участием представителей населения.

Структура управления в рамках областного подчинения может быть иерархической или децентрализованной. В иерархической структуре все решения принимаются на центральном уровне и затем передаются областям для исполнения. В децентрализованной структуре каждая область имеет большую самостоятельность в принятии решений и осуществлении управленческих функций.

Областное подчинение и структура управления имеют большое значение для эффективного функционирования системы органов власти и управления. Они обеспечивают более гибкое и адаптивное управление на различных уровнях, учитывая особенности и потребности конкретных областей и регионов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Опытный компьютерщик
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: