Разница между муниципальным и административно-территориальным делением
Муниципальное деление относится к правовой структуре управления и установлено на местном уровне. Оно основывается на принципе разделения территории на муниципалитеты или городские округа, которые имеют свою систему самоуправления и могут принимать решения по местным вопросам. Муниципалитеты подчиняются законодательству, устанавливаемому национальным или региональным уровнем.
С другой стороны, административно-территориальное деление – это система государственного управления, которая определяет административные единицы, в которые разделена страна (например, регионы, области, округа или районы). Эти административные единицы устанавливаются на центральном уровне и отвечают за выполнение государственных функций, таких как реализация законодательства, обеспечение публичного порядка и управление бюджетом. Разделение на административные единицы обычно основано на географических, экономических и социокультурных факторах.
Таким образом, муниципальное деление фокусируется на местном самоуправлении и принятии решений по местным вопросам, в то время как административно-территориальное деление связано с организацией государственного управления и выполнением государственных функций. Оба деления играют важную роль в структуре государства и обеспечивают эффективное управление территорией.
Основные отличия
Муниципальное деление относится к системе управления, при которой территория разбивается на муниципалитеты, каждый из которых имеет свою администрацию и представителей. Муниципалитеты могут быть городскими, сельскими или другими формами территориального устройства.
Административно-территориальное деление, с другой стороны, является более общим понятием, охватывающим разделение территории на более крупные и более мелкие административные единицы. Это может быть области, районы, округи, города, поселения и т. д.
Основное отличие между муниципальным и административно-территориальным делением связано с уровнем самоуправления и охватом полномочий. Муниципалитеты имеют большую автономию и могут принимать решения по многим вопросам местного значения, в то время как административные единицы, включая области и округи, имеют более широкий круг полномочий и отвечают за более крупные территории.
Кроме того, муниципальное деление обычно более прямо связано с самими жителями, так как местные выборы проводятся на уровне муниципалитетов, а их представители избираются жителями. Административно-территориальное деление обычно связано с аппаратом государственного управления и назначением должностных лиц на уровне районов и областей.
Оба подхода имеют свои преимущества и недостатки, и их применение зависит от особенностей конкретной страны или региона
Важно учитывать, что эти два понятия не являются взаимозаменяемыми и могут использоваться параллельно в разных аспектах управления и организации территории
Значение экономико-географического положения и промышленного потенциала при выборе центра
Город — административный центр по
определению должен обладать преимуществами ЭГП,
делающего его естественным фокусом связей, узлом
территориальных взаимодействий. И у многих
городов-центров ЭГП действительно выдающееся.
Именно ЭГП обусловило феноменально быстрый рост
Новосибирска, в считанные годы обогнавшего все
сибирские города и ставшего столицей Сибири и, по
совместительству, центром Новосибирской
области. Выдающееся положение Нижнего Новгорода
характеризуется наложением на гидрографический
узел — вилку крупнейших рек Волги и Оки —
железнодорожного и автотранспортного узлов.
Екатеринбург давно заслужил славу «живого узла
Урала». Казань, Самара, Волгоград заняли места у
самых крутых излучин Волги и вблизи пересечений
ее важными транспортными магистралями.
Важным фактором выдвижения города в
административные центры послужило его
промышленное развитие. Именно выдающийся
промышленный потенциал Иваново-Вознесенска
позволил ему возглавить крупный промышленный
район. И хотя «Русский Манчестер» имел
существенные недостатки ЭГП (в стороне от Волги,
отсутствие прямого железнодорожного выхода на
Москву, положение на малой реке), он благодаря
концентрации текстильного производства и
сопутствующих ему отраслей выделился сперва как
отраслевая текстильная столица, а затем и как
административный центр. Примечательный факт:
после ликвидации старого губернского деления
была среди прочих крупных областей образована
Ивановская промышленная область, и в ее состав
вошли четыре губернии, то есть
Иваново-Вознесенск стал над Ярославлем,
Костромой и Владимиром.
По качеству
транспортно-географического положения Елец —
узел пяти железнодорожных лучей — превосходит
Липецк. Но благодаря взлету промышленности,
прежде всего развитию Липецкой Магнитки,
способствовавшей не только отраслевому, но и
комплексному развитию города, Липецк стал
центром образованной в 1954 г. области.
Кемерово не имеет очевидных
преимуществ ЭГП перед Новокузнецком. Но здесь,
видимо, сыграл роль более ранний старт
промышленного развития, а возможно, и то, что
Кемерово расположено ближе к Новосибирску и
Транссибу.
Однако чаще всего преимущества ЭГП и
превосходство промышленного потенциала,
выделяющие административный центр среди других
городов той или иной единицы АТД, счастливо
сочетаются. Это очень характерно, например, для
Брянска, у которого выгоды ЭГП (крупный
железнодорожный узел и положение на главной реке
региона) сочетаются с крупной, прежде всего
тяжелой (с высокой долей производств ВПК)
промышленностью. Оба эти фактора выдвинули
Брянск на роль регионального лидера и послужили
причиной образования Брянской области. Подобное
сочетание свойственно почти всем
административным центрам вновь образованных
областей — Волгограда, Челябинска, Барнаула,
Новосибирска и др.
Общая характеристика
Часть государства, которая формирует политическую административную карту страны. В соответствии с таким разделением строится система местного самоуправления. Это частный случай районирования, которое проводят органы государственной власти.
Деление территории суверенного государства на отдельные регионы обусловлено политическими, природными, этническими и прочими факторами. Федеративные государства также имеют подобные единицы местного самоуправления, так как подобные страны являются унитарными. Их устройство является особым.
Подобные государства характеризуются федеративным устройством. Каждый их субъект имеет унитарное устройство, но они могут также являться отдельными федерациями. Административные единицы управляются органами местного самоуправления. Их права регулируются законодательством.
Историческое влияние на образование системы АТД
Деление государства на определенные сегменты – явление, имеющее достаточно древние корни и многовековую историю. Самым ярким примером АТД можно назвать раздел на провинции Римской империи. Что касается периода феодализма, то здесь, наоборот, постоянные междоусобицы препятствовали формированию постоянных единиц. Такая модель государственного устройства подразумевала характерное разделение на города, где властвовали феодалы-земледельцы.
Будучи правителем и хозяином земель в одном лице, представитель наивысшего класса становился автоматически собственником территорий и управляющим АТЕ.
Административный центр
Имеет такой элемент, как центр. Для полноценного управления значение имеет его месторасположение, а также его столичность. Последний принцип имеет несколько типов.
Доминирующий центр является в регионе самым крупным городом. Он имеет большое влияние на остальные структурные единицы. Доминирование определяется концентрацией в нем населения относительно всего региона, а также экономический потенциал.
Конкурентно-доминирующий центр представляет собой столицу, которая является одним из нескольких крупных городов в регионе. Функциональный центр может быть небольшим, но он выполняет административные функции.
Еще одной формой столичности считается исторический центр. Город может быть некрупным, но он выполняет административные функции уже множество веков.
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Основные принципы административно-территориального устройства
Принцип спроса общества:
Основным принципом административно-территориального устройства является учет интересов и потребностей населения. В соответствии с этим принципом, административно-территориальное деление должно быть устроено таким образом, чтобы обеспечить населению равномерный доступ к государственным и муниципальным услугам, инфраструктуре, культурным и образовательным учреждениям. Кроме того, административные единицы также должны учитывать особенности населения, его состав и территориальные особенности.
Принцип равенства и единства:
В соответствии с этим принципом, административные единицы должны быть равнозначными и иметь одинаковые права и обязанности перед государством и обществом. Они должны быть объединены общими целями и задачами развития, а также соблюдать единые нормы и правила управления. Это принцип позволяет обеспечить согласованность и согласованность действий административных единиц в рамках определенной территории.
Принцип развития и эффективности:
Одной из основных целей административно-территориального устройства является обеспечение развития территорий и повышение их эффективности. Этот принцип предполагает создание оптимальных условий для экономического, социального и культурного развития каждой административной единицы
Также важно учесть требования экологической безопасности и обеспечить устойчивое использование ресурсов
Принцип единой системы управления:
Важным принципом административно-территориального устройства является создание единой системы управления, которая обеспечивает координацию деятельности различных административных единиц на определенной территории. Она позволяет гарантировать эффективное взаимодействие органов власти и управления, облегчает принятие общих решений и организацию совместной деятельности.
Принцип децентрализации:
Основным принципом административно-территориального устройства является децентрализация власти. Это означает, что власть и ресурсы должны быть распределены между различными административными единицами, чтобы обеспечить более эффективное принятие решений и управление на местном уровне. Децентрализация также способствует активному участию граждан в процессе принятия решений и развития своей территории.
Принципы формирования регионов в РФ
Российские территориально-административные единицы формируются по нескольким принципам. К ним относятся территориальный, национальный и смешанный подход. В первом случае предполагается выделение территориальной единицы при наличии значительной площади и проживающего здесь большого количества людей. Этот принцип положен в основу формирования области, края, города.
По национальному принципу формируются субъекты РФ, в которых проживает определенная этническая группа населения. Если на конкретной небольшой территории проживает определенный народ, входящий в состав федерации, эту область также выделяют в отдельную единицу.
Смешанный принцип имеет черты национального и территориального разделения. Признаками субъекта является отсутствие государственного суверенитета, отсутствие возможности самостоятельно менять границы или выходить из состава государства. Население, живущее в таких районах, наделяется одинаковыми правами. Все проживающие являются гражданами РФ. Все субъекты имеют равные права.
Другие типы территориального деления и объединения субъектов
В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель. В экономических и статистических целях субъекты федерации объединены в 12 экономических регионов. Также определены 10 экономических макрозон (например, экономическая зона Байкало-Амурской магистрали в нескольких субъектах). В целях обороны страны применяется объединение в военные округа, названия и состав которых определяется указом президента РФ. Также президент в целях повышения эффективности с 2000 года вместо каждого субъекта федерации назначает своих полномочных представителей в федеральные округа, состав которых определяется указом. Полномочные представители являются сотрудниками администрации президента, никаких конституционных полномочий не имеют. Часовые зоны России определяются федеральным законом, только в одном случае субъект федерации не входит в часовую зону целиком (Якутия). В соответствии со статьей 28 Водного кодекса в Российской Федерации установлены 20 бассейновых округов. Современное почтовое деление России введено в 1971 году, и первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации.
Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де юре это два разных субъекта.
Федеральные округа России
В настоящий момент в России 8 федеральных округов:
Области Российской Федерации (46)
№ | Области | Площадь (км2) | Население (2013) | Административный центр |
1 | Амурская область | 361 913 | 816 910 | Благовещенск |
2 | Архангельская область | 589 913 | 1 202 295 | Архангельск |
3 | Астраханская область | 49 024 | 1 013 840 | Астрахань |
4 | Белгородская область | 27 134 | 1 540 985 | Белгород |
5 | Брянская область | 34 857 | 1 253 666 | Брянск |
6 | Владимирская область | 29 084 | 1 421 742 | Владимир |
7 | Волгоградская область | 112 877 | 2 583 002 | Волгоград |
8 | Вологодская область | 144 527 | 1 196 196 | Вологда |
9 | Воронежская область | 52 216 | 2 330 377 | Воронеж |
10 | Ивановская область | 21 437 | 1 048 961 | Иваново |
11 | Иркутская область | 774 846 | 2 422 026 | Иркутск |
12 | Калининградская область | 15 125 | 954 773 | Калининград |
13 | Калужская область | 29 777 | 1 005 585 | Калуга |
14 | Кемеровская область | 95 725 | 2 742 450 | Кемерово |
15 | Кировская область | 120 374 | 1 319 076 | Киров |
16 | Костромская область | 60 211 | 658 906 | Кострома |
17 | Курганская область | 71 488 | 885 759 | Курган |
18 | Курская область | 29 997 | 1 119 262 | Курск |
19 | Ленинградская область | 83 908 | 1 751 135 | Санкт-Петербург |
20 | Липецкая область | 24 047 | 1 162 235 | Липецк |
21 | Магаданская область | 462 464 | 152 358 | Магадан |
22 | Московская область | 44 379 | 7 048 084 | Москва |
23 | Мурманская область | 144 902 | 780 401 | Мурманск |
24 | Нижегородская область | 76 624 | 3 289 841 | Нижний Новгород |
25 | Новгородская область | 54 501 | 625 855 | Великий Новгород |
26 | Новосибирская область | 177 756 | 2 709 461 | Новосибирск |
27 | Омская область | 141 140 | 1 973 985 | Омск |
28 | Оренбургская область | 123 702 | 2 016 086 | Оренбург |
29 | Орловская область | 24 652 | 775 826 | Орёл |
30 | Пензенская область | 43 352 | 1 368 657 | Пенза |
31 | Псковская область | 55 399 | 661 507 | Псков |
32 | Ростовская область | 100 967 | 4 254 613 | Ростов-на-Дону |
33 | Рязанская область | 39 605 | 1 144 650 | Рязань |
34 | Самарская область | 53 565 | 3 213 289 | Самара |
35 | Саратовская, область | 101 240 | 2 503 305 | Саратов |
36 | Сахалинская область | 87 101 | 493 302 | Южно-Сахалинск |
37 | Свердловская область | 194 307 | 4 315 830 | Екатеринбург |
38 | Смоленская область | 49 779 | 975 188 | Смоленск |
39 | Тамбовская область | 34 462 | 1 075 748 | Тамбов |
40 | Тверская область | 84 201 | 1 334 061 | Тверь |
41 | Томская область | 314 391 | 1 064 245 | Томск |
42 | Тульская область | 25 679 | 1 532 436 | Тула |
43 | Тюменская область | 1 464 173 | 3 510 683 | Тюмень |
44 | Ульяновская область | 37 181 | 1 274 487 | Ульяновск |
45 | Челябинская область | 88 529 | 3 485 272 | Челябинск |
46 | Ярославская область | 36 177 | 1 271 672 | Ярославль |
Автономные округа (4) и автономная область (1)
№ | Автономные округа и область | Площадь (км2) | Население (2013) | Административный центр |
1 | Ненецкий автономный округ | 176 810 | 42 789 | Нарьян-Мар |
2 | Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | 534 801 | 1 584 063 | Ханты-Мансийск |
3 | Чукотский автономный округ | 721 481 | 50 780 | Анадырь |
4 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 769 250 | 541 612 | Салехард |
1 | Еврейская автономная область | 36 266 | 172 671 | Биробиджан |
Это интересно: 38,Административные реформы Петра I – личное дело монарха — разбираемся в сути
Уровень дробности
Входит в структуру из определенного количества элементов. Их число определяет уровень дробности государства. Оптимальные параметры этого понятия связаны с выбором адекватной управляемой структуры.
Показатель дробности зависит от числа жителей в стране, ее размерами и степени ее расчлененности в соответствии с различными признаками. Для каждого государства существует оптимальное число структурных единиц. Причем оно не зависит от размеров территории и количества жителей. Каждый структурный элемент должен иметь высокую управляемость.
Количество структурных единиц для среднестатистического государства составляет около 18 штук. Это исторически сложившийся оптимальный уровень. Однако это не означает, что любое государство должно формировать свою структуру в соответствии с этим значением.
«Фактически унитарное государство»
Историки напоминают, что жёсткую и единообразную административно-территориальную систему в России начал создавать ещё Пётр I. В 1708 году по его приказу территория страны была разделена на крупные губернии (сначала на восемь, а затем — на одиннадцать), в составе которых впоследствии были выделены провинции.
Следующую масштабную реформу в этой сфере провела Екатерина II, которая уменьшила территории губерний и увеличила их количество, а затем большую часть этих субъектов преобразовала в наместничества. Однако уже при её сыне Павле I этим административным единицам вернули старые названия. В результате к 1914 году в состав России входили 61 губерния, 21 область (преимущественно на окраинах государства) и два округа.
Также по теме
«Образцовые советские граждане»: какую роль в истории России сыграли поволжские немцы
19 октября 1918 года была создана Автономная область немцев Поволжья, преобразованная со временем в автономную республику. Её…
Во время революций 1917 года и последовавшей за ними Гражданской войны на территории бывшей империи начали стихийно возникать местные республики и автономии. От России отделились Финляндия, Польша и прибалтийские государства. На территориях, которые находились под контролем большевиков, шёл процесс трансформации областей в губернии и создания новых автономных образований по национальному признаку (Трудовая коммуна немцев Поволжья, Башкирская АССР и другие).
Как отмечают историки, в процессе создания СССР в 1922 году за рядом бывших территорий Российской империи (Украиной, Белоруссией, Закавказьем) был зафиксирован статус отдельных союзных республик. В самой же Советской России в начале 1920-х годов сохранялось деление на губернии.
«Большевики создавали сложную многоярусную систему, в которой представители разных национальностей получали разный статус. Основным конструктом выступали союзные республики, а вот автономии могли входить в состав других административно-территориальных единиц. Это получило в истории название «принцип матрёшки», — рассказал в беседе с RT директор Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.
Масштабная административно-территориальная реформа в СССР, в том числе в РСФСР, прошла в 1923—1929 годах. Начался процесс создания крупных областей, территория которых чаще всего объединяла сразу несколько бывших губерний и автономий. Например, в состав Уральской области вошли бывшие территории Екатеринбургской, Пермской, Тюменской и Челябинской губерний, а в состав Юго-Восточной области с центром в Ростове-на-Дону — Донская и Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии, ряд национальных автономий Кавказа.
В дальнейшем началось формирование огромных краёв. Так, например, Сибирский край включил в себя бывшие Алтайскую, Енисейскую, Новониколаевскую, Омскую и Томскую губернии, а также Ойратскую АО. Юго-Восточная область стала Северо-Кавказским краем. Возникли Дальневосточный и Северо-Западный края. В 1929 году постановлением Президиума ВЦИК губернская система была ликвидирована окончательно. Территория РСФСР была поделена на семь краёв, шесть областей и десять находившихся за их пределами национальных автономий.
Однако вскоре оказалось, что колоссальными по площади и населению территориально-административными единицами очень трудно управлять, поэтому был поднят вопрос об их разукрупнении. Так, Сибирский край был разделён на Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский края, а Казакская АССР — на шесть областей. В 1934 году разделению также подверглись Северо-Кавказский и Нижне-Волжский края, Уральская и Центрально-Чернозёмная области.
В 1936 году из состава РСФСР были выведены и получили статус отдельных республик Казахская (бывшая Казакская) и Киргизская АССР. Кроме того, были упразднены сразу семь краёв. Новая волна разукрупнения территориально-административных единиц прокатилась по РСФСР в 1937—1938 годах. В составе России тогда появились Архангельская, Вологодская, Тульская, Ростовская и многие другие области, существующие по сей день.
«В 1930-е годы в СССР было покончено с практикой создания полунезависимых политических формирований. Хотя СССР формально считался союзом республик, на практике это было фактически унитарное государство. И главным критерием эффективности данной системы стала победа в Великой Отечественной войне», — отметил в беседе с RT историк и писатель Александр Широкорад.
- Карта РСФСР с обозначением автономных советских социалистических республик, автономных областей и округов
- РИА Новости
Этнос как один из факторов образования территориальных границ регионов
Для формирования системы в виде отдельной единицы АТД немаловажную роль играют этнокультурные факторы. На территории российского государства данный принцип являлся одним из основополагающих. Характерной чертой формирования этнокультурных районов является то, что образуются они независимо от воли державных деятелей, их желаний. Каждое звено в системе АТД, основанное по данному принципу, обладает идентичностью, представляя собой явно выраженную ячейку региональной структуры.
Однако, не желая возникновения сепаратистских настроений и одновременно не выполняя требования национальных меньшинств, государство с многонациональным населением зачастую ограничивает себя от подобных проблем, устанавливая ареал проживания конкретного этнического круга граждан.
Другой причиной становления регионов с населением определенной национальности можно назвать невозможность установления четкой границы, разделяющей те или иные ареалы проживания этносов.
Административно-территориальное деление
Административно-территориальное деление может иметь различные формы, в зависимости от особенностей каждого конкретного государства. В России, например, административно-территориальное деление осуществляется на три уровня: федеральный, региональный и муниципальный.
На федеральном уровне Россия разделена на 85 субъектов, таких как регионы, республики, края и области. Каждый субъект имеет свою столицу и управляется своим органом власти — правительством.
Региональный уровень административно-территориального деления включает в себя районы. Каждый регион разделен на несколько районов, которые имеют свои административные центры и органы управления.
Муниципальный уровень административно-территориального деления представлен муниципальными образованиями, такими как города, поселки и села. Каждое муниципальное образование имеет своего главу и органы управления.
Административно-территориальное деление позволяет государству эффективно управлять своей территорией, обеспечивая реализацию законодательства, оказание государственных услуг, развитие инфраструктуры и поддержку населения. Оно также способствует более равномерному распределению ресурсов и развитию различных регионов страны.
Описание административно-территориального деления
Основная задача административно-территориального деления – обеспечение управления и предоставление государственных услуг населению, а также реализация различных политических, экономических и социальных программ.
Территориальные единицы административно-территориального деления могут иметь различные названия: регионы, области, края, районы, муниципалитеты и т.д. Каждая из этих единиц имеет свой собственный аппарат управления и осуществляет определенные функции согласно законодательству.
Административно-территориальное деление может быть иерархическим, когда территория делится на несколько уровней власти (например, федеральный, региональный, муниципальный), или быть единым уровнем, когда все территориальные единицы обладают одинаковыми правами и возможностями.
В России административно-территориальное деление строится на принципе федерализма, когда государство разделено на федеральные субъекты (например, республики, области, края) и муниципальные образования (например, города, села). Это позволяет достичь более эффективного управления и разработки региональной политики в условиях разнообразия и специфики каждого региона.
Административно-территориальное деление является одним из важных элементов организации государства, так как оно обеспечивает более гибкое и рациональное управление, ближе к населению и особенностям каждого региона.
Примеры административно-территориального деления
Административно-территориальное деление в различных странах может быть устроено по-разному в зависимости от их истории, культуры и политической организации. Ниже приведены несколько примеров административно-территориального деления в разных странах.
1. Россия: Российская Федерация поделена на 85 субъектов, включая республики, края, области и другие формы самоуправления. Каждый субъект имеет свою административную столицу и правительство.
2. США: Соединенные Штаты состоят из 50 штатов, каждый из которых имеет свой столицу и правительство. Штаты делятся на округа и графства, которые имеют свои административные центры.
3. Китай: Китайская Народная Республика поделена на 23 провинции, 5 автономных регионов, 4 муниципалитета и 2 особые административные области. Каждая провинция имеет свой административный центр.
4. Германия: Федеративная Республика Германия состоит из 16 земель, каждое из которых имеет свою столицу и правительство. Земли делятся на округи и города-районы, которые имеют свои административные центры.
5. Франция: Французская Республика поделена на 18 регионов, которые в свою очередь делятся на департаменты. Каждый регион и департамент имеют свои административные столицы.
Административно-территориальное деление России
С древних времен территория многих стран разделялась на более мелкие части для удобства управления. Разделена на части и наша страна. Такое деление называется административно-территориальным.
Административно-территориальное деление – это способ территориальной организации государства. Его суть заключается в разделении государства на части.
Административно-территориальное деление предусматривает выделение в каждой части выделение органов государственной власти и управления. Территории не должны быть слишком большими, потому что это затрудняет управление , но и не должны быть слишком маленькими — это делает управление неэффективным.
Это интересно: 36,Административное деление России — освещаем в общих чертах
Типы территориальных единиц
Чтобы понять, как называется территориальная административная единица
в РФ, необходимо рассмотреть существующие их виды. Они бывают первичными и базовыми. К первой категории субъектов относятся районные города, ПГТ, поселки. Ко второй категории субъектов относят районы, города республиканского или областного подчинения.
Районом называется составляющая часть края, автономного округа или области. Это многоотраслевая экономическая структура. В нее входят коммунально-бытовые, сельскохозяйственные, торгово-закупочные предприятия.
Городом называется важная для культурной, политической и хозяйственной деятельности страны единица. Они разделяются на виды в зависимости от ряда организационных факторов. Бывают города республиканского, краевого, областного, окружного, районного значения. Городские районы являются их частью, наименьшей структурной единицей.
Поселки также считаются отдельной частью территориальной системы. Они отличаются от городов меньшими размерами. Бывают дачные, курортные и рабочие поселки.
Выбор центров
В прошлом (в XVIII и XIX вв.) на роль
губернских и областных центров избирались
города, уже заслужившие репутацию традиционного
центра определенной территории. Многие из них в
эпоху феодальной раздробленности возглавляли
удельные княжества или даже крупные их
объединения: Новгород, Смоленск, Тверь, Рязань,
Владимир, Нижний Новгород, Казань, Ярославль и др.
Центральность становилась свойством
городов-крепостей, занимавших командное
положение на оборонительных линиях: Белгород,
Пенза, Симбирск, Оренбург и т. п., что также
делало их кандидатами на пост губернского
центра.
Сравнительно немногочисленными были
губернии, которые таких традиционных центров (а
иногда и вообще городов) не имели. Это
потребовало учреждения новых городов, которые
сразу, при рождении, получали высокое назначение.
В расшитый золотом мундир губернского центра
облачалось вчерашнее сельское поселение. Новые
города возглавили Пермскую, Олонецкую,
Кавказскую и Колыванскую губернии. Четыре из 32.
Город Пермь образован одновременно с
учреждением Пермского наместничества из села
Егошиха, которое в свою очередь возникло
благодаря основанию в 1723 г. Егошихинского
медеплавильного завода. Город Петрозаводск
обрел городской статус в 1777 г. и возглавил
Олонецкую область, входившую в состав
Новгородского наместничества.
В 1784 г. Олонецкая область была
преобразована в Олонецкое наместничество, а
затем губернию. В обоих случаях ядром губернских
городов послужили поселения, рожденные
промышленностью. Оба они оказались удачными.
Изменение численности населения ряда
городов-центров
Название города |
Статус |
Год получения городского статуса |
Численность населения, тыс. чел. |
|
1897 |
01.01.2000 |
|||
Барнаул |
Краевой центр |
1771 |
29,4 |
576,9 |
Белгород |
Обл. центр |
1593 |
21,9 |
339,8 |
Брянск |
Обл. центр |
1146 |
23,5 |
453,3 |
Волгоград (Царицын) |
Обл. центр |
1589 |
56,0 |
988,9 |
Екатеринбург |
Обл. центр |
1722 |
55,5 |
1 264,1 |
Иваново |
Обл. центр |
1871 |
53,9 |
456,4 |
Кемерово |
Обл. центр |
1925 |
— |
490,4 |
Курган |
Обл. центр |
1782 |
10,6 |
362,9 |
Липецк |
Обл. центр |
1779 |
20,3 |
518,6 |
Магадан |
Обл. центр |
1939 |
— |
120,9 |
Мурманск |
Обл. центр |
1916 |
— |
375,4 |
Новосибирск |
Обл. центр |
1903 |
— |
1 398,5 |
Петропавловск-Камчатский |
Обл. центр |
1822 |
0,4 |
197,1 |
Ростов-на-Дону |
Обл. центр |
1749 |
119,9 |
1 002,0 |
Тюмень |
Обл. центр |
1586 |
29,6 |
502,0 |
Челябинск |
Обл. центр |
1736 |
19,9 |
1 082,6 |
В ХХ в. (в основном в советское время),
вновь образованные области (и один край) в
большинстве случаев возглавили старые города,
уже имевшие солидный городской стаж. Только
четыре области имели центрами новые города —
Новосибирская, Мурманская, Кемеровская и
Магаданская. Весьма примечательно, что в стране,
где преобладали молодые города, высший командный
состав образовали преимущественно старые
города. Их жизненному, а правильнее сказать,
используя термин Л.Е. Иофа,
экономико-географическому опыту было выражено
доверие и признание. Часть городов-центров этой
категории уже в XIX в. выделилась и размерами, и
экономическим потенциалом. Ростов-на-Дону в 1897 г.
вошел в пятерку городов-стотысячников России.
Екатеринбург, Царицын (Волгоград),
Иваново-Вознесенск (Иваново) насчитывали свыше 50
тыс. жителей каждый и превосходили многие
губернские центры.
Назначение на должность центра
способствовало ускорению роста городов и, что
особенно важно, комплексному их развитию. Вот
данные, характеризующие рост людности городов
этой группы за столетие
То, что для выдвижения города на роль
административного центра имела немаловажное
значение длительность городского стажа,
показывает следующее распределение нынешних
центров субъектов федерации по возрасту. До XVIII в.
возникло 38 центров, в XVIII в
— 15, в XIX в. — 10, в ХХ в.
— 14, причем только один возник во второй половине
столетия.
Но был случай, когда для выполнения
функций административного центра город был
построен специально. Город Новочеркасск,
возникший в 1805 г., сменил в роли
административного центра земли войска Донского
Черкасск, затоплявшийся ежегодно разливами Дона.
Интересно, что власти города, хотевшие видеть его
административным центром, так сказать, в чистом
виде, издали распоряжение, запрещавшее
размещение в Новочеркасске и окружающем районе в
радиусе 20 верст промышленных предприятий.
Правда, впоследствии этот запрет был отменен.
Особенности статуса различных типов субъектов Федерации
Общим для всех 6 типов субъектов является их непосредственное подчинение федеральной власти при наличии определенного уровня самостоятельности. Субъектам предоставлены права: иметь по 2 своих представителя в Совете Федерации, управлять своей территорией в рамках свободы, предоставленной федеральным законодательством, иметь свои властные и судебные структуры. Все субъекты РФ равноправны.
Рис. 3. Герб Краснодарского края.
Республики сформированы по национальному признаку и названы по титульной нации. Они имеют право давать свое гражданство, иметь Конституцию, вводить обязательное изучение своего языка в учебных заведениях и использовать его наравне с общегосударственным в оформлении документов и деловой переписке.
Автономные округи тоже созданы по национальному признаку, но не имеют своего гражданства и Конституции (только Устав), не используют в государственных учреждениях языков кроме русского. Большинство автономных образований (кроме Чукотского автономного округа и Еврейской автономной области) входят в состав какого-либо края или области.
Область – это исторически (с Х века) сложившиеся регионы России, ранее они назывались волостями. Области имеют свою столицу, Устав, властные структуры.
Край – по статусу практически не отличается от области.
Существует тенденция к укрупнению регионов. Так, за последние 15 лет в результате слияния областей и автономных округов в России были созданы 3 новых края: Пермский, Забайкальский, Камчатский.