Органное творчество баха

26 октября. Максим Патель

Максим Патель — французский органист, пианист, импровизатор, автор музыкальных сочинений, выпускник Лионской и Гренобльской консерваторий. В копилке Пателя — записи (в том числе премьерные) целого ряда интересной органной музыки не самых популярных французских композиторов (Жанна Демесьё, Наджи Хаким и др.).

В петербургском концерте прозвучат три этюда из цикла «Шесть этюдов» op.5 Жанны Демесьё («Терции», «Сексты», «Октавы»), которые относят к числу лучших исполнительских достижений Пателя (не столь художественные, сколь виртуозные, эти концертные этюды требуют от органиста недюжинной исполнительской техники), а также Доменико Скарлатти (три сонаты — K96, K113, K461 и знаменитая «Кошачья фуга» g-moll K30), И.-С. Баха (Трио-соната для органа № 6 BWV 530), Ф. Листа («Funérailles» ; транскрипция Жанны Демесьё), Марселя Дюпре («Мир в ожидании Спасителя», I часть «Страстной симфонии», соч. 23), Роланды Фальчинелли (1920-2006, французская органистка, педагог, композитор, обладательница Римской премии — «Scaramuccia», этюд-поэма), Пьера Лабрика (р.1921, французский органист, педагог, композитор, ученик Ж. Демесьё — «Allegro»).

Что это такое?

Почему прелюдия, и какое отношение эта милая маленькая пьеса может иметь к столь серьезному произведению, как хорал? Дело в том, что протестанты полностью отвергали ортодоксальные нормы церкви, присущие средневековой эпохе. Ныне храм стал не источником страха и слепого поклонения, а домом, который выслушает и поймет каждого человека. Прихожане стали не только слушать выступления церковных хоров, но и подпевать им. Так было принято решение написать для них отдельную партию — прелюдию (исполняющуюся при людях). Она была проще и понятнее, чем хорал, делилась на голоса и помогала понять Бога и стать к нему ближе.

Прозвучавшая молитва: скрытые смыслы и язык музыки

Хоральная прелюдия Баха – это одна из самых известных и популярных композиций немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Это музыкальное произведение сочетает в себе искусство органной игры и глубокое религиозное содержание.

В христианской музыке хорал – это гимн, исполняемый обществом при участии органа или хора. Бах брал тексты хоралов из немецкой евангелической традиции и превращал их в инструментальные произведения. Хоральная прелюдия Баха обычно начинается с простого представления главной темы хорала на органе, а затем следуют вариации и проявления более сложной техники органной игры.

Музыка Баха в хоральной прелюдии проникнута глубоким духовным содержанием. Каждая нота, каждой нота, каждый аккорд имеет свой смысл и символизирует разные аспекты веры и поклонения. Вот несколько скрытых символов, которые можно услышать в хоральной прелюдии Баха:

  • Штиль и трепет: Бах использовал различные музыкальные приемы, чтобы передать нежность и трепетность религиозной веры. Звуки органа могут создать неповторимую атмосферу спокойствия и величия, которая приносит внутренний покой слушателю.
  • Экспрессия и драматургия: музыка Баха полна эмоциональности и драматичности. От первых нот до последних аккордов, хоральная прелюдия Баха проникает в самые глубины души слушателя и вызывает широкий спектр чувств: от радости и восхищения до печали и сострадания.
  • Гармония и контрапункт: Бах был мастером контрапункта – искусства одновременного звучания разных мелодий. Контрапункт в хоральной прелюдии Баха служит не только для создания красивой и сложной музыки, но и для усиления эмоционального и духовного воздействия на слушателя.

Каждый слушатель может найти свой собственный смысл и интерпретацию в хоральной прелюдии Баха. Для одних это музыкальная жемчужина, возносящаяся к небесам, а для других – молитва, в которой звуки и мелодии говорят глубже слов.

Хоральная прелюдия Баха действительно является удивительным произведением искусства, которое никогда не перестанет восхищать и вдохновлять слушателей.

Прелюдия Es-dur

(«Проснитесь, голос нас сзывает»)

Ее музыка носит величаво–спокойный, просветленный характер, развивается плавно и неторопливо. Тема хорала довольно однообразна в ритмическом и мелодическом отношении. Она основана на движении по устойчивым ступеням лада с многократными повторениями одного звука. Однако Бах начинает свою прелюдию не с хоральной мелодии, а с собственной темы – более напевной, гибкой и подвижной, и вместе с тем родственной хоралу.

Развиваясь, эта тема непрерывно обогащается интонационно и ритмически. В ней возникают широко распевные фразы, расширяется диапазон. Наряду с этим в ней обостряется неустойчивость, секвентно повторяется мотив вздоха, который становится средством нагнетания экспрессии.

Тональный план прелюдии охватывает родственные бемольные тональности. Ладотональное развитие направлено от светлых мажорных красок к более темному минорному колориту в середине, а затем к возвращению исходного светлого звучания.

Разреженная, ясная фактура прелюдии основана на двух основных мелодических линиях, далеко отстающих друг от друга (это создает ощущение пространственной широты). Средние голоса, где излагается тема хорала, включаются позднее и также обладают мелодической самостоятельностью.

Сначала был хорал

Пожалуй, данное слово будет понятно даже самому отдаленному от музыки и от религии человеку. Хорал — это произведение церковного характера, которое исполняется хором служащих. В нем могут воспеваться конкретные события или же воспроизводиться те или иные молитвы, просьбы и т. п.

Хоралы в качестве монофоничных, то есть написанных под один голос произведений, появились в эпоху Средневековья. Это был расцвет церковной власти, и помимо величественных соборов, которые возводились в Европе повсеместно, было принято решение сделать служение Богу еще и культурным мероприятием. Так появился Григорианский хорал, который исполнялся монахами или другими церковными служащими по определенным праздникам. Создание и развитие этого жанра в дальнейшем оказало сильное влияние на формирование классической музыки.

Хоральная прелюдия

Литература : см. при ст. Хоральная обработка.

Т. С. Кюрегян.

Смотреть что такое “Хоральная прелюдия” в других словарях:

Хоральная прелюдия — короткое литургическое музыкальное произведение для органа, основанное на мотиве какого нибудь хорала. Эта музыкальная форма была очень распространена в творчестве немецких композиторов эпохи Барокко, а расцвет жанра пришёлся на творчество И. С.… … Википедия

Прелюдия — (от перед и игра) короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но… … Википедия

Хоральная обработка — Хоральная прелюдия короткое литургическое музыкальное произведение для органа, основанное на мотиве какого нибудь хорала. Эта музыкальная форма была очень распространена в творчестве немецких композиторов эпохи Барокко, а расцвет жанра пришёлся… … Википедия

Прелюдия (музыка) — Это статья о музыкальном жанре. О сексуальном термине «прелюдия» смотрите статью Прелюдия (секс) Прелюдия (от лат. prae… перед и лат. ludus игра) короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период… … Википедия

ПРЕЛЮДИЯ — (лат., нем. Praeludium; франц. prélude, итал. preludio), вступление, введение, в особенности хоральная прелюдия, а затем в переносном значении (так как органисты для вступления часто свободно фантазировали на тему хорального мотива) всякая… … Музыкальный словарь Римана

Прелюдия — (наигрыш, praeludium лат., prelude франц., voluntary англ., Vorspiel нем., от pre прежде и insus игра) непродолжительная игра на каком нибудь инструменте перед началом пьесы.П. в смысле фантазии не имеет определенной формы. В лютеранской… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Прелюдия — (наигрыш, praeludium лат., prélude франц., voluntary англ., Vorspiel нем., от pre прежде и lusus игра) непродолжительная игра на каком нибудь инструменте перед началом пьесы. П. в смысле фантазии не имеет определенной формы. В лютеранской церкви… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Список произведений Иоганна Себастьяна Баха — Соната для скрипки соль минор (BWV 1001), рукопись Баха Сегодня известно более 1000 музыкальных произведений, написанных Иоганном Себастьяном Бахом. Ниже пере … Википедия

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — Под формой в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей… … Энциклопедия Кольера

Пахельбель, Иоганн — Эта статья содержит незавершённый перевод с немецкого языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца … Википедия

В музыке хоральная прелюдия или же постановка хорала короткое литургическое сочинение для орган используя хорал настроить как его основу. Это был преобладающий стиль немецкого Барокко эпохи и достигла своей кульминации в творчестве J.S. Бах, который написал 46 (с 47-м незаконченный) примеры формы в его Orgelbüchlein, наряду с множеством других произведений типа в другие коллекции.

Основные черты органного стиля

В баховскую эпоху орган был «королем всех инструментов» – самым мощным, полнозвучным и красочным. Он звучал под просторными сводами церковных соборов с их пространственной акустикой. Органное искусство было обращено к широким массам слушателей, отсюда такие качества органного музыки, как ораторский пафос, монументальность, концертность. Подобный стиль требовал развернутых форм, виртуозности. Органные произведения подобны монументальной (фресковой) живописи, где всё подано крупным планом. Неудивительно, что самые величественные инструментальные произведения Бах создал именно для органа: Пассакалия c-moll, Токката, adagio и фуга C-dur, Фантазия и фуга g-moll и другие.

Музыкальная прелюдия: определение и особенности

Музыкальная прелюдия – это одна из самых распространенных и популярных форм начала музыкальных произведений. Прелюдия обычно представляет собой короткую композицию, которая служит вступлением к другим более крупным музыкальным произведениям. Она создает настроение и подготавливает слушателя к предстоящим музыкальным событиям.

Основные особенности музыкальных прелюдий включают:

Краткость. Прелюдии обычно очень короткие – их длительность может быть от нескольких секунд до нескольких минут

Их задача заключается в том, чтобы привлечь внимание слушателя и подготовить его к основной части произведения.

Характеристическая мелодия или мотив. Часто в прелюдиях можно услышать характерные мелодии или мотивы, которые станут основой для развития темы в основной части произведения.

Использование различных стилей и жанров

Прелюдии могут быть написаны в разных стилях и жанрах – от классики и романтики до джаза и современной музыки. Это делает их универсальными и позволяет использовать прелюдии в различных музыкальных контекстах.

Свободная форма. Прелюдии обычно имеют свободную форму, что позволяет композитору экспериментировать с различными музыкальными идей и их сочетаниями.

Музыкальная прелюдия встречается в разных музыкальных жанрах и декоративных формах. Она может быть самостоятельным произведением или служить вступлением к симфонической, оперной, фортепианной или другой музыке. Прелюдии также могут быть написаны для оркестра, хора, соло-инструментов или комбинации разных инструментов.

В истории классической музыки есть множество прелюдий, которые стали известными и узнаваемыми произведениями. Некоторые известные композиторы, написавшие прелюдии, включают Баха, Шопена, Дебюсси, Шостаковича и многих других.

Примеры известных прелюдий
Композитор
Прелюдия
Жанр

Иоганн Себастьян Бах
Прелюдия до мажор, BWV 846
Классическая
Фредерик Шопен
Прелюдия № 15 до-диез мажор, Op. 28, No. 15
Романтическая
Клод Дебюсси
Прелюдия к «Афтерсюит»
Импрессионизм
Дмитрий Шостакович
Прелюдия и фуга ре минор, Op. 87, No. 24
Современная классика

Орган – любимый инструмент Баха, постоянный спутник его жизни

С ранних лет Бах ощущал своим призванием органное поприще, неустанно учился искусству органной импровизации, явившейся основой его композиторского мастерства. Еще ребенком, в родном Эйзенахе, он слушал игру на органе своего дяди, а затем, в Ордруфе – брата. В Арнштадте Бах сам начинает работать органистом, и несомненно, уже там пробует сочинять для органа, хотя его хоральные обработки, смущавшие арнштадтских прихожан своей необычностью, и не дошли до нас. В должности органиста композитор служил и в Веймаре, где полностью сформировался его самобытный органный стиль. Как известно, именно на Веймарские годы приходится исключительная активность в области баховского органного творчества – создано большинство органных сочинений: Токката и фуга d-moll, Токката, adagio и фуга C-dur, Прелюдия и фуга a-moll, Фантазия и фуга g-moll, Пассакалия c-moll и многие другие. Даже когда в силу обстоятельств композитор переключался на другую работу, он не расставался с портативом – переносным органом. Не нужно забывать и то, что в сопровождении органа звучали в церкви баховские оратории, кантаты, пассионы. Именно через орган Бах был известен своим современникам. В органных импрорвизациях он достиг высшего совершенства, потрясая всех, кто мог его слышать. Прославленный органист Ян Рейнкен, уже на склоне лет, услышав игру Баха, произнес: «Я думал, что это искусство уже давно умерло, но теперь я вижу, что оно живет в Вас!»

Особенности композиционной структуры хоральных прелюдий

Хоральная прелюдия – это музыкальное произведение, написанное в хоральной форме и предназначенное для звучания на органе. Как правило, хоральная прелюдия Баха основывается на запевах из немецких protestant-authoritative psycho-spiritual lygewires. Она является одной из существенных форм религиозной музыки.

Хоральная прелюдия Баха характеризуется особым строением и структурой. Ее композиционная форма позволяет выделить несколько особенностей:

  1. Введение. Хоральная прелюдия начинается с вводной части, в которой прозвучивает главная тема. Этот участок обычно длится несколько тактов и вводит слушателя в музыкальное произведение.
  2. Основная часть. Здесь музыкальная тема, представленная в введении, развивается и варьируется. Бах использовал различные техники композиции, такие как фуга, канон и др., чтобы создать сложные полифонические текстуры и глубокую гармонию. Основная часть может быть представлена в виде нескольких секций, каждая из которых проходит становление, развитие и кульминацию.
  3. Заключительная часть. Хоральная прелюдия завершается заключительной частью, которая уводит слушателя от основной темы и завершает произведение.

Хоральная прелюдия Баха также характеризуется использованием различных музыкальных приемов:

  • Канон. Бах часто использует каноническую технику, при которой музыкальная тема повторяется в разных голосах с небольшим задерживанием. Это создает чувство глубины и сложности текстуры музыки.
  • Фуга. Фуга – это многоголосная композиция, в которой каждый голос представляет собой самостоятельную мелодию. Музыкальная тема постепенно вводится в каждый голос, создавая сложные полифонические текстуры.
  • Имитация. Имитация – это прием, при котором один голос повторяет мелодическую фразу из другого голоса. Это придает музыке единство и развивает тему в разных голосах.
  • Выразительность. Хоральная прелюдия Баха обладает высокой степенью музыкальной выразительности. Бах использовал различные динамические и артикуляционные приемы, чтобы передать эмоции и настроение музыки.

Хоральная прелюдия Баха является уникальным жанром музыкальной композиции, который требует от исполнителя высокого уровня мастерства и понимания музыкальных приемов. Ее композиционная структура и особенности делают ее одной из важных частей музыкального наследия Баха и вкладывают в нее глубокое содержание и эмоциональную силу.

Определение

Музыкальная прелюдия отличается от других музыкальных форм тем, что она обычно короткая, имеет свободную форму и фокусируется на создании настроения и вступлении в главное произведение. Это может быть инструментальная композиция или специально написанный кусок для оркестра, пианино, органа или другого инструмента.

Основная цель музыкальной прелюдии — подготовить слушателя к главному музыкальному номеру, вызвать интерес и ожидание

Она может быть написана в разных стилях и жанрах, от классической музыки до джаза, и она часто имеет разнообразные характеристики и элементы, чтобы привлечь и удержать внимание слушателей

Музыкальные прелюдии могут быть самостоятельными произведениями и имеют свои собственные характеристики и структуру. Они также могут входить в состав более крупных музыкальных композиций, таких как оперы, балеты или симфонии

В этом случае они служат важной роли в основной музыкальной композиции, введя основные мотивы или темы, которые будут развиваться и повторяться в течение всего произведения

Возможно, вы уже слышали некоторые известные музыкальные прелюдии, такие как «Прелюдия в до-мажоре» Шопена или «Прелюдия в до-диез миноре» Рахманинова. Они являются хорошим примером того, как прелюдии могут быть отличными самостоятельными произведениями и вызывать различные эмоции и настроение.

Итак, музыкальная прелюдия — это увлекательное и интригующее музыкальное произведение, которое служит вступлением к основному музыкальному номеру

Она создает настроение, заполняет пространство перед главным музыкальным событием и захватывает внимание слушателей. От классической музыки до джаза, музыкальная прелюдия предлагает богатство стилей и форм, которые могут вдохновить и волновать нас

Прелюдия f-moll

(«Я взываю к тебе, Господи»)

В этой прелюдии мелодия хорала помещена в верхний голос, она господствует, определяя весь облик произведения. Баху принадлежит гармонизация напева и создание фактуры аккомпанемента.

Тема хорала отличается песенностью, основана на плавных мягких интонациях. Ритмическое однообразие, подчеркнутое ровным движением басов, придает музыке строгость и собранность. Основное настроение – глубокая сосредоточенность, возвышенная печаль.

В фактуре ясно выделяется три плана: верхний голос (собственно тема хорала, звучание которой в среднем регистре напоминает пение), линия баса и средний голос – интонационно очень выразительный и ритмически подвижный. Форма 2-х частная. Первый раздел ясно членится на предложения, завершается четкой каденцией. Второй развивается более непрерывно.

Особенности музыкальной прелюдии

Интродукция к музыкальному произведению: Прелюдия часто используется в качестве вступления к другим музыкальным произведениям, призванным подготовить слушателя к основному контенту композиции

Она помогает создать атмосферу и установить настроение, притягивая внимание слушателей и захватывая их интерес.

Свобода формы: Прелюдия не имеет жестко фиксированной формы и структуры, в отличие от других музыкальных жанров. Композиторы имеют полную свободу экспериментировать с гармонией, мелодией и ритмом, создавая оригинальные и уникальные произведения.

Экспрессивность: Основная цель прелюдии — вызвать эмоциональную реакцию у слушателей

Она может быть как медитативной и спокойной, так и энергичной и громкой. Экспрессивность прелюдии позволяет передать настроение и эмоции, чтобы заинтересовать и вовлечь слушателей в музыкальное произведение.

Цикличность: В некоторых случаях прелюдии могут представлять собой отдельные части цикла, в котором каждая прелюдия уникальна, но связана общим музыкальным тематическим материалом. Этот подход позволяет создать глубокую и когерентную композицию, где каждая прелюдия является частью большого музыкального пазла.

Музыкальная прелюдия является важной частью истории музыки, и она постоянно эволюционирует. Иногда она используется как самостоятельное произведение, а иногда – как вступление к другим музыкальным жанрам и стилям

Независимо от своего использования, прелюдия остается непременным элементом музыкальной композиции, который может вызывать глубокое и пламенное восприятие у слушателей.

Что такое хоральная прелюдия

Основные черты органного стиля.

В баховскую эпоху орган был «королем всех инструментов» – самым мощным, полнозвучным и красочным. Он звучал под просторными сводами церковных соборов с их пространственной акустикой. Органное искусство было обращено к широким массам слушателей, отсюда такие качества органного музыки, как ораторский пафос, монументальность, концертность

Органное искусство Баха выросло на богатой почве, ведь в развитии органной музыки наиболее важную роль сыграли именно немецкие мастера. В Германии органное искусство достигло небывалого размаха, выдвинулась целая плеяда замечательных органистов. В органном творчестве Баха можно выделить 2 жанровые разновидности:• хоральные прелюдии, как преимущественно небольшие композиции;• «малые» полифонические циклы, как произведения крупной формы. Они состоят из какой-либо вступительной пьесы и фуги.

Бах написал более 150 хоральных прелюдий, При всем разнообразии баховских хоральных прелюдий, их объединяют:• небольшие масштабы;• господство мелодического начала, поскольку жанр хоральной обработки связан с вокальными напевами;• камерный стиль. В хоральных прелюдиях Бах подчеркнул не огромные ресурсы мощного органного звучания, а его красочность, тембровое богатство;• широкое использование полифонических приемов.

Круг образов хоральных прелюдий связан с содержанием лежащих в их основе хоралов. В целом это образцы философской баховской лирики, размышления о человеке, его радостях и печалях.

2. ДВУХЧАСТНЫЕ ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ

Двухчастные композиции, состоящие из какой-нибудь вступительной пьесы (прелюдии, фантазии, токкаты) и фуги, встречались уже у композиторов добаховского поколения, но тогда они были скорее исключением, чем правилом, закономерностью. Преобладали либо самостоятельные, не связанные друг с другом фуги, токкаты, фантазии, либо одночастные композиции смешанного типа.. Бах нарушил эту традицию, разграничив контрастные сферы в двух отдельных, но органично взаимосвязанных частях полифонического цикла.

В первой части концентрировалось свободное, импровизационное начало, во второй – фуге – строго организованное. Музыкальное развитие в фуге всегда подчиняется законам логики и дисциплины, протекает в строго определенном «русле». Продуманная система композиционных приемов фуги сложилась уже до Баха, в творчестве его предшественников – немецких органистов.

У фуги так же есть экспозиция, разработка, реприза и кода.Экспозиция содержит первоначальное изложение темы последовательно во всех голосах.Разработка начинается с проведения темы в новой тональности.Реприза обычно начинается с проведения темы в главной тональности Кода может быть написана в свободном стиле.

Источник

Период барокко

Титульный лист Шайдта Табулатура Нова

O Lamm Gottes unschuldig, BWV 1095

Один из Neumeister Chorales к Иоганн Себастьян Бах в исполнении Ульриха Мецнера

Проблемы с воспроизведением этого файла? Видеть помощь СМИ.

Единственная известная картина Букстехуде (деталь, Иоганнес Вурхаут, 1674 г.)

Среди старых мастеров, писавших хоральные прелюдии, есть Сэмюэл Шайдт. Его Табулатура Нова, содержащая несколько таких работ, была опубликована в 1624 году.Свилинк также типичен для периода раннего барокко.

Хоральные прелюдии также появляются в произведениях Дитерих Букстехуде и Георг Бём. До наших дней сохранилось более 40 хоральных прелюдий Букстехуде.[требуется проверка ]

Иоганн Пахельбель Сочинения Александра — еще один пример такой формы, многие из его хоровых прелюдий развивают протестантские хоральные мелодии.

Самый известный композитор хоральных прелюдий — Иоганн Себастьян Бах. Его самые ранние дошедшие до нас сочинения, сочинения для органа, которые он, возможно, написал до своего пятнадцатилетия, включают прелюдии хора. BWV 700, , 1091, 1094, 1097, 1112, 1113 и 1119.

В раннем Orgelbüchlein (1708-1717), мелодия хорала обычно находится в верхней части и сопровождающих ее нижних частях, в то время как очень сложная в их гармонических и контрапунктических деталях, начало и конец фраз обычно совпадают с таковыми в хорале. Примером может служить «Jesu, meine Freude», где мелодия хорала в верхней части поддерживается тесно сплетенным и гармонично тонким контрапунктом из трех частей:

Хесу, Майне Фройде от Orgelbuchlein.
Хесу Майне Фройде (BWV 610)

Питер Уильямс (1972, стр. 27) говорит о Orgelbüchlein: «Каждый подход к органным хоралам Баха — их красота, их« символизм », их мастерство — вознаграждает». Уильямс продолжает (1972, стр. 29): «Одной из самых замечательных особенностей большинства сеттингов является то, что аккомпанемент и мотивы, из которых он состоит, изобретены недавно и не связаны тематически с мелодией».

Напротив, в прелюдии к Wachet auf, ruft uns die Stimme (BWV 645) из набора из шести Schübler Chorales взяты из ранее кантата В движениях аккомпанемент представляет собой плавное облигато, которое происходит от мелодии хорала, но, кажется, независимо парит над ней. «Достижение мелодии, независимой от cantus firmus, хотя в принципе она знакома по ариям облигато, здесь необычайно завершено». Джулиан Минчем (2010) видит здесь асимметрию, которая, возможно, коренится в самом хорале, «с его немного озадачивающей смесью фраз различной длины»:

Мелодия хора (cantus firmus) Wachet auf.

Две мелодические идеи из хорала, помеченные выше (a) и (b), встроены в облигато линия:

Wachet auf, ruft uns die Stimme (BWV 645)

Минчем говорит, что, хотя «тема и хорал не предназначены для того, чтобы начинать и заканчивать вместе… идеально подходят друг другу. Познакомьтесь с мелодиями хорала и ритурнели, и очевидные очевидные способы их взаимодействия станут очевидными. Важным моментом является то, что они кажутся не подходящими; но они это делают.

25 октября. Лада Лабзина

Органистка из Татарстана Лада Лабзина, трудящаяся (с 1996 г.) на кафедре органа и клавесина Казанской государственной консерватории, часто выступает с концертами в России и за рубежом, в том числе на различных фестивалях и конкурсах (международные конкурсы им. Ф. Листа; М. Таривердиева; фестивали «Престижный орган», «Джаз на большом органе» и др.). Репертуар музыканта обширен и включает в себя музыку самых разных эпох — начиная от произведений эпохи барокко, кончая обработками джазовых стандартов.

В концерте фестиваля Мариинского Лада Лабзина как раз продемонстрирует палитру из разностилевых произведений, многие из которых широко известны. Прозвучат органные произведения и транскрипции И.-С. Баха (Хоральная прелюдия BWV 662, Прелюдия и фуга до мажор, BWV 547), Ф. Листа (Прелюдия и фуга на тему ВАСН), С. Франка (Прелюдия, фуга и вариация), Н. Римского-Корсакова («Море и Синдбадов корабль», I часть из симфонической сюиты «Шехеразада», соч. 35; органная транскрипция Л. Лабзиной), М. Таривердиева (Концерт для органа № 1, «Кассандра»; кстати, с двумя частями из этого произведения в исполнении Л. Лабзиной можно ознакомиться на видеосервисе YouTube), Фолькера Бройтигама (Volker Brautigam, немецкий композитор, органист и дирижер 1939 г.р. — «Три хоральные обработки в джазовом стиле»), Кшиштофа Садовски (р.1936, польский джазовый пианист, органист и композитор — Две джазовые пьесы), Дэйва Брубека (знаменитого американского джазового пианиста, одного из лидеров кул-джазового направления — Прелюдия из сюиты «Джаз на пуантах» , транскрипция Л. Лабзиной), Деже Антальфи-Жироса (1885-1945, Dezső Antalffy-Zsiross, венгерский композитор и органист — «Эскизы на негритянские духовные песнопения»). Пестроватая программа позволит органистке выложить весь исполнительский «арсенал» и показать свой талант с разных сторон.

Двухчастные полифонические циклы

Двухчастные композиции, состоящие из какой-нибудь вступительной пьесы (прелюдии, фантазии, токкаты) и фуги, встречались уже у композиторов добаховского поколения, но тогда они были скорее исключением, чем правилом, закономерностью. Преобладали либо самостоятельные, не связанные друг с другом фуги, токкаты, фантазии, либо одночастные композиции смешанного типа. В них свободно сочетались прелюдийно–импровизационные и фугированные эпизоды. Бах нарушил эту традицию, разграничив контрастные сферы в двух отдельных, но органично взаимосвязанных частях полифонического цикла. В первой части концентрировалось свободное, импровизационное начало, во второй – фуге – строго организованное. Музыкальное развитие в фуге всегда подчиняется законам логики и дисциплины, протекает в строго определенном «русле». Продуманная система композиционных приемов фуги сложилась уже до Баха, в творчестве его предшественников – немецких органистов.

Вступительные же части полифонического цикла такой «заданности» не имели. Они выработались в практике свободного прелюдирования на органе, то есть отличались импровизационной природой – полной свободой в выражении эмоций. Для них характерны:

  • «общие формы» движения – виртуозные пассажи, гармонические фигурации, то есть движение по звукам аккордов;
  • секвентное развитие небольших мелодических ячеек;
  • свободная смена темпов, различных по характеру эпизодов;
  • яркие динамические контрасты.

Каждый полифонический цикл Баха обладает своим неповторимым обликом, индивидуальным художественным решением. Общим же, и обязательным принципом является гармоничное единство двух составляющих его частей. Это единство не ограничивается общей тональностью. Так, например, в самом популярном баховском органном цикле – Токкате и фуге d-moll – единство композиции вытекает из многосторонних внутренних связей токкаты и фуги.

Музыка токкаты производит впечатление могучей силы, мятежности. Величавая патетика захватывает с первых же звуков вступления – небольшого, но очень эффектного, задающего тон всему дальнейшему. Тема вступления начинается как бы сразу с кульминации («вершины–источника»), на ff, в мощном органном унисоне. Она основана на декламационных, ораторских, призывных интонациях, которые благодаря сильной звучности и многозначительным паузам звучат очень внушительно.

Те же интонации лежат в основе темы фуги – спуск по гамме минорного лада от V ступени к вводному тону. Благодаря безостановочному остинатному бегу 16-х музыка фуги имеет характер активный, энергичный, моторный. В ее теме есть явное сходство и со вторым разделом токкаты – наличие скрытого двухголосия, многократное повторение звука «ля», одинаковый ритмический рисунок. По-существу, обе темы воспринимаются как два варианта одного тематического материала (тема фуги – как зеркальное отражение 2-го раздела токкаты).

В более крупном плане единство токкаты и фуги заложено в самой композиции цикла. Кульминацией всего произведения является заключительный раздел фуги – большая кода патетического характера. Здесь возвращаются образы токкаты, а полифонические приемы уступают место гомофонно-гармоническим. Вновь звучат массивные аккорды и виртуозные пассажи. Таким образом в цикле возникает ощущение трехчастности (токката – фуга – токкатная кода).

Кроме того, в фуге d-moll есть еще одна особенность, подчеркивающая ее родство с токкатой – обилие интермедий. Интермедии в основном состоят из «ломаных» аккордов, их секвентного развития. Благодаря этому полифонический стиль фуги несколько приближается к гомофонно-гармоническому, перекликаясь с импровизационной манерой токкаты.

Объединение двух частей полифонического цикла может основываться не на родстве, а наоборот, на ярком контрастном сопоставлении их музыкальных образов. Так выстроен, например, g-moll-ный органный цикл.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Опытный компьютерщик
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: