Демографические показатели

Что значит демографический портрет

Как проводится статистический анализ демографических данных?

Статистический анализ демографических данных является важным инструментом для изучения населения и его структуры. При проведении такого анализа используются различные методы и техники, которые позволяют получить информацию о демографических показателях и их изменениях во времени и пространстве.

Изначально, для проведения статистического анализа демографических данных необходимо собрать информацию о населении, его составе и характеристиках. Эти данные обычно представлены в виде таблиц или баз данных, которые содержат информацию о различных демографических переменных, таких как возраст, пол, регион проживания и др.

Следующим шагом является обработка и анализ данных. В ходе этого процесса используются различные статистические методы, такие как среднее арифметическое, медиана, мода, дисперсия и др. Статистические методы позволяют описать и интерпретировать данные, а также выявить закономерности и связи между ними.

Одним из основных методов статистического анализа демографических данных является декомпозиция, которая позволяет разложить общие показатели на составляющие и изучить их влияние друг на друга. Например, с помощью декомпозиции можно определить вклад различных возрастных групп в общую рождаемость или смертность.

Многие демографические показатели представлены в виде сравнительных таблиц или графиков. Использование таблиц и графиков позволяет наглядно представить данные и визуализировать полученные результаты. Кроме того, с помощью графиков можно выявить тренды и изменения в демографических показателях во времени.

В процессе статистического анализа демографических данных также важно учитывать различные факторы, влияющие на демографические показатели. Например, возраст, пол, образование и социально-экономический статус могут оказывать влияние на рождаемость, смертность, миграцию и другие демографические явления

В итоге, статистический анализ демографических данных позволяет получить информацию о состоянии и динамике населения, выявить причины и факторы, влияющие на демографические процессы, а также разработать стратегии и меры для регулирования и управления населением.

Где население России молодое, а где — старое?

Самый простой способ анализа возрастной структуры это выявление доли во всём населении:

— лиц моложе трудоспособного возраста (0—15 лет) — детей и подростков;

— лиц в трудоспособном возрасте (16—59 лет для мужчин и 16—54 года для женщин);

— лиц старше трудоспособного возраста (мужчины 60 лег и старше, женщины 55 лет и старше — с этого возраста граждане России имеют право получать пенсию по старости). В целом для населения России соотношение «дети — трудоспособные — пожилые» составило в 2012 г. примерно 16% — 61% — 23%.

На демографическую ситуацию в регионах России влияет их неравномерный переход к современному типу воспроизводства, а также различная направленность миграций. Возрастной состав населения регионов России отражает их демографическую историю (рис. 16).

Источник

Зрелость подростков

Подростковый возраст считается одним из самых сложных как в психологии, так и в социологии. Именно в этот период происходит активное формирование личности. Вот основные ценностные показатели социальной зрелости подростков:

Моральные нормы. Сдвиги в интеллекте человека, достигшего подросткового возраста, позволяют ему усваивать общепринятые моральные нормы, а также руководствоваться ими в своей деятельности и судить на их основе о поведении других людей. Кроме того, формируются собственные убеждения, которые составляют моральный облик.
Мировоззренческие установки. По мере умственного развития происходит расширение кругозора и формирование теоретических интересов. Подросток начинает осознавать себя как часть социума и постепенно подходит к выбору будущего места в нем. Этим определяются основные мотивы деятельности.
Коллективизм. Подростки, как правило, стремятся продемонстрировать и доказать свой вес и значимость во взрослом обществе. Тем самым они стремятся к коллективной жизни и деятельности. Формируются навыки сотрудничества с сохранением независимости суждений.
Социальная ответственность. Общаясь с окружающими, подростки часто попадают в ситуации, вынуждающие их к самостоятельному принятию решений. Этот процесс сопровождается рассмотрением альтернатив с выбором наилучшей. Причем за сделанный выбор подросток несет индивидуальную ответственность.
Самооценка

Для подростка важно объективно оценивать свои достижения в значимых для них видах деятельности. Таким образом происходит переориентация

Внутренняя оценка становится важнее внешней.
Смысл жизни. С наступлением подросткового возраста индивид начинает работать над раскрытием своего внутреннего мира. Именно в познании самого себя и поиске своего предназначения кроется смысл жизни индивида в юном возрасте.
Семья. С наступлением подросткового возраста отношения с членами семьи начинают выстраиваться по-новому. Как правило, стремление найти свое уникальное «Я» сопровождается осложнением взаимоотношений с родителями. Тем не менее семья продолжает играть определяющую роль в формировании личности.

Как он определяет структуру населения?

Демографический портрет является одним из важнейших инструментов для определения структуры населения. С его помощью можно изучать возрастные, половые, социально-экономические и прочие характеристики населения.

В первую очередь, демографический портрет позволяет увидеть долю молодежи, пожилых и трудоспособного населения

Это важно для определения социально-экономической стратегии развития государства и для оценки потребности в социальных услугах разных групп населения

Кроме того, демографический портрет показывает соотношение мужчин и женщин, что важно для определения гендерных особенностей населения и стратегии в области здравоохранения. Наконец, демографический портрет позволяет обнаружить тенденции изменения структуры населения

Например, если в ходе исследования станет ясно, что соотношение трудоспособного и пенсионного населения сильно изменяется в пользу последнего, это может стать сигналом к принятию соответствующих мер по улучшению демографической ситуации в стране

Наконец, демографический портрет позволяет обнаружить тенденции изменения структуры населения. Например, если в ходе исследования станет ясно, что соотношение трудоспособного и пенсионного населения сильно изменяется в пользу последнего, это может стать сигналом к принятию соответствующих мер по улучшению демографической ситуации в стране.

Два с половиной гектара

Шесть миллиардов чего бы то ни было очень трудно вообразить. Но и без особого воображения можно понять, что число людей на планете просто колоссально. Если на живой вес это примерно 300 миллионов тонн. А если взять и поделить площадь земной суши на численность населения планеты, то на каждого человека придется всего-навсего два с половиной гектара территории любой территории, включая горы, ледники, пустыни, болота и прочие неудобицы. М-да, негусто, Пройдет еще какое-то время и вообще повернуться будет негде. Может ли такое случиться? Реально ли подсчитать, сколько нас будет через «какое-то время» например, в XXI веке? И сколько вообще ДОЛЖНО быть на планете Земля?

Прежде чем попытаться ответить на эти непростые вопросы, давайте разберемся, а сколько нас было до сих пор.

По некоторым оценкам, за всю историю цивилизации на Земле успело прожить 100 миллиардов человек. Чисто хронологически дело обстояло следующим образом. В тысячном году до нашей эры численность разумных обитателей планеты Земля составляла около 100 миллионов человек (это население нынешней Нигерии). К началу эры население планеты удвоилось (сейчас примерно столько же людей живет в одной Индонезии), но, разумеется, не успокоилось на достигнутом и двинулось дальше в будущее все с той же неспешной скоростью чуть больше десяти человек в час. За первое тысячелетие новой эры прирост составил опять-таки сто миллионов. Во втором тысячелетии темп постепенно убыстряется, К середине XVII столетия на Земле набралось уже 500 миллионов человек (это около половины нынешней Индии), а примерно в 1804 году земляне «распечатали» свой первый миллиард. Заметим: к этой цифре цивилизация шла много тысячелетий. О дальнейшем процессе уже не скажешь: «шел». В XX веке история народонаселения понеслась вскачь. 1927 год второй миллиард. 1960 год третий. Проходит всего-навсего 14 лет и на Земле уже четыре миллиарда людей. Спустя 13 лет в 1987 году пять миллиардов. А еще через 12 лет это уже наше время, год, 1999-й, добро пожаловать на планету, шестимиллиардный обитатель!

Вы обратили внимание? Мало того, что население планеты удвоилось меньше чем за сорок лет, но и срок прироста каждого нового миллиарда сокращается: каждый раз он убывает на год. Неужели так и будет продолжаться: седьмой миллиард через 11 лет, восьмой через 10..

Оставаясь в рамках этой линейной логики, нетрудно подсчитать, что, начиная с 2064 года, человечество, став шестнадцатимиллиардным, будет прибавлять по миллиарду в год, а потом и больше. Ужас!

Я сразу хочу успокоить читателей. Ничего такого, надо полагать, не произойдет. Динамика народонаселения непростая штука, она подчиняется очень сложной математике (и, разумеется, не только математике), и с линейной меркой к ней подходить нельзя.

Этапы проведения проекта

Неделя 1. Актуализация

ДЛЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБЩЕЕ ЗАДАНИЕ

  • 14 января.
    • 8.00 — 14.00 Регистрация.
    • 14.30 Скайп-чат
    • Задание 1. Сделайте фотографии, видеосюжеты, которые подтверждают существование демографической проблемы в вашей местности. (Разместите в социальных сервисах — Пикаса, Ютьюб и т.д., а ссылки поместите на странице Виртуального класса)

Рассмотрение различных аспектов проблемы

15 января. Начните заполнение таблицы. Закончите работу с таблицей к 21 января.

Причины существования демографических проблем

Мы думаем Мнение школьников Мнение взрослых Мнение авторов различных информационных источников
. . . .
  • 16-18 января. Работа с поисковыми системами.
    • Найдите информацию по теме. Не забудьте забобрить материал, который на ваш взгляд является необходимым. Обязательно пометьте сайт тегом
    • Дополните последнюю графу таблицы
    • Сформулируйте ключевые слова по изучаемой проблеме
    • Составьте причинно-следственную карту, в сервисе Bubbl.Us. Разместите фотографию карты в этом разделе.
    • На мировой карте (используйте сервис Googlmap) отметьте самые проблемные регионы мира и России.
    • Что такое качество жизни?
    • Почему Норвегия занимает 1 место по качеству жизни? какие страны занимают так же лидирующее положение?
    • На каком месте по качеству жизни занимает Россия?
  • 18 января.

    Заведите бюро по сбору доказательств. Тема: «Все страны переживают неблагоприятную демографическую ситуацию»

    Познакомьтесь с работой других команд. В разделе «Обсуждение» этой статьи отметьте, какие данные совпадают с вашими, в чем отличие. Попробуйте сформулировать причины совпадений и отличий.

  • ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ ВЫПОЛНЕНО К КОНЦУ НЕДЕЛИ

    • На странице вашего Виртуального класса вы заводите Бюро, размещаете причинно-следственную карту, ссылки на веб-альбом или фотографии
    • Коллективно создаются три статьи «Демографическая проблема» «Демографический кризис» «Демографическая политика»

обратите внимание — не каждая команда пишет статью, а все вместе! дополняя друг друга

Неделя 2. Осмысление материала. Проведение собственных исследований

ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНЯЮТСЯ ЭКСПЕРТНЫМИ ГРУППАМИ

  • Сбор собственной информации по проблеме. Задания на страничках заданий экспертам.
    • Группа «Международные эксперты»
    • Группа «Региональные эксперты»
    • Группа «Эксперты местного сообщества»

Анализ собранных материалов, формулирование выводов на странице Виртуального класса

Неделя 3. Анализ. Систематизация. Рефлексия

ДЛЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБЩЕЕ ЗАДАНИЕ

  • 28 – 29 января.
    • Познакомьтесь с материалами из других Виртуальных классов.
    • Проведите сравнительный анализ информации из разных мест.
    • Выберите линии сравнения стран и составьте сравнительную таблицу:
Линия сравнения Китай США Бенгалия Россия Бразилия Япония
. . . . . . .
. . . . . . .
. . . . . . .
. . . . . . .
. . . . . . .
. . . . . . .
. . . . . . .
  • Скорректируйте причинно-следственную карту
  • Проанализируйте материал, полученный из регионов — участников проекта. Сравните демографическую ситуацию и причины, которые привели к данным результатам.
  • Полученные данные систематизируйте в коллективной статье «Общее и уникальное стран (демографическая ситуация)»
  • Какая демографическая политика проводится в России, вашем регионе?
  • Какие меры необходимо предпринять еще?
Наше мнение Мнение родителей Мнение учителей
. . .

Рефлексия проекта

ГДЗ география 8 класс Алексеев, Николина Просвещение Задание: § 12 Наш «демографический портрет»

Вопросы в конце параграфа

1. Что такое демографическая ситуация?

Демографическая ситуация – это сложившееся в данном районе в данное время соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, отражающееся в половозрастной структуре населения.

2. Согласны ли вы с мнением авторов учебника о том, что половозрастная структура населения является «запечатлённой демографической историей»?

С мнением авторов учебника о том, что половозрастная структура населения является «запечатлённой демографической историей», так как на ней отражаются все спады и подъёмы рождаемости, которые отражают демографическую ситуацию в стране в определённые годы.

3. Выберите верный ответ. Более молодое население проживает:

б) в районах Крайнего Севера

4. Как вы считаете, для чего необходимы знания о возрастном составе населения страны?

Знания о половозрастном составе населения необходимы для строительства социальной инфраструктуры в стране и их финансирования (количество детсадов, школ), подготовке кадров в социальной сфере. Она необходима при планировании пенсионных выплат и формировании пенсионного фонда. Кроме того, она отражает грядущие изменения в половозрастной структуре и помогает прогнозировать её состав для принятия государственных решений в демографической политике.

5. Назовите особенности половозрастной структуры населения России.

Особенности половозрастной структуры населения России: показывает неблагоприятные периоды (демографические кризисы); трудоспособное население преобладает над детьми и пожилыми; доля детей мала, что в будущем приведёт к росту доли пожилых людей; она отражает старение российского населения.

6. Какие различия по возрастному составу населения наблюдаются в отдельных регионах России? Чем это обусловлено?

В отдельных регионах России наблюдаются различия по возрастному составу населения. Доля детского населения преобладает на Северном Кавказе и юге Сибири, где расположены слабо урбанизированные регионы страны. Трудоспособное население наиболее преобладает в Москву и регионах Крайнего Севера, где ведется добыча ресурсов. Пожилое население в основном проживает в центральных, северных и северо-западных регионах европейской части страны.

7. Найдите на половозрастной пирамиде точки, соответствующие вашему возрасту, возрасту ваших родителей, бабушек, дедушек и других родственников.

8. Можно ли утверждать, что продолжительность жизни в России во многом зависит от образа жизни? Как вы считаете, может ли увеличиться продолжительность жизни в России? Что для этого нужно сделать обществу и самому человеку?

Действительно продолжительность жизни зависит от образа жизни. В России продолжительность жизни увеличиться, так как сейчас всё большее количество людей переходят на здоровый образ жизни, появилась программа бесплатной диспансеризации с целью выявления болезней на ранних стадиях, в целом люди стали следить за своим здоровьем. Обществу для этого нужно поменять отношение к правильному питанию, физкультуре и здоровому образу жизни. Сам человек должен следить за своим здоровьем периодически проверяя его, уделять время физкультуре, правильно отдыхать, избегать стрессовых ситуаций, правильно питаться.

9. В одном из посланий Федеральному собранию Президент России назвал одной из самых острых проблем современности демографическую проблему. В качестве задач, направленных на преодоление демографического кризиса, были названы: 1) снижение смертности; 2) эффективная миграционная политика; 3) повышение рождаемости. Выскажите своё отношение к данной проблеме.

Снижение смертности в качестве задачи по выходу из демографического кризиса не должно быть приоритетным, так как низкая смертность не приведет к демографическому подъёму

Правильнее сказать «снижение детской и младенческой смертности и смертности среди населения половозрелого возраста», что действительно важно для преодоления демографического кризиса. Эффективная миграционная политика, как задача для решения демографической проблемы должна касаться процессов репатриации из эмиграции наших соотечественников, либо правильная политика, которая исключит выезд наших граждан заграницу на постоянное место жительство

Задача повышения рождаемости является главной и определяющей. Однако необходимо помнить, что при увеличении рождаемости нужно подготовить будущие места в детсадах, школах и больницах, подготовить новые и квалифицированные кадры в области образования и медицины.

Источник

Разная плотность населения

Согласно прогнозам, в Азии, Африке и Латинской Америке ожидается рост населения. Как минимум, это грозит России снижением ее места в мировой демографической иерархии — если сегодня наша страна занимает место в первой десятке стран по населению, то к 2050 году ситуация может резко измениться.

Однако, куда большую опасность для страны несет разная плотность населения на ее территории. Сегодня Россия – это самая большая по площади страна в мире, но благоприятной для жизни считается только 30% ее территории. Наиболее плотно заселено историческое ядро России и Северный Кавказ. Наименее заселена восточная – зауральская часть страны.

Если население в последней продолжит сокращаться, а демографическое давление соседских азиатских государств будет нарастать, то ситуация может выйти из-под контроля.

Плотность населения России. Иллюстрация книги «Матрица ландшафта»

Что это такое

Понятие социальной зрелости подразумевает состояние личности, которое характеризуется целостностью взглядов, предсказуемостью поведения, социальной направленностью жизнедеятельности. Иными словами, можно сказать, что это способность личности правильно воспринимать себя и окружающих. Также речь идет о самостоятельности, которая выражается в способности самостоятельно принимать жизненно важные решения без помощи и одобрения со стороны окружающих.

Тем не менее не стоит заблуждаться по поводу того, что социальная зрелость сопровождается отсутствием нужды в контактах с другими людьми. Более того, зрелый человек умеет сопоставлять свой опыт с опытом окружающих, а также трезво воспринимать оценки своей деятельности. Однако окружающие значимые люди могут быть лишь советчиками или критиками, а не вершителями помыслов и поступков. Можно сказать, что с момента наступления зрелости человек становится полноправным членом общества.

Некоторые исследователи склоняются к такому мнению, что социальная зрелость выражается в неких внутренних установках, которые заставляют личность концентрироваться только на тех ценностях, которые имеют позитивное влияние на развитие человека. В частности, формируется рациональное отношение к материальным средствам. Человек воспринимает деньги как средство удовлетворения потребностей, а не как предмет фетиша.

Краткая аннотация проекта

Еще в 14 веке В.Вундт доказал, что при пассивном восприятии готовых понятий появляется физиологическое чувство страдания, а при активном напряжении, стремлении к определенной цели появляется чувство удовлетворения. Поэтому необходимо, чтобы ребенок на уроке развивался, творил, сам строил свои знания. Одним из способов познания мира является исследование. Руководители проекта будут помогать, создавая условия для освоения разнообразных, сложных и в тоже время увлекательных способов работы, оставаясь в тени.

Проект посвящен одной из глобальных проблем человечества — демографической.

Школьники увидят, что могут самостоятельно достигать результата и получать удовольствие от успеха. Дети будут работать с разными источниками информации, самостоятельно строить свои знания, критически сопоставлять различные позиции, принимать взвешенные, аргументированные решения. Это пригодится для успешной деятельности в изменяющемся мире, каждому необходимо научиться принимать самостоятельные и осмысленные решения, работать с информацией.

Работая в группе или коллективе, дети будут продолжать учиться принимать на себя разные социальные роли, общаться и выполнять работу совместно с другими, принимать совместные решения – это является основным условиям для эффективного решения учебных задач. Эти умения помогут им и за пределами школы, ведь совместная деятельность занимает значительную часть сознательной жизни человека.

Мы уверены, что именно в проектах развивается весь комплекс качеств, которые необходимы человеку для успешности в любой сфере деятельности.

Решение проблем на примере демографии

Российская Федерация сформировалась и существует за счет мощного стержня – комбинации славянского и финно-угорского населения, получившего этническое обозначение «русские». Но есть существенная проблема – его численность безостановочно падает. Даже в самый лучший год этого десятилетия, когда наблюдался прирост населения по стране, оно уменьшилось на 136 тысяч людей. После того как дана социально-демографическая характеристика семьи для данной группы населения, можно отметить в первую очередь:

  1. Невысокий уровень рождаемости. Как правило, в семьях есть по одному или двое детей. Много бездетных (таковых около 20% от общей численности).
  2. Большое количество людей, которые не заводят семьи.
  3. Колебания в размере поколений.

Исходя из третьего пункта, была проведена социально-демографическая характеристика молодежи. И здесь открываются печальные перспективы: сейчас набирает обороты влияние ситуации, произошедшей в девяностых годах. Учитывая влияние послевоенного бума рождаемости, чтобы компенсировать потери населения, которое сейчас массово умирает, необходимо обеспечить рождаемость не просто на уровне воспроизводства (2,15-2,3 ребенка на одну женщину), но и подстегнуть едва ли не к показателю в три ребенка. Что, по существу, обозначает увеличение, чуть ли не в два раза. Причем это все не упирается исключительно в одно желание иметь детей. Необходимо обеспечить места в роддомах, детских садах, школах и так далее.

Еще термины по предмету «Торговое дело»

Консьюмеризм

деятельность всякого рода ассоциация и организаций потребителей, имеющая целью заставит государственные власти и производителей принимать во внимание интересы и точку зрения потребителей

Марочное название (Brand name)

марочное имя, часть марки, которую можно произнести вслух.

  • Демографическая нагрузка

  • Демографические инвестиции

  • Демографические коэффициенты

  • Демографическая статистика

  • Демографический прогноз

  • Демографическое обследование

  • Таблица демографическая

  • Таблицы демографические

  • Демографическая инерция

  • Демографическая ловушка

  • Демографическая революция

  • Демографический кризис

  • Демографический переход

  • Демографический сдвиг

  • Демографическое старение

  • Демографические изменения

  • Демографический фактор

  • Сегментирование демографическое

  • Безопасность демографическая

  • Угрозы демографические

Статистическое исследование состава и структуры населения

Анализ демографических данных основан на изучении различных групп людей в соответствии с различными характеристиками, что позволяет получить информацию о составе населения. Этот подход позволяет охарактеризовать население с точки зрения его демографических, этнических, социально-экономических и территориальных характеристик. Изучение структуры населения по различным признакам позволяет определить, какие группы составляют основу населения. Оценка количественного представительства каждой группы в общей численности населения основана на процентном соотношении или доле (в долях единицы).

Исследование проводится путем расчета следующих групп показателей:

  1. Состав и структура населения по гендерному признаку. Для анализа полового состава населения, статистика использует различные показатели, которые позволяют получить обобщенную информацию. Один из таких показателей — абсолютная численность мужчин и женщин. Этот показатель является основой для расчета баланса трудовых ресурсов, потребления и других важных аспектов. Еще одним показателем является удельный вес каждого пола в общей численности населения. Этот показатель позволяет определить долю мужчин и женщин в общей популяции. Также важным является отношение числа лиц одного пола к численности другого пола. Этот показатель помогает понять динамику изменения соотношения мужчин и женщин в разных группах населения.
  2. Состав и структура населения по возрастным параметрам. Для изучения возрастного состава населения используются различные интервалы: однолетние, пятилетние и иногда даже десятилетние. В статистике обычно возраст измеряется в целых годах, представленных в виде целых чисел. Для наглядного отображения структуры населения по полу и возрасту используется половозрастная пирамида. Эта диаграмма строится следующим образом: на вертикальной оси отображается шкала возраста с указанием однолетних, пятилетних или десятилетних интервалов, а на горизонтальной оси — численность или удельный вес населения каждого возраста. Женщины отображаются справа, а мужчины — слева. Таким образом, анализ полового и возрастного состава населения позволяет получить ценную информацию о структуре и динамике населения, которая может быть использована для различных расчетов и планирования.
  3. Трудовая структура населения. В этом случае исследуются, как абсолютные показатели трудового состава населения, так и реализуется расчет относительных коэффициентов.

    Рисунок 1. Трудовая структура населения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  4. Состав и структура населения по уровню образования.

  5. Состав и структура населения по этническим показателям.
  6. Структура населения по источникам средств существования граждан.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Опытный компьютерщик
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: