Дубль-диезы и дубль-бемоли по буквенной системе
Когда дело касается двойных углублений и углублений, то есть двойных острых и двойных плоских знаков, принцип их отражения в буквенной системе очень прост и логичен. Двойной диез — это два диеза, что означает два суффикса IS — ISIS, двойной диез — это два бемоля и, следовательно, два суффикса ES — ESES. Кроме того, правило двойного плоского звука также применяется к звуку SI-DOUBLE-BEMOLE, который в данном случае обозначается по общему правилу — HESES.
Таким образом, с помощью буквенной системы можно обозначать не только основные звуки, но и диезы с бемольями, а также дупли и диезы. Подведем итог всем этим соглашениям об именах в таблице:
Ноты
В переводе с латинского языка, слово нота означает «знак» или «метка». Наравне с буквами алфавита, ноты – это графические символы. Находясь на нотном стане, нота обозначает конкретный звук и его протяженность. По изображению ноты вне нотоносца, мы можем судить только о ее протяженности. То как долго звучит нота называется длительностью, о ней-то мы и поговорим.
Длительности нот
Перед тем как мы начнем, представьте: вам дали яблоко и попросили съесть его как можно быстрее. На это у вас уйдет какое-то количество времени. А теперь представьте, что вам дали не целое яблоко, а всего половину. Логично, что с половиной вы справитесь в два раза быстрее. А теперь вам предложили съесть четверть яблока — вы управитесь в 4 раза быстрее и так далее.
А теперь посмотрите на основные длительности и внимательно прочитайте названия.
А вот как выглядит деление нот.
Целая – самая протяженная длительность.
Половинная – длительность, звучание которой в два раза короче целой. Четвертная – в два раза короче половинки и в четыре раза короче целой.
Восьмая – длительность, по протяженности звучания в 2 раза короче четверти, в 4 раза короче половинки и т.д. Для того чтобы заполнить восьмушками (так их еще называют) время звучания целой ноты, их потребуется целых 8 штук.
Существуют и более мелкие длительности, такие как шестнадцатые, тридцать вторые и шестьдесят четвертые. Но о них вы можете узнать в статье «Ноты и длительности».
Сразу надо сказать, что восьмые и более мелкие длительности могут объединяться в группы и их внешний вид будет несколько меняться.
Так будут выглядеть восьмые объединенные в одну группу.
Пока все ясно597Не все понятно163
Два ключа
Скрипичный ключ
Скрипичный ключ, иначе известный как G Clef, — один из самых узнаваемых символов в нотной грамоте. Он выглядит как большой, причудливый курсивный символ и располагается в крайнем левом углу вашего посоха. Подобно легенде на карте, ваш скрипичный ключ укажет вам, в каком диапазоне играть на вашем инструменте.
Скрипичный ключ предназначен для более высоких диапазонов, как вокальных, так и инструментальных, отсюда и название «скрипичный».
Следует запомнить несколько различных качеств трезвучий.
Для начала, в трезвучии есть вихрь, который огибает линию, обозначающую ноту G, поэтому его часто называют G Clef.
Есть ноты, которые располагаются на линиях и пробелах скрипичного ключа:
- Пять линий, идущих снизу вверх, обозначают ноты E, G, B, D и F. Чтобы запомнить, где находятся эти ноты, можно воспользоваться мнемоническим приемом: E very G ood B oy D eserves F udge.
- Четыре пробела, расположенные снизу вверх, обозначают ноты F, A, C и E. Один из мнемонических приемов, который вы можете использовать для запоминания того, где находятся эти ноты, заключается в том, что на них пишется слово FACE.
Басовый ключ
Для низких голосов и инструментов басовый ключ — то, что нужно!
Люди часто называют этот гриф F Cle f, благодаря тому, что две маленькие точки на басовом грифе расположены чуть выше линии, обозначающей ноту F.
Как и в скрипичном, здесь есть ноты, которые располагаются на линиях и пробелах басового диска:
- Пять линий, идущих снизу вверх, обозначают ноты G, B, D, F и A. Чтобы запомнить, где находятся эти ноты, можно воспользоваться мнемоническим приемом: G ood B oys D eserve F udge A lways .
- Четыре пробела, расположенные снизу вверх, обозначают ноты A, C, E и G. Одно из мнемонических устройств, которое вы можете использовать, чтобы запомнить, где находятся эти ноты, — A ll C ows E at G rass.
Заметим, что в западной музыке есть еще два других вида грифа, включая альтовый и теноровый, но они не часто используются в обычной жизни. В рамках данной статьи мы сосредоточимся на двух наиболее распространенных вариантах.
Соединяя шесты вместе
При просмотре нот для фортепиано вы часто обнаружите, что две нотные линейки соединены вместе, а скрипичный ключ расположен над басовым. Также вероятно, что при игре на фортепиано вы будете играть ноты басового клифа левой рукой, а ноты скрипичного клифа — правой.
Когда эти два посоха соединены вместе, мы называем их большим посохом.
Сокращенное нотное письмо
Сокращенная нотная запись облегчает чтение нот, особенно если вы используете большое количество повторений одних и тех же тактов с небольшими вариациями.
Реприза — повтор замеров. В этом случае при изменении части измерений используется вольт с одной цифрой, что соответствует циклу повторения.
— Знак, специальный знак, используемый с аббревиатурой От знака.
— Coda, окончание песни, используется в сочетании с сокращениями DS и DC
— Da capo, указывает отрывок в начале музыкального произведения, обычно используется с пояснением: в конце — в конце или в коде — на знаке «код».
— От знака переход к знаку «Знак», также используется: в конце — в конце, в хвосте — к знаку «Код».
— знак используется, если необходимо повторить одно или несколько мероприятий.
— знак используется для повторения мелодического рисунка в одном такте.
Чтобы повторить ноту или аккорд, используйте следующие обозначения:
Тремоло — быстрое, равномерное, чередование двух звуков или созвучий:
Чтобы удвоить одну ноту на октаву, они пишут цифру 8 — это означает, что вам нужно добавить аналогичную ноту к основной ноте, играя на октаву выше:
Если вам нужно сыграть ноты на октаву выше, используйте запись (8va ————— ¬), чтобы сыграть на октаву ниже (8vb ————— ¬). Конечно, проигрываются только ноты, над которыми играется пунктирная линия. Если вам нужно сыграть ноты на 2 октавы выше или ниже, используйте запись (15 мб или 15 мб ——¬).
Как читать музыкальные символы
Вот наиболее распространенные символы, которые вы, вероятно, увидите, и что они означают.
Лиги
Лига может означать две разные вещи. Если изогнутая линия соединяет две ноты одинаковой высоты, это называется связью:
Это означает, что вторая нота является продолжением первой ноты. Другими словами, вы продолжаете удерживать первую ноту и не играете ее снова.
Лига может соединять ноты вместе в одном такте, а также переносить их на следующий такт, как показано ниже:
В приведенном выше примере последняя нота в такте продолжает звучать в течение двух ударов во втором такте.
Чтобы вычислить общую длину ноты, вы суммируете длины всех нот (более двух нот могут быть связаны вместе).
Если изогнутая линия соединяет разные ноты вместе (две или более), это обозначение для легато.
Легато – это когда вы играете правой рукой первую ноту, но не играете ударом следующие ноты. Приемы игра хаммер, пул, слайд и теппинг – все это формы легато.
Иногда в нотах используются буквы H или S вместе с изогнутой линией, чтобы указать вам, как играть приемы пул или хаммер.
В приведенном выше примере вы играете ноту G, затем без удара нажимаете на A. Затем вы играете ноту B и без удара нажимаете на C.
Если вы видите наклонную линию, соединяющую ноты, а также изогнутую линию, как показано ниже, это говорит о том, что вам нужно воспроизвести слайд.
Буквы sl. также может отображаться для обозначения слайдов.
Знаки повтора
Когда часть песни повторяется снова и снова (например, рифф, который повторяется на протяжении всей песни), вместо того, чтобы писать такт снова и снова, можно использовать знак повтора.
Знак повтора состоит из двух частей: начала и конца, как показано ниже:
Двойные вертикальные линии и две точки используются в начале и в конце раздела, который нужно повторить.
Приведенный выше пример говорит нам сыграть четыре ноты, затем снова сыграть четыре ноты, прежде чем переходить к следующему такту.
Если такт нужно повторить более двух раз, он сообщит вам цифру над знаком окончания повтора, как показано ниже:
Этот пример говорит нам повторить такт три раза, прежде чем продолжить.
Альтернативные окончания (вольты)
Довольно часто что-то повторяется несколько раз, а затем при последнем повторении происходит небольшое изменение.
Вместо того чтобы выписывать весь раздел целиком, мы можем использовать альтернативные окончания, чтобы повторить все, кроме последнего такта.
Приведенный выше пример означает, что первые три раза вы повторяете первые два такта. Затем, в четвертый раз, вы играете первый такт, затем пропускаете все что в скобке и играете третий такт.
Цифры говорят вам, что играть при каждом повторении. Вот почему мы играем третий такт (обозначенный цифрой 4) при четвертом повторении и пропускаем второй такт (обозначенный цифрой 1-3).
Альтернативные окончания (вольты 1-я и 2-я) поначалу могут показаться запутанными, но они значительно облегчают чтение нот, поскольку вы можете серьезно сократить количество страниц, необходимых для записи песни.
Аппликатура
Ноты могут содержать несколько советов о том, какие пальцы использовать. Это называется аппликатура.
В приведенном выше примере число рядом с первой нотой является рекомендацией, какой палец использовать.
Указательный палец равен 1, средний палец равен 2, безымянный палец равен 3, а мизинец равен 4.
Иногда большинству нот присваиваются номера, но чаще всего первый номер партии обозначается цифрой. Затем вам нужно самостоятельно разобраться с остальными пальцами.
Обычно, как только вы знаете, с какого пальца начинать, довольно легко разобраться с остальным.
Номера струн
Ограничение стандартной нотации заключается в том, что ноты на нотоносце не указывают, где их играть на грифе.
Например, ноту ми 1 ой струны можно сыграть в шести разных позициях (если у вас гитара с 24 ладами).
Ноты могут подсказать вам, на какой струне должна быть сыграна нота, используя число в круге.
В приведенном выше примере первая нота должна быть сыграна на пятой струне.
В стандартной нотации используется множество других символов, но приведенных выше примеров должно быть достаточно, чтобы понять как читать ноты для гитары.
Поскольку большинство нот, доступных сегодня, представляют собой комбинацию стандартной нотации и гитарной табулатуры, вы можете найти полезным изучение обоих методов.
Ознакомьтесь с этим руководством, чтобы узнать, как читать гитарную табулатуру. Многие символы, используемые в стандартной нотации, также применяются в табулатурах.
Если вы будете разучивать песни, в которых используется много аккордов, убедитесь, что вы знаете, как читать диаграммы аккордов, прочитав это руководство.
Спасибо за ваше внимание. Всем приятного обучения!. 62 840
62 840
Правила буквенного обозначения нот
Буквенные обозначения нот и тональностей имеют происхождение от латинского алфавита. Многие путают английские буквы с ними, но стоит запомнить, что они взяты из латиницы. Ранее в Древней Греции начали использовать буквы своего алфавита, но в результате эволюции люди решили, что латинские больше подходят.
Неполные звуки имеют в наименовании дополнительные знаки – диез и бемоль. Как видно из таблицы, некоторые ноты имеют одинаковое звучание, но название у них отличается. Это нужно для того, что в игре гамм при восходящем движении обозначаются ноты с диезом, а при нисходящем наоборот. Также один и тот же звук по – разному обозначается в энгармонических гаммах.
B и H: нота си
Звук Си у многих вызывает недоумение в тех случаях, когда она встречается в записи как B, а иногда как H. И то, и другое обозначение верно, но стоит разобраться, в чем же разница, чтобы избежать путаницы.
Музыкальные учебники стран Англии приняли на базу обозначение ноты Си, как B, соответственно, си-бемоль будет B♭. А вот немецкие учебники и русскоязычные приняли за обозначение ноты Си букву H, а вот Си-бемоль как раз обозначают буквой B.
Поэтому при игре произведение букву H стоит считать Си, а вот под B может пониматься как Си-бемоль, так и Си, поэтому необходимо рассмотреть оба варианта и выбрать наиболее гармонически верный.
Разница между диезом и бемолем
Диез и бемоль – это знаки альтерации. Они необходимы для того, чтобы повысить или понизить звук на полтона. Диез делает звук выше на полтона, а бемоль – наоборот.
Иногда бывает так, что нота звучит одинаково, но в письменной записи имеет различное написание. Это связано с тем, что для определенных тональностей необходимо написание ноты с бемолем, а для некоторых с диезом, хотя нота звучит одинаково.
Диез
Перед тем как мы познакомимся с диезом и научимся его использовать, взгляните на него:
Он выглядит как решетка на клавише телефона или небольшая лесенка. Название этого знака происходит от греческого слова «диеса», что переводится как «острый».
Диез повышает звук ноты на полутон. Как мы сказали, альтерация – это понижение или повышение основных ступеней звукоряда, БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ ИХ НАЗВАНИЙ. Следовательно, черная клавиша будет называться так же, как основная ступень, но со словом «диез». Произнося вслух название альтерированной ноты, мы будем говорить: «До диез», «Ре диез» и т. д. Но, в отличие от произношения, в нотной записи принято знак ставить ПЕРЕД нотой.
На изображении ниже вы увидите, как располагаются диезы на клавишах пианино и как они изображаются на нотном стане:
Обратите внимание, что черных клавиш 5 в то время как белых – 7. Между нотами Ми и Фа нет черной клавиши, также как между нотами Си и До
Это делит черные клавиши на группы по 2 и три, что очень удобно для визуального восприятия и позволяет быстро ориентироваться пианисту на клавиатуре.
Но из-за отсутствия двух черных клавиш Ми диез находится на клавише Фа, а Си диез – на клавише До. Это происходит потому, что расстояние между нотами Ми и Фа, Си и До составляет полтона.
Получается, Ми диез звучит как нота Фа, а Си диез – как До. Это явление, когда один и тот же звук обозначают разными нотами, называется «энгармонизм». Его можно сравнить со словами омонимами – одинаковыми по звучанию, но разными по значению.
Дубль-диез
Существует такой знак альтерации, который называется дубль-диез. Он дважды повышает ноту. То есть изменяет звучание на целый тон. Если в нотах вы увидите, скажем, ля дубль-диез, то на клавиатуре надо будет нажать клавишу Си. Это яркий пример энгармонизма. Выглядит дубль-диез как крестик, но с расширенными концами:
А вот так дубль-диез выглядит в нотах:
Музыкальные штрихи
Музыкальный справочник гласит: Штрих – это способ извлечения звука на музыкальных инструментах. Если на пианино звукоизвлечение зависит от манеры прикосновения к клавишам, то на скрипке все зависит от прикосновения смычка к струнам. Для каждой группы инструментов (клавишные, ударные, струнные и пр.) приемы извлечения звука будут разными. Эти приемы имеют название – туше. С французского языка это означает «касаться», «дотрагиваться».
Есть ряд штрихов, которые возможно выполнить практически на любом инструменте. Но существуют и такие штрихи, которые принадлежат какому-то конкретному инструменту. Например, штрих «пиццикато» возможен лишь на смычковых струнных инструментах. Ниже я приведу примеры нескольких музыкальных штрихов.
Дуга, нарисованная под нотами, называется лигой. Звук этих нот плавно перетекает из одного в другой. Такой штрих имеет название «Легато»:
Точки под каждой нотой означают, что звук таких нот должен быть коротким, отрывистым. Термин, описывающий такой прием, зовется «Стаккато»:
Есть масса других музыкальных штрихов, с которыми вы можете познакомиться самостоятельно.
Ноты на клефах
Теперь, когда у вас есть представление о пробелах и линиях на этих двух ладах, мы поговорим о нотах, которые на них расположены.
Ноты состоят из трех основных элементов: головки, стебля и флага (флагов).
Головка ноты имеет форму овала. Она может быть открытой или закрытой. Открытый или закрытый вид дает информацию о длительности ноты.
В то время как одна нота в нотной записи представлена одной нотной головкой, несколько головок, поставленных друг на друга, сигнализируют игроку об одновременной игре нескольких нот. Именно так мы записываем аккорды.
Далее у нас есть ножка, которая крепится к головке ноты
Обратите внимание, что направление ножки (вверх или вниз) зависит от того, насколько высоко или низко расположена нота на колке. Как правило, если нота находится выше центральной линии колка ( B в скрипичном регистре или D в басовом регистре), ножка будет направлена вниз
Если же нота находится ниже этих линий, то ножка будет направлена вверх.
Направление стержня никак не влияет на ноту. Он нужен исключительно в эстетических целях, чтобы ноты было легче читать.
Самая важная часть стебля — это то, что находится на вершине, то есть флаг.
Флажок — это штрих, который изгибается вправо от ноты, независимо от того, обращена ли нота вниз или вверх. Длительность ноты зависит от количества флажков на стебле. Чем больше флажков, тем короче значение ноты или ее длительность.
Сложив все эти элементы вместе, вы получите информацию о времени или нотных значениях для заданных нот, измеряемых в тактах или долях такта.
Как читать ритм
На данный момент вы узнали, как читать ноты и как найти эти ноты на грифе.
Теперь давайте узнаем как читать ритм.
Нотация ритма – это символы, используемые для указания нам, как долго играть каждую ноту. Нотация ритма настолько важна, что без этого не имеет смысла изучение нотной грамоты.
Длительности нот
Длительность первой ноты визуально представляет собой не закрашенный круг:
Эта нота называется целой нотой и длится четыре доли. Считается – “раз и два и три и четыре и”.
Если в такте четыре доли (размер 4/4), целая нота будет длиться весь такт.
Если вы видите ноту, которая выглядит как целая нота, но к ней прикреплена вертикальная линия, это называется половинной нотой.
Половинная нота длится два удара. Первая нота будет считаться “рази и два и”, вторая – “три и четыре и”. Штиль ноты может быть направлен вверх или вниз, чтобы ноты выглядели более удобными для чтения (например: у высоких нот штиль будет направлен вниз, а у низких нот будет направлен вверх).
Если кружок половинной ноты закрашен черным, это четвертная нота и длится одну долю – считается “раз и”.
Большую часть времени, когда вы считаете 1 – 2 – 3 – 4 в своей голове в такт музыке вы считаете четвертными нотами.
Если вы видите черную ноту со штилем и хвостом, это восьмая нота, которая длится половину доли. Т.е. на одну четвертную нотуы приходится две восьмых ноты.
Как вы можете видеть выше, восьмая нота может либо иметь хвост в верхней части нотного стана, либо может быть соединена с другой восьмой нотой с помощью ребра (он также может быть соединен со всеми нижеприведенными нотами).
Черная нота с двумя хвостами или двумя соединительными линиями представляет собой шестнадцатую ноту и длится четверть такта.
Вы можете видеть, что каждый тип ноты составляет половину длительности предыдущей ноты.
Мы можем продолжать добавлять хвосты к нотам, чтобы уменьшить длину ноты вдвое.
Так что, если вы видите ноту с тремя хвостами , это тридцатьвторая нота, которая длится одну восьмую долли.
Это может продолжаться до шестьдесят четвертой ноты и далее, но вы вряд ли увидите что-либо после тридцати вторых нот.
Паузы
Все вышеперечисленные символы используются, чтобы указать вам, как долго играть ноту. Но как насчет того, когда нам не нужно играть?
Паузы используются, чтобы сообщить вам, сколько по времени вам не играть.
Вот целая пауза, которая длится четыре доли (так же, как целая нота):
Вот половинная пауза, который длится две доли:
При сравнении целых и половинных остальных символов обратите внимание на то, как блоки соединяются со строками. Целая пауза касается второй линии, а половинная находится на третьей
Вот четвертная пауза, который длится одну долю:
Вот восьмая пауза, которая длится половину доли:
Вот шестнадцатая пауза, которая длится четверть доли:
И так далее. В такте можно использовать любую комбинацию вышеуказанных символов, если общая длина пауз и нот составляет правильное количество долей (объяснено позже).
Пунктирный ритм
Вы можете заметить, что длительности вдвое уменьшают или увеличивают длину предыдущей. Но что, если мы хотим сыграть трехтактно или в полтора раза увеличенную длительность ноты?
Есть простой способ сделать это, и он называется пунктирная нота:
Если поместить точку сбоку от ноты, это означает, что данная длительность увеличивается еще на половину от своего значения.
В данном примере показана половинная нота с точкой. Половина от половинной ноты – четвертная. Соответственно данная нота будет звучать 3 доли: “раз и два и” + “три и”.
Рядом с любой нотой или символом паузы может быть точка для изменения длительности.
Ритмические фигурации
Что произойдет, если у вас в такте 4 доли, но вам нужно равномерно сыграть три ноты на весь такт?
Триоль – это когда вы делите ритм на нечетные значения, которые не совпадают с нормальной длиной ноты.
Ритмические фигурации могут быть сложными для начального уровня, поэтому я оставлю примеры базовыми.
Приведенный ниже пример показывает, как вы можете сыграть три ноты, распределенные на четыре доли:
Обычно каждая из вышеперечисленных нот длится две доли.
Скобка и “3” под нотами говорят нам, что мы должны играть их как триоль.
Когда в скобке стоит “3”‘ это называется Триоль. Триоль – это один из множества различных типов ритмических фигурация, и он самый распространенный.
Суть заключается в том, что 3 говорит нам играть эти три ноты вместо двух нот.
Вот еще один пример триолей с использованием восьмых нот:
В аудиопримере показано звучание триолей. Первый такт звучат простые восьмые длительности, второй такт – восьмые триоли
Ключевые и случайные знаки
Диезы и бемоли могут быть СЛУЧАЙНЫМИ и КЛЮЧЕВЫМИ. Сперва рассмотрим случайные.
Случайными они называются как раз потому, что встречаются в нотном тексте случайно, непредсказуемо. Такие знаки действуют только в том такте, в котором написаны.
Ключевыми называются знаки, которые написаны в начале произведения, рядом со скрипичным и/или басовым ключом. Действие таких знаков распространяется на все произведение. Например, вы увидели рядом с ключом два бемоля – Си и Ми. Теперь, когда вы встретите ноту Си или Ми, вы будете играть черную клавишу (Си бемоль и Ми бемоль). Действие ключевых знаков (или знаков при ключе, как их еще называют), может отменить бекар. Но он будет являться случайным знаком и будет действовать только в том единственном такте, где написан. Ниже приведем примеры, где есть ключевые, а также случайные знаки:
Откуда взялись названия нот
Существующая система наименований появилась благодаря гимну святому Иоанну «Ut queant laxis», который Гвидо использовал для распевки на музыкальных занятиях. Каждая следующая строчка этого произведения начиналась на ступеньку выше.
Первые шесть нот позже были названы как первые слоги каждой строки гимна, седьмую по аналогии добавили позже из следующей строки того же гимна.
Ut queant laxisResonare fibrisMira gestorumFamuli tuorumSolve pollutiLabii reatumSancte Ioannes
Первый неудобный слог Ut в XVII веке заменили на более мелодичное ДО. Есть мнение, что название ноты произошло от латинского Dominus, что значит – Господь.
Обозначение аккордов
Как было сказано, аккорды всегда обозначаются той нотой, которая является их тоникой, то есть первым звуком. Но есть небольшие правила обозначения, которым подчиняются все аккорды:
- Для минорных аккордов после тоники прибавляется буква m, например, Dm (ре минор);
- Приставку sus2 и sus4 имеют аккорды с задержанием (Asus4);
- Септаккорды имеют обозначение в виде ноты 7 и приставок min и maj, которые конкретизируют функцию аккорда (F7maj);
- Аккорды, обозначенные через слэш имеют отличие в виде замены ноты тоники (C/G);
- Уменьшенные и расширенные аккорды имеют приписку dim и aug (Adim);
- Если аккорд имеет дополнительные добавочные ступени, то после аккорда добавляется цифра такой ступени.
Дубль-диез, дубль-бемоль
Кроме основных знаков альтерации существуют еще дубль-диез и дубль-бемоль. Используются в нотной записи они довольно редко, но все же знать как они выглядят и что делают, совсем не помешает. На нотном стане дубль-диез обозначается как символ , который, как обычно, записывается перед определенной нотой, и означает, что ступень данной ноты повышается на два полутона, т.е. на один тон. К примеру, соль-дубль-диез по высоте будет звучать так же, как и нота ля. А звук ми-дубль-диез будет соответствовать ноте фа-диез, так как между ми и фа всего один полутон. Дубль-бемоль, как вы уже, наверное, догадались, наоборот понижает ступень ноты на один тон. Выглядит он так — , и на нотоносце также находится перед нотой.
Во многих случаях, знаки альтерации записываются в самом начале нотного стана, становясь при этом ключевыми знаками альтерации. Таким образом можно один раз указать на те ноты, ступень которых должна подвергнуться изменению в высоте до самого конца одного скрипичного ключа, а не ставить знаки перед каждой нотой.
Стоит также отметить, что ключевые знаки альтерации действуют не только на ту ноту, находящуюся на линии знака, но также и на тождественные ей ноты других октав. Силу такие знаки сохраняют только до конца скрипичного ключа или же до появления возле ноты другого знака альтерации. Знаки, которые находятся возле самих нот, называются случайными. Они действуют только один такт и на одну октаву, на которой расположена нота.
Такт. Размер. Ритм. Темп. Динамические оттенки
Полоса — это область на посохе между двумя вертикальными линиями. Начало — это неполная мера, но последняя мера также может быть неполной.
Размер — это количество сильных и слабых долей, составляющих долю. Доля может быть: сильная и слабая. Сильная доля — это наиболее выраженная нота при игре. Слабая доля — это, соответственно, наименее акцентированная нота.
Размеры бывают простые и сложные. Простой размер: 2/4, 3/4, 4/4. Сложное измерение, как правило, представляет собой соединение двух одинаковых или разных простых измерений: 6/8 + 6/8 = 12/8.
Ноты, разделенные на такты с тактовым размером, не могут передать атмосферу музыкального произведения без ритмического рисунка, темп исполнения с его динамичным цветом и динамическим тоном звука. Этот момент также учитывается в нотной грамоте.
Ритм — это последовательность нот, объединенных в ритмические группы в зависимости от их продолжительности. Основные деления: целое, половинное, четверть, восьмое, шестнадцатое и т.д. Альтернативные типы деления: дуоль, квартель, триплет, квинтол, септол, септол. При разделении на несколько частей результирующая длительность занимает такое же общее звуковое время, как и исходная нота.
Темп — это скорость воспроизведения музыкального произведения. Как правило, темп делится на три группы: медленный, умеренный, быстрый.
Медленный темп | Умеренный темп | Быстрый темп | |||
Итальянский | Русский | Итальянский | Русский | Итальянский | Русский |
Широкий | Достаточно | Анданте | Спокойно, медленно | Веселая | Скоро |
Медленный | Настойчивый | Андантино | Чуть мобильнее Анданте | Я живу | Ярко |
Медленно | Медленно | Умеренный | Умеренно | Оживленный | Ярко |
Могила | Жесткий | Поддерживается | Удержанный | Скоро | Быстро |
Аллегретто | Оживленный | Очень скоро | Очень быстро | ||
Аллегро модерато | Умеренно рано |
Dynamic Tempo Shades — указывает на то, что темп игры замедляется или ускоряется.
Оттенки движения | Оттенки динамического движения | Прочие обозначения | |||
Итальянский | Русский | Итальянский | Русский | Итальянский | Русский |
Очень | Высоко | Считается | Сдерживаться | однажды | в такт |
Много | Очень | Задержка | Опоздать | первый раз | вернуться к исходному ритму |
С движением | С мобильностью | Расширение | Расширение | время мне | начальный ритм |
Комфортный | Комфортный | Замедление | Замедлять | Я сам | В том же темпе |
Не очень много | Не очень много | Ускорение | Ускорение | ||
Не так много | Не таким образом | Анимация | Вдохновляющий | ||
Менее грубый | Менее мобильный | Выдавливание | Ускорение | ||
Больше переехал | Более маневренный | Строгий | Сжатый | ||
Все время | Все время |
Динамический ключ — это уровень громкости исполнения музыкального произведения или его части.
Постоянный объем | Изменение объема | Изменение объема | ||||
Итальянский | Снижение | Русский | Итальянский | Русский | Итальянский | Русский |
очень сильный | ff | Очень сильный | взросление | Армирование | сильнее | Сильнее |
сильный | ж | Вслух | мало-помалу взросление | Постепенно растет | менее сильный | Менее шумный |
наполовину сильный | мф | Средний объем | уменьшение | Отправка | стремление (нф) | Сильное выделение звуков |
половина этажа | mp | Средне-тихий | постепенно уменьшается | Постепенно утихла | ||
пианино | п | Спокойствие | демпфирование | Замораживание | ||
пианиссимо | п | Очень тихо | умирающий | Замораживание |
Музыкальный строй
Чтобы разобраться, что такое бемоли и диезы, а также научиться ими пользоваться, нам придется окунуться в прошлое. Но не переживайте, зарываться в подробностях мы не станем, остановимся лишь на основных моментах.
Если вы бывали на балете или посещали оперу, то помните, что перед представлением из оркестровой ямы доносятся звуки всех инструментов – это музыканты их настраивают. Само слово «настраивают» говорит нам о том, что у инструментов есть определенный музыкальный строй.
Музыкальный строй — система, в которой каждая нота звукоряда (До Ре Ми Фа Соль Ля Си) имеет конкретную высоту звука. Эта высота выражается в герцах (количество колебаний звуковой волны в секунду), поэтому музыкальный строй — это совокупность числовых соотношений.
Любой интервал (две ноты звучащие одновременно) – это совокупность двух частот. При соотношении этих частот возникает либо приятное звучание, в музыкальной терминологии – консонанс; либо терпкое и резкое — диссонанс. Послушайте как они звучат.
Консонансы:
Диссонансы:
В средневековье многие интервалы звучали как диссонансы. Некоторые тональности не использовали по той причине, что музыка в них звучала грязно и фальшиво. Поэтому музыканты избегали их и не могли использовать всю музыкальную многогранность. И все эти неудобства заключались в несовершенстве музыкального строя.
Человечество перепробовало ни один строй, прежде чем пришло к тому, коим мы пользуемся сейчас. Вот наиболее значимые из них:
- Пифагоров строй
- Среднетоновый строй
- Чистый строй
- Равномерно темперированный строй
Сначала, люди пользовались Пифагоровым строем, но он был не универсальным, потому что многие сочетания звуков давали фальшивое звучание. Затем появился Среднетоновый строй. Но и в нем нашлись изъяны — не все интервалы звучали одинаково в разных октавах. Тогда был предложен музыкальный строй называемый Чистым. В этом строю звукоряд также был разделен на 12 полутонов, но из-за математической ошибки, не все частоты звукоряда были совместимы. Как следствие – приятно слуху звучали лишь 6 мажорных тональностей и их параллельные миноры. В остальных тональностях музыка звучала фальшиво.
Равномерно темперированный строй был предложен еще в XVI веке. Несмотря на это, он долгое время не получал широкого распространения. Прошла еще ни одна сотня лет, прежде чем родился величайший композитор Иоганн Себастьян Бах, который популяризировал равномерно темперированный строй. Этим строем мы пользуемся и по сей день.
В равномерно темперированном строе октава делится на 12 РАВНЫХ полутонов. Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. На клавишном инструменте полутон, это две соседние клавиши. Взгляните:
Как вы знаете нот в музыке всего семь: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Вот как они располагаются на клавиатуре пианино:
Помимо белых клавиш на клавиатуре пианино существуют еще и черные. Если сосчитать сколько белых и черных клавиш в одной октаве, то получится как раз 12. Можно было бы дать каждому звуку свое имя, но исторически сложилось иначе – ввели знаки альтерации.
Альтерация – это понижение или повышение основных ступеней звукоряда, без изменения их названий.
Для повышения ступени используют знак, который называется «диез». Для понижения существует знак «бемоль». Есть и другие знаки альтерации, но обо всем по порядку.
Ясно115Уже трудно21
Строение мажорной гаммы
Представьте человеческое тело – две руки, две ноги, есть голова, внутренние органы и т. д. То есть существует некий костяк, единый для всех. Так же и в теории музыки – есть костяк, на который опираются все музыканты. И один из «костяков» (нет-нет, не «косяков», именно – «костяков») — строение мажорной гаммы.
В одной из статей мы разбирали гамму до мажор. Давайте освежим ее в памяти.
На рисунке До мажорная гамма обозначена цифрами. Согласно строению мажорной гаммы между клавишами
- между 1 и 2 — тон,
- между 2 и 3 – тон,
- между 3 и 4 – полутон
- между 4 и 5 – тон
- между 5 и 6 – тон
- между 6 и 7 – тон
- между 7 и 1 — полутон
Вот и получается, что любимая гамма, исполняемая по белым клавишам, имеет строение то, которое сложилось веками – тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. И любая мажорная гамма будет строиться именно по такой схеме.
Теперь возьмем другую гамму – скажем, соль мажор. Теперь цифру 1 переместим на клавишу «соль», цифру 2 – на «ля» и т. д. Смотрим рисунок:
Строение гаммы соль мажор
Все, что подписано черным – правильно, а красным – неправильно, только для примера. Итак,
- между 1 и 2 – тон (нам так и надо)
- между 2 и 3 – тон (все верно)
- между 3 и 4 – полутон (того и ждем)
- между 4 и 5 – тон (ожидаемо)
- между 5 и 6 – тон (хорошо-то как)
- между 6 и 7 – о как, если идти по красному направлению, то там образовывается полутон, а он нам не нужен. Чтобы не ломать формулу строения, то придется воспользоваться диезом и вместо «фа» взять «фа диез» – она обозначена цифрой 7. Тогда все сходится – между 6 и 7 – тон, как того требует формула,
- между 7 и 1 – полутон – тоже все требования выполнены.
Вот и взялся наш первый диез
Чтобы обосновать важность бемолей, покажу еще одну картинку с другой тональностью – фа мажор. Смотрим рисунок
Цифру один плавно перемещаем на ноту «фа» — ведь теперь она становится тоникой, а значит – первой. (Если кто не понимает, почему я так циферки перемещаю, то посмотрите эту статью)
Анализируем.
Между 1 и 2 – тон
Между 2 и 3 – тон
Между 3 и 4 – полутон, если идти по черному направлению
Обратите внимание, что красным обозначен тон, а он нам всю формулу поломает, поэтому вместо белой клавиши «си» берем пониженную «си бемоль»
Между 4 и 5 – тон
Между 5 и 6 – тон
Между 6 и 7 – тон
Между 7 и 1 – полутон. Красота, все соответствует формуле
Красота, все соответствует формуле.
Пару слов о бекарах
Бывает, что муза композитора посещает как-то необычно, и хочется ему вместо «правильного» диеза, что повышает ноту, или бемоля, который понижает, отменить их. Ну вот в той строчке было, а в этой – уже он не хочет. Такое сплошь и рядом.
Вот для таких отмен и придуман бекар – знак, который отменяет диез или бемоль. У нас 12 мажорных гамм, и все они до единой строятся по одной и той же формуле, от какой бы ноты мы ее ни строили. А чтобы ее нечаянно не сломать, и нужны все эти диезы, бемоли и бекары.
Видео версия сегодняшнего урока