Запятые при однородных членах предложения, соединенных повторяющимися союзами
Между однородными членами предложения, соединенными при помощи повторяющихся союзов и…и, да…да, ни…ни, или…или, либо…либо, то…то, не то…не то и др., ставится запятая: В этом возгласе было и восхищение, и благодарность, и любовь (Пауст.); Там белые рубахи баб, да пёстрые рубахи мужиков, да голоса, да звяканье проворных кос (Н.); Ни справа, ни слева, ни на воде, ни на берегу никого не было (Гайд.); Всякий вечно позабывал в кухне или шапку, или кнут для чужих собак, или что-нибудь подобное (Г.); С чужими я либо робел, либо важничал (М.Г.); Дорога то проваливалась между горных гребней, то поднималась на округлые холмы (Леон.); Не то мысли, не то воспоминания, не то мечты бродили в голове Оленина (Л.Т.); То ль от зноя, то ль от стона подошла усталость (Багр.).
При двух однородных членах предложения с повторяющимся союзом и запятая не ставится, если образуется тесное смысловое единство (обычно такие однородные члены не имеют при себе пояснительных слов): Кругом было и светло и зелено (Т.); Он носил и лето и зиму старую жокейскую кепку (Пауст.); Прибрежная полоса, пересечённая мысами, уходила и в ту и в другую сторону (Сем.); Он был и весел и печален в одно и то же время.
Такие смысловые единства образуются словами с ассоциативными (часто антонимическими) связями: и брат и сестра; и родители и дети; и отцу и матери; и с сыном и с дочерью; и друзья и враги; и слава и позор; и зрение и слух; и тело и душа; и глухой и немой; и море и горы; и музыка и пение; и стихи и проза; и любовь и ненависть; и радость и горе; и зимой и летом; и ножи и вилки; и блюдца и чашки; и он и она.
При наличии пояснительных слов при одном из двух однородных членов предложения между ними ставится запятая : Срубленные осины придавили собой и траву, и мелкий кустарник (Т.); Всё вокруг переменилось: и природа, и характер леса (Л.Т.).
Внутри выражений фразеологического характера с двумя повторяющимися союзами и…и, ни…ни запятая не ставится: и день и ночь; и смех и горе; и стар и млад; и так и этак; и там и сям; и туда и сюда; ни бе ни ме; ни больше ни меньше; ни брат ни сват; ни взад ни вперёд; ни да ни нет; ни дать ни взять; ни два ни полтора; ни дна ни покрышки; ни днём ни ночью; ни жив ни мёртв; ни за что ни про что; ни конца ни края; ни много ни мало; ни нашим ни вашим; ни ответа ни привета; ни пава ни ворона; ни пуха ни пера; ни рыба ни мясо; ни с того ни с сего; ни свет ни заря; ни себе ни людям; ни слуху ни духу; ни стать ни сесть; ни так ни сяк; ни то ни сё; ни тот ни другой; ни тот ни этот; ни тпру ни ну; ни туда ни сюда; ни убавить ни прибавить; ни шатко ни валко.
Но: Заказ будет выполнен точно в назначенный срок, ни раньше, ни позже — налицо сочетание однородных членов предложения с повторяющимися союзами, а не застывшее выражение. Ср. в пословицах и поговорках: Ни Богу свечка, ни черту кочерга; Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.
Слова и т. д. (и так далее), и т. п. (и тому подобное) не выступают в роли однородных членов предложения, и запятая перед ними не ставится, даже если союз и повторяется перед предшествующими однородными членами: В этот цикл естественных наук входят и биология, и физика, и химия и т. д.; На выставку можно представить и рисунки, и этюды, и наброски и т. п.
При отсутствии союза и перед первым из перечисляющихся членов предложения соблюдается правило: если однородных членов предложения больше двух и союз и повторяется хотя бы дважды, запятая ставится между всеми однородными членами (в том числе и перед первым и): Принесли букет чертополоха и на стол поставили, и вот передо мной пожар, и суматоха, и огней багровых хоровод (Забол.); И сегодня рифма поэта – ласка, и лозунг, и штык, и кнут (М.).
- Справочник по русскому языку. Пунктуация. Д.Э. Розенталь//РАЗДЕЛ 3 Знаки препинания в предложениях с однородными членами, § 13.1
- Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина //5. Знаки препинания при однородных членах предложения, §26
- пунктуация
- однородные члены предложения
ООО «Орфограмматика», 2012—2024
Итак, где и когда ставится запятая?
Всегда ставим запятую перед союзами а, но, зато, да (в значении «но»)
5. Запятой разделяются однородные члены предложения
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения и выполняют одинаковую синтаксическую функцию. Между собой соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью.
Запятая между однородными членами предложения
Однородные члены предложения характеризуют объект с одной стороны.
Красные, жёлтые, синие цветы украсили луг (цвет).
Не ставится запятая в цельных фразеологизированных сочетаниях с повторяющимися союзами и… и, ни… ни (они соединяют слова с противопоставляемыми значениями): и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, и там и сям, и то и се, и туда и сюда…
Не ставится запятая при парных сочетаниях слов, когда третьего не дано: и муж и жена, и земля и небо.
6. Запятой разделяются два или несколько простых предложений в составе одного сложного
Эти предложения могут быть:
А) Бессоюзные.
Здесь два предложения: 1. Ненависть не решает никаких проблем. 2. Она только создает их.
Б) Сложносочиненные (предложения с сочинительными союзами а, но, и…).
Здесь два предложения, связанных союзом «и»: 1. Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду. 2. Cмысл его под силу понять только мудрому.
Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, всегда старайтесь сложное предложение разложить на простые.
7. Запятой разделяются в сложноподчиненном предложении главное и придаточное
Придаточное присоединяется к главному:
Подчинительными союзами (что, чтобы, как, как будто, так как, потому что, чем тем…):
Запятая между союзными словами
Союзными словами (кто, который, чей, сколько, где, когда, зачем…). Союзные слова являются членами придаточных предложений (в т. ч. могут быть подлежащим):
Если придаточное находится внутри главного, то выделяется запятыми с обеих сторон.
8. Запятая при сложных подчинительных союзах
А. Запятая ставится один раз, если есть союзы: благодаря тому что; ввиду того что; вследствие того что; в силу того что; оттого что; потому что; вместо того чтобы; для того чтобы; с тем чтобы; в то время как; после того как; перед тем как; с тех пор как; так же как и др.
Запятая при сложных подчинительных союзах
Б. Однако в зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения, а вторая выполняет роль союза. В этих случаях запятая ставится только перед второй частью сочетания.
Запятая при сложных подчинительных союзах
В. Запятая не ставится в составе неразложимых сочетаний: сделать как следует (как полагается, как подобает), выполнить как должно (как надо, как нужно), хватать что подвернется, явиться как ни в чем не бывало и др.
Это общие правила постановки запятых в предложениях с подчинительными союзами, но есть частности, требующие отдельного внимания (союз «несмотря на то что», два подряд союза и др.).
Запятая ставится между причастными оборотами
Иногда запятой выделяются не только причастные обороты и прилагательные с зависимыми словами, но и одиночные причастия и прилагательные.
Запятой выделяются деепричастия и деепричастные обороты
Запятой выделяются деепричастия
Если деепричастный оборот превратился в устойчивое выражение (фразеологизм), запятые не ставятся.
Не выделяются запятыми и деепричастия, которые перешли в наречия (шутя, лежа, молча, нехотя, не спеша, стоя и т. д.).
10. Запятой выделяются сравнительные обороты
Они присоединяются союзами: как, словно, точно, будто, как будто, что, нежели и др.
Запятой выделяются сравнительные обороты
Однако есть целый ряд правил, при которых сравнительные обороты не выделяются запятыми. И эти правила, кстати, мы все проходили в школе. Погуглите. И можете поделиться находками с нами!
Начало
Это, пожалуй, основные случаи постановки запятых. А какие из этих правил для вас стали открытием, в каких случаях вы чаще всего ошибаетесь?
Светлана Кравцова, корректор, редактор, автор блога «Грамотно по-русски»
P. S. Эту статью я написала в 2016 году для сайта Mamawriter.ru.
Понятие пунктуации
Термин «пунктуация» употребляется в двух значениях:
- Существующая в графической системе данного языка общепринятая система небуквенных знаков, предназначенная для оформления высказывания на письме путем обозначения в нем определенных интонационно-смысловых отрезков.
- Совокупность правил, которые регулируют употребление данных небуквенных знаков в письменной речи.
Центральным понятием пунктуации является знак препинания, который представляет собой символ небуквенного происхождения, необходимый для оформления отрезков высказывания на письме для передачи его смысла.
Пунктуация тесно связана с понятием актуального членения предложения и с интонационно-ритмическим рисунком речи. С помощью знаков препинания пишущий может передать целевую установку высказывания (например, вопрос), особенности его интонации (восклицание), выделить те части высказывания, которые несут дополнительную смысловую нагрузку.
Статья: Русская пунктуация и её назначение
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Существуют три типа пунктуационных знаков, которые выделяются по выполняемой ими функции:
- Знаки разделения: На столе в вазе стояли лиловые, белые, бледно-розовые ветви сирени (запятая разделяет однородные компоненты). Я прислушался: за окном кто-то кричал (двоеточие разделяет части сложного предложения).
- Знаки выделения: Крыша, сорванная бурей, вскоре была восстановлена. Пройдя немного вперед, вы окажетесь на уютной полянке (выделение полупредикативных оборотов). Я давно не был в том городке, где прошло мое детство (выделение придаточного предложения).
- Знаки завершения: Я положу этому конец. Почему вы опоздали? Да здравствует солнце!
В настоящее время система знаков пунктуации включает:
- Точку, многоточие, знаки восклицания и вопроса (употребляются в конце высказывания).
- Запятую, точку с запятой, двоеточие, тире, скобки и кавычки (употребляются внутри высказывания).
Важность пунктуации в тексте
Правильное использование пунктуационных знаков позволяет установить связь между словами и предложениями, определить их значение и отношение друг к другу. Например, точка в конце предложения указывает на его завершение, а запятая используется для разделения частей предложения.
Отсутствие или неправильное использование пунктуации может привести к недопониманию и искажению смысла текста. Неразбериха между предложениями, отсутствие запятых в списке, неправильная расстановка знаков препинания — все это может вызвать путаницу и усложнить чтение и понимание текста.
Пунктуация также помогает придать тексту эмоциональный оттенок и ритм. Например, восклицательный знак помогает выразить радость или удивление, а вопросительный знак указывает на вопрос. Кроме того, правильное использование пунктуации помогает выделить важные моменты и фразы в тексте.
В общем, пунктуация является важным инструментом, который позволяет структурировать текст, передать его смысл и эмоциональный оттенок, а также сделать его более понятным и читабельным.
Особые случаи:
В русском языке существует несколько особых случаев, когда запятая выделяется или, наоборот, не ставится.
1. Вдруг. Если после слова «вдруг» стоит независимое предложение, то запятая перед ним ставится:
- Он вдруг почувствовал пронзительную боль в спине, и упал на землю.
- Вдруг, как на заказ, начался проливной дождь.
2. Выделяется. Запятая ставится перед обособленными второстепенными членами предложения:
- К нам пришли друзья мамы, которые долго жили за границей.
- Стоит поспешить, чтобы успеть на поезд.
3. Запятыми. Запятая ставится между однородными членами предложения:
- Я говорю, пишу, читаю и учусь.
- На столе лежали книги, тетради, ручки и карандаши.
4. Нет. Иногда запятая не ставится, когда имеется перечисление без союза «и» или «или»:
- Она любит играть на пианино, скрипке, гитаре.
- У нее много друзей: Алексей, Ирина, Катя.
Это лишь некоторые из случаев, когда нужно обратить особое внимание на использование запятых в русском языке. Запомните эти правила, чтобы писать грамотно и четко!
Применение запятых в условных предложениях:
Вдруг в условных предложениях запятая выделяется для обозначения союзов. Чаще всего они употребляются для образования сложноподчиненных предложений, где указывают на вводное слово или союз, связывающий придаточную и главную части. Например: Если ты пойдешь в магазин, купи мне хлебушка. Таким образом, запятая здесь выделяет слово «если» в предложении.
Или в других случаях, запятая не выделяется при наличии союза «если» в условных предложениях. В таких предложениях еще может быть использовано вводное слово «пусть». Например: Пусть будет так, как вы сказали. Запятую здесь не ставят, так как союз «пусть» уже выступает в качестве вводного слова.
Также запятая может использоваться при наличии относительного союза «какой», «какой бы» или союза «раз». Например: Использование запятых в условных предложениях зависит от того, какие слова используются. Здесь запятая выделяет относительный союз «какие».
В случаях, когда в условных предложениях использованы другие союзы, запятые не выделяются. Например: Мы поедем в отпуск, если получим отпускные. Здесь запятая не ставится перед союзом «если», так как нет вводного слова.
Запятая в названиях и заголовках:
В названиях и заголовках, запятая выделяется для разграничения элементов, перечисления, дополнительных выражений или для передачи информации. Однако, не всегда есть необходимость ставить запятую, и это может вызывать некоторое затруднение. Между «вдруг» и «нет» здесь нет запятой, потому что они образуют обычное изъяснительное предложение.
К примеру, в названиях фильмов, книг, песен, запятая может ставиться или опускаться в зависимости от того, как передается смысл или выделяются элементы. Однако, нет общего правила, и решение может быть принято автором произвольно.
В персональных именах с несколькими составляющими возможно использование запятых для разделения элементов и уточнения смысла. Например, в имени «Иванов, Иван Петрович» запятая помогает отделить фамилию от имени и отчества.
Использование запятой в заголовках и названиях зачастую зависит от стилистики и индивидуальных предпочтений автора. Стоит помнить, что заголовки и названия должны быть лаконичными и понятными, поэтому следует стараться избегать излишнего использования пунктуации, если это не несет смысловой нагрузки или не оправдано контекстом.
Примеры ошибок: без запятой или с ней?
В русском языке существует множество правил для использования запятых. Одна из распространенных ошибок — использование запятой там, где она не нужна или не использование запятой там, где она требуется.
Пример ошибки без запятой:
Неверно: Она такая красивая что все вокруг обращают на нее внимание. В этом предложении пропущена запятая после слова «красивая». Запятая требуется для разделения частей сложноподчиненного предложения
Запятая требуется для разделения частей сложноподчиненного предложения
В этом предложении пропущена запятая после слова «красивая». Запятая требуется для разделения частей сложноподчиненного предложения.
Пример ошибки с запятой:
Неверно: Я учусь в московском государственном университете, на факультете журналистики.
В этом предложении запятая стоит перед словом «на». Запятая здесь не нужна, так как она разделяет только две смысловые части предложения.
Важно помнить, что правильное использование запятых помогает улучшить понимание текста и избежать недоразумений
в каком предложении согласно грамматике русского языка после каждого слова ставится запятая?
Никаких особых правил по этому поводу не существует, но составить такое предложение, в котором после каждого слова, согласно пунктуационным правилам, должна стоять запятая, вполне можно, например:
Ты, Вася, снова, кажется, ошибся.
Выделили в этом предложении с двух сторон запятыми обращение ВАСЯ и вводное слово КАЖЕТСЯ – вот и получилось, что после каждого слова стоит запятая.
Она, замёрзшая, уставшая, измученная, оглядываясь, дрожа, шла, торопясь, вероятно, домой.
Замёрзшая, уставшая, измученная – однородные одиночные определения, которые обособляются, так как относятся к личному местоимению.
Оглядываясь, дрожа – однородные обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями.
Торопясь – тоже обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием.
Вероятно – вводное слово.
Какое именно предложение загадали Вы, мне неведомо, да и отгадать его невозможно, даже если учесть Ваш комментарий, что оно имеет смысл – а кто, кстати, сказал, что предложения с однородными членами смысла не имеют? – и похоже на вопрос.
Можно и вопросительные предложения составить, и восклицательные по эмоциональной окраске, а именно Вашего предложения не угадать, так как количество слов в русском языке позволяет создавать бесконечное множество предложений вообще и с запятой после каждого слова в частности.
Даже басня Крылова «Лисица и Осёл» начинается предложением, в котором почти после каждого слова стоит запятая:
«Отколе, умная, бредешь ты, голова? » – Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.
Определение эмоционального окраса с помощью пунктуации и интонации
В письменной речи пунктуация и интонация играют важную роль в определении эмоционального окраса высказывания. Правильное использование знаков пунктуации и умение передать нужные акценты с помощью интонации помогают передать не только смысловую нагрузку фразы, но и эмоциональное состояние говорящего.
Пунктуация позволяет структурировать и разделить текст на отдельные составляющие. Знаки пунктуации, такие как точка, запятая, восклицательный и вопросительный знаки играют роль разделения фраз и выделения ключевых моментов высказывания.
Например, в предложении «Я очень рад тебя видеть» запятая после слова «рад» создает паузу и подчеркивает, что говорящий испытывает настоящую радость от встречи. Без запятой предложение звучало бы менее эмоционально.
Интонация, в свою очередь, заключает в себе изменение высоты, интенсивности и длительности звуков в процессе речи. С помощью интонации можно передать разные эмоциональные состояния, такие как радость, грусть, удивление, сарказм и т.д.
Например, в предложении «Какой удивительный день!» восклицательный знак подчеркивает удивление, а повышение тона и увеличение интенсивности голоса отражают эмоциональную окраску фразы.
В итоге, пунктуация и интонация взаимосвязаны и вместе помогают определить эмоциональный окрас высказывания. Правильное использование знаков пунктуации и умение передать нужные акценты с помощью интонации позволяют точнее и эффективнее выражать свои мысли и чувства при общении.
Выделение эмоций через знаки препинания
Акценты, взаимосвязь между пунктуацией и интонацией позволяют выделить эмоциональные состояния и передать определенные смысловые оттенки. Знаки препинания необходимы для передачи эмоций в письменной форме.
Интонация и пунктуация работают вместе, чтобы помочь уловить эмоциональные нюансы фразы. Какие знаки препинания использовать, зависит от характера выражаемых эмоций и интонации.
Выделение эмоций осуществляется с помощью различных знаков препинания:
Восклицательный знак (!) — используется для передачи сильных эмоций, удивления, радости или гнева. Например: «Как здорово!»
Вопросительный знак (?) — используется для выражения вопросов или сомнений
Например: «Ты понимаешь?»
Тире (—) — помогает создать паузу и подчеркнуть важность высказывания. Например: «Она — звезда вечера!»
Точка с запятой (;) — используется для выделения частей предложения или перечисления
Например: «У неё есть все: красота, ум, харизма, решимость.»
Многоточие (…) — вызывает неопределенность или поддерживает незавершенность мысли. Например: «Я не знаю, что сказать…»
Кавычки («») — используются, чтобы отобразить прямую речь или цитаты. Например: «Она сказала: ‘Я не могу это сделать’.»
Взаимодействие пунктуации и интонации позволяет выделять и передавать эмоции через письменную речь. Правильное использование знаков препинания помогает передать эмоциональное состояние говорящего и сделать текст более выразительным.
Использование интонации для передачи эмоций
Интонация, как один из основных элементов речевых актов, имеет важное значение для передачи эмоций. Она позволяет выделить важные акценты, передать смысл фразы и разделить элементы речи
Использование интонации для передачи эмоций позволяет сделать речь выразительнее и эмоциональнее. Это тесно связано с использованием пунктуации, которая помогает разделить фразы и выделить важные акценты.
Например, использование восклицательного знака (!) позволяет выразить сильную эмоциональную реакцию на что-то. Он часто используется для передачи восторга, радости или удивления. Например: «Как же это замечательно!»
Наоборот, использование вопросительного знака (?) позволяет выделить вопросы и передать сомнение или недоумение. Например: «Ты уверен, что это правильно?»
Также, использование интонации позволяет разделить элементы речи и подчеркнуть их значение. Например, использование повышенного тоне во время цитаты или выделение слова с помощью ударения позволяет выделить важные моменты и передать эмоциональную окраску. Например: «Он сказАл, что это невОзможно!»
Примеры использования интонации для передачи эмоций:
Эмоция
Пример
Радость
Как же это замечательно!
Удивление
Ты правда ее не видел?
Сомнение
Ты уверен, что это правильно?
Ирония
Он такой умный! (с сарказмом)
Таким образом, интонация и пунктуация тесно связаны между собой и помогают передать эмоциональное окрашивание фраз, выделить важные акценты и разделить элементы речи, что делает речь более выразительной и эмоциональной.
Вариант 8
Пунктуация – это система знаков, которые помогают читателю правильно интерпретировать письменный текст. Эта система включает в себя знаки препинания, а также заглавные буквы, кавычки, скобки и другие элементы, которые помогают организовать текст и выделить в нем основные элементы.
Я определяю пунктуацию именно так, потому что она играет важную роль в языке и письменной коммуникации. Без пунктуации текст может быть трудным для понимания, поскольку неверно расставленные знаки препинания могут изменять смысл предложений и высказываний.
Одним из примеров, которые можно привести в качестве аргумента в пользу необходимости пунктуации, является следующий текст: «Она сказала ему что не хочет больше видеть его». Если в этом предложении не использовать знаки препинания, то его можно интерпретировать двумя разными способами. Например, можно прочитать его как «Она сказала ему, что не хочет больше видеть его», где «не хочет больше видеть его» – это то, что она сказала. Или же можно прочитать его как «Она сказала ему, что не хочет больше видеть его», где «не хочет больше видеть его» – это то, что она не хочет делать. В этом примере знаки препинания позволяют уточнить смысл предложения и избежать недоразумений.
Еще один пример, который иллюстрирует важность пунктуации, это следующее предложение: «Мы ели детей и собак». Конечно же, это ужасно и неправильно, но если использовать знаки препинания, то можно изменить его смысл: «Мы ели, детей и собак»
В этом случае предложение становится более понятным и не вызывает неприятных ассоциаций.
В заключение, пунктуация необходима для того, чтобы письменный текст был понятен и легко читаем. Правильно расставленные знаки препинания помогают избежать недоразумений и уточняют смысл высказывания. Поэтому знание правил пунктуации является важным навыком для любого, кто хочет эффективно и точно выражать свои мысли.
Мне нравится625Не нравится284
Рейтинг сочинений
2315
861
564
450
341
297
282
274
Восклицательный и вопросительный знаки: использование и особенности
Восклицательный и вопросительный знаки – это знаки препинания, которые используются для выражения эмоционального оттенка или интонации в предложении. Они добавляют эмоциональную окраску и меняют смысл предложения в зависимости от контекста.
Восклицательный знак (!) используется для выражения радости, удивления, возмущения или вызова внимания. Он ставится в конце восклицательного предложения или фразы.
Примеры использования восклицательного знака:
- Какая красивая роза!
- Сколько же она стоит!
- Он спас нашу жизнь!
Вопросительный знак (?) используется для обозначения вопроса. Он ставится в конце вопросительного предложения или фразы.
Примеры использования вопросительного знака:
- Где ты был вчера вечером?
- Сколько времени?
- Как тебе удалось это сделать?
Важно заметить, что в русском языке вопросительный знак ставится не только в конце предложения, но также после вопросительных слов (как, где, что, почему и т.д.) внутри предложения. Например:
- Ты знаешь, как это сделать?
- Где ты собираешься поехать на выходных?
Также в русском языке используется специальное сочетание восклицательного и вопросительного знаков (?! или !?). Оно выражает комбинацию эмоций, таких как удивление и возмущение:
- Ты серьезно хочешь купить эту машину?!
- Как ты смеешь так говорить?!
Помимо основного функционала, восклицательный и вопросительный знаки могут использоваться в диалогах, цитатах и повествовательных конструкциях для передачи эмоций и интонации говорящего.
Зачем нужны запятые доклад
Запятая – самый используемый знак препинания. Он может быть как разделительным, так и выделительным, и у него множество функций, которые можно разделить на две группы: запятая между членами предложения и запятая между частями сложного предложения.
Изучение правил постановки запятой происходит вместе с освоением синтаксиса. Ученики узнают о новой синтаксической конструкции и запоминают правила ее обособления. Самым простой и понятной становится постановка разделительной запятой между членами предложения, если они являются однородными членами (Белые, зеленые и красные пуговицы были рассыпаны на полу).
Но это не единственный случай использования этого знака препинания внутри предложения. Запятыми выделяются распространенные определения (Листья, опавшие с деревьев, лежали на земле) и уточняющие обстоятельства времени, места и образа действия (На берегу, недалеко от деревни, есть хороший пляж). Также обособлению подлежат обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом (Он читал книгу, думая совсем о другом) и вводные конструкции, если они стоят в середине предложения (В деле, по-моему, не хватает доказательств).
Запятая разделяет простые предложения, которые входят в состав сложного. Между частями бессоюзного и сложносочиненного предложений запятая ставится при условии, что простые предложения связаны отношениями одновременности или последовательности (Наступила осень, и опали листья). Еще в сложносочиненном предложении этот знак препинания используется, если между частями предложения есть отношения противопоставления или пояснения (На дворе уже декабрь месяц, но снега до сих пор не было). Для разделения частей сложноподчиненного предложения запятая используется всегда, вне зависимости от вида придаточного предложения. Но если у обоих простых предложений есть общий второстепенный член, то запятая в этом случае не нужна (В лесу щебетали птицы и шуршали в траве ежи).
Запятая – самый многофункциональный знак препинания. С ним связано множество правил, которые нужно хорошо знать, чтобы в дальнейшем не допускать ошибок.