Городской округ с внутригородским делением: что это значит?

Городской округ с внутригородским делением — особенности, преимущества и примеры реализации

Характеристика разновидностей муниципальных образований

В настоящее время российское законодательство достаточно четко регламентирует систему муниципалитетов и муниципального управления. В Федеральном законе «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено три основных вида муниципальных образований:

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

  • во-первых, городские округа;
  • во-вторых, муниципальные районы;
  • в-третьих, городские и сельские поселения.

Городские округа представляют собой вид муниципальных образований, не включаемых в состав муниципальных районов городских поселений, но наделенных органами муниципального управления, имеющими право решения вопросов местного значения, а также вопросов местного значения уровня муниципального района. Органы муниципального управления городского округа также имеют право на наделение государственными полномочиями, которые передаются им в соответствии с федеральным законодательством.

В рамках внутригородских районов существует еще одна разновидность муниципальных образований, именуемая внутригородскими районами. Внутригородские районы – это вид муниципальных образований, расположенных на территории городского округа, имеющего внутригородское деление. В рамках внутригородских районов осуществляется муниципальное управление, реализуемое непосредственно населением или через систему выборных и других органов муниципального управления. Городские округа делятся на внутригородские районы в соответствии с законодательством регионального уровня и уставами городских округов, имеющих внутригородское деление.

Муниципальные районы представляет собой вид муниципальных образований, включающий в свой состав несколько поселений, находящихся на общей территории, в рамках которой осуществляется муниципальное управление для решения вопросов, имеющих значимость для местного населения. Такие вопросы, как правило, носят межпоселенческий характер.

Муниципальные районы могут включать в свой состав городские и сельские поселения, межпоселенческие территории, то есть те территории, которые находятся вне границ городских и сельских поселений. Также в состав муниципальных районов могут включаться населенные пункты, численность населения которых составляет менее 100 человек, за счет чего эти населенные пункты не получает статус поселения.

Городские поселения – это вид муниципальных образований, включающих в состав своей территории город или поселок городского типа, а также прилегающие территории.

Сельские поселения – это вид муниципальных образований, включающий в состав своей территории одно или несколько имеющих общую территорию сельских поселений, к числу которых относятся села, деревни, кишлаки, хутора, станицы, аулы, иные населенные пункты.

Количество

Динамика по России в целом

Посостояниюна 01.01.2021 Число муниципальных районов Примечания
2008 1799 по данным Росстата
2009 1810 по данным Росстата
2010 1829 по данным Росстата
2011 1824 по данным Росстата
2012 1821 по данным Росстата
2013 1817 по данным Росстата
2014 1815 по данным Росстата
2015 1823 по данным Росстата
2016 1788 по данным Росстата
2017 1784 по данным Росстата
2018 1759 по данным Росстата
2019 1731 по данным Росстата
2020 1673 по данным Росстата
2021 1606 по данным Росстата

По обновлённым данным, на 1 января 2021 года насчитывалось 1599 муниципальных районов.

По субъектам РФ

По состоянию на 2021 год полностью упразднены все муниципальные районы Калининградской, Магаданской, Московской и Сахалинской областей (соответственно, все входившие в их состав сельские и городские поселения) с преобразованием их в городские округа и все муниципальные районы Ставропольского края (соответственно, все входившие в их состав сельские и городские поселения) с преобразованием их в городские и муниципальные округа, а с лета 2021 года упразднены все муниципальные районы Удмуртии (преобразованы в муниципальные округа). Не считая указанных регионов, наименьшее количество муниципальных районов содержат Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ и Пермский край (по 1, Пермский край и ЯНАО с 2021 года).

Число муниципальных районов по субъектам Российской Федерации (по состоянию на 1 января 2021 года)
субъект РФ количество по первоначальным данным количество по обновлённым данным
Российская Федерация 1606 1599
Центральный федеральный округ 352 352
Белгородская область 13 13
Брянская область 24 24
Владимирская область 16 16
Воронежская область 31 31
Ивановская область 21 21
Калужская область 24 24
Костромская область 23 23
Курская область 28 28
Липецкая область 18 18
Московская область
Орловская область 24 24
Рязанская область 25 25
Смоленская область 25 25
Тамбовская область 23 23
Тверская область 22 22
Тульская область 19 19
Ярославская область 16 16
г. Москва
Северо-Западный федеральный округ 137 136
Республика Карелия 16 16
Республика Коми 14 14
Архангельская область 19 18
в том числе Ненецкий автономный округ 1 1
Архангельская область без АО 18 17
Вологодская область 26 26
Калининградская область
Ленинградская область 17 17
Мурманская область 4 4
Новгородская область 17 17
Псковская область 24 24
г. Санкт-Петербург
Южный федеральный округ 157 157
Республика Адыгея 7 7
Республика Калмыкия 13 13
Республика Крым 14 14
Краснодарский край 37 37
Астраханская область 11 11
Волгоградская область 32 32
Ростовская область 43 43
г. Севастополь
Северо-Кавказский федеральный округ 88 88
Республика Дагестан 41 41
Республика Ингушетия 4 4
Кабардино-Балкарская Республика 10 10
Карачаево-Черкесская Республика 10 10
Республика Северная Осетия-Алания 8 8
Чеченская Республика 15 15
Ставропольский край
Приволжский федеральный округ 382 383
Республика Башкортостан 54 54
Республика Марий Эл 14 14
Республика Мордовия 22 22
Республика Татарстан 43 43
Удмуртская Республика 25 25
Чувашская Республика 21 21
Пермский край 2 3
Кировская область 33 33
Нижегородская область 26 26
Оренбургская область 29 29
Пензенская область 27 27
Самарская область 27 27
Саратовская область 38 38
Ульяновская область 21 21
Уральский федеральный округ 89 87
Курганская область 24 22
Свердловская область 5 5
Тюменская область 33 33
в том числе: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 9 9
Ямало-Ненецкий автономный округ 4 4
Тюменская область без АО 20 20
Челябинская область 27 27
Сибирский федеральный округ 250 249
Республика Алтай 10 10
Республика Тыва 17 17
Республика Хакасия 8 8
Алтайский край 59 59
Красноярский край 41 41
Иркутская область 32 32
Кемеровская область 5 4
Новосибирская область 30 30
Омская область 32 32
Томская область 16 16
Дальневосточный федеральный округ 151 147
Республика Бурятия 21 21
Республика Саха (Якутия) 34 34
Забайкальский край 29 29
Камчатский край 10 10
Приморский край 14 14
Хабаровский край 17 17
Амурская область 18 14
Магаданская область
Сахалинская область
Еврейская автономная область 5 5
Чукотский автономный округ 3 3

Понятие преобразования муниципальных образований

Законодательное определение категории преобразования муниципального образования содержится в федеральном законодательстве, закрепляющем общие принципы организации в России местного самоуправления. Так, в соответствии с положениями закона преобразование муниципальных образований опосредует процесс объединения названных административно-территориальных единиц, их разделения, изменения или лишения статуса (формы) административно-территориальной единицы, присоединение одной единицы административно-территориального деления к другой или, напротив, выделения одной из состава другой.

Наименование

Наименования муниципальных районов, как правило, являются одноимёнными их административным центрам и имеют вид прилагательного (например, Ленинский муниципальный район), в том числе даже если административные центры не входят в состав районов (например, Новосибирский район), но встречаются исключения (например, Приморский муниципальный район с центром в не входящем в его состав Архангельске).

В некоторых субъектах Российской Федерации вместо терминов муниципальный район или район используются: аймак (Республика Алтай), кожуун (Тыва), улус (Якутия). В Калмыкии используется составное наименование районное муниципальное образование.

Официальные наименования двух муниципальных районов Республики Коми вместо вида прилагательного имеют вид существительного, совпадающего с названием города (административного центра): Печора, Сосногорск. Два района Хабаровского края называются в честь исторических лиц и начинаются со слова имени: имени Лазо, имени Полины Осипенко.

Управление муниципальных образований

Конституция России в качестве одного из основных демократических принципов нового государственно-политического устройства гарантировала самостоятельность населения в решении вопросов местного значения. Так, местное самоуправление организуется в муниципальных образованиях, созданных в форме поселения городского или сельского, муниципального района, городского округа (также, когда он имеет внутригородское деление), внутригородской территории города федерального значения.

Замечание 1

Местное самоуправление выступает одной из важнейших гарантий народного суверенитета, которая позволяет населению самостоятельно решать (непосредственно или через представителей в системе публичного управления в муниципальном образовании) вопросы управления общественными отношениями местного уровня.

Статья: Преобразование муниципальных образований

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Преобразование муниципального образования представляет собой изменение административно-территориального устройства этой единицы публичного управления. Преобразование муниципального образования реализуется по двум причинам:

  • по инициативе населения,
  • по инициативе органов публичного управления федерального, регионального и местного уровня.

Порядок создания, реорганизации и упразднения муниципальных образований

Создание муниципального образования – это процесс, состоящий в формировании нового населенного пункта на межселенной территории. Инициатором создания муниципальных образований выступает либо местного населения, либо органы муниципального управления, либо региональные органы государственного управления, либо федеральные органы государственного управления.

Создание муниципального образования устанавливается законом регионального уровня. На создание нового муниципального образования необходимо согласие населения муниципального района, которое выражает от лица населения представительный орган муниципального управления этого района. Законодательство ограничивает возможность формирования муниципальных образований в период избирательных кампаний местных органов власти, а также проведения местного референдума.

Реорганизация муниципальных образований представляет собой процесс объединения или разделения, а также изменения статуса муниципальных образований. Реорганизация предполагает выделение новых муниципальных образований из состава других муниципальных образований, включение ранее существующих муниципальных образований в состав других муниципальных образований. Муниципальные образования могут объединятся и разделяться.

Инициатором реорганизации муниципальных образований выступает либо населения, либо органы государственного и муниципального управления. Реорганизация муниципального образования по инициативе населения предполагает проведение местного референдума. В том случае, если инициатором выступают органы местного или государственного управления, оформляется соответствующее решение этих органов.

Упразднение муниципальных образований представляет собой процесс прекращения их существования. Основанием для упразднения муниципального образования могут выступать:

  • утрата муниципальным образованием населенности. Это основание выражается в том, что территории, имеющие низкую плотность населения, сталкиваются с проблемой оттока населения и их численность снижается менее чем до 100 человек. Такое решение принимается сходом граждан;
  • замена муниципального управления местным государственным управлением. Для такого упразднения требуется согласие населения. В качестве примера можно привести упразднение внутригородских муниципальных образований города Санкт-Петербурга и Москвы.

Упразднение муниципальных образований осуществляется с учетом мнения граждан муниципального района, которое выражается от их имени представительным органом муниципального управления. Инициатором упразднения могут выступать как органы государственного и муниципального управления, так и население муниципального образования.

Примечания

  1. А. К. Голиченков. Муниципальный район // Экологическое право России: словарь юридических терминов.. — М.: Городец, 2008.
  2. . Дата обращения: 27 апреля 2021.
  3. ↑ в 2014—2016 Республика Крым и Севастополь составляли Крымский федеральный округ
  4. ↑ Республика Крым и Севастополь расположены на территории, присоединение которой к России не получило международного признания
  5. до 2005—2006: Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ
  6. ↑ до 2018 года в состав Бурятия и Забайкальский край входили в состав Сибирского федерального округа.
  7. до 2007 также: Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский автономные округа.
  8. до 2008—2009 также: Усть-Ордынский Бурятский автономный округ
  9. до 2008—2009: Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ
  10. до 2007—2008: Камчатская область и Корякский автономный округ

Виды муниципальных образований, статус, примеры

В настоящее время в России существует 7 видов муниципальных образований.

Городской округ — территория, которая не входит в состав муниципального района и управляется органами местного самоуправления, в ведении которых находятся как локальные вопросы, так и другие государственные полномочия, переданные им законами Российской Федерации. Количество населенных пунктов, входящих в городской округ, может составлять несколько сотен. Также в него могут входить и незаселенные территории. У городского округа, состоящего из нескольких поселений, в обязательном порядке есть административный центр. Этот населенный пункт определяется исходя из транспортной инфраструктуры и местных традиций.

Внутригородская территория города федерального значения — часть территории Москвы и Санкт-Петербурга, на которой местное самоуправление осуществляется населением и/или органами местной власти, избранной народным голосованием.

Городской округ с внутригородским делением — городской округ, внутри которого находятся муниципальные образования, состоящие из внутригородских районов. Такой формат характерен для крупных городов и административных центров.

Внутригородской район — внутригородское муниципальное образование, которое находится на части территории городского округа с внутригородским делением и на котором местное самоуправление осуществляется населением и/или через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район — несколько поселений с закрепленной общей территорией, на которой местное самоуправление решает вопросы и проблемы локального значения. Управление осуществляется населением и/или через органы местного самоуправления, которые помимо этого выполняют государственные полномочия, переданные им законами РФ. Главной характеристикой такого района является двухуровневая местная власть, первый уровень которой составляют городские и сельские поселения, второй — собственно сам район. Отношения между городскими и сельскими поселениями в пределах одного муниципального района есть взаимодействие, а не подчинение одного другому. Они объединяются в муниципальные образования для усиления сотрудничества и взаимосвязи.

Городское поселение — муниципалитет, состоящий из одного города (поселка городского типа) с окрестной территорией.

Сельское поселение — поселение, в составе которого могут быть один или несколько сельских населенных пунктов (станицы, села, деревни, аулы и др.), с закрепленной общей территорией.

Рассмотрим виды муниципальных образований на примере Ростовской области. В составе области находятся 463 муниципалитета, из них:

  • 12 городских округов (Ростов-на-Дону, Азов, Батайск, Волгодонск, Гуково, Донецк, Зверево, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск, Таганрог, Шахты);
  • 43 муниципальных района (самый маленькие из которых, Куйбышевский и Советский, состоят из трех сельских поселений; самые крупные — Азовский и Неклиновский — из 18 поселений, при этом одно из 18 в Азовском районе является городским);
  • 18 городских поселений;
  • 390 сельских поселений.

Ростов-на-Дону, город-миллионник и административный центр Южного Федерального округа, считается городским округом с внутригородским делением. А районы Ворошиловский, Железнодорожный, Кировский, Ленинский, Октябрьский, Первомайский, Пролетарский, Советский — его внутригородскими образованиями.

Сходство и различия муниципалитетов

Сходство всех муниципальных образований, независимо от вида, заключается в единой цели их создания и одинаковых функциях, которые они выполняют.

Целью, прописанной в Конституции, является проявление власти народа через органы местного самоуправления.

Функции у всех муниципалитетов одинаковые и условно делятся на 3 вида:

  • экономические;
  • социальные;
  • культурные.

К экономическим относятся:

  • поддержка предпринимателей;
  • бюджетная и налоговая политика;
  • управление собственностью муниципалитета.

Социальные функции — это:

  • соцзащита;
  • охрана здоровья;
  • строительство жилья;
  • забота об экологии;
  • развитие ЖКХ.

К культурным относятся:

  • образование детей (дошкольное и школьное);
  • создание и реставрация памятников культуры.

Главные различия муниципалитетов — это размер территории и их состав. Наиболее контрастны между собой городское и сельское поселения. Различия между ними заключаются в:

Преимущества и недостатки городского округа с внутригородским делением

Преимущества:

  • Лучшая организация и концентрация ресурсов на конкретной территории.
  • Удобство и эффективность управления городскими службами и инфраструктурой.
  • Большой охват территории в рамках одного городского округа, что позволяет больше средств направлять на реализацию проектов и развитие городской инфраструктуры.
  • Управление территориями, входящими в соответствующий городской округ, может осуществляться более гибко в зависимости от специфики территории.

Недостатки:

  • Самостоятельная структура организации и управления городским округом может привести к конфликтам между каждой его территорией и центральным управлением.
  • Разделение городской инфраструктуры и социальных услуг может привести к различиям в качестве жизни разных территорий, что может привести к социальной напряженности в некоторых районах города.
  • Система городского округа требует определенных затрат на создание и поддержание нужной инфраструктуры и учреждений исполнительной власти, что может привести к увеличению налоговой нагрузки на граждан городского округа.

Описание статуса городского округа с внутригородским делением

Городской округ с внутригородским делением – это административно-территориальное образование, которое включает в себя город и образованные в его пределах районы. Такая структура позволяет более эффективно управлять городской территорией, учитывать особенности каждого района и решать проблемы на местном уровне.

Городской округ с внутригородским делением представляет собой систему управления, основанную на разделении городской территории на отдельные административные единицы – районы. Каждый район имеет свою администрацию, которая отвечает за управление и развитие своей территории.

Основной целью городского округа с внутригородским делением является улучшение качества жизни городских жителей и развитие городской инфраструктуры. Для достижения этих целей создается единая система управления, которая объединяет все районы города.

В состав городского округа с внутригородским делением могут входить различные типы населенных пунктов: от крупных городов до небольших поселений. Округ объединяет все эти населенные пункты в одну единую систему управления.

Городской округ с внутригородским делением имеет свой собственный бюджет, который формируется из налоговых поступлений с территории всех районов. Бюджет городского округа направляется на развитие городской инфраструктуры, социальные программы, образование, здравоохранение и другие приоритетные направления развития.

Городской округ с внутригородским делением имеет собственное законодательство, которое регулирует деятельность администрации округа и районов, а также права и обязанности граждан и предприятий, находящихся на территории городского округа.

Одной из особенностей городского округа с внутригородским делением является то, что он имеет свой статус города на уровне регионального законодательства. Это дает возможность более самостоятельно принимать решения и осуществлять управление в своих рамках.

Преимущества городского округа с внутригородским делением: Недостатки городского округа с внутригородским делением:
  • Лучшая организация управления городской территорией;
  • Учет особенностей каждого района;
  • Решение проблем на местном уровне;
  • Развитие городской инфраструктуры;
  • Улучшение качества жизни городских жителей.
  • Дополнительные затраты на содержание администраций районов;
  • Необходимость координации деятельности между районами;
  • Распределение финансовых ресурсов между районами.

Внутригородское деление и его цели

Главной целью внутригородского деления является улучшение управления городом и повышение качества жизни его жителей. Разделение города на районы позволяет более эффективно реализовывать программы по развитию инфраструктуры, обеспечению безопасности, доступности образования и здравоохранения.

Кроме того, внутригородское деление способствует осуществлению местного самоуправления и активизации гражданского участия. Местные администрации районов получают возможность принимать решения, отвечающие потребностям конкретной местности и населения. Это способствует разнообразию и дифференциации развития различных частей города.

Еще одной целью внутригородского деления является улучшение транспортной доступности. Разделение города на районы позволяет разрабатывать и реализовывать оптимальные маршруты общественного транспорта, а также строить дороги и транспортные развязки с учетом особенностей каждого района.

Внутригородское деление также способствует социальной интеграции различных групп населения. Создание районов с разным характером жилищного фонда и ценовой категорией позволяет организовать сбалансированное размещение населения, а также разработать программы социальной поддержки для наиболее нуждающихся категорий жителей.

Таким образом, внутригородское деление является неотъемлемой частью развития современного города. Оно способствует эффективному управлению, улучшению инфраструктуры и качества жизни, а также повышает социальную интеграцию и разнообразие развития различных районов города.

Реальные примеры, случаи, города с таким делением

  • Москва, Россия: Столица России Москва разделена на 12 административных округов, включающих в себя множество районов. Каждый округ имеет свою специфику и особенности, такие как исторические достопримечательности, деловые центры или жилые зоны.
  • Нью-Йорк, США: Город Нью-Йорк состоит из пяти районов, или округов, называемых «боро». В каждом из боро есть своя уникальная атмосфера и характеристики. Например, Манхэттен — деловой центр города, Бруклин — популярный район для проживания, Статен-Айленд — зеленая зона с множеством парков и пляжей.
  • Токио, Япония: Токио, столица Японии, имеет 23 специальных района, называемых «току». Каждый район является уникальным по своему облику и характеру. Например, Сибуя — модный район с молодежными торговыми центрами и ночными клубами, а Акихабара — район, известный своими электронными магазинами и технологическими новинками.

Это только некоторые примеры городов с внутригородским делением. Каждый из них обладает своими уникальными чертами и особенностями, делая город живым и разнообразным для своих жителей и гостей.

Что такое городской округ?

Городской округ – это административно-территориальная единица, которая объединяет в себе городские и пригородные территории. Он может создаваться на территории одного города, а также на территории нескольких близлежащих муниципалитетов. Цель создания городского округа – оптимизация управления территорией и повышение эффективности государственного управления.

В рамках городского округа каждый населенный пункт не теряет своей самостоятельности. Однако, глава города является руководителем администрации и занимается координацией деятельности города в целом. В таком случае, социальная и экономическая инфраструктура всех населенных пунктов городского округа объединяется для обеспечения эффективности экономической деятельности и комфорта населения.

Городские округа не редкость в России. Особенно они актуальны для мегаполисов, где границы городов часто достигают свои пределы и проникновение в природно-хозяйственные зоны становится проблематичным. Благодаря городскому округу управление городом и его территорией может быть эффективно и организовано с учетом интересов и потребностей всех жителей города.

Городской округ – это прекрасный способ объединить территории, повысить уровень жизни населения и обеспечить необходимые условия для развития экономики и социальной инфраструктуры.

Что такое муниципальное образование

Муниципальное образование — административная территория, обладающая рядом признаков:

  • проживание людей;
  • наличие органов местного самоуправления;
  • принятие нормативных актов и законов;
  • локальный бюджет;
  • социально-техническая инфраструктура.

Такое образование может быть:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  • отдельным населенным пунктом;
  • совокупностью нескольких населенных пунктов с определенной общей территорией;
  • частью населенного пункта.

Какие функции выполняет в современном обществе

Муниципалитеты в РФ созданы для решения политических, экономических, социальных и других проблем местного значения.

При этом у органов местного самоуправления свои ответственность и компетенции, которые четко разграничены от полномочий органов государственной власти.

К общим функциям муниципального управления относятся:

  • планирование;
  • организация;
  • регулирование;
  • мотивация;
  • контроль;
  • учет.

Специальные функции муниципального управления — это:

  1. Участие населения в решении проблем местного значения.
  2. Удовлетворение потребностей проживающих в тех сферах, которые относятся к локальному уровню.
  3. Управление муниципальным бюджетом и всей инфраструктурой формирования.
  4. Развитие муниципального образования, прежде всего в экономической и социальной сферах.
  5. Охрана общественного порядка.
  6. Охрана окружающей среды.
  7. Защита интересов и прав местного самоуправления.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Опытный компьютерщик
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: