Диалектика как теория развития
Определение 1
Диалектика философами рассматривается в качестве метода аргументации, а также в виде формы и метода рефлексивного теоретического мышления, которое исследует противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления.
При этом в диалектическом материализме диалектика выступает в виде общей теории развития материального мира и одновременно теории и логики познания. Диалектический метод – один из центральных элементов европейских и индийских философских традиций. Слово «диалектика» стало популярным благодаря платоновским «Диалогам», в которых два или более участников диалога могли иметь разные мнения, но стремились найти истину через обмен мнениями.
Статья: Диалектика как теория и метод
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
В истории философии основные мыслители определили диалектику как:
- учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит);
- искусство диалога, понимаемое как понимание истины путем постановки наводящих вопросов и методических ответов (Сократ);
- метод расчленения и сцепления понятий для понимания сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон);
- наука, касающаяся общих положений научного исследования (Аристотель);
- учение о сочетании противоположностей (Джордано Бруно, Николай Кузанский);
- способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, борясь за целостное и абсолютное знание, неизбежно запутывается в противоречиях (Кант);
- общий метод познания противоречий как внутренних движущих сил в развитии бытия, разума и истории (Гегель).
Диалектика бывает идеалистической и материалистической. Материалистическая диалектика выступает как целостная система, где каждая категория и каждый закон занимает строго определенное место и взаимосвязаны с другими категориями и законами. Эта система позволяет раскрыть содержание универсальных свойств и связей реальности, универсальных форм бытия, диалектических законов движения и развития.
Определение 2
Диалектика – это наука о самых общих законах любого движения, но прежде всего развития.
В наши дни в науке аксиоматично и бесспорно, что наша мысль и объективный мир подчиняются общим законам, и поэтому между ними не может быть противоречия.
Согласно Гегелю, истина не представлена в виде готовых догматических положений, а находится в самом процессе познания, в долгом историческом развитии науки, которое поднимается с низших уровней на более высокие, но никогда не достигает высшего уровня.
Все явления и все социальные порядки, которые сменяются историей, выступают в качестве переходных стадий бесконечного развития от низшего к высшему. При этом каждый шаг необходим и имеет собственное обоснование для этого времени и условий, которым он обязан своим существованием.
Диалектика
В науке есть несколько теорий, описывающих развитие различных систем. Наиболее применимой к разнообразным изменениям окружающего мира считается диалектика. В Древней Греции это понятие обозначало спор, столкновение противоположных взглядов, противоречие. Позже этим понятием стали обозначать противоречивый характер отношений не только в полемике, но и в природе, мире в целом. Целостную диалектическую концепцию развития разработал немецкий философ XIX в. Г. В. Ф. Гегель.
Понятие и принципы диалектики
Содержанием научной теории выступают ее принципы и законы.
Принципами называют основополагающие идеи, определяющие практическую или духовную активность человека, например в построении какой-либо системы знаний (теории). Для диалектики такими основополагающими идеями выступают:
- принцип всеобщей связи;
- принцип развития всех форм бытия.
Говоря о принципе всеобщей связи, подразумевают, что любой объект нашего мира прямо или через другие объекты связан со всеми объектами. Например, каждый человек связан с планетой Земля. Наша планета связана с Солнцем. Солнечная система связана физическими зависимостями с другими системами нашей Галактики, та, в свою очередь, с другими галактиками. Если мы графически изобразим эту ситуацию в виде точек (объектов), соединенных друге другом линиями (связями), то увидим, что каждый человек состоит в связи со всеми космическими объектами, т. е. со всей Вселенной. Другое дело, что эти зависимости могут быть практически незаметными. Подобным образом можно проследить цепочки связей всех объектов на Земле.
Особое значение имеет понятие «закон». Многие люди, тем более осваивающие юридическую специальность, применяют данное понятие слишком узко, забывая, что кроме юридических существуют другие законы. Понятием «закон» обозначают особый род связей. Это существенная, устойчивая, необходимая связь между объектами.
Связи между различными вещами и явлениями в природе имеют объективный характер. Независимо от того, знает или нет о них человек, понимает или не понимает суть событий, эти связи реализуются при наличии соответствующих условий. Такие устойчивые и необходимые естественные связи называют законами природы.
Если человек силой разума проникает в суть протекающих процессов, если ему удается открыть причины определенных событий, условия осуществления тех или иных связей, то эти знания формулируются как законы науки. Это субъективное описание природных связей человеком. Совершенно очевидно, что законы науки чаще всего описывают природные связи приблизительно, ведь человек не знает всего. Поэтому люди часто терпят неудачу, когда слишком полагаются на свои знания, даже если считают их научными. Например, иногда людям становится непонятно, почему ломается техника.
С пониманием отношений между людьми дело обстоит сложнее. Мотивы активности или пассивности людей различны и часто не устойчивы. Можно предугадать, как «поведет себя» дерево в течение часа. Как поведет себя человек в ближайшие минуты, — сказать трудно, а группа людей — еще труднее. Мотивы поступков одного человека даже в сходных ситуациях различны: вчера хотел выступить на семинаре, а сегодня уже не хочет; утром не хотел делать зарядку, а сейчас с удовольствием бы размялся; пять минут назад какое-то занятие ему казалось важным, а сейчас ему просто не до него; и т. д.
Для того чтобы в обществе сохранялся порядок, в нем приходится устанавливать правила отношений, т. е. наличие или отсутствие зависимостей между людьми. Найти, определить связи, которые удовлетворяли бы всех людей, очень трудно, если вообще возможно. Поэтому законодательные органы разрабатывают обобщенные правила поведения. В данном смысле юридические законы — предписываемые людям связи с другими объектами. Это искусственные (функциональные) связи.
Виды законов диалектики:
- Закон единства и борьбы противоположностей
- Закон перехода количественных изменений в качественные
- Закон отрицания отрицания
Традиционная китайская философия
Вопрос диалектичности зародился вместе с самой философией. Это произошло почти одновременно в землях Средиземноморья, Китае и Индии.
Стихийная диалектика была распространена среди обитателей древнего Китая. Первые мудрецы даосизма в своих рассуждениях вывели идеи невозможности существования в мире чего-либо неизменного. Все приходит и уходит, рождается и умирает, появляется и разрушается.
Философские изыскания даосистов, подобно древним грекам, опирались на идею сдвоенности категорий мышления, и поисков их общего начала. Борьба и единство антиподов отразились на двойственности мышления китайских мудрецов. Они искали неразрывное начало в различных, иногда противопоставленных друг другу идеях, образах, символах и понятиях.
Так зародились традиционные символы инь и янь: они противопоставлены друг другу, но взаимосвязаны и на изображении переходят один в другой. Если инь – темное, янь – светлое. Инь переходит в янь – темное светлеет, янь переходит в инь – светлое темнеет.
Инь и янь – это первичные субстанции, которые используются как в философском, так и эзотерическом направлении познания мира.
С помощью данных обозначений была сформулирована основа традиционного китайского учения: лицезреть вечное в суетности мира преходящего и постигать гармонию.
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
Что такое диалектическая психология? Какие взгляды лежат в ее основе, на какие научные теории она опирается? Вот те немногие вопросы, ответы, на которые необходимо дать, прежде чем перейти к исследованию объективных законов взаимодействия психических и социальных факторов деятельности людей, их социально-психологических явлений. Что же такое диалектическая психология?
Диалектическая психология это наука, изучающая общие и специфические закономерности возникновения, функционирования, изменения и развития общественно-психологических явлений. Это такая социальная психология, которая основана на диалектико-материалистическом философском подходе, и опирается на всю совокупность марксистских знаний о мире. Н. Луценко в своей работе «Введение в учение диалектического монизма» указывал на существование следующих направлений диалектики: «Учение диалектического монизма имеет основополагающие разработки по семи направлениям общечеловеческих знаний и включает в себя: философию диалектического монизма, диалектическую политэкономию, диалектическую социологию, диалектическую психологию, диалектическую этику, диалектическую эстетику, диалектическую педагогику» . Само понятие диалектический монизм означает принятие диалектической философии за основу всех гуманитарных наук. Греческое monos лежащее в основе названия этих научных направлений означает один, единственный.
Диалектическая психология выражается в распространение законов и категорий диалектики на психику человека. Это распространение носит не вульгарный, а строго научный характер, подчеркивающий неразрывную связь человека и общества с материальным миром природы. Диалектическая психология вскрывает материальную основу психики, где бытие определяет сознание, и не только сознание, но и подсознание. Она наглядно иллюстрирует тот факт, что человеческая психика являясь продуктом общественной деятельности, сама оказывает влияние на эту деятельность, и делает это не только посредством сознательных поступков, но и через подсознательные и бессознательные процессы. Психика рассматривается как отражение материального мира, где протекающие процессы порождены и неразрывно связаны с обществом и природой. В этом проявляется диалектическое единство мира, выраженное в психике человека.
В диалектической психологии, несмотря на единую опору — диалектику, не существует полного единства воззрений. Одни полагают, что диалектическая психология должна заниматься вопросами развития личности, обогащением ее диалектическими знаниями и направлением их на самосовершенствование. Другим диалектическая психология видится, как средство изучения психики или средства влияния на нее. Рассматривая первую сторону, Н. Луценко пишет: «Диалектическая психология, устанавливая диалектическое единство способностей сознания и общественной среды, стирает кажущуюся непреодолимой преграду между способными, одаренными, талантливыми и гениальными личностями. Соответственно диалектическая психология требует от обыденной личности самосовершенствования, утверждая, что при диалектической системе воспитания, и образования каждый индивид может стать талантливым, то есть обрести способность к творчеству… Высшей ступенью развития сознания является самосознание в единстве всех его форм. Для научной формы самосознания характерно постижение сути диалектики, ее Абсолюта и умение ее применять в научной и практической деятельности. Для моральной формы самосознания характерно подчинение единичного — всеобщему, личного интереса — общественному интересу, чувства — разуму. Для самосознания характерно подавление религиозных и политических чувств в пользу разума и гуманизма» . Думаю, в диалектической психологии надо, прежде всего, видеть революционную науку о внутреннем мире человека освобожденную от всяческого идеализма и опирающуюся на всеобщие законы диалектики. В то же время эти законы являются как законами познания, так и законами бытия. К сожалению, диалектическая психология пока существует больше в умах, чем в виде изложенных и опубликованных исследований, во время разнообразных, в основном неформальных, дискуссий о ней сказано куда больше, чем написано статей.
На что опирается диалектическая психология? Естественной опорой данной психологии является философская школа марксизма. Основными законами диалектической психологии являются естественно законы диалектики. Их, как известно три. Закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания. Вкратце охарактеризуем их.
Основные этапы проведения исследования с применением диалектического подхода
1. Формулирование проблемы и постановка цели исследования.
Первым этапом проведения исследования с применением диалектического подхода является формулирование проблемы и определение цели исследования. На этом этапе необходимо четко сформулировать вопросы, которые требуется изучить, определить, что именно исследуется, а также сформулировать цель и задачи исследования.
2. Подбор и обработка источников информации.
На этом этапе исследователь должен провести поиск и выбрать соответствующие источники информации, которые помогут в решении поставленной проблемы. Источники могут быть различными: научные статьи, книги, статистические данные и т.д. После этого следует обработать и проанализировать полученную информацию.
3. Формулирование гипотезы.
Гипотеза является предположением или предварительным утверждением, которое требуется проверить в ходе исследования. На данном этапе исследователь формулирует гипотезу, которая может быть противоречивой или иметь противоречия. Гипотеза должна быть четко сформулирована, чтобы позволить провести дальнейшее исследование и проверить ее.
4. Сбор и анализ данных.
На этом этапе проводится сбор данных, которые могут быть получены различными методами: наблюдение, опросы, эксперимент и т.д. После сбора данных исследователь проводит их анализ и интерпретацию. Для анализа данных могут использоваться различные методы и инструменты, включая диаграммы, таблицы, статистические методы и др.
6. Проверка гипотезы и обоснование результатов.
На последнем этапе исследования проводится проверка гипотезы и обоснование полученных результатов. Исследователь анализирует результаты и сопоставляет их с гипотезой. Если гипотеза подтверждается, то следует обосновать результаты исследования, а если гипотеза не подтверждается, то следует анализировать причины этого и делать соответствующие заключения.
Современный мир
Современная диалектика развивается в нескольких направлениях. Можно отметить активное использование наработок этого философского учения в различных науках для разъяснения противоречий. В прикладной математике, социологии и психологии. Квантовая механика, генетика, кибернетика, астрофизика – все они обрели теоретическое осмысление законов природы через диалектику.
Приверженцы ее материалистической концепции смогли найти ряд подтверждений своей теории в мире биологии, выявив, что происходит непрерывное изменение живых организмов под воздействием эволюции и метаболизма.
Некоторые современные философы ограничивают диалектику лишь в рамках деятельности человека. Диалектику природы и ее законов вне человеческого общества они не принимают в расчет.
Содержание, которое вкладывается философами в понятие «диалектика» меняется вслед за научным прогрессом. Современная научная картина мира диалектична по своей сути. Любая система рассматривается как конкретное единство и расчлененная целостность одновременно. Во главу всего ставится внутренняя связь вещей, а противоречие выступает как главный принцип научного исследования.
Зарождение и этапы развития
I этап
Наивная или стихийная диалектика возникла в Древней Греции. Начало этому положили Гераклит и Сократ.
Гераклит считал, что в мире все изменчиво, «все течет, все меняется», «в одну реку нельзя войти дважды». Благодаря этому движению и происходит развитие. Параллельно с этим, он развивает учение о противоположных началах, которые являются половинами одного целого, дополняя друг друга. Созвучно представлениям древнегреческих философов, подобные диалектические методы прослеживаются в философии даосизма. «Превращение в противоположность – движение дао». Символически это выразилось в появлении инь и янь.
Идеи Гераклита были продолжены Сократом. Им же был введен термин «диалектика». Философ полагал, что только при высказывании различных мнений во время ведения беседы, отсеивается все пустое и рождается истина. Известным это учение стало благодаря «Диалогам» Платона.
Этот период развития диалектики назван стихийным из-за отсутствия научного обоснования, а основные положения опираются лишь на наблюдения за стихийными явлениями.
II этап
В Средние века диалектика развивалась в русле религии. Августин Аврелий, Фома Аквинский понимали этот метод как способ единения божественного и земного, разума и веры. Основным направлением учения была проблема перехода от греховного существования к идеальному райскому. В то же время были выработаны основные теоретические положения диалектики.
III этап
Эпоха Нового времени явилась новым витком развития диалектики. В этот период проблемами этого метода активно занимается немецкая классическая философская школа (И. Кант, И. Фихте, Э. Шеллинг). Вершиной же стала идеалистическая диалектика Г. Гегеля. Он систематизировал знания, сформулировал законы и принципы, а также противопоставил диалектический подход метафизическому.
IV этап
Марксизм. К. Маркс, Ф. Энгельс активно пользовались методами гегелевской диалектики, разрабатывая материалистическое направление. Однако Маркс считал, что первична материя, она вечна и бесконечна, а дух вторичен. Т.о. диалектика Гегеля стоит «на голове», а надо ее поставить «на ноги».
Средние века
Диалектика философии продолжила свое развитие в средневековье. Главенство религиозного монотеизма перевело диалектику в теологическую область. В отличие от античности, ее трактовали уже по-другому. Обычно под этим понятием означалось любое искусство дискуссии, если заданные вопросы и последовавшие ответы были правильными и доводы подобраны правильно, а рассматриваемая тема логически проанализирована еще до того, как была озвучена слушателям.
Диалектичность средневековья по своей сути опиралась на коллективизм феодальное общество.
Мыслители того времени пытались выполнить глобальную цель: обрести рай, на небесах или на земле. Основной проблемой, подлежащей рассмотрению, был переход от несовершенной реальности к идеальному будущему.
В своих учениях религиозные мыслители объединяли земной мир с идеальным небесным миром, от Бога-Сына к Богу-Отцу через Бога-Духа. Их целью оказывалось стремление охватить две ипостаси мира: телесную и духовную, низменную и возвышенную, земное и небесное, жизнь и смерть. И диалектика для средневековых философов выступала как предпосылка для решения данной проблемы.
Стоит отметить, что уже в средние века философия выработала все основные элементы диалектики, которые позднее включил в свои труды Гегель и которые используются и в наше время.
Диалектический метод своими словами для детей
Диалектический метод в изучении личности обвиняемого или подозреваемого означает, что мы должны рассматривать его поведение и все его психические акты в контексте их взаимосвязи и взаимодействия друг с другом.
Например, если мы хотим понять, почему обвиняемый совершил преступление, мы должны анализировать его мотивы, эмоции, мысли и действия, а также их влияние друг на друга. Диалектический подход позволяет нам видеть, что эти факторы не являются отдельными и изолированными, а взаимодействуют и влияют друг на друга.
Например, мы можем узнать, что обвиняемый совершил преступление из-за финансовых трудностей. Диалектический метод поможет нам понять, как именно эти трудности повлияли на его эмоции, мысли и поведение. Мы можем узнать, что он испытывал стресс и отчаяние из-за финансовых проблем, что привело к возникновению негативных эмоций, таких как гнев или зависть. Эти эмоции, в свою очередь, могли повлиять на его мысли и привести к принятию решения совершить преступление.
Диалектический метод также помогает нам понять, что личность обвиняемого не является статичной и неизменной. Он может изменяться и развиваться в зависимости от внешних обстоятельств и внутренних факторов. Например, человек может пройти через определенные жизненные ситуации, которые повлияют на его характер и поведение. Диалектический подход позволяет учитывать эти изменения и понимать, что личность обвиняемого не ограничивается только его преступными действиями.
В итоге, диалектический метод в изучении личности обвиняемого или подозреваемого помогает нам получить более глубокое и полное понимание его поведения и психических актов. Он позволяет увидеть их взаимосвязь и взаимодействие, а также учитывать изменения, которые могут происходить со временем
Это важно для более объективного и справедливого рассмотрения дела и принятия решений
Используемая литература:1. Бертовский Л. В. Криминалистика: учебник для бакалавров / Бертовский Л. В. — Москва : Проспект, 2018. — 960 с.2. Колмаков В. П. Идентификационные действия следователя. М. : Юрид. лит., 1977.3. Криминалистика : учебник для бакалавриата и магистратуры / И. В. Александров ; под редакцией И. В. Александрова. — Москва : Издательство Юрайт, 2018.4. Криминалистика. Полный курс : учебник для вузов / под общ. ред. А. Г. Филиппова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 855 с.5. Потапов С.М. Принципы криминалистической идентификации // Сов. государство и право. 1940, № 1.6. Сегай М. Я. Предмет судебной идентификации. — В кн.: Использование научных методов и технических средств в борьбе с преступностью. Минск, 1965.7. Шляхов А. Р. Состояние и перспективы разработок автоматизированного решения задач и создания информационных систем в области судебной экспертизы // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2019. №5 (57).8. Яблоков Н. П. Криминалистика: учебник / Н. П. Яблоков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 303 с.Значение термина Диалектический метод на academic.ru
Период античности
Понятие «диалектика» появилось еще в античности. Первоначально она носила стихийный характер.
Наиболее полно суть диалектизации философии изложил Гераклит. Согласно его работам, в мире непрерывно происходит вечный процесс появления и исчезновения. Вслед за ним и другие мудрецы Древней Греции в своих работах воспринимали действительность как изменчивую структуру, которая объединяет в себе противоположности.
Диалектичность философии классического периода заключалась в совмещении идеи вечного движения всего сущего, но представлении Космоса как единого целого, пребывающего в покое.
Сократ много сделал для развития диалектики. Его метод интеллектуальных споров как пути к истине повлиял на всю последующую античную философию.
Платон развил мысль своего учителя, не только проводя поиски истины с помощью вопросов и отчетов, но и объединяя противоречивые сведения о предмете спора в одно целое. Свои работы Платон оформлял в виде диалогов.
Аристотель взял идеи Платона, прибавил к ним учение об идейном потенциале и энергии. В результате возник способ познания реального космоса через обобщение всех движущихся вещей в движение самой действительности.
Принципы диалектического мышления
У любого подхода есть принципы, на которых он строится. Вот основные составляющие диалектического мышления:
Принцип единства и взаимодействия противоположностей: Все явления содержат в себе противоположности, которые взаимодействуют и влияют друг на друга. Противоположности существуют во всех аспектах жизни и способствуют развитию и изменению;
Принцип противоречия: Все явления и процессы содержат внутренние противоречия и конфликты. Противоречия являются движущей силой развития и прогресса, и их разрешение приводит к новым формам и структурам;
Принцип перехода качества в количество: Изменения в системе происходят путем постепенного накопления качественных изменений, которые в конечном итоге приводят к скачкообразным изменениям и переходам;
Принцип отрицания: Процесс развития происходит через отрицание и преодоление противоречий и противоположностей. Отрицание одного состояния или идеи открывает путь к возникновению нового состояния или идеи;
Принцип всестороннего и конкретного анализа: Диалектическое мышление стремится к всестороннему и комплексному анализу явлений, учитывая их взаимосвязь и контекст
Оно исследует не только отдельные аспекты, но и их взаимодействие и влияние на систему в целом;
Принцип исторического развития: Диалектическое мышление уделяет внимание процессу исторического развития, понимая, что все явления и процессы имеют свою историю и эволюцию. Оно учитывает изменение со временем и предсказывает возможные тенденции и направления развития;
Принцип открытости и прогресса: Диалектическое мышление открывает возможности для новых идей, концепций и понимания мира
Оно признает, что знания и понимание всегда находятся в процессе развития и требуют открытого и критического мышления.
Как диалектика рождает креативность?
Эти принципы составляют основу диалектического мышления и помогают нам анализировать сложные системы, разрешать противоречия и формулировать новые идеи и концепции.
Рекомендации и советы по эффективному применению диалектического метода в обучении персонала
Диалектический метод в обучении является мощным инструментом для развития профессиональных навыков и критического мышления у персонала. Однако, чтобы достичь максимальной эффективности при его применении, необходимо следовать определенным рекомендациям и советам.
Первый совет заключается в том, чтобы создать комфортную и открытую обстановку для обучения. Диалектический метод основан на активном взаимодействии и дискуссии между участниками
Поэтому важно предоставить возможность каждому работнику высказаться, делиться своими мыслями и аргументировать свою позицию
Второй совет состоит в том, чтобы структурировать процесс обучения. Вводные лекции или материалы помогут участникам получить базовое представление о теме, на которую будет направлен дальнейший диалог. Затем можно распределить группы для более глубокого изучения конкретных аспектов и проведения дискуссий.
Третий совет заключается в постановке четких целей и задач обучения. С помощью данного метода становится возможным мыслить аналитически, а также иметь способность критически относиться к самому себе в целом
Поэтому важно определить, какие конкретные навыки и знания должны быть получены в результате обучения, и подстроить диалог таким образом, чтобы достичь этих целей
Четвертый совет состоит в том, чтобы применять различные методы активного обучения. Вместо традиционных лекций можно использовать игры ролевых моделей, кейсы или групповые проекты. Это поможет участникам лучше усвоить материал и применить его на практике.
Пятый совет – это стимулирование критического мышления. Диалектический метод предполагает поиск противоречий и анализ различных точек зрения. Поэтому необходимо поощрять работников к задаванию вопросов, высказыванию своих сомнений и проверке информации.