Финансирование государственных программ
Мы уплачиваем налоги для финансирования государственных программ, которые обеспечивают различные потребности и благоустройство нашего общества. Такие программы могут включать в себя образование, здравоохранение, социальную защиту, инфраструктурные проекты и многое другое.
Значение налогов для финансирования государственных программ заключается в том, что они позволяют обществу распределить финансовые ресурсы справедливо и рационально. Благодаря налоговым сборам государство может обеспечить жизненно важные услуги и программы, которые благоприятно влияют на жизнь граждан.
Для взимания налогов существуют различные способы и механизмы. В зависимости от вида налога, его размера и целей взимания, государство применяет разные методы уплаты налогов. Они могут включать в себя налоговые декларации, уплату налогов при покупке товаров и услуг, а также прямое взимание налогов с заработной платы.
Чтобы государственные программы получили достаточное финансирование, важно, чтобы все граждане выполняли свои обязанности по уплате налогов. Это позволяет обществу сохранять стабильность и развиваться
Таким образом, уплата налогов является неотъемлемой частью функционирования государства и обеспечения благополучия всех его членов.
Способы взимания налогов
Налоги — это обязательные платежи, которые мы уплачиваем государству. Но зачем мы платим налоги и что такое налоги?
Существует множество способов уплаты налогов. Одним из самых распространенных способов является прямая уплата налогов через банк или налоговую службу. Другими способами являются удержания налогов из заработной платы или продажи товаров и услуг с учетом налогов.
Источники, для которых мы платим налоги, могут быть различными. Например, физические лица уплачивают налог с доходов, имущества, земли и других видов деятельности. Юридические лица уплачивают налоги на прибыль, НДС, акцизы и другие виды налогов.
При уплате налогов мы также можем воспользоваться различными льготами и налоговыми вычетами, которые позволяют снизить сумму налоговых платежей.
Задания
- Россия имеет значительный внутренний государственный долг. Как найти эффективные пути его погашения? Аргументируйте свои предложения.
- Российскому государству удавалось на протяжении ряда лет добиваться бездефицитного бюджета. Охарактеризуйте негативное воздействие бюджетного дефицита на экономику. Какие сферы экономики могут в значительной степени испытывать это воздействие? Предложите действенные, на ваш взгляд, государственные меры по устранению дефицита бюджета в стране.
- Объясните смысл следующего высказывания: «Налоги — это цена, которую мы платим за услуги государства». Проиллюстрируйте своё мнение примерами.
- В России относительно высокий уровень сбережений населения, которые можно рассматривать как потенциальный источник развития экономики. Однако сбережений достаточно много, а инвестиций (вложение денежных средств в организацию своего дела, развитие производства) не хватает. Каковы, на ваш взгляд, причины подобной ситуации?
- Опираясь на материалы параграфа и Интернета, например обзоры состояния российской экономики (см. сайты Министерства экономического развития, Федеральной службы государственной статистики, заполните в тетради таблицу.
Вопросы и задания к документу[править | править код]
Роль государственных институтов в рыночном пространствеправить | править код
Как автор документа характеризует роль государственных институтов в едином рыночном пространстве? Какие, по мнению учёного, экономические функции государства способствуют стабильному развитию рыночной системы?
Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне её, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и… расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, — создание правого поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путём выражения общих, или общественных, интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.
Социально-экономические явления в жизни обществаправить | править код
А. Н. Пороховский называет ряд социально-экономических явлений в жизни общества, находящихся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Перечислите эти явления и, опираясь на известные факты, проиллюстрируйте одно из них примером.
Социально-экономические явления в жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли гос-ва:
а) Устойчивость финансовой системы
б) Расширение производства общественных благ
в) Создание правогого поля в предпринимательской сфере
Например, если финансовая система страны не является достаточно устойчивой, любой возникающий локальный кризис может привести к негативным последствиям в виде инфляционных и курсовых всплесков, невыполнения долговых обязательств и т.д., что непременно повлияет на качество жизни общества.
Роль государства в сохранении и развитии конкуренцииправить | править код
Автор документа подчёркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, поясните значение конкуренции для рыночной экономики.
Конкуренция имеет важное значение для рыночной экономики, поскольку она помогает гарантировать, что товары и услуги предоставляются по самой низкой цене и максимально возможного качества. Она побуждает организации внедрять инновации и опережать своих конкурентов, а также предоставляет потребителям более широкий выбор и лучшие цены
Конкуренция также помогает предотвратить образование монополий, поскольку компании вынуждены конкурировать за клиентов и долю рынка. Наконец, конкуренция способствует экономическому росту, заставляя компании работать более эффективно и продуктивно.
Налоги в финансовой системе России
Понятие налогов имеет важное значение в экономике каждого государства, в том числе и России. Их природа и структура зависят от национальной экономики и роли государства в налогообложении
Их важность заключается в том, что они обеспечивают государство необходимыми для функционирования средствами, а также позволяют сократить дефицит бюджета и снизить уровень инфляции. Кроме того, налоги являются инструментом регулирования экономических процессов и позволяют более эффективно решать социальные вопросы
Однако, в налоговой системе России присутствуют проблемы, связанные с недостаточной прозрачностью и сложностью процедуры их уплаты. Это приводит к увеличению теневой экономики и непоступлению значительной части денежных средств в бюджет.
Роль налогов и налогообложения в национальной экономике
Налоги, как правило, в каждой экономической системе выполняют одни и те же функции, которые оказывают существенное влияние на развитие всей экономики. К таким функциям налогов относятся:
- фискальная функция – основным доходным источником бюджета государства являются налоги, максимальная собираемость которых обеспечивается, прежде всего, за счет налогового контроля и применения налоговых санкций; налоги фактически финансируют всю деятельность государства;
- распределительная функция – часть общественного дохода благодаря механизму налогообложения (возложению налогового бремени) передается от наиболее состоятельной группы граждан к более незащищенным и слабым;
- регулирующая функция – налоговые механизмы выступают в качестве инструментов, которым государство предпринимает попытки решить текущие задачи своей экономической политики; в частности, возможно стимулирование или ограничение той или иной разновидности деловой активности, аккумуляция средств на воспроизводственные цели;
- контролирующая функция – система налогообложения позволяет государству систематически наблюдать за товарно-денежными потоками в национальной экономике и выявлять экономические правонарушения.
Таким образом, налоги и процесс их установления и сбора (налогообложение) играют важную роль в развитии экономической системы. Государство, используя эти инструменты, осуществляет регулирование народного хозяйства и формирует приоритетные направления экономической деятельности в стране.
Список использованных источников
1. Булатов А.С. Экономическая теория.- М.: Экономист, 2003.
2. Качур О.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие 1-е изд., М., 2007.
- Малис Н.И. Снижение бремени как приоритет налоговой политики // Финансы.- 2007. -№6.
- Финансы: Учебник для вузов / под ред.
проф. Л.А. Дробозиной — М.: ЮНИТИ, 2000.
- Финансы: Учебник для вузов / под ред. проф. М.В. Романовского, О.В. Врублевской — М.: Юрайт-М, 2004.
- Черник Д.Г.
Налоги и налогообложение — М.: МЦФЭР, 2006.
6 стр., 2683 слов
Земельный налог в Республике Беларусь
… основные элементы. 1. Земельный налог Земельный налог в Республике Беларусь регулируется Законом Республики Беларусь «О платежах за землю» от 18 декабря 1991 г. №1314-XII. Плательщики земельного налога. Плательщиками земельного налога являются юридические и …
Распределение налогового бремени
Существует два взгляда на проблему распределения налогового бремени в экономике.
Принцип налогообложения полученных благ. Этот принцип утверждает, что домохозяйства и предприниматели должны приобретать товары и услуги, предоставляемые государством, таким же образом, как и другие товары и услуги. Те, кто получает большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг, должны платить налоги, необходимые для их производства.
Известно, что значительная часть общественных благ финансируется главным образом на основе принципа налогообложения полученных благ. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования строительства и ремонта автодорог. Следовательно, те, кто получает выгоду от хороших дорог, тот и должен оплачивать затраты на эти дороги. По-русски это означает: «Любишь кататься, люби и саночки возить».
Концепция платежеспособности. Этот принцип налогообложения резко контрастирует с принципом налогообложения полученных благ. Принцип платежеспособности базируется на идее, что тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость от конкретного дохода и уровня благосостояния. Принцип платежеспособности гласит: отдельные лица и предприниматели с более высокими доходами должны выплачивать более высокие налоги — как в абсолютном, так и в относительном выражении, чем те, кто имеет более скромные доходы.
Как утверждают американские экономисты, налоговая структура экономики США в большей степени соответствует концепции платежеспособности, чем принципу налогообложения полученных благ.
Юрист отвечает
Какие существуют основные источники государственных доходов?
Основными источниками государственных доходов являются налоги, сборы и штрафы. Налогами являются обязательные платежи, взимаемые государством с граждан и организаций в целях финансирования государственных расходов. Сборы – это добровольные или обязательные платежи, которые взимаются государством за определенные услуги или права. Штрафы – это санкции, налагаемые на граждан и организации за нарушение законодательства.
Какие функции выполняют налоги?
Налоги выполняют несколько функций. Во-первых, они являются основным источником доходов государства и позволяют финансировать государственные расходы. Во-вторых, налоги используются для регулирования экономики и социальной сферы. Они могут стимулировать или ограничивать определенные виды деятельности. Например, повышение налогов на табачные изделия может способствовать снижению потребления табака. В-третьих, налоги служат средством распределения доходов в обществе. Государство может применять прогрессивную шкалу налогообложения, чтобы более богатые граждане платили больше, чем бедные.
Какие налоги являются основными источниками доходов бюджета?
Основными налогами, являющимися источниками доходов бюджета, являются налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц, акцизы и налог на имущество. Налог на прибыль организаций взимается с доходов предприятий и компаний. НДС взимается с продажи товаров и услуг. Налог на доходы физических лиц взимается с доходов граждан. Акцизы взимаются с определенных видов товаров, таких как алкоголь и табачные изделия. Налог на имущество взимается с владельцев недвижимости и других ценностей.
Какие налоги являются основными источниками государственных доходов?
Основными налогами, являющимися основными источниками государственных доходов, являются налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы и налог на имущество.
Какая роль налогов в бюджете государства?
Налоги являются основным источником доходов бюджета государства. Они позволяют государству получать средства для финансирования своих расходов и выполнения своих функций, таких как обеспечение обороны, социальной защиты, инфраструктуры и других государственных программ.
Какова сущность и функции налогов?
Сущность налогов заключается в обязательном платеже граждан и организаций в бюджет государства, основываясь на определенной ставке и базе налогообложения. Функции налогов включают в себя финансовую функцию (обеспечение доходов бюджета), регулирующую функцию (воздействие на экономические процессы и поведение участников рынка) и социальную функцию (распределение доходов и социальная защита).
🟠 Введите свой вопрос в форму для консультаций
Нормативная база 🠒 Нюансы законодательства 🠒 Нужные видео 🠒 К кому обратиться 🠒 Полезные документы 🠒 Пошаговая инструкция 🠒 Как сделать расчет
Денежно-кредитная (монетарная) политика
Монетаризм — экономическая политика государства, основанная на определяющей роли регулирования объёма наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения последовательного эволюционного роста национальной экономики.
Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный банк во взаимодействии с коммерческими банками. Рассмотрим различные варианты денежно-кредитной политики.
Центральный банк выдаёт денежные средства коммерческим банкам, а последние — своим клиентам за определённую плату, называемую «процент за кредит». Например, если фирма берёт у банка 200 тыс. р. на год под 10% годовых, то возвращать ей придётся 220 тыс. р. Учётная ставка процента — норма процента, под который центральный банк даёт кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учётную ставку, центральный банк делает кредит более дорогим или более дешёвым.
Если кредиты становятся более дорогими, то соответственно сокращается число желающих их брать. Это приводит к уменьшению количества денег в обращении и помогает снизить инфляцию (инфляция возникает, когда объём денежной массы превышает количество производимых товаров и услуг). Но при этом усиливается спад производства, так как фирмы лишаются возможности получить кредит.
Понижая учётную ставку процента и делая кредит дешёвым, государство увеличивает число заёмщиков, стимулируя их экономическую активность, что способствует подъёму производства. Но увеличение денежной массы в обращении ведёт к усилению инфляции.
Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путём изменения учётной ставки процента, стимулируя или ограничивая производство и потребление.
По закону коммерческие банки обязаны часть своих средств держать в виде резервов в центральном банке, чтобы осуществлять выплаты клиентам, желающим получить деньги со своих счетов. Устанавливая норму обязательных резервов, центральный банк оказывает влияние на возможность банков предоставлять кредиты, изменяя тем самым общее количество денег в обращении.
Увеличение нормы обязательных резервов приводит к уменьшению количества денег у банков для кредитования, что делает кредит дорогим, сокращает число заёмщиков и соответственно уменьшает денежную массу в обращении.
Уменьшение нормы резервирования, наоборот, позволяет увеличить объёмы кредитования фирм, что ведёт к росту денежной массы. К каким последствиям в экономике это приводит, вы уже знаете.
Так, оба метода денежно-кредитной политики позволяют государству, воздействуя на денежную массу в обращении, помогать экономике развиваться стабильно.
Концепция налогов
Налоги являются одной из форм обязательного сбора, уплачиваемого хозяйствующими субъектами в бюджет.
Налоги не компенсируются, что отличается от сборов. Пошлины и сборы подразумевают, что правительство предоставляет что-то взамен. Исторически государство не производит коммерческих товаров и услуг, поэтому не может обеспечить свое собственное существование. Однако она реализует важные для общества функции — защиту, охрану целостности страны, сохранение прав и свобод граждан, поддержание здоровья и качества жизни и другие. Налоговые платежи являются обязательными для всего населения. Различные формы налогообложения применяются к разным группам населения, но их задача — обеспечить функционирование государства и эффективное распределение средств.
Налог имеет обязательный характер. То есть государство использует свои полномочия, чтобы обязать граждан платить налоги. С этой целью разработано налоговое законодательство, которое регулирует сумму налога, срок выплаты, ряд льгот и так далее.
Отличительными особенностями налога являются:
- Обязательно. Уплата налогов является институциональным и юридическим обязательством любого хозяйствующего субъекта.
- Гратуозность. Налог не генерирует фунтов стерлингов от государства. Хотя на практике часть бюджета используется для обеспечения приемлемого уровня государственных услуг, а также для решения социальных проблем.
- Денежная форма. Оплата может быть безналичной или наличной, но всегда наличными.
- Реклама. Бюджет расходуется на внутреннюю политику.
Население имеет большие различия в доходах, а также в занимаемых должностях. Гибкая система налогообложения учитывает эти особенности, что укрепляет экономику и способствует ее росту и развитию. Иначе экономика становится жесткой. Предприятия предпочитают скрывать свои доходы, а население старается избежать дополнительных налоговых расходов.
Налоги являются средством финансирования правительства. Деньги, которые поступают в бюджет, используются для реализации внутренней политики и поддержания функций, выполняемых правительством.
Государственные расходы и их структура
Государственные расходы — расходы, производимые государством с целью создания нормальных условий для повседневного проживания населения и частной предпринимательской деятельности.
Государство сталкивается с такими социально-экономическими проблемами, решать которые приходится «всем миром».
Существенное отличие государственных расходов от частных состоит в том, что правительственные решения в конечном счете носят политический характер. Количество товаров и услуг в экономике в целом ограниченно. Поэтому правительство вынуждено соизмерять возможности и желания, всякий раз спрашивая себя: сколько можно выделить Министерству культуры, сколько — на развитие общего и профессионального образования, здравоохранения, хватит ли средств на поддержку местных органов власти, можно ли сокращать взносы предприятий на социальное обеспечение?
В наши дни государственные расходы в развитых странах составляют более 30% ВНП, хотя в начале XX в. этот показатель был менее 10%. Направления государственных расходов также изменились. Раньше они направлялись на поддержание правопорядка и законности, а сейчас — на решение социально-экономических проблем. Об этом мы сейчас и поговорим.
Государственные расходы по назначению можно разделить на бюджетные группы: федеральные, республиканские и местных органов власти.
Основные статьи федеральных расходов — это:
1) национальная оборона, или поддержание боеготовности страны, и внутренняя безопасность;
2) социальные выплаты (защита доходов), или расходы на множество программ по поддержанию уровня доходов, которые предусматривают помощь престарелым, нетрудоспособным, безработным, инвалидам, нуждающимся в медицинской помощи, семьям без кормильца и т. д.;
3) экономическая помощь республикам и местным органам власти, или так называемая политика фискального федерализма;
4) выплата процента по государственному долгу, а также расходы на содержание дипломатических служб, гранты местным властям.
В последние годы в развитых странах крупнейшая из этих статей — статья расходов по выплате процента по государственному долгу в связи с ростом размера самого государственного долга и величины процентной ставки.
Основные статьи — республиканских расходов и местных органов власти — это расходы на образование, социальное обеспечение, здравоохранение и больницы, автомагистрали, а также расходы на обычные функции государства: поддержание порядка и внутренняя безопасность.
Государству приходится платить не только за блага разового пользования, но и за долгосрочные блага. Разовые блага связаны с регулярными платежами и поэтому их закупку надо оплачивать из регулярных же поступлений. Капитальные же расходы — расходы на строительство дорог, кредитование государственных предприятий и содержание университетских зданий — справедливее финансировать за счет государственных займов, хотя выплата долга частично ляжет и на будущие поколения их пользователей
Вопрос: как же правительство может осуществлять расходы?
Ответ один: с помощью собственных доходов.
Важность государственного регулирования экономики
Экономическая теория утверждает, что рыночная экономика способна к саморегулированию. Однако на практике в связи с цикличностью экономики и другими внешними факторами влияния периодически возникает необходимость вмешательства государства. Государственное регулирование экономики — это комплекс мер, направленных на регулирование экономических процессов. Сегодня правительство воздействует на экономику через финансовую систему, а именно:
- Фискальная политика.
- Денежная политика.
- Контроль за внешнеторговыми операциями.
- Распределение общих доходов.
Фискальная политика занимается сбором обязательных платежей, определением приоритетных направлений экономической политики, распределением средств на решение социальных и других социально значимых задач. Денежно-кредитная политика заключается в контроле денежной массы, что влияет на стабильность экономического развития. Государство может использовать прямые и косвенные методы регулирования. Прямые методы включают антимонопольную политику, защиту окружающей среды, внедрение стандартов и контроль за их соблюдением. Косвенные методы включают в себя решения в области денежно-кредитной политики, социальной политики, контроля над доходами. Формами государственного регулирования являются целевые программы, чаще всего в социальной сфере, прогнозирование и моделирование различных ситуаций.
Государственное регулирование необходимо для устранения несоответствий между частным и государственным характером производства, негативных последствий внутри рынка. Она также поддерживает научно-технический прогресс, сдерживает усилия по монополизации и обеспечивает международную конкуренцию.
Рекомендую подробно изучить предметы: |
|
Ещё лекции: |
- Нормативный метод планирования и прогнозирования — концепция, особенности и методы
- Сравнение формальной и неформальной экономики — типы и особенности
- Международная экономическая интеграция — сущность, последствия, концепция и виды
- Либеральная модель рыночной экономики — основные черты, вариации, концепция и характерные особенности
- Система экономических отношений — сущность, содержание,концепция и виды
- Нефтяные фонды России: сущность, особенности формирования и применения — состав, структура и использование
- Типы и виды дивидендных политик — теория и суть
- Номинальный и реальный ВВП — как рассчитать, сущность и индексы цен
Административные инструменты
Государственное регулирование в развитых странах не исключает механизмы саморегулирования, а призвано дополнять и адаптировать их для поддержания баланса интересов между государством, экономическими агентами и домашними хозяйствами в экономике. Как саморегулирование, так и государственное регулирование осуществляется прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами. Прямое регулирование осуществляется посредством регулирования (на различных уровнях), в то время как экономическое регулирование осуществляется через все сферы и звенья финансово-кредитной системы. (Таблица 1)
Административные средства не предполагают создания дополнительных материальных стимулов или риска финансовых потерь. Они основаны на полномочиях органов государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, французские власти запретили строительство новых промышленных предприятий в районе Парижа, и для достижения этого они не повышали налоги на новые фирмы и не налагали драконовских штрафов (это были бы экономические меры), а просто прекратили выдачу разрешений на строительство новых промышленных предприятий. Правительство одной из стран разрешило использовать бывшую военно-морскую базу в качестве пассажирского и торгового порта, создав новую зону для капитальных вложений. В результате экономическая активность на территории порта возросла.
Принудительные меры могут также включать государственные органы, обязывающие промышленные предприятия организовывать производственное обучение молодежи, обеспечивать определенные удобства для работников, устанавливать очистные сооружения.
Административные средства регулирования в незначительной степени используются в развитых странах с рыночной экономикой. Их деятельность ограничивается, главным образом, охраной окружающей среды и созданием минимальных условий жизни для относительно слабо защищенных в социальном отношении групп населения. Однако в критических ситуациях их роль значительно возрастает. Наиболее масштабными административными мерами, принятыми правительством для регулирования экономики в послевоенный период в Западной Германии и Японии, стали валютная реформа и разукрупнение ведущих компаний.
Помимо административных средств, следует отметить еще одно неэкономическое средство регулирования — убеждение правительства. Формулирование долгосрочных целей ВЭП само по себе является средством регулирования, поскольку оно влияет на экономические решения экономических агентов. В некоторых случаях правительство призывает население проявлять сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных товаров, больше участвовать в жилищном строительстве, покупать государственные облигации. Как правило, такие призывы находят отклик у населения, тем более что за ними часто следуют стимулирующие меры (в нашей стране президент России Борис Ельцин призывал граждан покупать товары отечественного производства). Плышевский Б. Условия для восстановления государственного регулирования экономики.
Существование в рыночной экономике сектора, который в своей деятельности руководствуется несколько иными принципами, чем частные компании, позволяет использовать ГП для решения общеэкономических проблем и повышения рентабельности частного сектора.
Заключение
Взимание налогов — древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.
Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.
Так же, с помощью налогообложения государство может вести экономическую политику: протекционистскую или, наоборот, ограничивающую, по отношению к отдельным отраслям и регионам, осуществлять антиинфляционные меры, противодействовать господству на рынке монополистов, изымать в бюджет сверхприбыль, образующуюся в результате монопольного роста цен. Налоговый механизм выполняет также функцию перераспределения доходов граждан, социальной защиты низших слоёв общества, выступает регулятором личных доходов населения страны.
Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 85% доходной части государственного бюджета.
Аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом, государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его граждан.
Заключение
Налоги занимают центральное место в комплексе экономических методов.
Оперируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения адекватно ситуации, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и видов производства, способствует решению актуальных для общества проблем.
Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, а также всячески поддерживать его. Главное средство оказания помощи малому бизнесу — особые льготные условия налогообложения.
Также, с помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое развитие освобождается от налогообложения.
С помощью налогов государства добиваются также перераспределения ресурсов. Благодаря налогам в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение проблем народного хозяйства, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и других, что также, в конечном счете, способствует развитию экономики.
Посредством налогов, государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в затратоемкие с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.)
Фундаментальная задача государства в этой сфере заключатся в том, чтобы посредством налогов обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов.
Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Неподвижных» систем налогообложения нет и быть не может.
Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом.
В целом можно отметить, что эффективность налоговой системы – это не только количество и размер поступлений в бюджет, но и рост этих поступлений за счет развития и появления новых компании (то есть развития коммерческой деятельности), выход предприятий из «тени», особенно по зарплатным налогам и прибыли, наращивание оборотов. Налоговая система должна быть сбалансирована и ее основные функции не должны превалировать друг над другом, только тогда налогообложение может эффективно регулировать развитие экономики.