Что такое гчп. объясняем простыми словами

О преимуществах для государства

Вот мы и ответили на вопрос о том, что привлекает частный бизнес в ГЧП. А какова выгода для государства? Вот краткий перечень основных преимуществ, которые приносит развитие ГЧП:

  1. Возможность привлекать частных инвесторов к финансированию и созданию инфраструктурных проектов в условиях, когда нет необходимого объема бюджетных средств. Этот способ позволяет не увеличивать долговую нагрузку в рамках текущего периода.
  2. Возможность объединить в одном проекте различные этапы создания (проектирование, строительство, использование).
  3. Приобретается не объект, а услуга за счет платежей, которые привязаны к объему и качеству. Это способствует развитию конкуренции.
  4. Возможность использования ресурсов и компетенции частного сектора для оказания социально значимых услуг, а также для повышения их качества.
  5. Снижение присутствия государства в экономике.

Наиболее важным и перспективным здесь является первый пункт. Следует признать, что у государства не хватает денег на полное выполнение всех взятых на себя обязательств. Поэтому механизм ГЧП позволяет минимизировать все негативные моменты и сделать жизнь более комфортной как для граждан, так и для тех, кто обязан заботиться о нас.

Примеры реализации

Муниципальное частное партнерство в России активно применяется на практике. Вот несколько примеров его реализации:

  • Строительство и обновление дорог

    Один из наиболее популярных секторов, в котором применяется муниципальное частное партнерство, — это строительство и обновление дорожной инфраструктуры. Муниципалитеты и частные компании могут войти в партнерство для финансирования, проектирования, строительства и эксплуатации дорог. Это может включать добавление новых полос, реконструкцию существующих дорог, введение новых технологий и систем управления трафиком.

  • Разработка и эксплуатация коммунальной инфраструктуры

    Муниципальное частное партнерство может использоваться для разработки и эксплуатации коммунальной инфраструктуры, такой как водоснабжение и канализация. Частные компании могут внести значительные инвестиции и экспертизу в эту область, что позволяет улучшить качество и эффективность коммунальных услуг.

  • Строительство общественных объектов

    Муниципальное частное партнерство также может применяться для строительства и эксплуатации общественных объектов, таких как школы, больницы, спортзалы и торговые центры. Частные компании могут внести средства и экспертизу в проекты, что позволяет ускорить и улучшить качество строительства.

  • Туристические проекты

    Муниципальное частное партнерство может играть важную роль в развитии туризма. Частные компании могут инвестировать в развитие туристической инфраструктуры, такой как отели, курорты и достопримечательности. Вместе с муниципалитетом они могут разрабатывать проекты, которые привлекут больше туристов и помогут развитию туризма в регионе.

Какие риски предусмотреть в соглашении

К рискам относятся возможные события, действия и (или) бездействие одного либо обоих партнеров, которые могут привести к негативным последствиям. Риски в рамках МЧП — это вероятные изменения показателей проекта, которые повлияют на доходы и расходы частного и публичного партнеров.

НА ЗАМЕТКУ: Частный партнер принимает на себя риски несвоевременного привлечения финансирования

Частный партнер обычно готов принять на себя риски:

— неоплаты потребителями полученных услуг; 
— неокупаемости вложенных в проект инвестиций; 
— неблагоприятного изменения тарифного регулирования и бюджетной политики; 
— нарушения сроков подготовки проектной документации; 
— досрочного прекращения соглашения; 
— превышения запланированных расходов на создание объекта соглашения и модернизацию имущества публичного партнера; 
— нарушения сроков создания объекта соглашения или его отдельных этапов, нарушения требований к составу и показателям объекта соглашения и его гибели; 
— приостановления деятельности вследствие ненадлежащего исполнения соглашения; 
— отказа муниципалитета возмещать расходы, которые частный партнер оплатил в интересах публичного.

В последнем случае частный партнер вправе требовать возмещения понесенных им расходов в судебном порядке.

ПРИМЕР 1. Частный партнер обратился в арбитражный суд с иском к департаменту финансов городской администрации о взыскании 310 тыс. руб. — суммы неосновательного обогащения. Истец потратил эти деньги на оплату работ по выносу кабельной канализации связи. Он понес расходы в интересах ответчика и в целях исполнения условий соглашения о публично-частном партнерстве. А значит, администрация должна эти расходы возместить.

Суд пришел к выводу, что истец оплатил подрядные работы по выносу линий связи, которые был обязан выполнить публичный партнер. Фактически это сделал частный партнер. Это обеспечило осуществление ответчиком возложенных на него публичных функций, которые относятся к расходным обязательствам муниципальных образований. Судьи поддержали истца (решение Арбитражного суда Томской области от 24.06.2016 по делу № А67-2884/2016).

Риск превышения запланированных расходов на создание объекта несет частный партнер

Публичный партнер, как правило, принимает:

— риски, связанные с управлением инфраструктурой и обеспечением ее работоспособности; 
— риск снижения качества предоставляемых населению услуг и, как результат, снижения уровня удовлетворенности работой органов МСУ, потери доверия к органам местной власти; 
— риск получения низкой оценки эффективности деятельности органов МСУ.

Не принимайте на себя риски, которые сопутствуют деятельности частного партнера.

Основные риски ГЧП

Практика создания партнерств, а также анализ действующего законодательства, обеспечивающего работу ГЧП, позволяет определить риски, возникающие при реализации проектов.

Политико-правовые

Первая категория рисков государственно-частного партнерства связанна сразу с несколькими аспектами. Относят к ним следующее:

  • Изменение политической ситуации в государстве. Выражаются риски в трудностях при выполнении публичным партнером обязательств в рамках соглашения ГЧП. Более того, получить положительное судебное решение, в случае попытки подобным образом урегулировать конфликт, практически невозможно.
  • Изменения законодательства. Совершенствование положений нормативно-правовых актов не всегда происходит в пользу частных партнеров. Однако интересы инвесторов все же охраняются государством, которое гарантирует, что никакие новые законы не могут ограничить их права, если таковые приобретались на основании соглашения ГЧП.
  • Существование вероятности оспаривания конкурса. То есть частное предприятия может лишиться своего права участвовать в партнерстве.
  • Невозможность выхода их государственно-частного партнерства без существенных убытков.

Данная категория рисков также предполагает отдельные механизмы их минимизации. Основным из них выступает тщательная проработка соглашения при вступлении в партнерство.

Чтобы эта система работала, а риски сократились до минимума и оставались только в ситуациях, независящих от договоренностей, нужно решить следующие проблемы:

  • Соглашение должно иметь юридическую силу, тогда его положения станут обязательными для исполнения. Кроме того, требуется грамотное составления текста договора, отражение в нем всех необходимых аспектов.
  • Четкое разграничение прав собственности на объекты, выступающие предметом соглашения. Должна присутствовать подробная регламентации того, как распределяется полученная прибыль, кому принадлежит имущество, монопольный вид деятельности и так далее.

С решением поставленных вопросов смогут помочь юристы, привлекаемые любой стороной отношений.

Экономические

Данная категория рисков связаны с убытками, увеличением сроков при окупаемости проекта, инфляцией, нарушением сроков предоставления денежных средств и так далее.

Например, в Сочи были нарушены сроки сдачи объектов, из-за чего их использование стало невозможным, а иные готовые сооружение потребовали больше затрат в сравнении с запланированными расходами.

Здесь также требуется детальная проработка договоренностей с экономической точки зрения в целях минимизации рисков.

Необходимо учитывать спрос на продукцию, изменение ценовых показателей, их рост, предполагать и предупреждать возможные критические ситуации, планировать действия на случай необходимости разрешения материальных трудностей и так далее. Все указанные аспекты должны быть четко отражены в соглашении ГЧП.

Технические

В данном случае речь идет об ошибках, которые могут быть допущены в расчетах и проектной документации. Это может привести к увеличению расходов в рамках проекта, нарушению периода его реализации, дефектам в результатах работы и так далее.

Примером также может стать постройка объектов в Сочи, когда ошибки при изучении грунта привели к дополнительным расходам и продлению сроков выполнения работ.

Минимизация рисков в данном случае требует внимания при проведении изыскательных и проектных работ. Необходимо повышать профессионализм привлеченных специалистов, предполагать возможные проблемные ситуации и формировать план по их разрешению.

Как в и других случаях, риски могут быть минимизированы за счет тщательной подготовки к работе, но полностью устранить их невозможно.

Критика ГЧП

ГЧП периодически подвергается критике со стороны ФАС. Антимонопольные органы пытаются признать «скрытыми» госзакупками некоторые концессионные соглашения по необоснованным причинам. Об этом мы уже рассказывали ранее.

Также к инструментам ГЧП скептически относятся отдельные представители государственных органов в регионах. Они не видят существенной разницы между реализацией проекта по механизму ГЧП и посредством госзаказа. Некоторые чиновники для создания инфраструктурных объектов выбирают второй путь, поэтому в субъектах до сих пор присутствует нехватка современных больниц, школ, дорог, аэропортов и др.

Самые яркие примеры ГЧП в России

ГЧП в России является достаточно молодым институтом, но за время его существования инфраструктурный рынок стал свидетелем ряда крупных и значимых в масштабах всей страны проектов. Они оказали влияние на развитие отечественной инфраструктуры и потребовали применения новых подходов к структурированию и финансированию сделок. Самые капиталоемкие и во многом определяющие вектор развития ГЧП – транспортные проекты (преимущественно авто- и железнодорожные).

Крупнейшее на сегодня концессионное соглашение заключено в 2018 году по строительству железнодорожной линии Элегест – Кызыл – Курагино на 192,4 млрд руб. Второе место по стоимости проекта занимает строительство автодорожного обхода Тольятти с мостом через Волгу за 120,8 млрд руб. Замыкает тройку крупнейших другой железнодорожный проект – по созданию линии Обская – Салехард – Надым Северного широтного хода стоимостью 113 млрд руб.

Автодорожный обход Тольятти с мостом через Волгу

Указанные концессии и еще несколько из числа самых масштабных запущены в порядке частной инициативы по предложению инвестора, в то время как в других странах инициатива запуска таких проектов чаще исходит от публичной стороны.

Проекты в транспортной сфере доминируют не только в российской практике. Например, среди крупнейших сделок США также преобладают проекты по строительству и реконструкции дорог. Это происходит в силу капиталоемкости и особой значимости транспортных проектов для развития инфраструктуры страны в целом. Будучи не столь распространенными, как, например, проекты ГЧП в коммунальной сфере, они во многом формируют облик отечественного рынка.

Определение, сущность, цель, преимущества

Сущность МЧП заключается в сочетании ресурсов и опыта государственного и частного секторов для достижения эффективности и инноваций в реализации проектов. Основные принципы МЧП включают партнерство между сторонами, распределение рисков и прибыли, прозрачность и открытость процессов.

Основной целью МЧП является достижение оптимального соотношения средств, времени и качества при реализации проектов. Благодаря совместным усилиям и ресурсам, реализация проектов в рамках МЧП может быть более эффективной и устойчивой, чем при раздельном финансировании и управлении.

Преимущества МЧП включают:

  1. Экономическая эффективность: более эффективное использование ресурсов и снижение затрат за счет привлечения инвестиций частного сектора.
  2. Инновации и экспертиза: возможность привлечения частных компаний с опытом и знаниями для реализации проектов и внедрения инноваций.
  3. Распределение рисков: партнерство между государством и частным сектором позволяет распределить финансовые, экономические и операционные риски.
  4. Гибкость и оперативность: возможность принимать быстрые решения и приспосабливаться к изменяющимся условиям, благодаря гибкости коммерческих механизмов.
  5. Качество и уровень услуг: объединение государственного и частного секторов позволяет достичь более качественного и современного уровня предоставляемых услуг.

Как разграничить четыре вида рисков

Рекомендуем разграничить риски между партнерами уже на этапе подготовки проекта МЧП. Руководствуйтесь принципом справедливого распределения рисков. Возлагайте риски на ту сторону, которая может наилучшим образом управлять ими с минимальными затратами. При распределении рисков учитывайте:

— особенности исполнения соглашения о муниципально-частном партнерстве; 
— возможности партнера по проведению оценки рисков и контроля за их возникновением; 
— влияние рисков на выполнение условий соглашения об МЧП; 
— возможности партнера по осуществлению мер по управлению рисками.

Чаще всего у органов МСУ возникают проблемы с распределением четырех видов рисков:

— изменения федерального законодательства; 
— того, что цели проекта МЧП не будут достигнуты; 
— получения дохода ниже ожидаемого; 
— повреждения объекта муниципального имущества.

1. Риск изменения федерального законодательства

В российских реалиях некорректно возлагать риск изменения федерального законодательства на муниципальное образование в лице органа МСУ. Управлять этим риском местные власти не могут. Выход — заключить соглашение о государственно-муниципально-частном партнерстве. В этом случае на стороне публичного партнера, помимо муниципалитета, будет выступать субъект, наделенный регуляторными полномочиями.

2. Риск, что цели проекта МЧП не будут достигнуты

Проект МЧП должен предусматривать реализацию закрепленных за муниципальным образованием вопросов местного значения либо переданных ему государственных полномочий.

ПРИМЕР 2. Органы местного самоуправления могут использовать механизм МЧП с целью:

— организации электро-, тепло- и водоснабжения, водоотведения; 
— благоустройства территории; 
— строительства и содержания автодорог местного значения; 
— организации транспортного обслуживания жителей; 
— строительства и содержания муниципального жилого фонда; 
— организации культурно-досуговой деятельности; 
— развития физкультуры и спорта, обеспечения безопасности.

Все это относится к вопросам местного значения.

Если есть основание опасаться, что достигнуть целей реализации проекта не удастся, разумнее отказаться от заключения соглашений об МЧП с частными партнерами. Закон и судебная практика дают муниципалитетам такую возможность.

ПРИМЕР 3. Частный партнер должен доказать публичному, что не имеет недоимок по налогам и сборам, задолженности по обязательным платежам в бюджеты за календарный год, который предшествовал размещению предложения о заключении соглашения. Если частный партнер такую информацию не предоставил, администрация муниципального образования вправе отклонить предложение о заключении концессионного соглашения или соглашения об МЧП (решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29.06.2018 по делу № А10-4301/2017).

3. Риск получения дохода ниже ожидаемого

Риски неполучения или недополучения дохода, как правило, распределяются между частным и публичным партнерами. Например, первый несет риск падения выручки вследствие уменьшения объема оказания услуг, а второй — вследствие снижения тарифов.

4. Риск повреждения объекта муниципального имущества

Всегда существует риск повреждения или гибели имущества, которое предстоит построить, реконструировать или модернизировать в рамках проекта. Пропишите в соглашении об МЧП, что частный партнер обязан сохранить функциональное назначение объекта, а публичный — контролировать его использование частным партнером.

Об организации

Как же устроены проекты ГЧП? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим организационные моменты

Основное внимание уделяется процессу подготовки и проведения публичной процедуры, во время которой выбирается частный партнер, заключается с ним контракт, который определяет деятельность, обязанности и права сторон для достижения оговоренных целей, а также обеспечивается контроль за исполнением взятых на себя обязательств. Государственные контракты в виде документов могут быть оформлены в нескольких формах:

  1. Акционерное соглашение.
  2. Договор услуг.
  3. Аренда публичной собственности с принятием частными участниками на себя обязательств по ее улучшению.
  4. Инвестиционный договор по созданию объекта.
  5. Концессионное соглашение.
  6. Договор подряда под ключ в рассрочку.

По сути, государственные контракты делятся на две модели (об этом ранее говорилось). Но в их основе лежат различные законодательные документы. Перечисленный только что список – это форма контракта, которую он принимает на практике

Это хоть и не значительное, но чрезвычайно важное отличие

Примеры успешного муниципального частного партнерства

1. Реконструкция дороги в городе Н

В городе Н было принято решение о реконструкции основной улицы, которая является ключевым транспортным магистралом. Для реализации этого проекта мэрия города вступила в партнерство с частной строительной компанией. Компания вложила свои средства и предоставила техническую экспертизу и профессиональный опыт, а город предоставил необходимые разрешения и обеспечил правовую поддержку проекта. Благодаря партнерству удалось значительно улучшить состояние дороги и обеспечить безопасность движения.

2. Строительство спортивного комплекса в городе М

Город М решил построить новый спортивный комплекс для развития физической активности и здорового образа жизни в городе. Для реализации этой задачи муниципалитет заключил партнерство с частной инвестиционной компанией, которая вложила свои средства в строительство комплекса. Взамен за инвестиции, компания получила права на управление и эксплуатацию комплекса в течение определенного срока. Партнерство позволило городу М получить необходимое финансирование для строительства спортивного комплекса, а компании — прибыль за счет эксплуатации и аренды спортивной инфраструктуры.

3. Развитие образования в городе К

Город К столкнулся с проблемой нехватки мест в детских садах и школах из-за резкого роста населения. Для решения этой проблемы местная администрация заключила партнерство с частной образовательной организацией. Частная организация вложила средства, чтобы построить новые детские сады и школы, а город предоставил земельные участки и необходимые разрешения. Организация получила право на управление новыми учреждениями в течение определенного срока и возможность получать доходы от предоставления образовательных услуг. Таким образом, партнерство позволило городу К решить проблему нехватки мест в образовательных учреждениях и обеспечить качественное образование для детей.

Распределение рисков

В муниципально частном партнерстве (МЧП) распределение рисков является одним из ключевых аспектов

Поскольку в проекте участвуют как публичные, так и частные субъекты, важно определить, кто будет нести ответственность за возможные риски и какие меры будут приниматься для их снижения

Распределение рисков в МЧП может происходить следующими способами:

Финансовые риски: Неразумное распределение финансовых рисков может иметь серьезные последствия для всех участников проекта. Длительный срок возврата инвестиций, неопределенность доходов от проекта и неожиданные изменения цен на рынке могут повлиять на финансовую стабильность как публичных, так и частных субъектов.

Технические риски: В проектах МЧП могут возникать различные технические проблемы, такие как задержки в строительстве, несоответствие качества работы требованиям, технические сбои и прочее. Распределение этих рисков должно быть четко определено в рамках договора, и обязанности по их устранению должны быть ясно распределены между партнерами.

Политические риски: Влияние изменений в законодательстве или политической обстановке может оказать значительное влияние на реализацию проекта

Поэтому важно предусмотреть механизмы для минимизации политических рисков и защиты интересов участников МЧП.

Риски операционной деятельности: Проблемы, связанные с управлением и эксплуатацией объектов МЧП, такие как просрочки в планировании и выполнении работ, недостатки в управлении, возможность отказа оборудования и т.д., также могут повлиять на реализацию проекта. Распределение этих рисков должно быть основано на опыте и компетенции партнеров МЧП.

В целях снижения рисков и обеспечения эффективности реализации проектов МЧП, желательно разработать детальный план управления рисками, который будет включать в себя определение видов рисков, потенциальных последствий и мер по их предотвращению или управлению.

Распределение рисков в МЧП должно быть взаимовыгодным для всех сторон, чтобы обеспечить баланс интересов и снизить возможность конфликтов.

Как минимизировать риски и последствия их наступления

В заключение дадим три рекомендации, которые помогут снизить риски и минимизировать последствия, если неблагоприятное событие все же наступит.

Пропишите в соглашении об МЧП, что частный партнер обязан сохранить функциональное назначение объекта

Рекомендация 1. Утвердите муниципальное положение об МЧП

Отношения публичного и частного партнеров регулируются нормами федеральных законов:

— от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации…»; 
— от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Закон не обязывает органы МСУ разрабатывать положение об МЧП. Но мы рекомендуем для успешной реализации проектов конкретизировать нормы федерального законодательства на муниципальном уровне.

НА ЗАМЕТКУ: Чаще всего от имени муниципалитета действует местная администрация 

Как правило, муниципальное положение об МЧП разрабатывает администрация и утверждает представительный орган муниципального образования. Хотя бывают случаи, когда этот документ утверждает глава администрации. Лицо, действующее от имени муниципалитета, определите в уставе муниципального образования и положении об МЧП. Оно будет обладать правом подписи всех документов в рамках проектов МЧП.

Рекомендация 2. Пропишите регуляторные полномочия публичного партнера

Публичный партнер должен выступать в роли регулятора. Пропишите в муниципальном правовом акте об МЧП все возможные регуляторные полномочия публичного партнера. Лишение его этих полномочий может стать препятствием для реализации проекта МЧП. Например, если орган МСУ не имеет права устанавливать тарифы и нормативы потребления коммунальных услуг, это может существенно осложнить реализацию проектов МЧП в сфере ЖКХ.

Рекомендация 3. Включите в соглашение об МЧП условия об особых обстоятельствах

Распределить риски между партнерами помогают условия об особых обстоятельствах. Это события, которые могут наступить в ходе исполнения сторонами соглашения и повлиять на его реализацию. Приведем четыре примера таких событий.

1. Были выявлены обстоятельства, которые касаются земельного участка и препятствуют осуществлению на нем деятельности, предусмотренной соглашением об МЧП.

2. Земельный участок был изъят для государственных или муниципальных нужд.

3. Местное население проводит акции протеста. Это неблагоприятное для реализации соглашения событие, которое происходит не по вине другой стороны.

4. На земельном участке, в почве или грунтовых водах были обнаружены археологические объекты, опасные вещества, подземные инженерные сети и коммуникации, препятствующие созданию объекта.

В соглашении о муниципально-частном партнерстве закрепите способы устранения последствий наступления особых обстоятельств (рисков).

ПРИМЕР 4. Администрация Тамбова заключила соглашение об МЧП с частной компанией. Стороны предусмотрели варианты устранения последствий особых обстоятельств в двух ситуациях.

1. В результате наступления особого обстоятельства публичный или частный партнер не может полностью исполнить свои обязательства в установленный в соглашении срок. Тогда стороны продлевают этот срок. Дополнительное время должно быть достаточным, чтобы партнер устранил причины и последствия нарушения условий соглашения.

2. В результате наступления особого обстоятельства одна из сторон не исполнила или нарушила обязательство по соглашению. В этом случае другая сторона не начисляет неустойки, пени, штрафы и не требует возмещения убытков.

Такие положения в соглашении позволят соблюсти баланс интересов и продолжить сотрудничество в будущем.

Законодательные основы

Итак, мы уже выяснили, что собой представляет ГЧП. Это неплохое начало, но для более внимательного изучения необходимо узнать множество деталей, на которых базируется этот механизм. Законодательное определение для него содержится в федеральном законе № 224-ФЗ от 13.07.2015. В статье № 3 дается определение ГЧП. Это было уже рассмотрено ранее. Более интересными являются понятия СГЧП и КС. С точки зрения законодательства – это самостоятельные правовые институты.

Таким образом, рассмотрение, заключение и реализация соглашений регулируется разными федеральными законами. Но при этом КС является одной из моделей (форм) ГЧП. Чтобы заключить соглашение, необходимо решение уполномоченного публичного органа, который представляет интересы определенного публично-правового образования. В нем должно четко и недвусмысленно быть объявлено о начале реализации конкретного проекта.

Для заключения КС или СГЧП законодательством предусмотрен процесс проведения торгов в виде конкурса, на котором участники борются за право заключить соглашение. Хотя предусмотрены и отдельные случаи, когда оно заключается без него. Механизм ГЧП – это популярная и быстроразвивающаяся форма взаимодействия между частными инвесторами и государством, которая предполагает распределение рисков между ними.

Экономические и социальные преимущества

Муниципальное частное партнерство (МЧП) представляет собой сотрудничество между государственным или муниципальным сектором и частными компаниями для реализации различных проектов в сфере экономики, инфраструктуры и социальной сферы. Он имеет ряд экономических и социальных преимуществ, которые важны для развития регионов и улучшения качества жизни населения.

  1. Эффективность использования ресурсов. МЧП позволяет оптимизировать использование имеющихся ресурсов, таких как финансовые средства, технические знания и опыт, трудовые ресурсы. Государственные и муниципальные организации часто сталкиваются с ограничениями и сложностями в реализации проектов из-за нехватки средств и квалифицированного персонала. МЧП позволяет привлекать инвестиции и опыт частных компаний, а также делить риски и ответственность между партнерами, что способствует более эффективной реализации проектов.

  2. Увеличение инвестиций в регионы. МЧП позволяет привлекать дополнительные инвестиции в регионы, что способствует их развитию и повышению уровня жизни населения. Частные компании могут вносить инвестиции в различные секторы экономики, такие как электроэнергетика, транспортная инфраструктура, жилищное и коммунальное хозяйство, что способствует созданию новых рабочих мест и улучшению качества предоставляемых услуг.

  3. Повышение качества услуг. Благодаря МЧП возможно повышение качества предоставляемых услуг, так как частные компании часто обладают большим опытом и ресурсами для совершенствования процессов и внедрения новых технологий. В результате возможно улучшение условий жизни населения, например, в сфере ЖКХ, транспорта, здравоохранения и образования.

  4. Стимулирование конкуренции. МЧП способствует развитию конкуренции на рынке и повышению эффективности предоставляемых услуг. Заинтересованность частных компаний в получении выгоды и максимизации своего конкурентного преимущества способствует более качественному и эффективному выполнению проектов.

Муниципальное частное партнерство имеет важное значение для развития регионов и улучшения условий жизни населения. Оно позволяет реализовывать проекты, которые государственному или муниципальному сектору было бы сложно осуществить самостоятельно

Экономические и социальные преимущества МЧП обуславливают его популярность и активное применение в различных сферах деятельности.

Какие проблемы могут возникнуть, если не распределить риски

Если в соглашении стороны не предусмотрели или не распределили какие-либо риски, банки предъявляют дополнительные требования к проекту МЧП, чтобы возложить эти риски на публичного партнера. В результате получается, что муниципалитет несет риски изменения валютных курсов, кредитных ставок, отказа в необходимых согласованиях и другие, которые не зависят от его воли или полномочий. Кроме того, если стороны неправильно распределили риски или не распределили их вовсе, банк может ужесточить требования к обеспечению возврата средств и завысить процентную ставку. Это может стать препятствием для привлечения частного финансирования.

НА ЗАМЕТКУ: В каких формах создают МЧП

Формы и разновидности МЧП включают:

— само муниципально-частное партнерство; 
— концессии; 
— публично-частное партнерство на основе аренды муниципального имущества; 
— инвестиционные договоры; 
— участие в капитале; 
— бюджетные инвестиции юрлицам, которые не относятся к муниципальным учреждениям и МУПам; 
— залог муниципального имущества; 
— долгосрочную аренду муниципального имущества; 
— создание совместных юридических лиц; 
— предоставление муниципальных гарантий хозяйствующему субъекту; 
— вовлечение в инвестиционный процесс муниципального имущества; 
— реализацию инвестиционных проектов; 
— соглашение о сотрудничестве и взаимодействии в сфере социально-экономического развития муниципального образования.

Перспективные направления в сфере ГЧП

Одним из перспективных направлений в сфере ГЧП является область информационных технологий. Пока в России в сфере ИТ реализуется единственный проект на основании соглашения о ГЧП. Он связан с созданием системы цифровой маркировки товаров.

Запуск «цифровых» концессий и соглашений о ГЧП – одно из будущих направлений развития инфраструктурного рынка. Сейчас в этой сфере запланированы как минимум две крупные инициативы: по созданию федеральной автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК, ориентировочная стоимость проекта – 63 млрд руб.) и системы мониторинга санкционных грузов.

Также особый интерес вызывают проекты, связанные с внедрением искусственного интеллекта в систему здравоохранения. Их реализация позволит вывести медицину в России на новый уровень.

К сожалению, текущее снижение экономической активности из‑за пандемии и падения цен на нефть приведет к сокращению количества и объема запускаемых инфраструктурных проектов в среднесрочной перспективе. Но это не повод способствовать стагнации отрасли. Наоборот, партнерство государства и бизнеса сейчас – та самая «вакцина», которая сможет помочь экономике восстановиться и выйти на качественно иной уровень. Бизнес будет активно способствовать выходу страны из кризиса, поэтому должны быть созданы условия для успешного развития сферы ГЧП. Она нуждается в постоянном обновлении и в совершенствовании нормативной базы. Открытость, гибкость и еще раз гибкость в отношениях сторон ГЧП – главный принцип законотворческой деятельности. Законодательство должно открывать для обеих сторон (государства и бизнеса) возможность достичь условий, которые были бы им максимально выгодны. Тогда можно говорить о ГЧП и его положительных результатах.

Партнёрство государства и бизнеса сейчас – это в первую очередь колоссальная экономия ресурсов (времени и бюджета) для публичной стороны. ГЧП для инвестора – гарантия того, что вложенные деньги окупятся, пусть и в долгосрочной перспективе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Опытный компьютерщик
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: