Поздние работы: шрифт Avenir
К восьмидесятым годам снова стали популярными геометрические гротески. Наблюдая за их популярностью, Фрутигер обратился к Linotype с предложением сконструировать для них современную версию геометрического шрифта, которого ещё не было в коллекции компании.
Так в 1988 году появился Avenir — по словам Фрутигера, самый трудный шрифт, над которым ему приходилось работать. Причём гордился он не идеей, а мастерством воплощения.
Геометрические гротески появились в начале века в Германии, но главным толчком в их развитии послужил расцвет идей конструктивизма и Баухауса. В основе этих шрифтов лежат простейшие геометрические фигуры: круг, квадрат, равносторонний треугольник. В соответствии с веяниями модернизма новые гротески позиционировались как «новая типографика», где форма следует за функцией и нет места украшательству и декору.
Вдохновлённый гарнитурами Kabel и Futura, Адриан создал «современную интерпретацию конструктивистского гротеска», сделав геометрические формы более приятными для человеческого глаза. Отправной точкой стала строчная буква «о», которую Адриан, в отличие от своих предшественников, отрисовал без циркуля, чтобы отойти от формы идеального круга.
Шрифт Avenir. Изображение: Wikimedia Commons
В переводе с французского Avenir означает «будущее» — это была прямая сознательная аллюзия на Futura.
Avenir был шрифтом предвыборной кампании бывшего французского президента Франсуа Олланда, использовался в качестве официального шрифта Евровидения. Компания Apple использовала этот шрифт для карт на iOS 6, а для Амстердама Avenir ― главный коммуникационный и навигационный шрифт. Логотипы AliExpress, Spotify, Aol., Toyota ― это всё также Avenir.
Знак Амстердама на городской площади. Фото: Dennis van de Water / Shutterstock
Табло в аэропорту Амстердама. Фото: Massimo Catarinella / Shutterstock
Предвыборная кампания Франсуа Олланда. Фото: Sean Gallup / Staff / Getty Images
Avenir в картах на iOS 6. Изображение: Apple
Начало карьеры и первые коммерческие шрифты
После окончания Цюрихской школы прикладных искусств Фрутигер разослал дипломную работу в разные типографии и получил приглашение стать шрифтовым дизайнером в Deberny & Peignot, известной словолитне в Париже. Работа была посвящена историческим формам латинского письма, и директору Шарлю Пеньо понравились примеры, выгравированные на деревянных досках. Они показывали скрупулёзность Фрутигера и знание им буквенных форм.
Разворот брошюры с дипломной работой Адриана Фрутигера. Изображение: abebooks.co.uk
Первым коммерческим шрифтом Адриана был Président — набор заглавных букв для типовых визитных карточек, выпущенный в 1954 году.
Шрифт Président. Изображение: youworkforthem.com
Новый шрифт был хорошо принят во Франции, и в нём уже отчётливо прослеживался фрутигеровский стиль, в котором соединилось влияние учителей дизайнера и собственное представление о форме.
В этом же году после Président вышел необычный каллиграфический шрифт Ondine, название которого отсылает к французскому слову onde — «волна».
В пятидесятые годы был очень популярен шрифт Mistral, для которого дизайнер Роджер Эскоффон взял свой почерк и будто бы повторил его широкой кистью. Шарль Пеньо хотел, чтобы в словолитне Deberny & Peignot появилось декоративное начертание, повторяющее успех этого шрифта.
Шрифт Ondine. Изображение: Адриан Фрутигер / e-daylight.jp
Фрутигер работал над Ondine чуть больше месяца. Однако французам оказался чужд росчерк широкого пера, и популярности новый шрифт набрать не смог. Фрутигер считал эту работу потраченными впустую временем и силами и, по его словам, даже испытывал чувство вины перед своими преподавателями.
В шутку Фрутигер называл Ondine своим «горчичным» шрифтом, потому что единственной компанией, которая выбрала его для корпоративного дизайна, была фабрика по производству горчицы в Дижоне.
Эти и остальные шрифты Адриан считал просто практикой. По его мнению, первой серьёзной и одной из лучших его работ стал Méridien — наборный шрифт без засечек, сконструированный для продолжительного чтения объёмных текстов. При его создании Фрутигер вдохновился антиквами Николя Жансона — французского типографа эпохи Возрождения.
Проектируя Méridien, я хотел избежать жёсткости в формах — считал, они должны иметь более естественную линию. Моё главное соображение заключалось в создании шрифта, который был бы одновременно разборчивым и эстетически приятным.
Адриан Фрутигер
Шрифт Méridien. Изображение: Wikimedia Commons
Параллельно с Méridien Фрутигер начал работать над своими первыми шрифтами для фотонаборных машин. Новая технология принципиально меняла подход к производству шрифта ― если в металлическом наборе каждая литера или строка представляла собою металлический штамп, создающий оттиск, то в фотонаборе шрифт проецировался на светочувствительную плёнку.
Первые фотонаборные машины появились в США в 1949 году, на европейский же континент они пришли позже ― сборка первого станка началась лишь в 1954-м. Шарль Пеньо сыграл большую роль в становлении этой технологии в Европе, а его компания Deberny & Peignot начала работу над шрифтами.
Фрутигер должен был создать новые рисунки уже существующих шрифтов и адаптировать их для новой технологии. Он переработал для Lumitype такие антиквы, как Bodoni, Garamond, Baskerville, Janson, Caslon, Perpetua.
Шрифты шестидесятых годов
В середине века одной из самых крупных американских компаний, выпускавших машины для металлического набора, была американская Monotype. Но когда к шестидесятым годам из-за появления фотонабора спрос на монотипы и линотипы начал падать, ей пришлось освоить новое производство: машины для фотонабора назвали Monophoto.
Шрифт Apollo. Изображение: fontshop.com
Сначала компания адаптировала для новых машин уже существующие шрифты, но в 1961 году она обратилась к Фрутигеру с просьбой создать для Monophoto собственный шрифт. Так появился Apollo, первый шрифт, полностью разработанный специально для Monophoto. Как говорил о нём сам Фрутигер, «классический, но, возможно, немного скучный». Над созданием Apollo Адриан работал вместе с дизайнером компании Джоном Дрейфусом, поэтому не считал его по-настоящему своим.
Адриан Фрутигер проработал в Deberny & Peignot более восьми лет и в 1962 году вместе с типографами Андре Гюртлером и Бруно Пфаффли открыл в Париже свою студию Atelier Frutiger + Pfäffli.
Среди важных работ Фрутигера шестидесятых годов — разработка машиночитаемого шрифта OCR-B для оптического распознавания текстов, которое использовалось в финансовой и банковской сферах.
Его предшественником был шрифт OCR-A, созданный в США в 1961 году, но не принятый в Европе из-за своего роботизированного вида. Европейская ассоциация производителей компьютеров хотела, чтобы новый шрифт не только легко можно было распознать с помощью считывателей, но и чтобы, в отличие от OCR-A, он обладал большей эстетикой и был удобен для восприятия.
Машиночитаемый шрифт OCR-B. Изображение: Wikimedia Commons
Машиночитаемый шрифт OCR-A, предшественник OCR-B. Изображение: Wikimedia Commons
При создании машиночитаемого шрифта Адриан думал и о технологиях, и об эстетике, балансируя между возможностями оптического распознавания текста и гармоничностью форм. И ему удалось создать такой шрифт. Первая опубликованная версия OCR-B появилась в 1965 году, а в 1973 году он был утверждён как международный стандарт.
Шрифт OCR-B используется до сих пор, и сейчас его можно встретить на платёжных формах, в номерах штрихкодов или удостоверениях личности.
Шрифт Зюттерлина (Sütterlinschrift, Sütterlin)
Этот известный каждому коллекционеру фотографий периода Третьего Рейха рукописный шрифт является стандартизованной формой готического курсива. Он был разработан в 1911 году берлинским преподавателем, дизайнером и графиком Людвигом Зюттерлином (Ludwig Sütterlin, 23.07.1865-20.11.1917) во время работы над заказом Министерства культуры Пруссии по созданию единых образовательных программ для начальных общеобразовательных учреждений. Осознавая объективную сложность распознавая детьми наиболее распространенных в те годы шрифтов, Зюттерлин параллельно с основной работой изобрел новый способ написания букв, основанный на начертании элементов геометрических фигур.
Изобретение Зюттерлина было оценено по достоинству, и уже в 1915 г. новый шрифт был признан прусскими властями в качестве официального для обучения детей в начальных учебных заведениях. Вскоре шрифт утвердили соответствующие ведомства других государств, входивших в состав Германской империи, и он приобрел статус государственного. Он был утвержден в качестве официального и в Веймарской республике, в 1924 году.
Популярность “Зюттерлина” пошатнулась в середине 30-х годов, поскольку получившие широкое распространение пишущие машинки использовали упрощенный и более понятный шрифт. Финальную точку поставил начальник партийной канцелярии НСДАП Мартин Борман, который своим распоряжением от 01.09.1941 г. исключил “Зюттерлин” из школьной программы, а затем последовал запрет на его использование в повседневной жизни. В качестве обоснования была озвучена недопустимость начертания “швабских еврейских букв”.
Несмотря на официальный запрет, этот некогда популярный шрифт все же продолжал использоваться и во времена Третьего Рейха и даже после его падения. Так, “Зюттерлин” преподавался в некоторых школах ГДР вплоть до 70-х гг.
Это готический шрифт, переложение латинской азбуки на кириллицу. Он подходит для надписей, стилизованных под средневековье. (Кстати, я несколько раз видела у мужчин татуировки, сделанные похожим шрифтом.) Готический шрифт идеально сочетается со . В композиции хорошо было бы использовать устремленность готического искусства вверх.
Можно написать этим декоративным шрифтом не весь текст, а только 1-ю заглавную букву укрупненного размера, которая называется буквица
.
Особенности шрифта зюттерлина
Одной из главных особенностей шрифта зюттерлина является его уникальная каллиграфическая стилистика. Буквы написаны с использованием специфических элементов: закругленных линий, вырезов, крюков и острых углов. Эти декоративные элементы придают шрифту особый характер и узнаваемость.
Шрифт зюттерлина имеет свои собственные правила написания, называемые «руссификацией». Например, буквы «р» и «с» имеют специфические варианты, а некоторые буквы могут иметь несколько вариантов написания в зависимости от их позиции в слове. Эти правила делают процесс написания текста на зюттерлине нетривиальным и требующим определенной подготовки.
Сегодня шрифт зюттерлина используется в основном в художественных целях, для оформления приглашений, открыток, постеров и других декоративных элементов. Также он часто встречается в киноиндустрии, где используется для создания атмосферы времен Германской империи или нацистской Германии.
Найти шрифт зюттерлина можно в Интернете на специализированных ресурсах, посвященных каллиграфии или шрифтам. Некоторые сайты предлагают возможность скачать его бесплатно, в то время как другие предлагают исключительно платные варианты.
Где можно найти шрифт зюттерлина?
Один из популярных способов найти шрифт зюттерлина — использовать специализированные ресурсы, посвященные шрифтам. На таких сайтах, как DaFont или FontSpace, вы можете найти коллекции бесплатных шрифтов, включая и зюттерлин. Для этого достаточно ввести «зюттерлин» в поисковую строку и выбрать интересующий шрифт из предлагаемых вариантов.
Если вы хотите использовать шрифт зюттерлин для коммерческих целей или в полной версии, вы можете обратиться к специализированным сайтам для покупки шрифтов. Примером таких сайтов являются MyFonts или Adobe Fonts. Здесь вы сможете найти различные варианты шрифта зюттерлина, предлагаемые разными дизайнерами и студиями.
Важно: Перед использованием шрифта зюттерлина, убедитесь, что у вас есть право на его использование в соответствии с лицензией, предоставленной дизайнером или владельцем шрифта. Если вы хотите научиться писать зюттерлин, можно обратиться к специализированным книгам и руководствам по каллиграфии
В таких источниках вы найдете инструкции по формированию символов и письменной технике зюттерлина
Если вы хотите научиться писать зюттерлин, можно обратиться к специализированным книгам и руководствам по каллиграфии. В таких источниках вы найдете инструкции по формированию символов и письменной технике зюттерлина.
Наставники
Адриан Фрутигер родился в 1928 году в городке Унтерзеен в Швейцарии. В подростковом возрасте он заинтересовался каллиграфией и уже в 15 лет знал, что хочет связать свою жизнь со шрифтами. Но отец, владевший ткацкой мастерской, был против решения сына стать «голодающим художником»: «Изучи сначала ремесло, и тогда ты сможешь делать всё, что захочешь».
Адриан Фрутигер. Изображение: Wikimedia Commons
Фрутигер устроился учеником наборщика в типографию Otto Schaeffl в Интерлакене, а затем поступил в Школу прикладных искусств в Цюрихе, где начал изучать шрифтовой дизайн.
Его преподавателями были Альфред Виллиман и Вальтер Кэх. Они показали, что букву формируют не только чёрные штрихи, а её важный элемент ― белое пространство, познакомили с главными дизайн-принципами. Фрутигер не во всём соглашался с Виллиманом и Кэхом, но именно их он считал своими наставниками.
Виды немецкого письма
Верхненемецкий (Hochdeutsch
)
Верхненемецкий язык начал приобретать статус литературного языка в 16-м веке. Начало этому процессу положил перевод Библии Мартином Лютером в 1534. Язык, который он использовал, частично основанный на разговорных формах немецкого, стал образцом письма.Швейцарский немецкий (Schweizerdeutsch
or
Schwyzerd
u
tsch
)
Разновидность немецкого языка, на котором говорит 4 млн.человек в Швейцарии, временами попадается в новеллах, газетах, личных письмах и дневниках.
Региональные диалекты немецкого, или Mundarten
. Также время от времени появляются в письменном виде: преимущественно в «народной» литературе и комиксах, как например, Астерикс.
Особенности шрифта Зюттерлина
Он был разработан немецким графическим дизайнером Людвигом Зюттерлином в начале XX века. Шрифт Зюттерлина известен своими изящными и очень сложными буквами, состоящими из множества закрученных и перекрещивающихся линий.
Особенностью шрифта Зюттерлина является его каллиграфический стиль, который делает его исключительно трудным для чтения. Буквы шрифта Зюттерлина похожи на набегающие змеи, которые создают сложные паттерны и оригинальные формы.
Шрифт Зюттерлина широко использовался в Германии в 1920-х и 1930-х годах, особенно в надписях на зданиях, в рекламе и на открытках.
Хотя шрифт Зюттерлина пользовался популярностью в свое время, после Второй мировой войны его использование стало редкостью. Сейчас шрифт Зюттерлина воспринимается скорее как художественный объект, чем как практический шрифт для чтения.
Преимущества шрифта Зюттерлина | Недостатки шрифта Зюттерлина |
---|---|
Уникальный и оригинальный стиль | Трудность чтения |
Красивые и изящные формы | Ограниченное использование |
Историческая ценность | Неудобство для печати и набора текста |
Шрифт Зюттерлина — это настоящее чудо мирового дизайна, которое заслуживает уважения и восхищения. Хотя его использование сегодня значительно сократилось, он продолжает вдохновлять и удивлять людей своей уникальной красотой и сложностью.
Стили немецких рукописных шрифтов
Фрактура
Фрактура использовалась для печати и письма
с 16-го века и до 1940г. Название «Фрактура» (нем.Fraktur) происходит от латинского словосочетания «ломаный шрифт
«. Он назван так потому, что его декоративные извилистые начертания (завитушки) ломают непрерывную строчку слова. В немецком языке его обычно называют deutscheSchrift
(немецкий
шрифт
).
Фрактура использовалась также и для других языков: финского, чешского, шведского, датского и норвежского.
Примечание
Второй регистр строчных букв появляется в конце слога, кроме следующих сочетаний: ss, st, sp, sh и sch, тогда как первый пишется во всех остальных случаях. Символ? (scharfes
S
или Eszett
) является сочетанием s и z, или сочетанием двух типов s. Но о происхождении этого символа до сих пор спорят.
Пример текста, написанного шрифтом Зюттерлин
Пример текста
Alle Menschen sind frei und gleich an Wurde und Rechten geboren. Sie sind mit Vernunft und Gewissen begabt und sollen einander im Geist der Bruderlichkeit begegnen.Прослушать запись текста
Перевод
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
(Статья 1 Всеобщей декларации прав человека)
Приветствую!Сегодня хотел бы рассказать вам про готические шрифты
. Пост длинный, но, надеюсь, полезный для интересующихся каллиграфией.
Ранний готический шрифт
(протоготический) – был широко распространен в западной Европе и использовался со второй половины 11 века до середины 13 века, в период между концом каролингской эпохи и началом готической. Поэтому может рассматриваться как переход от каролингского минускула к текстуре, т.к. сочетает в себе элементы из обеих написаний.
Мировая известность: шрифт Univers
По-настоящему известным Фрутигер стал после разработки шрифта Univers в 1957 году.
Шрифт Univers. Изображение: Wikimedia Commons
По мере того как в Deberny & Peignot продолжалась работа над фотонаборной машиной и для неё были созданы первые антиквы, речь зашла о гротесках. Шарль Пеньо хотел, чтобы Фрутигер адаптировал для Lumitype модную в то время Futura (или Europe, как его называли во Франции), который в двадцатых годах разработал немецкий типограф Пауль Реннер. По мнению же Адриана, Futura уже устарела и не соответствовала духу времени, к тому же этот шрифт не очень хорошо воспринимался в виде наборного текста. Так появился Univers, в основу которого легли ученические эксперименты Фрутигера ещё в Цюрихской школе.
Эскизы, сделанные во время учёбы. В заметках на полях прописаны основные принципы дизайна шрифта и видно желание уравновесить все знаки, чтобы они оптически стремились к одной пропорции. Изображение: Adrian Frutiger Typefaces. The Complete Works / Schweizerische Stiftung Schrift / Birkhäuser
Univers ― яркий пример неогротеска, а его особенность заключалась в том, что это был не просто шрифт, а полноценная шрифтовая система. Гарнитура включала в себя 21 комплект знаков, разных по насыщенности и ширине. Логично выстроенные, они сочетались друг с другом и выглядели как единое целое.
Неогротески ― группа шрифтов, появившаяся в середине ХХ века и получившая расцвет вместе с ростом популярности швейцарского стиля в дизайне. В основе лежат старые гротески, однако её отличительная черта ― равноширинность, вертикальные оси овалов, а верхние выносные элементы равны росту прописных знаков. Эти шрифты не имеют ярко выраженного характера и лишены индивидуальности, что делает их практически универсальными. Ещё одна отличительная черта неогротеска ― в качестве курсива используется наклонное начертание.
Чтобы с таким количеством начертаний было удобно работать, Фрутигер предложил метод двузначных цифровых обозначений: первая цифра отвечала за насыщенность, а вторая — за пропорции. Отправной точкой был шрифт Univers 55, а из него выводились уже все остальные варианты. Этим система Univers в какой-то степени напоминала периодическую систему Менделеева.
Univers ― первая гарнитура, разработанная системно. Со временем количество начертаний было увеличено до 35, а в 1997 году Фрутигер вместе с компанией Linotype переработал шрифт, расширив его до 63 начертаний и дав уже трёхзначную нумерацию.
Инфографика, демонстрирующая сходство гарнитуры Univers и таблицы Менделеева. Изображение: Remy Peignot / Deberny & Peignot / Bijzondere Collecties UvA
Изначально Univers предназначался для фотонаборных машин, но его выпустили и для металлического набора.
Шрифт стал популярным во всём мире благодаря известным типографам Эмилю Рудеру и Рудольфу Хоштеттлеру. Эмиль Рудер, с которым Фрутигер советовался во время разработки шрифта, написал очерк для профессионального журнала «Типографический ежемесячник», а потом выпустил целый специальный номер, посвящённый всем возможностям Univers.
По мнению Рудера, шрифт без засечек универсален и может использоваться даже для книг и газет. «Типографический ежемесячник» издавал Рудольф Хоштеттлер, и, как подтверждение слов Эмиля Рудера, он выбрал Univers в качестве основной гарнитуры для своего журнала.
Фрутигер хотел создать международный шрифт, поэтому придумал для него рабочее название Monde, что по-французски означает «мир». Но от этого слова пришлось отказаться, потому что в немецком языке оно бы означало «луна».
Тогда Шарль Пеньо предложил назвать шрифт Univers — по-французски «Вселенная».
Даже спустя полвека Univers продолжает работать в брендинге и айдентике — например, его выбрали корпоративным шрифтом Fedex, BP, eBay. В аэропортах Франкфурта, Афин, в метро Монреаля он используется для навигации. Студенты Великобритании сдают тесты, набранные Univers, поскольку он легко читаем и в нём чётко выражена разница между заглавной I и единицей.
Univers — это не только «вселенная», но и универсальный шрифт, за внешней скромностью которого стоит безграничная палитра оттенков, делая его привлекательным для практически любых дизайнерских задач XX и XXI века.
«Шрифт как ложка»
В работе Фрутигер всегда придерживался принципа, что шрифт — не способ самовыражения дизайнера: это в первую очередь инструмент, который делает текст удобным для читателя. Красота, читаемость и в какой-то мере банальность, по его мнению, очень близкие понятия: правильная буква должна стираться перед читателем и просто служить пониманию прочитанного.
Шрифт как ложка: и если вечером человек вспомнит, какой ложкой он ел на обед суп, значит, это была плохая ложка.
Адриан Фрутигер
Главным делом своей жизни дизайнер считал создание гротесков. При этом он не отказывался от шрифтов с засечками и разрабатывал их, считая, что они идеально подходят для чтения текстов. Однако, по мнению Фрутигера, в антикве любой недочёт можно скрыть с помощью засечек, поэтому «нарисовать гротеск гораздо сложнее».
Как найти изображения готических шрифтов в англоязычном Интернете?
Другие готические, и не только готические, шрифты можно найти, набрав в поиске картинок Гугла gothic font, «готический шрифт» в переводе с английского. Чтобы найти цифры, написанные готическим шрифтом, наберите там же gothic font numbers, что переводится с английского как «готический шрифт цифры».
Интересная статья? Расскажите друзьям.
Уважаемый читатель блога papercreative! Если у Вас возникли вопросы, возражения, мысли, то пожалуйста оставьте свой комментарий
Мне, автору, важно знать Ваше мнение. Также прошу сообщить, если какая-то ссылка в статье не открывается.
Обновлено: 18.02.2019
103583