Директивное ценообразование пока работает

Что означает директивное ценообразование?

Эффективность

Индикативное планирование базируется на приоритетах, под которые формируются стимулирующие механизмы. На этапе перехода к рыночным отношениям оно выступает как объективное и закономерное продолжение и развитие прогнозного процесса. Это обуславливается тем, что в последний входит достаточно много компонентов. Кроме, собственно, самого прогноза, в процесс анализа включены госпрограммы, комплекс регуляторов, поставки для госнужд, объемы федеральных капвложений и пр. То есть, процедура анализа выходит за рамки обычного предвидения ситуаций. Эффективность индикативных планов доказана международной практикой. В особенности результативными стали схемы в Японии и Франции. Опираясь на правительственный сектор, они придают ускорение темпам развития национальной экономики.

Этапы

Механизмы ценообразования формируются постепенно:

Прежде всего, необходимо установить главные цели мероприятия. Они были рассмотрены в предыдущем пункте

Важно понять, какие задачи нужно выполнить для обеспечения жизнеспособности конкретного предприятия. Например, при производстве изделий из пластика нужно учитывать вопросы экологии

А для юридической конторы эта проблема не будет актуальной. Следующий пункт – это вычисление спроса на товар или услугу. Без определения этого показателя невозможно сформировать оптимальный параметр. Кроме того, необходимо просчитать возможные изменения интереса к продукту, учитывая внешние и внутренние факторы. После маркетологи анализируют будущие издержки, связанные с изготовлением и реализацией. Они бывают постоянными и переменными. Размер первых не растет вместе с увеличением объема производства. Сумма этих двух показателей образует валовые затраты. Они и представляют собой минимальную отметку.

Также при выборе любого из основных методов формирования цены на товар из системы важно вычислить стоимость продукции компаний-конкурентов и спрос потребителей на нее. Также пригодятся данные о ее характеристиках и отличительных чертах

Чем большим количеством информации располагают сотрудники фирмы, тем больше присутствует возможностей. С помощью этих параметров вычисляется место предприятия на рынке и его доля на нем. Анализировать их можно разными способами. Например, используя специализированные онлайн-сервисы для мониторинга.

Последний этап описываемого здесь процесса – это выбор метода ценообразования. Существует несколько вариантов определения стоимости. Можно вычислить минимальный, максимальный, а также оптимальный уровень.

Способов осуществить этот расчет множество. Подробно о каждом из них – в пунктах статьи. Ниже будут рассмотрены особенности, преимущества и недостатки. Кроме того, каждый из них уместно применять в конкретных ситуациях.

Выясним, что значит директивное ценообразование

Государство может прямо или косвенно влиять на рыночную конъюнктуру. Различные экономические теории видят роль государства в управлении национальным хозяйством по-разному. Свободное ценообразование – основа рыночной системы хозяйствования. Его обосновывали все классические экономические теории. Считается, что необходимость государственного вмешательства в хозяйственные процессы впервые аргументированно доказал Джон Мейнард Кейнс. Полностью директивное ценообразование – это прерогатива плановой экономики. В этом случае стоимость выпускаемой продукции определяется на этапе ее производства или даже раньше. Могут устанавливаться пределы цен, нормы рентабельности, коэффициенты возможных изменений. На сегодняшний день во многих государствах с рыночной экономикой используются те или иные способы вмешательства в конъюнктуру хозяйства.

Как регулируются стоимость

Государственные цены бывают фиксированными (ФЦ), устанавливаемыми госорганами и регулируемыми (РЦ). Предельное значение РЦ определяется госорганами в зависимости от воздействия условий экономической конъюнктуры.

Выделяют прямые и косвенные методы регулирования. К прямому воздействию относятся:

  • установление ФЦ;
  • установление РЦ;
  • определение НМЦК в соответствии с положениями статьи 22 ФЗ-44;
  • ценовое декларирование;
  • замораживание общего уровня расценок или только на отдельные виды товаров, работ, услуг;
  • введение тарифов и рекомендательных, залоговых, гарантийных, паритетных расценок.

Косвенные рычаги включают функционирование системы налогообложения, контроль над процентными ставками рефинансирования, координирование государственных расходов, торговую и административную политику, антимонопольное законодательство и многое другое.

Отечественные реалии

Процесс ценообразования в России часто менялся на протяжении времени. К важным этапам в ее истории относят:

  • Появление денежных суррогатов в 1916-1921 годах. Период военного коммунизма. Новая экономическая политика. Директивное ценообразование практически на все виды продукции в 1929-1933 годах. Появление снабжения и сбыта продукции по договоренности с покупателем. Либерализация цен, которая началась после распада СССР с 1992 года.

Мы уже разобрались с тем, что такое директивное ценообразование. Рыночная экономика открыто не признает его необходимость. Однако никто не спешит полностью отказываться от его использования. Государство может закреплять правила установления цен в виде нормативных актов. В них описываются принципы, методология и нормативы. Считается, что на 10-30 % продукции цены устанавливаются директивно. Но государство чаще всего не останавливается на этом. В развитых странах распространено косвенное вмешательство в ценообразование. Все это аргументируется необходимостью достижения социальных результатов, то есть блага для всего общества.

Что значит директивное ценообразование?

Существует два метода установления цены. Все зависит от типа экономической системы, в рамках которой функционирует государство. Директивное ценообразование характерно для стран с плановым хозяйством. В этом случае рынок практически не оказывает влияния на конъюнктуру. Цены могут определяться еще до непосредственного выпуска продукции. Иная ситуация наблюдается при рыночном способе. В этом случае цены определятся не на предприятии, а под воздействием спроса и предложения при реализации продукции на рынке. Подробнее об этом поговорим в сегодняшней статье.

Ранее уже упоминалось, что государство может устанавливать не только определённый уровень цен, но и его верхнюю границу. Но это не всё. На практике встречаются случаи, когда государством устанавливается ещё и нижняя граница. На первый взгляд это может показаться несуразностью, но подобный механизм можно встретить во многих странах. Самый хороший пример – это размер минимальной оплаты за труд. Государство устанавливает минимальную цену, которую работодатель должен платить своему работнику. Причем встретить этот механизм можно не только в странах, которые позиционируют себя как социалистические, но и в таком оплоте капитализма, как США. Негативной стороной этой особенности является то, что установленного минимума часто не хватает даже на оплату всех официальных расходов, поэтому жителям страны приходится подрабатывать по серым или черным схемам. В качестве обязательных трат рассматриваются пропитание, оплата коммунальных услуг и одежда. Часто со стороны широких масс населения установление подобного минимума встречает весьма скептический настрой, его считаются «издевательством» со стороны государства. Это, в свою очередь, приводит к определённому уровню политической нестабильности.

Что выгодней?

Все это аргументируется необходимостью достижения социальных результатов, то есть блага для всего общества.

08.09.2018 13:52:45

2018-09-08 13:52:45

Любые данныеЛюбые данныеЛюбые данные Любые данные Любые данные

Кто устанавливает цену на рынке

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить тип экономики, при котором происходит торговля. В условиях чистой конкуренции ценность товаров и услуг формируется продавцом исходя из параметров других игроков. Таким образом образовывается единый рыночный показатель. Компания не может продавать продукт выше него, поскольку покупатели выберут другого производителя. Реализовывать ниже не выгодно, с коммерческой точки зрения.

Однако не всегда условия ставит производитель. В некоторых случаях цену продукции определяет правительство. К примеру, в условиях государственной монополии. Параметр зависит от затрат на изготовление и продажу.

Директивное планирование — сферы бизнеса это необходимо

Бизнес с самого начала основан на планировании (бизнес-планах), но в процессе становления предприятия оно тоже может быть разным. Интересной его разновидностью является директивное планирование.

Планирование относится к виду управленческой деятельности, направленному на обоснование мероприятий, которые обеспечивают достижение поставленных целей.

Необходимость в планировании обусловлена потребностями развития бизнеса, условиями рынка. Любая экономическая деятельность требует планирования, предвидения последствий.

В современном предпринимательстве директивное планирование подразумевает носящие обязательный характер планы, выполнение которых строго контролируется.

Директивное планирование представляется также как процесс разработки планов, имеющих силу нормативных актов. Оно включает комплекс специальных мер по обеспечению выполнения разработанных планов.

Директивные планы носят адресный характер (направлены на конкретных субъектов бизнеса), обязательны для всех исполнителей, при этом должностные лица несут персональную ответственность за невыполнение заданий плана.

Сущность директивного планирования в бизнесе заключена в том, что у юридического лица существует единый плановый центр, доводящий планы работ во все подразделения (отделы), до каждого сотрудника в отдельности, утверждающий цены, прикрепляющий поставщиков, регламентирующий сбыт.

Здесь «плановыполнение» жестко контролируется. Важным условием использования директивного планирования является использование методов принуждения, а также поощрения за выполнение планов.

Любое директивное планирование всегда подразумевает нечто обязательное, жесткое, подлежащее неукоснительному исполнению.

Также, предполагается применение задач командно-административных рычагов для претворения в жизнь разработанных целей.

Условие обязательности здесь реализуется посредством издания соответствующих административно-распорядительных документов — указов, распоряжений, приказов, инструкций, локальных актов.

После чего осуществляется непосредственная реализация установленных заданий, текущий, промежуточный, конечный контроль степени выполнения этапов плана.

Применяются меры административного, дисциплинарного, материального воздействия на исполнителя в зависимости от качества конечного достигнутого результата.

Самый масштабный эксперимент по директивному планированию в истории человечества — государственное директивное планирование в СССР, потерпел крах и, в итоге, был раскритикован.

Несмотря на это, элементы такого планирования могут и должны использоваться при определенных условиях не только в сфере бизнеса, но и на государственном уровне экономики.

Кроме того, аналогичный эксперимент на современном этапе развития экономики в Китае, принес положительные результаты. А это значит, что плох не сам способ планирования, а конкретные методы его внедрения.

Поэтому в каждом конкретном случае объекты, сферы, объемы применения директивного планирования должны иметь обязательные мотивы и обоснование.

К сожалению, реалии российского общества таковы, что без жесткого контроля и принуждения даже в бизнесе порой никак не обойтись.

Поэтому в крупных бизнес-системах, таких как: концерны, конгломераты, транснациональные компании, финансово-промышленные группы, корпорации, директивное планирование вполне оправданно.

Актуально оно и в государственном секторе экономики, в партнерстве государства и предпринимательства/

Эти статьи блога Вам должны быть интересны:

Когда приходит время модернизировать бизнес

Kickstarter в России — шанс для начала бизнеса

Важные части бизнеса — логистика и сервис

Мошенники по кредитам — как не стать их жертвой

Влияние директивного ценообразования на экономику

Положительное влияние на экономику

  • Стабилизация цен. Директивное ценообразование позволяет предотвратить резкие колебания цен и дефляцию, что создает благоприятные условия для развития предпринимательской активности и поддержания социальной стабильности.
  • Защита прав потребителей. Регулирование цен государством способствует защите интересов потребителей, предотвращая значительные переплаты и монополистическое поведение на рынке.
  • Развитие отраслей экономики. Директивное ценообразование может способствовать развитию определенных отраслей экономики, которые являются стратегически важными для государства, например, энергетики или сельского хозяйства.
  • Социальная справедливость. Регулирование цен позволяет сократить разрыв в благосостоянии населения и уменьшить социальное неравенство.

Негативное влияние на экономику

  • Искажение рыночной экономики. Директивное ценообразование может исказить рыночную экономику, ограничивая предпринимательскую активность и возможности конкуренции.
  • Создание дефицита товаров. Формирование государством неприемлемых цен на товары может привести к дефициту продуктов и других необходимых ресурсов.
  • Недостаток стимулов для инноваций. Регулирование цен может снизить стимулы для инноваций и развития новых технологий, так как предпринимателям будет сложнее получить прибыль.
  • Коррупционные риски. В условиях директивного ценообразования повышаются риски коррупции и незаконных сделок в сфере определения и установления цен.

Чтобы минимизировать отрицательное влияние директивного ценообразования на экономику, необходимо прозрачное и эффективное выполнение регулирующих мер, учет интересов всех участников рынка и постоянное обновление политики ценообразования в соответствии с изменяющимися условиями и требованиями экономики.

Специфика стратегических программ

В качестве отличительных черт данной формы планирования следует выделить:

  1. Формирование целей, обладающих определяющим значением для народнохозяйственного комплекса.
  2. Ресурсное обеспечение реализации задач.
  3. Учет воздействия внутренних и внешних условий.

Цель стратегических программ заключается в формировании достаточного потенциала для предстоящего успешного развития народнохозяйственного комплекса. Реализация программ осуществляется в течение разного времени. В зависимости от периода действия выделяют долгосрочные (рассчитанные на 10 и более лет), среднесрочные (5 лет) и текущие (годовые) схемы. На практике применяются все указанные разновидности планов. Это обеспечивает преемственность программ и достижение разноудаленных по времени целей.

Вопрос-ответ:

Что такое директивное ценообразование?

Директивное ценообразование — это система установления цен на товары или услуги, осуществляемая государством или другими регулирующими органами. В рамках директивного ценообразования устанавливаются максимальные или минимальные цены на определенные товары или услуги, с целью контроля и регулирования рыночных процессов.

Как работает директивное ценообразование?

Директивное ценообразование работает путем установления правил и нормативов, которые регулируют уровень цен на товары или услуги. Государство или другие регулирующие органы определяют максимальные или минимальные цены, которые могут быть установлены продавцами. Это позволяет контролировать цены на рынке и предотвращать возможные злоупотребления.

Какие преимущества и недостатки имеет директивное ценообразование?

Преимущества директивного ценообразования включают возможность контролировать цены на товары или услуги, предотвращать возможные монопольные практики и защищать права потребителей. Однако, недостатки могут включать ограничение свободы предпринимательства, неравновесие на рынке из-за искусственных цен и снижение мотивации для инноваций и развития бизнеса.

Как директивное ценообразование влияет на рынок?

Директивное ценообразование может влиять на рынок, регулируя уровень цен на товары или услуги. Если устанавливаются максимальные цены, то это может ограничить возможности продавцов устанавливать более высокие цены и получать больший доход. Если устанавливаются минимальные цены, то это может создать несправедливые условия для некоторых продавцов или ограничить доступ потребителей к товарам или услугам.

Какие альтернативы существуют директивному ценообразованию?

Альтернативой директивному ценообразованию является рыночное ценообразование, при котором цены на товары или услуги формируются исходя из спроса и предложения на рынке. Рыночное ценообразование позволяет более свободно устанавливать цены, но может привести к неравенству и несправедливости на рынке, а также возможному появлению монополий.

function renderfloorAd() {

window.yaContextCb.push(()=>{

Ya.Context.AdvManager.render({

«blockId»: «R-A-3649875-2»,

«type»: «floorAd»,

«platform»: «touch»

})

})

}

// Первоначальный рендеринг блока при загрузке страницы

renderfloorAd();

// Обновление рекламного блока каждые 35 секунд

setInterval(() => {

renderfloorAd();

}, 35000);

Положительные и отрицательные стороны директивной экономики

Директивная экономика – это система, в которой государство принимает активное участие в управлении экономикой, принимая решения и выдавая директивы предприятиям и отдельным гражданам. Подобная модель экономики имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые следует учитывать при анализе ее эффективности.

Положительные стороны директивной экономики:

  • Стабильность: В директивной экономике государство контролирует и регулирует процессы, что позволяет достичь большей стабильности в экономике. Это может помочь предотвратить кризисы и смягчить их последствия.
  • Социальная справедливость: Директивная экономика может способствовать распределению богатства и ресурсов в обществе более равномерно. Государство может устанавливать социальные программы, поддерживать тех, кто находится в нестабильном положении, и обеспечивать доступ к основным услугам для всех граждан.
  • Стратегическое планирование: Государство имеет возможность разрабатывать долгосрочные экономические стратегии и направлять развитие страны в нужном направлении. Оно может управлять отраслями экономики, чтобы обеспечить достижение важных стратегических целей.

Отрицательные стороны директивной экономики:

  • Ограничение свободного предпринимательства: В директивной экономике правительство принимает активное участие в регулировании экономической деятельности, что может ограничивать свободу предпринимательства. Это может приводить к недостаточной стимуляции инноваций и снижению производительности.
  • Недостаток гибкости: В условиях директивной экономики государство принимает основные решения, что часто затрудняет адаптацию к изменяющимся условиям. Это может снизить конкурентоспособность экономики и привести к неэффективности ресурсов.
  • Возможность коррупции: Когда государство принимает все решения в экономике, это создает среду, которая может способствовать коррупции и неравенству. Когда власть сосредоточена в руках немногих, это может привести к злоупотреблениям и неправильному распределению ресурсов.

Понимание положительных и отрицательных сторон директивной экономики помогает осознать комплексность этой системы и оценить ее эффективность в определенных условиях.

Директивная экономика

Директивная экономика — это форма экономических отношений, в которой власть страны централизована и сконцентрирована «в одной руке».

Эта форма правления действовала во времена СССР. Главной особенностью такой экономики было то, что не было демократической формы правления, центральная администрация решала все вопросы, связанные с экономикой, товарами, распределением доходов, человеческими ресурсами, образованием и т.д. в одиночку.

Также директивная экономика похожа на административно-командную экономику, в ней также было жесткое планирование, распределение ролей и обязанностей, централизованный контроль и управление. Правительство использовало систему государственного управления только посредством принятия политических решений.

Основные плюсы и минусы календарного метода контрацепции

Главным плюсом календарного метода предотвращения нежелательной беременности является его дешевизна и доступность: нет необходимости покупать специальные средства, необходимые для контрацепции. Кроме того, календарный метод контрацепции абсолютно не вредит женскому организму и даже положительно воспринимается большинством мировых религий. Тем не менее, к недостаткам календарного метода контрацепции можно отнести необходимость строгого контроля за менструальным циклом, так как ошибка в расчётах всего на один день может привести к наступлению нежелательной беременности. Кроме того, календарный метод контрацепции не защищает от инфекций, передающихся половым путем. Для женщин, которые уже имею детей, и желают использовать более эффективный и продолжительный метод контрацепции, гораздо более предпочтительной является установка внутриматочной спирали. Об особенностях введения и удаления внутриматочной спирали подробнее вы можете узнать тут.

Особенности кейнсианской экономики

После Великой депрессии многие развитые государства отказались от идеи о саморегулировании рынка и начали вмешиваться в хозяйственные процессы. Кейнс доказывал необходимость увеличения бюджетных расходов и снижения процентных ставок во время рецессий. Спрос создает предложение, а не наоборот, как это утверждали классики. Неокейнсианцы выступают за рыночное и директивное ценообразование в симбиозе. Они адаптировали некоторые идеи классиков и считают, что вмешательство государства необходимо только в краткосрочном периоде. Это связано с тем, что конъюнктура не может быстро перестроиться для того, чтобы «излечить» хозяйство от негативных последствий снижения деловой активности. Однако неокейнсианцы считают, что в долгосрочной перспективе рынок является саморегулирующейся системой.

Статья 13. Методы государственного регулирования цен

Статья 13. Методы государственного регулирования цен

1. Прямое регулирование цен осуществляется путем установления:

предельных цен (коэффициентов);

предельных уровней рентабельности по отдельным видам продукции (услуг);

предельных размеров снабженческо-сбытовых надбавок и торговых наценок, величины скидок;

порядка декларирования цен и их изменения;

порядка предварительного уведомления о предстоящем изменении цен;

ценовые соглашения на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

2. Косвенное регулирование цен осуществляется путем применения:

льготного налогообложения (в части их поступления в местные бюджеты);

субсидий и дотаций из бюджета;

льгот по арендной плате.

3. Органы государственной власти края, местного самоуправления в пределах полномочий, установленных законодательством, нормативными актами Российской Федерации и настоящим Законом, самостоятельно определяют направления и методы регулирования цен для всех субъектов ценообразования, перечень продукции, товаров, услуг (в дальнейшем — продукция), цены на которые регулируются.

Решение принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов в повышении качества производимой (реализуемой) продукции и в удовлетворении спроса на нее

При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:. издержки производства (реализации), в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;

издержки производства (реализации), в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;

налоги и другие платежи;

стоимость основных производственных фондов, потребности в инвестициях, необходимых на воспроизводство, с учетом амортизационных отчислений;

удаленность различных групп потребителей от места производства продукции;

соответствие качества производимой (реализуемой) продукции спросу потребителей;

государственные дотации и другие меры государственной поддержки.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Регулирование цен в экономике

Регулирование цен является одним из основных инструментов государственной экономической политики. Цены в экономике могут регулироваться различными способами: рыночным механизмом или директивным ценообразованием.

Рыночное ценообразование основано на взаимодействии спроса и предложения на рынке товаров и услуг. При этом цены формируются исходя из равновесия между спросом и предложением. Этот механизм предполагает активную роль предпринимателей, свободу предпринимательства и конкуренцию. Рыночное ценообразование позволяет достичь оптимального распределения ресурсов и стимулирует экономический рост.

Однако в некоторых случаях государство может использовать директивное ценообразование. Это означает, что государство непосредственно устанавливает цены на определенные товары и услуги или вводит ограничения на их рост. Такие меры могут применяться для регулирования инфляции, защиты потребителей или поддержки отдельных отраслей экономики.

В применении директивного ценообразования важно учитывать его возможные негативные последствия. При установлении цен ниже рыночных у предпринимателей может снижаться мотивация к производству, что может привести к дефициту товаров или услуг

В случае установления цен выше рыночных, потребители могут испытывать трудности с покупкой товаров или услуг по высоким ценам.

При задании цен директивным путем государство должно быть внимательным и предвидеть возможные негативные последствия. Применение директивного ценообразования должно быть ограниченным и сбалансированным, чтобы не нарушать принципы свободного рынка и не ограничивать развитие экономики.

В общем, регулирование цен в экономике является сложным и многогранным процессом. Каждый подход имеет свои преимущества и недостатки. Главная задача государства при регулировании цен — обеспечить социально-экономическую стабильность, защиту интересов потребителей и развитие экономики в целом.

Особенности схемы

Рекомендательное (индикативное) планирование представляет собой процесс формирования комплекса показателей, посредством которых характеризуется развитие и общее состояние народнохозяйственного сектора. Эти параметры соответствуют государственной политике и предполагают определенные меры правительственного воздействия на процессы. Индикаторами развития являются показатели, отражающие эффективность, структуру и динамику хозяйственной сферы, состояние и характер обращения финансов, рынка ценных бумаг и товаров, качество жизни граждан, уровень взаимодействия с зарубежными торговыми партнерами и пр. Внутренне сбалансированный комплекс этих параметров позволяет получить количественную оценку государственной деятельности в социально-хозяйственной сфере, на реализацию которой ориентируются меры госрегулирования.

Суть индикативного планирования заключается в обосновании задач, целей, методов и направлений политики государства. Оно выступает в качестве эффективной формы взаимодействия всех федеральных институтов управления как друг с другом, так и с региональными представительствами в интересах развития хозяйственного сектора и отдельных его компонентов. Роль индикативного планирования состоит в непосредственном указании участков, в которые необходимо вмешаться государству в строго определенных случаях. Власть не воздействует прямо на предприятия, однако крупные компании заинтересованы в сотрудничестве с правительством, поскольку нуждаются в поддержке при привлечении зарубежных инвестиций, продвижении своей продукции на мировые рынки и пр. Индикативные планы не сковывают инициативу бизнеса. Вместе с этим они позволяют наметить единый курс управления фирмами, проинформировать предприятия о потенциальном спросе, ситуации в смежных отраслях, положении дел на рынке труда и так далее. Без планирования невозможно обосновать инвестиции. Разработанные программы оказывают влияние на государственные расходы. Планирование позволяет органично соединять социально-экономические концепции, прогнозы состояния хозяйственной сферы, комплекс регуляторов, объемы федеральных капвложений, поставки для госнужд, вопросы управления госпредприятиями.

Специфика

Директивное планирование — это форма управления, предполагающая строгое соблюдение дисциплины, ответственность предприятий, должностных лиц, хозяйственных органов за невыполнение поставленных задач. Оно сопровождается строгим контролем выпуска продукции и распределением ресурсов. Каждый поставщик привязан к своему покупателю, а потребитель, в свою очередь, знает, от кого он получит комплектующие, полуфабрикаты, сырье. Министерство экономики решает, сколько, как, когда изготавливать, по какой стоимости и кому продавать. Инициатива хозяйствующих субъектов при этом полностью исключена.

Что значит директивное ценообразование?

Из названия метода установления цены понятно — все делается в соответствии с директивами сверху, что характерно для централизованной экономики. Казалось бы логичный способ установления цены в зависимости от того, сколько затрачено ресурсов на его производство, приводил в большинстве случаев к их завышению.

При директивном ценообразовании цены устанавливаются путем суммирования затрат на производство, рассчитанные производителем товара, которые он, естественно, брал с запасом, и нормы рентабельности. Окончательная величина после «проверки» устанавливалась государственным органом. Цены на товары здесь не зависят от спроса на них, поэтому одни товары были в избытке, а другие «сметались» с прилавков магазинов. Слабая связь производства товаров и услуг от их распределения приводит к диспропорциям в экономике.

Структурные элементы

При всем многообразии форм собственности Министерство экономики часто использует компоненты прежних схем управления в госсекторе и бюджетном финансировании. Эти элементы, в частности, включаются в программы:

  1. Поставок продукции для федеральных госнужд.
  2. Развития государственного сектора экономики.
  3. Принятые на финансирование из федерального бюджета.

Директивное планирование — это способ управления, полностью исключающий воздействие рынка на хозяйственную систему. Разрабатываемые программы выносят на макроуровень практически все микроэкономические показатели. При этом предприятия не обладают автономией. При принятии решений исключается оценка микроэкономических точек. Место рынка занимает план, цены — объем, кредитов — финансирование, товарного обмена — дезагрегирование и агрегирование, предложения и спроса — баланс. Директивное планирование — это исключительно административная процедура. Ее течение не связано с использованием стоимостных механизмов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Опытный компьютерщик
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: