Виды дисторшн эффектов
Дисторшн гитары — это эффект, который изменяет звук электрической гитары, добавляя к нему искажения. Существуют различные виды дисторшн эффектов, каждый из которых обладает своей уникальной характеристикой и звучанием.
1. Overdrive
Overdrive — один из самых популярных видов дисторшн эффектов. Он создает мягкое и теплое звучание, добавляя в звук гитары легкое искажение. Overdrive может послужить для добавления небольшой грязи и насыщенности звуку, при этом сохраняя его динамику и основной тон.
2. Distortion
Distortion (или просто «дисторшн») — это более сильное искажение звука. Он создает грязное, резкое и агрессивное звучание, которое часто связывается с жанрами рок и метал. Дисторшн может использоваться для создания тяжелых рифов и соло, а также для придания энергии и силы звуку гитары.
3. Fuzz
Fuzz — это вид дисторшн эффекта, который создает очень сильное искажение звука. Он добавляет густоту и насыщенность, а также увеличивает уровень сустейна в звуке. Звучание fuzz-дисторшна часто описывают как «взрывное» и «ревущее». Fuzz часто использовался в музыке 60-х годов, особенно в психоделическом роке.
4. Metal
Metal — это особый вид дисторшн эффекта, который специально разработан для жанра метал. Он создает очень тяжелое и экстремальное звучание, с большим количеством низких и средних частот. Metal дисторшн обычно имеет более высокий уровень искажения, чем другие виды дисторшн эффектов, и часто используется для создания технически сложных рифов и быстрых соло.
5. Octave
Octave — это необычный вид дисторшн эффекта, который добавляет в звук гитары октаву ниже или выше оригинального звука. Октавный дисторшн создает звук, похожий на орган или бас-гитару, и может использоваться для создания необычных и экспериментальных звуковых эффектов.
6. Crunch
Crunch — это средний вид дисторшн эффекта, который находится между overdrive и distortion. Он создает грубое и твердое звучание, обладает меньшим уровнем искажения, чем distortion, но большим, чем overdrive. Crunch эффект часто используется в рок-музыке для придания звуку гитары более сильного и насыщенного звучания.
Все эти виды дисторшн эффектов предоставляют гитаристу различные звуковые возможности и позволяют создавать различные тембры и настроения в музыке.
Характеристики звучания[править | править код]
Частотные характеристики
В спектре искажённого сигнала возникает большое количество гармоник. Каждая гармоника представляет собой синусоидальное колебание, с частотой большей и кратной частоте основного тона. Гармоники более высоких порядков находятся уже вне звукового диапазона и имеют малую амплитуду колебаний, поэтому ими можно пренебречь. В соответствии с кратностью, гармоники подразделяют на чётные и нечётные. Чётные гармоники консонируют друг с другом и с основным тоном, тем самым придавая тембру инструмента объём и глубину. Частота, например, третьей гармоники выше частоты основного тона в три раза и соответствует ноте, лежащей от основного тона на расстоянии квинты через октаву. В принципе эту гармонику можно назвать консонирующей основному тону, однако при игре нескольких нот одновременно, она может диссонировать с другим основным тоном и его гармониками. Таким образом, нечётные гармоники более высоких порядков менее музыкальны и создают в звучании «грязь».
Спектр сигнала транзисторных «исказителей» богат именно нечетными гармониками, а музыканты характеризуют подобные устройства неблагозвучным «транзисторным» звучанием. Иной эффект наблюдается у «исказителей» на радиолампах. В спектре их сигнала содержится небольшое количество гармоник (доминируют вторая, третья и четвертая), из-за чего человек воспринимает его как более мягкий звук, или как его часто называют — «ламповый».
Низкие ноты звучат «перегруженнее» высоких. Помимо того факта, что чем толще струна, тем интенсивнее от неё сигнал, и, соответственно, он больше подвержен искажению, играет роль и высота тона. У высоких звуков гармоники будут все сильнее уходить за пределы слышимости, в то время как у низких они находятся в пределах частотного диапазона гитары. Стоит также иметь в виду, что колебания струн не являются чистыми тонами (разве что натуральные флажолеты максимально к ним приближены) и сами по себе богаты гармониками. То есть искажению подвергается сложный сигнал и его гармоники порождают свои дополнительные гармоники. Очевидно, что у звуков, порождаемых толстыми струнами, различимых гармоник больше, и, соответственно, больше порождаемых ими вторичных гармоник.
Также существует такое явление, как интермодуляция: две одновременно звучащие ноты при искажении порождают еще один звук, определяемый разностью их частот. В случае двух нот этот звук находится в гармонии с двумя основными, но три ноты образуют три пары нот и порождают три вторичных звука, вносящих диссонанс.
Временные характеристики
Отличие дисторшена от овердрайва выражено тем, что не имеет значения, с какой силой создается удар по струне. Атака характеризуется определённым уровнем и частотным спектром сигнала. Так, у дисторшна атака фактически не выделяется (по уровню сигнала), в отличие от овердрайва, обладающего высоким уровнем атаки. Частотный спектр дисторшна ровный, атака несколько богаче высокими гармониками по сравнению с фазой сустейна.Сустейн — тянущаяся часть звука. Дисторшн имеет длинный сустейн, часто переходящий в самовозбуждение. Конец сигнала, следующего после сустейна, называют затуханием. После затухания сигнала можно услышать уровень собственных шумов эффекта, гитары и кабеля, или сработает гейт. Уровень собственных шумов эффекта дисторшн, как правило, высок из-за его высокой чувствительности.
Самовозбуждение сигнала
Вместо затухания сигнала может начаться процесс самовозбуждения, который возникает вследствие электромагнитной, акустической или «полуакустической» обратной связи. В первом случае наведенные электромагнитные поля (от громкоговорителей или любого другого оборудования) улавливаются звуковыми датчиками музыкальных инструментов (в случае электрогитары — это звукосниматели), сигнал от датчиков вновь поступает на громкоговорители, которые вновь излучают электромагнитные сигналы, и процесс повторяется. Частота сигнала самовозбуждения в этом случае не зависит от сыгранной ноты.
Акустическая обратная связь возникает при распространении звуковых колебаний в воздушной среде. Колебания воздушной среды воздействуют на музыкальные инструменты (в случае электрогитары — колебания воспринимают в основном струны), что улавливается звуковыми датчиками, и воспроизводится громкоговорителями. Таким образом происходит самовозбуждение сигнала, частота которого зависит от сыгранной ноты на инструменте. Если колебания воспринимаются корпусом (декой) инструмента, то обратная связь называется «полуакустической».
Акустическая обратная связь используется как прием гитарной игры, так как ею сравнительно легко управлять, и она имеет интересный тембр.
Как сделать педаль самостоятельно
Чтобы сделать педаль своими руками нужно уметь читать электронные схемы и паять. Учитывайте, что педалью управляют при помощи ног, поэтому она должна быть надежной и крепкой.
Пошаговые действия:
- Найдите схему примочки, которую собираетесь сделать. Постарайтесь выбрать не слишком сложный шаблон с минимальным количеством компонентов.
- Определите названия компонентов, которые необходимы. Приобрести их можно в любом магазине радио-товаров.
- Все соединения в схеме обозначьте нумерацией по порядку, чтобы ничего не упустить при сборке.
- Соедините всю последовательность электронных компонентов при помощи специальных проводков на макетной плате, затем протестируйте ее.
- Если схема работоспособна, перенесите ее на подготовленный фольгированный текстолит с развязкой соединений.
- Повторно протестируйте полученную схему.
- Сконструируйте корпус педали и поместите в него плату, выведите органы управления на переднюю панель.
- Соедините примочку с гитарой и с усилителем посредством двух кабелей.
Существует разнообразие гитарных аксессуаров, которые применяются как к электро- и бас-гитарам, так и к электроакустическим. В зависимости от стиля музыки и собственных предпочтений, музыкант может собрать коллекцию гитарных примочек. Если устройств слишком много, то для хранения и транспортировки изготавливаются специальные педалборды.
Педали гейты
Эти педали взаимодействуют с уровнем сигнала. Они автоматически опускают сигнал, который тише установленного порога. К тому же педали гейты защищают от лишнего шума.
Педалью громкости для гитары управляется громкость звучания. Если отклонить педаль громкости вперед, то громкость увеличится, а если назад — уменьшится. Используя педаль с другими эффектами, можно добиться интересного и оригинального звучания. С педалью можно заглушить гитару, чтобы усилить вокал.
Популярные бренды
Поскольку разные гитарные примочки характеризуются разными наборами характеристик и включающих в себя функций, для новичков существует особый рекомендуемый список производителей педалей. Это обосновано разницей в цене, потому что некоторые компании делают очень дорогие педали, такие траты могут быть необоснованы. Еще одно отличие – удобство в использовании. Бренды, целевая аудитория которых – это музыканты с большим опытом, специализируются на уникальных эффектах, полагая, что опыт позволит приспособиться к замысловатому принципу работы инструмента.
Следующий список представляет компании с доступными устройствами и качественным звучанием.
Boss
Эта японская компания является одной из первых создателей педалей на рынке. В 1977 компания разработала модель «Distortion OD-1» и с тех пор выпустила еще много эффектов. У компании высокие требования к звуку, при этом они находят баланс качества и доступной стоимости.
TC Electronic
Датская компания отличается богатым ассортиментом гитарных эффектов в стильных и изящных корпусах. Самые известные среди них — тюнеры Polytune и дилеи Flashback. Эти педали доступны по приемлемым ценам и удовлетворят многие прихоти в звучании.
Какие педали покупать
При выборе педали полагайтесь на желаемый результат, потребности и цели. Для рока выбирайте Овердрайв, а далее дополняйте эффекты для создания индивидуального педалборда
Если тянет на шугейз и эмбиент – обратите внимание на дилею и ревербу. Каждая примочка самостоятельно подбирает комбинации по творческим нуждам
Подключение педалей
Каждое изменение в классической очередности подключения повлияет на звук, поэтому необходимо учитывать все тонкости. Для начала сориентируйтесь на одну из существующих схем расстановки. Не существует единого правила, только устоявшиеся принципы в организации цепи сигналов. К экспериментам переходите только с опытом и пониманием особенностей звучания каждой примочки.
Итак, можно выстроить цепь следующим образом:
Электрогитара >> тюнер >> звуковысотные фильтры >> компрессор >> тоновые эффекты >> модуляция >> педаль громкости >> временные эффекты >> усилитель.
Такая схема сохранит уровень сигнала и поможет избежать непредвиденных искажений. В некоторых педалбордах эффекты подключаются в самом конце, как и тюнер. Можно разместить звуковысотные фильтры до компрессора, это позволит сохранить динамику и чистое звучание, можно поставить его и после дисторшна. Понятия как «правильно» нет, вариативность компоновки зависит от характеристик педалей и фантазии гитариста. Когда определили собственный порядок можно приступать к коммутации:
Подключить кабель к педали, после другим кабелем соединить педаль с усилителем.
При использовании более чем одной педали создайте цепь. Помните, что коммутация длинными кабелями ослабляет сигнал. Короткая цепь обеспечит поток сигнала от гитары к усилителю с наименьшими потерями.
Примочки подключаются и до, и после предусилителя, но всегда до конечного усилителя.
Далее работа зависит от усилителя: некоторые оборудованы так называемой «петлей эффектов» или разъемами Send и Return для подключения педалей, которые рекомендуется не включать в инструментальный вход для чистого звучания.
Далее петля делится на 2 типа: последовательная и параллельная.
- При последовательном разрыве сигнал, при выходе из предусилителя, поступает на цепь эффектов и далее в усилитель мощности. В таком разрыве включен ряд модуляционных эффектов, таких как: дилэй, реверб, фэйзер и прочие.
- При параллельном разрыве исходный сигнал разделяется на два: один поступает в цепь эффектов, а исходный — на вход встроенного в усилитель микшера.
Важно!
Баланс уже обработанного и сухого звука изменяется с помощью регулятора на усилителе. Если в педалборде несколько модуляционных эффектов, то наличие петли обязательно.
Группы гитарных эффектов
Гитарное производство развивалось годами, за это время было создано множество эффектов. Удовлетворяют запросы музыкантов, соответствуют жанру.
По принципу искажения делятся на несколько групп:
- Гейновые отличаются суровостью. Работают с пределом громкости звука.
- Динамические гейновые обрабатывают звук, откликаясь на уровень громкости.
- Гейты управляют сигналом, но не снижают диапазон звучания. Их называют также «шумодавы».
- Тоновые действуют на частоты, изменяя тональность звука.
- Модулирующие придают экспрессию, украшают звук.
- Эмулирующие создают эмуляцию со звуками и эффектами такими, как эхо, задержка, акустическая гитара.
Швейцарская компания Behringer, основанная в 1989 году, является одним из крупнейших производителей, занимающимся изготовлением профессионального звукового оборудования.
В линейке товаров многих брендов есть недорогие, но качественные гитарные аксессуары для искажения звучания, а также усилители, процессоры и селекторы.
Distort.
Данный тип примочек подходит для игры тяжелой музыки. (Heavy Metal, Power Metall ……)
Skreamer — бладает мягким звучанием и тремя ручками — громкость, тембр и овердрайв. Подходит для игры ритм гитары и мягких соло.
Distortion — у него более резкий звук, чем у Skreamer. Но в полных настройках есть еще 3 регулятора для астотных характеристик.
Treble Booster — эмулирует ламповый усилитель. Boost -усиление, Bright — тембр.
Fuzz Ace — фузз. В него входит целый клас примочек Distortion. Этот тип звучания подходит для стиля 80 -ых годов. 2 ручки громкости и фузз.
Cat — эта примочка обладает довольно жестким звучанием. В отдельных настройках есть регулятор BALLS для уплотнения басов.
Big Fuzz — еще один фузз, который отличается от предыдущего фузза более жестким звучанием. Кнопка SUSTAIN регулирует сразу дисторшн и сустейн. Tone — изменяет тембр. Похожее звучание вы можите услышать в композициях группы 30 Seconds To Mars . Гитарист группы Томислав Милишевич использует довольно мощный эффект звучания, очень схожий с Big Fuzz. Так, что если кто-то является поклонником 30 Seconds To Mars можите смело использовать данный эффект для своей гитары.
Deamon — демонический дисторшн. Gain регулирует степень искажения входного сигнала. Scoop срезает средние частоты, предавая специфический звук гитаре.
Метки
Fender Jaguar
Fender Stratocaster
Fender Telecaster
Gibson Flying V
Gibson Les Paul
Gibson SG
Guitar Rig
Бас гитара
Джо Сатриани
Закк Уайлд
Как создать рок группу
Советы начинающим группам
Стив Вай
Уроки игры на гитаре
аккорд am
аккорд c
аккорд d
аккорд dm
аккорд e
аккорд f
аккорд f на гитаре
аккорд gm
аккорды для гитары
аккорды ноты
аккорды фото
активные звукосниматели
арпеджио
бемоль
вибрато
гитарные аккорды
гитарные примочки
гриф бас гитары
гриф гитары
двуручный тэппинг
джаз фанк
диез
директ бокс
длительность нот
как научиться играть на гитаре
легато
медиатор для гитары
приемы игры на электрогитаре
сустейн
экранирование гитары
электрогитара
Дисторшн гитара: суть и понимание
Дисторшн — это один из наиболее популярных эффектов для гитаристов. Он используется для создания тяжелой и громкой звуковой палитры. Переводится на русский язык этот термин как «искажение». Чем больше усиливаются сигналы на гитаре, тем более «искаженный» становится звук.
Для того чтобы понимать и управлять дисторшном на гитаре, необходимо знать как устроен сигнал и что происходит на промежуточном этапе. На гитаре сигнал пропускается через предусилитель, а затем через усилитель мощности. Регулирование громкости и тембра происходит на промежуточном этапе, где имеется возможность изменять «искажение».
- Чем больше усиления, тем выше потенциал «искажения».
- Скорость и глубина игры на гитаре могут влиять на уровень искажения.
- Дисторшн также может быть настроен на специальных устройствах в соответствии с одним или несколькими параметрами.
Различные музыканты используют дисторшн по-разному, в зависимости от жанра музыки и пр. Некоторые жанры (например, метал) используют насыщенный и высокий уровень дисторшна. В других жанрах, например, блюзе, где более мелодичная игра, дисторшн используется в меньшей степени.
Известные модели дисторшн-педалей для гитары
Название
Брэнд
BOSS DS-1
BOSS
MXR Distortion+
MXR
Pro Co Rat
Pro Co
STRATOCASTER 1
- Корпус — ольха(склейка из 2 кусков)
- Гриф — клён (цельный)
- Датчики : bridge — DiMarzio Fast Track2, middle — Udaloff alnico single-coil, neck — Udaloff alnico humbucker
- Струны — Fender Stainless Bullets 10-46
Корпус Stratocaster 1 сделан из ольхи. Гриф из клёна. Гитара имеет яркий звук атаки, не совсем ровный и предсказуемый момент затухания струн на разных ладах. Но тембр при этом все же достаточно мягкий. С использованием «мини-хамбакера» в Stratocaster 1 довольно плотно и с хорошей читаемостью звучат ритмические рисунки и полные аккорды с эффектом distortion. Гитара имеет необычное отличие в звуке от большинства других: нота соль плавно переходит во флажолет во всех доступных октавах независимо от того, подключена она к усилителю или нет. Секрет этого явления скорее всего кроется в заказном Floyd Rose. Он покрыт настоящим золотом, материал пружин и станины имеет отличия от стандартных Floyd Rose. Станина жесткая — закалка была произведена по специальной технологии, все детали сделаны более тщательно для обеспечения лучшей передачи энергии струн корпусу. По этой причине сустейн этой гитары не совсем характерен для гитар типа «Stratocaster». Гитара изготовлена в 1997 году.
-
Акустический звук, датчик Bridge
0:05 -
Акустический звук, датчик NECK
0:05 -
Датчик Bridge и distortion T324
0:06 -
Датчик Bridge и distortion T324
0:06 -
Пример, датчик Bridge
0:12
Испытания
И вот, когда, наконец, выбор сделан, и нужная примочка лежит у вас под ногами, то первое, что нужно сделать, это подстроить уровень громкости (обычно это Level). Т.е. нужно добиться того, чтобы по громкости гитара с эффектом и без него звучала одинаково. Это нужно для того, чтобы исключить влияние психоакустики на восприятие. Человеческий слух устроен так, что громко звук кажется лучше. Вот этого эффекта мы и хотим избежать.
Рис. 5 Все ручки на 12 часов
Обычно этого можно добиться, если выставить все ручки на педали, как на рисунке 5 – на 12 часов. Послушайте, как ведет себя педаль, при нейтральных положениях ручек. Поиграйте что-нибудь, несколько раз включите/выключите эффект. Затем медленно уменьшайте уровень дисторшна (обычно это Gain) до минимума, а потом до максимума и слушайте, что педаль делает со звуком вашей гитары. Ничего больше, только ручку гейна, чтобы послушать насколько радикально педаль меняет звук. Поиграйте живые примеры: ритмические фигуры, соло, стаккатные пассажи, легато, послушайте сустейн. Теперь пришла пора ручки тона. Покрутите ее, послушайте, как тон работает совместно с гейном.
Вообще же, использование эквалайзера с дисторшеном – это важный элемент в выстраивании вашего звука. Обычно получается так, что чем более искажена гитара, тем больше высоких частот нужно добавлять. Это связано с тем, что чем более искажен сигнал, тем более он компрессирован, а компрессия поджимает высокие частоты. Так что же использовать? Эквалайзер в самой педали, эквалайзер в усилителе или комбике или, вообще, внешний эквалайзер? А если использовать внешний эквалайзер, что где он должен стоять, перед дисторшеном или после? На самом деле, ответы на эти вопросы не даст никто, кроме вас самих, т.к. это вопрос личных предпочтений. Так что, полагайтесь на свои уши, и да прибудет с вами Сила!
Расскажи друзьям!
Дисторшн – это замечательно. Очень полезный эффект. Когда мне было 13 лет, у меня появился первый усилитель. Это был 10-ваттный басовый усилитель Epiphone. Басовый
усилитель! Он выдавал сплошную кашу, и единственным его преимуществом была громкость. Не более того.
Но когда я впервые включил гитару в настоящий гитарный усилитель!… Вау!… У моей двоюродной сестры была розовая гитара Hello Kitty Squier Strat в комплекте с миниатюрным гитарным усилителем Squier. Мне было скучно, и я включил гитару в него. Ударил по струнам, и меня буквально отнесло на 10 футов силой звучания, сдобренного дисторшн. Это был отличный дисторшн!
Я целый час играл все фразы, которые только приходили мне на ум. Теперь-то они действительно звучали. из “Johnny B. Goode”, из “The House Is Rockin’”, из “Simple Man” – все это неожиданно обрело смысл. Все, что я делал до этого, можно было забыть. Наконец-то я понял, в чем дело.
К сожалению, это превратилось в зависимость.
Я дошел до того этапа, когда ручку гейна уже нельзя было выкрутить больше. Я не мог играть без искажения. Это был довольно печальный период моей жизни, о котором я не очень-то люблю вспоминать.
Но к счастью, однажды мне повстречался гитарист, прививший мне идею «вкуса», и я начал «слезать с иглы». Это было не так просто. Все, что я играл, казалось мне полным отстоем. Ни тон, ни грув не заводили. Мир рушился на глазах. Все казалось лишенным смысла. Но у меня был , который я позаимствовал у старшего брата друга, когда он решил бросить игру на тромбоне, и этот прибор стал моим первым помощником. Я занимался часами, днями, месяцами. Метроном давно уже сломался, но я не забываю о нем. Теперь его место занимает приложение на моем смартфоне. Приложение, которое я открываю очень часто.
Дисторшн – это, конечно, неплохо, но страшно то, что это превращается в своего рода эпидемию.
Если вам тоже доводилось переживать нечто подобное, знайте: вы не одиноки. Вы не жертва, а борец за жизнь. Давайте поговорим о тех случаях, когда дисторшн действительно приносит пользу, а параллельно и о тех, когда он только вредит.
Пауэр-аккорды
Пауэр-аккорды делают процесс игры на гитаре чем-то очень крутым
. Вы включаете усилитель, играете две ноты, и все встает на свои места. Причины этого лежат в теории. между двумя нотами пауэр-аккорда называется квинтой. Это очень простой интервал в гармоническом плане. Когда вы добавляете звучанию дисторшн, это усложняет ноту гармонически. Поэтому объединяя гармонически простые ноты с гармонически сложным звучанием, вы буквально становитесь гитарным богом (Пример 1
).
А вот музыкально сложные аккорды не всегда хорошо звучат с дисторшн. Джазовые и акустические гитаристы могут играть сногсшибательные аккордовые расширения, при этом каждая нота будет звучать кристально чисто. Здесь дисторшн только мешает.
Конечно, если вам вполне достаточно пауэр-аккордов, дисторшн – ваш хороший друг.
Толщина медиатора и его материал
Тот предмет, который касается струн, естественным образом влияет на звук. Медиаторы изготавливаются из самых разнообразных материалов. Кроме того, огромную роль играет толщина медиаторов. Тонкие и мягкие медиаторы высекают более высокочастотный, прозрачный звук, нежели толстые медиаторы, которые звучат жестче и басовитее.
Попробуй также как-нибудь, ударить по струнам сначала пальцами, затем медиатором. Ты заметишь, как исчезнет почти вся “Атака” и в итоге получится очень нежный звук.
Здесь ты можешь подробнее почитать о толщинах медиаторов и о материалах, из которых они изготавливаются.
Заключение
Если у вас голова идет кругом от этого долгого обсуждения всего искаженного, давайте подведем итог.
Разница между овердрайвом и дисторшном заключается в степени клиппирования, которое они вносят в цепь сигнала, в их динамической реакции на игру и в типичном использовании в музыке.
Для гурманов: если бы клиппинг был чили, то овердрайв был бы банановым перцем, а дисторшн — халапеньо.
Вот и все — полный обзор овердрайва, дисторшна и фузза. Теперь вы лучше понимаете, как они работают, и можете использовать их в своей музыке, чтобы создавать захватывающий материал.
Самое приятное, что для использования этих эффектов вам даже не обязательно играть на гитаре — дисторшн и овердрайв можно творчески использовать практически на любом инструменте. Это ваш звук, делайте с ним что хотите.