Приоритет операций
Каждый оператор в выражении имеет свой приоритет. Приоритеты бывают разные. Они влияют на порядок выполнения операторов. В процессе вычисления значения выражения сначала будут выполняться операторы с более высоким приоритетом. Если операторы в выражении имеют одинаковый приоритет, то вначале выполнится тот оператор, который стоит левее.
Для языка Pascal установлен следующий приоритет операций:
- Унарная операция not, унарный минус -, взятие адреса @.
- Операции типа умножения: *, /, div, mod, and.
- Операции типа сложения: +, -, or, xor.
- Операции отношения: = , , , =, in.
Чтобы задать нужный порядок выполнения операций, необходимо использовать скобки. Например:
Пример 1
$(r1+r2+r3)/(r1*r2*r3)$
Выражение, помещенное в скобки, понимается как один операнд, т.е. операции, стоящие в скобках, выполняются в обычном порядке, но раньше операций, находящихся за скобками. При записи выражений со скобками необходимо соблюдаться парность скобок, т.е. число открывающихся и закрывающихся скобок должно быть равным. Нарушение парности скобок – самая распространенная ошибка при записи выражений.
Вывести нечетное число
Из двух чисел с разной четностью вывести на экран нечетное число.
Примеры работы программы
Исходный код программы (решение задачи) на языке Паскаль
Пользователь вводит четное и нечетное число. Последовательность их ввода может быть любой. Таким образом, неизвестно какая из двух переменных ( a или b ) содержит нечетное число. Чтобы выяснить это, используется конструкция условного ветвления (if-else), а также операция нахождения остатка от целочисленного деления (mod).
Если результат нахождения остатка от деления значения переменной a на 2 неравен ( ) нулю, значит эта переменная содержит нечетное число. Иначе нечетное число находится в переменной b , и тогда его следует вывести на экран.
В данном случае предполагается, что пользователь осуществляет ввод правильно, то есть всегда вводит одно четное и одно нечетное число. Если же ввод был некорректный (два четных или два нечетных числа), то программа будет работать неправильно. В случае двух четных чисел программа выведет второе. В случае двух нечетных — первое введенное. Чтобы избежать подобных недоразумений, программу можно усовершенствовать следующим образом:
В данном случае в заголовках условного оператора проверяются оба числа: одно — на четность, другое — на нечетность. Если оба будут четные, или оба будут нечетные, то сработает тело вложенного оператора else.
Структура приложения
Pascal – это алгоритмический язык, в котором приложения имеют определенную структуру. Программы делятся на несколько условных блоков:
Название раздела | Характеристика |
Program | Это имя приложения. Отвечает за ввод имени проекта. |
Uses crt, graph | Подключение дополнительных модулей. Graph отвечает за возможности рисования. Ctr – модуль, используемый для очистки экрана операций. Для этого используется команда вида clrscr. |
Label | Раздел, отвечающий за метки. При обработке оператора goto программа перейдет к «закладкам», отмеченным в рабочей области кода. |
Const | Блок постоянных величин – констант. Это «фиксированный» тип данных. В соответствующем разделе записываются имена констант, а также их значения. Тип будет определен системой автоматически. |
Var | Раздел, отвечающий за переменные. Указанный идентификатор получит тип хранимой информации. |
Produce или Function | После соответствующего ключевого слова необходимо указать вспомогательные подпрограммы или функции. Они предназначаются для более быстрой разработки программного обеспечения. |
Begin | Тело приложения. Это – описание самой программы. Последовательность операторов и команд. Они включают в себя значения, а также величины для выполнения поставленных задач и целей. |
End | Часть тела исходного кода приложения. Означает конец программы. Begin указывает на начало. После end программный код работать не будет. |
Предложенная таблица поможет лучше разобраться в структуре приложения. Для того, чтобы программное обеспечение работало, достаточно использовать всего несколько разделов. Это – begin и end. Это основные компоненты, без которых не будет функционировать ни один написанный код.
Задачи Boolean.
Закрепим полученные знания, решив пару задачек.
Boolean1°. Дано целое число A. Проверить истинность высказывания: «Число A является положительным».
program Boolean1; var a: integer; begin write('Введите число A: '); read(a); writeln('Число A является положительным - ', a > 0); {Простое высказывание.} end.
Boolean2. Дано целое число A. Проверить истинность высказывания: «Число A является нечетным».
Для того чтобы узнать, является ли данное число нечетным в Паскале предусмотрена специальная функция Odd, которая возвращает true, если число нечетное и false, если число четное.
program Boolean2; var a: integer; b : boolean; begin write('Введите число A: '); read(a); b := Odd(a); writeln('Число A является нечетным - ', b); { Можно обойтись и без b } end.
Boolean3. Дано целое число A. Проверить истинность высказывания: «Число A является четным».
Для того чтобы узнать является ли число нечетным, используем уже известную нам функцию, затем инвертируем результат.
program Boolean3; var a: integer; b : boolean; begin write('Введите число A: '); { 6 } read(a); b := Odd(a); { False } writeln('Число A является четным - ', not b); { True } end.
Boolean7°. Даны три целых числа: A, B, C. Проверить истинность высказывания: «Число B находится между числами A и C».
program Boolean7; var a, b, c: integer; b1, b2: boolean; begin write('Введите число A, B, C: '); read(a, b, c); b1 := (B > A) and (B < C); b2 := (B > C) and (B < A); { Надо учитывать оба варианта } writeln('Число B находится между числами A и C - ', b1 or b2); end.
Boolean10°. Даны два целых числа: A, B. Проверить истинность высказывания: «Ровно одно из чисел A и B нечетное».
Используем xor.
program Boolean10; var a, b: integer; c :boolean; begin write('Введите число A, B: '); read(a, b); c := (Odd(a)) xor (Odd(b)); { Сколько скобок :) } writeln('Ровно одно из чисел A и B нечетное - ', c); end.
Boolean23. Дано четырехзначное число. Проверить истинность высказывания: «Данное число читается одинаково слева направо и справа налево».
Используем знания, полученные в этом уроке.
Итак, данная задача проверяет является ли введенное четырехзначное число палиндромом. Наверняка, самый известный палиндром — фраза Мальвины: «А роза упала на лапу Азора.» (Попробуйте прочитать это предложение справа налево)
program Boolean23; var a, b, c, d, e, f: integer; b1, b2: boolean; begin write('Введите число четырехзначное число: '); read(e); a := e div 1000; b := e mod 1000 div 100; c := e mod 100 div 10; d := e mod 100 mod 10; f := d * 1000 + c * 100 + b * 10 + a; writeln('Данное число является палиндромом - ', f = e); end.
На сегодня все! Не забывайте периодически заходить к нам на сайт, подписывайтесь и кликайте по кнопочкам!
Задачи по Pascal. Найти количество четных и нечетных цифр в числе
Условие задачи: Написать программу, подсчитывающую количество четных и нечетных цифр в числе (Язык Pascal).
Сложность: легкая.
Решение задачи
Для начала продумаем наше решение. Ну само собой сначала попросим пользователя ввести число, а затем в цикле, сначала возьмем последнюю цифру числа, проверим её на четность, и в зависимости четная она или нет увеличим кол-во четных или нечетных.
Ну а дальше оторвем последнюю цифру у числа и будем так делать пока число не станет равно 0.
Для того чтобы найти количество четных и нечетных цифр в числе нам понадобятся следующие переменные :
Начнем мы с каркаса нашей программы
Объявили переменные и попросили пользователя ввести число , теперь цикл, подробно как правильно разбить число на цифры вы можете почитать (тут), а как определить четность числа можете (тут)
Там нечего трудного нет, и так пишем цикл :
figure := number mod 10;
countEven := countEven + 1
countOdd := countOdd + 1;
number := number div 10;
Сначала отделили последнюю цифру, занесли её в переменную , потом проверяем четная она или нет, если да то увеличиваем количество четных элементов иначе нечетных и затем убираем последнюю цифру числа.
И нам осталось только вывести кол-во четных и нечетных элементов :
writeln(‘Кол-во четных элементов : ‘, countEven); writeln(‘Кол-во нечетных элементов : ‘, countOdd); |
Всё решение задачи Pascal
number, countOdd , countEven, figure : integer; // объявили переменные begin clrscr; // очищаем экран write(‘Введите число : ‘); readln(number); // вводим число while(number > 0) do // пускаем цикл пока число не станет равным 0
figure := number mod 10; // заносим в figure последнюю цифру числа
countEven := countEven + 1 // если цифра четныя то увеличиваем кол-во четных
countOdd := countOdd + 1; // иначе кол-во нечетных
number := number div 10; // убираем последнюю цифру числа
Логические операции. Таблицы истинности
Подобно арифметическим значениям для логических тоже можно строить выражения, но вместо арифметических операций для логических значений используются логические операции.
В этом уроке мы рассмотри три логические операции:
- OR — т.н. логическое ИЛИ (или «логическая сумма» или «дизъюнкция»).
- AND — т.н. логическое И (или «логическое умножение» или «конъюнкция»).
- Not — отрицание («инверсия»)
Операция OR (логическое ИЛИ) — логическая сумма
Операция OR принимает два операнда логического (boolean) типа (один слева другой справа) и возвращает результат, опять же, логического типа.
Правила работы операции, описываются т.н. таблицей истинности — то есть таблицей, которая показывает при каких значениях операндов какой именно результат мы получим.
Итак, построим таблицу истинности для операции OR, она будет выглядеть так:
a b a OR b false false false true false true false true true true true true
Если условно считать, что $true$ это $1$, а $false$ это $0$, то таблицу истинности логическое операции OR можно переписать так:
a b a OR b 0 0 0 1 0 1 0 1 1 1 1 1
— обычно её записывают в математике именно с нулями и единицами.
Или в виде картинки:
Посмотрим на любую из двух таблиц — можно видеть, что:
Проиллюстрируем это ещё одной картинкой:
Операция AND (логическое И) — логическое умножение
Операция AND, как и OR, принимает два операнда логического (boolean) типа (один слева другой справа) и возвращает результат, опять же, логического типа.
Её таблица истинности:
a b a AND b 0 0 0 1 0 0 0 1 0 1 1 1
Или в виде картинки:
То есть:
Если использовать более длинную форму записи, то получим:
a b a AND b false false false true false false false true false true true true
Ещё одна иллюстрация работы AND (логическое И):
Операция Not — отрицание (логическое отрицание)
В отличие от предыдущих двух операций, которые использовали два аргумента (их называют «бинарными») операция отрицания использует только один (правый) аргумент (т.н. «унарные», то есть использующие один аргумент).
— на этом высказывании и основа таблица истинности для операции not:
a Not a false true true false
Или:
Или ещё более красочная иллюстрация, объясняющая работу данной операции:
Стандартные арифметические процедуры и функции Pascal
Здесь стоит более подробно остановиться на некоторых арифметических операциях.
- Операция в Паскале, произносимая как инкремент, это стандартная процедура pascal, которая обозначает увеличение на единицу.
Пример операции inc:
1 2 3 |
x=1; inc(x); {Увеличивает x на 1, т.е. x=2} writeln (х) |
Более сложное использование процедуры inc: где x — порядкового типа, n — целого типа; процедура inc увеличивает x на n.
Аналогично работает процедура в Паскале: — уменьшает x на 1 (декремент) или — уменьшает x на n.
Оператор представляет собой модуль числа. Работает следующим образом:
a=-9; b=abs(a); { b = 9} |
Оператор в паскале является часто используемым, так как целый ряд задач связан с действием деление нацело.
Остаток от деления или оператор в pascal тоже незаменим при решении ряда задач.
Заслуживающей внимания является стандартная функция Паскаля, которая определяет, является ли целое число нечетным. Т. е. возвращает (истина) для нечетных чисел, (ложь) для четных чисел.
Пример использования функции odd:
1 2 3 4 |
begin WriteLn(Odd(5)); {True} WriteLn(Odd(4)); {False} end. |
Функция в паскале возвращает экспоненту параметра. Записывается как , где x типа real.
Квадрат числа в Паскале вычисляется при помощи процедуры .
Пример использования процедуры sqr в Pascal:
1 2 3 4 5 |
var xinteger; begin x=3; writeln(sqr(x)); {ответ 9} end. |
Операция возведение в степень в Паскале отсутствует как таковая. Но для того чтобы возвести в степень число можно использовать функцию .
Формула такая: , где — число, — степень (а>0).
Однако в компиляторе pascal abc возведение в степень осуществляется значительно проще:
WriteLn(Power(2,3)); {ответ 8} |
Извлечь квадратный корень в Паскале можно при помощи процедуры .
Пример использования процедуры sqrt в Pascal:
1 2 3 4 5 |
var xinteger; begin x=9; writeln(sqrt(x)); {ответ 3} end. |
Задача 6. Известны размеры спичечной коробки: высота — 12.41 см., ширина — 8 см., толщина — 5 см. Вычислить площадь основания коробки и ее объем
(S=ширина * толщина, V=площадь*высота)
Задача 7. В зоопарке три слона и довольно много кроликов, причем количество кроликов часто меняется. Слону положено съедать в сутки сто морковок, а кролику — две. Каждое утро служитель зоопарка сообщает компьютеру количество кроликов. Компьютер в ответ на это должен сообщить служителю общее количество морковок, которые сегодня нужно скормить кроликам и слонам.
Задача 8. Известно, что x кг конфет стоит a рублей. Определите, сколько стоит y кг этих конфет, а также, сколько килограмм конфет можно купить на k рублей. Все значения вводит пользователь.
В приведенных ниже примерах все функции имеют аргументы. Аргументы и имеют целочисленный тип, и – тип real, и – любой из этих типов.
Abs(x) – возвращает абсолютное значение аргумента x; Ceil(x) - возвращает ближайшее целое, не меньшее, чем х; Floor(x) - возвращает ближайшее целое, не превышающее х; Frac(x) - возвращает дробную часть аргумента x; Max(x, y, …) – возвращает максимальное из значений x, y, …; Min(x, y, …) – возвращает минимальное из значений x, y, … ; Random(m) – возвращает случайное число из интервала ; Random(a) – возвращает случайное число из интервала ; Random(a, b) – возвращает случайное число из интервала ; Random2(a) – возвращает кортеж из двух случайных чисел в интервале ; Random2(a, b) – возвращает кортеж из двух случайных чисел в интервале ; Random3(a, b) – возвращает кортеж из трех случайных чисел в интервале [a ; b); Round(x) - возвращает округленное до целых по правилам арифметики значение типа integer; Round(x, n) - возвращает значение х, округленное до n знаков в дробной части; Sign(x) – возвращает -1 при x 0; Sin(x) – возвращает sin(x) типа real; Sqr(a) – возвращает a2; Sqr(m) – возвращает m2 типа int64; Sqrt(x) – возвращает √x типа real; Trunc(a) – возвращает целую часть значения a того же типа
Принципы классификации
Паскаль относится к статическим языкам. Это означает, что величина определяется при её описании и не изменяется. В информатике с развитой системой видов данные принадлежат к предварительно известной группе:
- стандартной (находится в основе языка);
- пользовательской (задаётся программистом).
Специалист способен создать основной произвольный объект, используя стандартные аналоги, округления цифр до целых, неограниченное количество свойств. Пользовательские типы размещаются в программе в разделе Type. Систему нужно структурировать по иерархической или разветвлённой формуле.
Первичными в первой являются простые свойства. Их применение и описание характерно для разных языков информатики. Такие типы данных в Паскале из таблицы имеют сложную структуру. Простые свойства применяются для построения структурированных типов. Для обозначения указателей используются простые группы. Они необходимы для решения задач с целью задания адреса.
Современными функциями в Pascal обладают процедурные свойства. С их помощью специалисты обращаются к подпрограммам, переменным. Через объекты Pascal используется в качестве ориентированного языка. В информатике целые группы делятся на 5 видов. Для каждого характерен конкретный диапазон принимаемых идентификаторов, которые занимают в памяти соответствующее место.
Перечень целевых и действительных команд:
- Byte.
- Short Int.
- Word.
- Integer.
- Long Integer.
Если используются целые арифметические числа, программист руководствуется принципом вложенности. Это приводит к выводу, что свойства с минимальным диапазоном вкладываются в максимальный.
Вещественные и порядковые группы
Вещественные группы делятся на 5 видов: single, real, double, extended, comp. Их значение произвольное, но с высокой точностью. Последнее зависит от формата порядкового числа. Для выражения вещественных чисел в компьютере используется фиксированная либо плавающая точка.
Отдельное положение в Pascal занимает свойство Comp. Тип считается служебным. Чтобы отобразить диапазон вещественных типов, потребуется поставить плавающую запятую перед мантиссой. При выполнении разных операций она сдвигается в разные стороны.
К порядковым свойствам относятся:
- целые;
- символьные типы данных в Паскале;
- логические;
- перечисляемые;
- диапазонные.
Признаки порядковых групп, которые могут проявляться: наличие конечного числа возможных значений, возможность упорядочить данные, сопоставление чисел между собой, разница между соседними показателями равняется единице. Из порядковых типов чаще применяется экспонент (математическая функция) ODD. Комментарии к ней пишет программист в первой части задачи. С помощью функции возвращается порядковый номер аргумента.
Для обозначения используются символы в количестве 256. Размерность множества колеблется в пределах 0−127. Символы первичной области находятся на клавиатуре компьютера. Старшая или альтернативная область состоит из символов разных алфавитов, псевдографики. В программе локальные и глобальные данные заключаются в апострофы. Если значение задаётся через код ASCII, тогда перед числом ставится знак #.
Логический тип имеет ложное значение либо считается истиной. Чтобы отобразить первое, используется нуль, а второе — 1. Чтобы задать переменные, используется слово Boolean.
Диапазоны и перечисляемые свойства
В подмножество базового типа может входить любое целочисленное значение, порядковый тип. Чтобы задать тип, устанавливаются границы внутри базовой группы.
Для указания их значения используются скобки в виде квадратов: ….
Появление диапазона можно ожидать в разделе Type в качестве определённой группы либо в разделе Var.
Для его определения программисты учитывают следующее:
- совпадение левой и правой границ;
- диапазон с базовыми свойствами и небольшой мощностью.
В программировании используются перечисляемые свойства, относящиеся к порядковым данным. С их помощью задаются перечисляемые значения. Каждое называется идентификатором, который находится в списке с круглыми скобками. Пример:
Type
Peoples = (men, women);
Для структурирования данных предусмотрен строковый тип. В его состав входит базовый Char с символами и цепочками разной длины, но не более 255 символов. В Pascal данные обозначаются словом String. Их появление должно ожидаться в Var. Если переменная находится за String в квадратных скобках, указывается длина всей строки с помощью целых чисел (0−255). При указании такой информации компилятору отводится переменная.
Операции и стандартные функции
Приоритет операции | Условный знак | Выражение | Название операции | Тип переменных в выражении | Тип результата выполнения опрации |
ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ | |||||
1 | not | not A | Логическое «не» | Логический целый | Логический целый |
2 | and | A and b | Логическое «и» | Логический целый | Логический целый |
3 | or | A or B | Логическое «или» | Логический целый | Логический целый |
3 | xor | A xor B | Логическое исключающее «или» | Логический целый | Логический целый |
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ | |||||
2 | * | x*y | Умножение | Целый | Целый при умножении |
2 | x/y | Деление | Смешанный вещественный | Целых чисел, иначе вещественный |
|
2 | div | N div M | Деление | Цлый | Целый |
2 | mod | N mod M | Остаток от деления | Целый | Целый |
3 | + | x + y | Сложение | Целый вещественный | Целый при операции с целыми числами, иначе вещественный |
ОПЕРАЦИИ СРАВНЕНИЯ | |||||
4 | = | x=y | Равно | Число=число | Логический |
4 | <> | X<>y | Не равно | Строка=символ | Логический |
4 | > | x>y | Больше | Строка=символ | Логический |
4 | < | x | Меньше | Строка=символ | Логический |
4 | >= | x>=y | Больше или равно | Строка=символ | Логический |
4 | <= | x<=y | Меньше или равно | Строка=символ | Логический |
Приоритет операции |
Условный знак |
Выражение | Название операции |
Тип переменных в выражении |
Тип результата выполнения операции |
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ | |||||
1 | @ | @x | Адрес переменной | Любой | Указатель |
2 | ch1 | y ch1 n | Сдвиг влево | Целый | Целый |
2 | shr | y chr n | Сдвиг вправо | Целый | Целый |
2 | * | c * D | Пересечение | Множество | Множество |
3 | + | c + d | Обьединение | Множество | Множество |
3 | — | c — d | Вычитание | Множество | Множество |
3 | + | s + t | Сложение | Строка, символ | Строковый |
4 | in | e in d | Вхождение в множество | Элемент множество | Логический |
Стандартные математические функции и
процедуры Турбо-Паскаля
Наименование Функции |
Тип аргумента |
Тип значения |
Результат вычесления |
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ | |||
abs(x) | Целый вещественный | Целый вещественный | Абсолютное значение «x» |
sin(x) | Вещественный | Вещественный | Синус»x»рад |
cos(x) | Вещественный | Вещественный | косинус»x»рад |
arctan(x) | Вещественный | Вещественный | арктангенс «х» ( -Pi/2 < y < td )< 2 Pi> |
Sqrt(x) | вещественный | вещественный | квадратный корень из «х»(Ц х, где x > 0) |
Sqr(x) | Целый вещественный | Целый вещественный | значение «х» в квадрате ( х2 ) |
Exp(x) | вещественный | вещественный | значение «е» в степени «х» ( ех, где e= 2. 718282. . . ) |
Ln(x) | вещественный | вещественный | натуральный логарифм «х» ( х > 0 ) |
Frac(x) | вещественный | вещественный | дробная часть «х» |
Int(x) | Вещественный | Вещественный | целая часть «х» |
Random | — | вещественный | случайное число ( 0 < =y< 1 ) |
Random(x) | Word | Word | случайное число ( 0 < =y< x ) |
Succ(c) | Порядковый | Порядковый | следующий за «с» символ |
Pred(c) | Порядковый | Порядковый | предшествующий «с» символ |
Наименование процедуры |
Тип аргумента |
Тип значения |
Результат вычесления |
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ | |||
Inc(x) | целый | целый | Увеличивает «х» на 1 ( x:=x+1; ) |
Dec(x) | целый | целый | Уменьшает «х» на 1 ( x:=x-1; ) |
Inc(x, n) | целый | целый | Увеличивает «х» на n ( x:=x+n; ) |
Dec(x, n) | целый | целый | Уменьшает «х» на n ( x:=x-n; ) |
ПРОЦЕДУРЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ТИПОВ ПЕРЕМЕННЫХ | |||
Str(x, s) | x-целый или вещественный | s-строковый | Последовательность символов «s» из цифр числа «x» |
Val(s, v, cod) | s-строковый | v-целый или вещественный cod- целый |
Двоичная форма числа «v»последовательности «s» cod=0 (код ошибки) |
ФУНКЦИИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ТИПОВ ПЕРЕМЕННЫХ | |||
Trunc(x) | вещественный | LongInt | целая часть «х» |
Round(x) | вещественный | LongInt | округление «х» до целого |
Odd(x) | целый | логический | возвращает True если «х» — нечетное число |
Сhr(x) | Byte | Char | Символ ASCII кода «х» |
Ord(c) | Char Порядковый | Byte LongInt | ASCII код символа «с» Порядковый номер символа «с» |
RandomizeStr(x, s)Inc(x)x:=x+1
”чебник по ¤зыку Pascal
Ћабораторные работы по программированию
—правочник
Основные преимущества odd паскаль
1. Простота использования: odd паскаль предлагает простой и понятный синтаксис, что делает его доступным даже для начинающих пользователей. Структура языка легко читается и понимается, позволяя быстро создавать и модифицировать программы.
2. Мощные алгоритмы: odd паскаль обладает богатым набором алгоритмов для выполнения различных задач. Эти алгоритмы могут быть использованы для обработки числовых данных, поиска и сортировки, а также для решения сложных математических задач.
3. Кроссплатформенность: odd паскаль может быть использован на разных платформах, включая Windows, Linux и Mac OS. Это позволяет разработчикам создавать программы, которые могут работать на различных операционных системах.
4. Расширяемость: odd паскаль поддерживает различные расширения и модули, которые позволяют добавлять дополнительные функциональные возможности. Это позволяет разработчикам использовать преимущества сторонних библиотек и инструментов для создания более мощных программ.
В целом, odd паскаль предлагает разработчикам широкий набор инструментов и функций для создания эффективных и надежных программ. Благодаря своей простоте и мощности, он использовался во множестве областей, включая науку, инженерию, финансы и компьютерную графику.
Высокая эффективность
Одной из основных особенностей языка, способствующей его высокой эффективности, является использование низкоуровневых операций. Odd Pascal позволяет программистам напрямую работать с памятью и регистрами процессора, что позволяет оптимизировать код и генерировать быстрый исполняемый файл.
Кроме того, Odd Pascal обладает высокой производительностью благодаря автоматической аллокации и деаллокации памяти. Это позволяет программисту сосредоточиться на написании кода, не задумываясь о выделении и освобождении памяти, что увеличивает производительность программы и уменьшает вероятность возникновения ошибок.
Еще одной особенностью Odd Pascal, повышающей его эффективность, является использование статической типизации. Это позволяет компилятору провести более точную проверку типов данных во время компиляции, что убирает возможность ошибок во время выполнения и улучшает производительность программы.
Таким образом, благодаря комбинации низкоуровневых операций, автоматической аллокации памяти и статической типизации, Odd Pascal обеспечивает высокую эффективность программ и является отличным выбором для разработки быстрых и производительных приложений.
Кратко о языке программирования Pascal
Язык Pascal – это относительно доступный и несложный язык программирования. Его изучают часто в школе в старших классах и на первых курсах высших и средних учебных заведениях. Этот язык программирования был разработан Никлаусом Виртом еще в 70-х годах прошлого века, а назван в честь французского математика Блеза Паскаля. Если вам интересно узнать подробнее об истории создания и развития данного языка программирования, вы можете найти эту информацию в Интернете, на той же самой Википедии. А мы не будем сильно на этом останавливаться.
Наша задача сегодня – написать первую собственную программу на языке Pascal. Писать мы будем для первого раза консольные приложения. А что же это такое – консольное приложение?
Мы привыкли, что, когда мы заходим в любую программу, перед нами появляется окно, в котором есть области для ввода информации, ее вывода, какие-то красиво оформленные таблички, кнопочки и многое другое. Тот же самый привычный нам MS Office Word. Консольное же приложение, если говорить простыми словами, представляет собой окно, в котором просто написаны буквы или цифры на одноцветном фоне, чаще всего на черном. Если вы видели хоть раз в своей жизни командную строку в Windows или операционную систему DOS, то вы представляете себе, что такое консоль. Но, как говориться, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В дальнейшем вы увидите, как это все выглядит.
Итак, что нам понадобится, чтобы написать свою первую программу? Естественно, компьютер, клавиатура, мышь (но можно на самом деле и без нее), немного желания и времени, ну и среда разработки. Последнее словосочетание, наверное, для большинства покажется незнакомым. Давайте же выяснять, что это за зверь такой – среда разработки. Это программный комплекс, используемый разработчиком для написания программ на конкретном языке программирования. Простым языком – это программа для написания программ. Она, чаще всего, включает в себя следующие компоненты:
- текстовый редактор для написания кода программы (в рамках этой статьи это самая важная часть);
- компилятор (выполняет обработку и перевод понятного нам кода на языке высокого уровня в более понятный для компьютера программный код низкого уровня) и/или интерпретатор (производит покомандный анализ кода и выполняет его, то есть запускает программу);
- различные средства, облегающие и автоматизирующие процесс программирования;
- отладчик (программа для поиска ошибок в коде программы).
Я думаю, что, посмотрев на эти определения, вы теперь понимаете, почему среда разработки – это не просто программа для написания программ, а именно программный комплекс.
Слайд 16ОПЕРАТОР ВЫБОРАОператор выбора (варианта) используется в тех случаях, когда в зависимости
от значения какого-либо выражения необходимо выполнить один из нескольких последовательных операторов. Оператор выбора относится к сложным и имеет следующую форму записи:CASE выражение OFконстанта 1: оператор 1;константа 2: оператор 2;…константа n: оператор nELSE оператор;ENDЗдесь CASE (в случае), OF (из), END (конец), ELSE (иначе) — служебные слова. Оператор выбора действует следующим образом. Если значение выражения равно одной из констант, то выполняется соответствующий ей оператор. Затем управление передается за пределы оператора выбора. Если значение выражения не совпадает ни с одной константой, то управление передается за пределы группы.
Выражение может быть любым стандартным типом, кроме действительного (REAL). В соответствии с этим и константа не может быть действительного типа. Тип константы должен совпадать с типом выражения. Оператор выбора может использоваться в полной и неполной форме.