Алфавит и словарь Паскаля
Основой любого языка программирования является алфавит.
Алфавит – набор допустимых символов, которые используются для написания программы.
Алфавит Паскаля включает:
- Прописные буквы латиницы (A, B, C, …, X, Y, Z);
- Строчные буквы латиницы (a, b, c, …, x, y, z);
- Арабские цифры (0, 1, 2, …, 7, 8, 9);
- Знаки арифметических и логических операций («плюс», «минус», «умножить», «разделить», «больше», «меньше», «равно» и др.)
- Ограничители и разделители (апостроф, двоеточие, точка с запятой, круглые, квадратные и фигурные скобки, точка, запятая);
- Специальные символы («амперсанд», «процент», «решетка», знак подчеркивания и др.).
Некоторые символы, записанные вместе, образуют составные символы, например:
- := (операция присваивания);
- >= и <= (≥ и ≤ соответственно);
- // (начало комментария, который заканчивается после перехода на новую строку).
Из символов алфавита формируются идентификаторы – аналоги слов естественного языка, но построенные по определенным правилам:
- Идентификатор может состоять из цифр, буквы латинского алфавита и символа подчеркивания.
- Идентификатор не может начинаться с цифры.
- Отсутствует различие между прописными и строчными буквами («PROGRAM», «Program» и «program» — один и тот же идентификатор).
- Максимальное допустимое число символов в идентификаторах зависит от транслятора.
Идентификаторы нужны, чтобы давать имена переменным, константам, функциям и процедурам.
Некоторые идентификаторы в языке Паскаль определены заранее и имеют особое значение. Такие идентификаторы называют служебными словами, использовать их в качестве имен переменных нельзя.
Наиболее часто используемые служебные слова Паскаля, представлены в таблице.
Типы данных в Паскале
Паскаль — это типизированный язык программирования. Это означает, что переменные, в которых хранятся данные, имеют определенный тип данных. Т.е. программе напрямую надо указать, какие данные могут храниться в той или иной переменной: текстовые данные, числовые данные, если числовые — то целочисленные или дробные, и т.п. Это необходимо в первую очередь для того чтобы компьютер «знал», какие операции можно выполнять с этими переменными и как правильно их выполнять.
Например, сложение текстовых данных, или как это правильно называется в программировании — конкатенация — это обычное слияние строк, тогда как сложение числовых данных происходит поразрядно, кроме того, дробные и целые числа складываются тоже по-разному. То же самое касается и других операций.
Рассмотрим наиболее распространенные в Pascal типы данных.
Целочисленные типы данных в Паскаль
Тип | Диапазон | Требуемая память (байт) |
byte | 0..255 | 1 |
shortint | -128..127 | 1 |
integer | -32768.. 32767 | 2 |
word | 0..65535 | 2 |
longint | -2147483648..2147483647 | 4 |
Нужно иметь в виду, что при написании программ в паскале integer (в переводе с англ. целое) является наиболее часто используемым, так как диапазон значений наиболее востребуем. Если необходим более широкий диапазон, используется longint (long integer, в переводе с англ. длинное целое). Тип byte в Паскале используется, когда нет необходимости работать с отрицательными значениями, то же самое касается и типа word (только диапазон значений здесь значительно больше).
Примеры того, как описываются (объявляются) переменные в Паскале:
program a1; var x,y:integer; myname:string; begin x:=1; y:=x+16; myname:=’Петр’; writeln (‘имя: ‘,myname, ‘, возраст: ‘, y) end.
program a1; begin var x, y: integer; var myname: string; x := 1; y := x + 16; myname := ‘Петр’; print($’имя: , возраст: ‘) end.
При использовании PascalABC.NET наиболее часто используются следующие целочисленные типы:
Тип | Длина, байт | Диапазон допустимых значений |
---|---|---|
integer | 4 | -2 147 483 648 .. 2 147 483 647 |
int64 | 8 | -9 223 372 036 854 775 808 .. 9 223 372 036 854 775 807 |
BigInteger | переменная | неограниченный |
Комментарии в Паскале
Обратите внимание на то, как используются комментарии в Паскале. В примере комментарии, т.е
служебный текст, который «не видим» для компилятора, заключаются в фигурные скобки . Обычно комментарии делаются программистами с целью пояснения фрагментов кода. Для однострочных комментариев можно использовать два слэша // :
Вещественные типы данных в Паскаль
Вещественные числа в Паскале и вообще в программировании — это название дробных чисел.
Тип | Диапазон | Требуемая память (байт) |
real | 2.9 * 10E-39 .. 1.7 * 10E38 | 6 |
single | 1.5 * 10 E-45 .. 3.4 * 10E38 | 4 |
double | 5 * 10E-324 .. 1.7 * 10E308 | 8 |
extended | 1.9 * 10E-4951 .. 1.1 * 10E4932 | 10 |
Тип real в Паскале — наиболее часто используемый из вещественных типов.
Выше были представлены простые типы данных в Паскаль, к которым относятся:
- Порядковые
- Целые
- Логические
- Символьные
- Перечисляемые
- Интервальные
- Вещественные
в формате используется либо одно число, означающее число позиций, отводимых на это число в экспоненциальной форме;
Наряду с простыми типами в языке еще используются структурированные типы данных и указатели, которым будут посвящены последующие уроки по Паскалю.
Возведение числа в степень
Написать программу на языке Pascal, которая возводит число в целочисленную степень. Число и степень вводятся с клавиатуры.
Решение
Чтобы возвести число в степень, его надо умножить само на себя количество раз, равное показателю степени. То есть возведение числа n в степень d будет выглядеть так:
где индексы внизу просто указывают очередное по счету n .
Если d (степень) равна нулю, то какое бы число не стояло в основании степени, результат всегда будет равен единице:
Если показатель степени отрицателен ( d что делать если степень минусовая?
Повеситься, перед этим проштудировав любой букварь по элементарной математике и сделав для себя «гениальное открытие» — оказывается, «икс в степени минус эн равно единице, деленной на икс в степени эн»
program slojenie;Vara, b, d, i, j, s : integer; // — öåëî÷èñëåííûé//s: string; // — ñòðîêà//c: real; // — äåñÿòè÷íàÿ äðîáü
Beginwrite(‘Ââåäèòå íàèìåíüøåå ÷èñëî êîòîðîå õîòèòå âîçâåñòè â êâàäðàò a:’);readln(a);write(‘Ââåäèòå íàèáîëüøåå ÷èñëî êîòîðîå õîòèòå âîçâåñòè â êâàäðàò b:’);readln(b);
Write (‘Âîçâåäèòå â ñòåïåíü ÷èñëî ‘,j, ‘^2 = ‘); // — ïåðåõîä íà ñëåä ñòðîêóreadln(d);
if (j * j = d) then writeln (j,’^2 = ‘, d)
else Begin writeln(‘Íåâåðíî — ó÷è òàáëèöó êâàäðàòîâ’); j:=j-1; end; End; writeln(‘Ìîëîäåö’);
//readln; // — ïðè çàïóñêå åêçå ôàéëà, ÷òî áû ñðàçó íå çàêðûâàëñÿ åêçå ôàéë
Решение
Элементы матрицы возвести в кубНадо написать программу которая каждый элемент двойного масива, возведет в куб, надо вывести.
Куб, который нужно вращать мышкойИспользуя графическую библиотеку языка и не используя специализированных процедур, кроме базовых.
Нарисовать куб, создав свой модульНужно создать модуль, в нем нарисовать кубик (картинка кубика во вложении). И написать программу.
Вывести квадрат, куб и пятую степень числа.Составить программу, которая запрашивает у пользователя целое число и выводит квадрат, куб и пятую.
Рисуем в PascalНарисовать в Turbo Pascal следующее изображение:
Рисуем треугольникНарисуйте треугольник по данным, введенным пользователем. Цвет линий и стиль заполнения.
Некоторые полезные стандартные процедуры, функции и операции
Для обмена значений двух переменных и используйте стандартную функцию :
Разумеется, первый раз необходимо показать, что обмен значений осуществляется через третью переменную:
Но далее следует использовать Swap.
Минимальное и максимальное среди множества значений можно вычислить, используя стандартные функции Min и Max:
Для возведения в степень используется операция :
Возведение в целую степень оптимизировано и работает быстрее стандартной функции .
Для проверки принадлежности диапазону используется конструкция :
Эта операция эффективна и переводится в
Диапазоны также можно использовать для вещественных значений и для символов:
Для проверки принадлежности множеству значений используется либо множество:
либо массив:
Мы рекомендуем второй способ — он существенно более эффективен по скорости и по памяти.
Функция Power
Раздел: Стандартные функции Паскаля
Функция Power в Паскале (и многих других языках программирования) выполняет возведение числа в степень.
Синтаксис для вещественных чисел:
function Power(Base: Double; Expon: Double) : Double;
Синтаксис для целых чисел:
function Power(Base: LongInt; Expon: LongInt) : LongInt;
Эта функция возводит число Base в степень Expon и возвращает результат. В реальности функция возвращает результат выражения:
Exp(Expon * Ln(Base))
ВАЖНО!
Всё, что сказано выше, взято из официальной документации FreePascal. Однако документация иногда расходится с действительностью. Во всяком случае, мой компилятор не соответствует документации. А именно:
- В документации сказано, что функция объявлена в модуле SYSTEM. Однако без подключения модуля MATH компилятор выдаёт ошибку. Из этого следует, что на самом деле функция объявлена в модуле MATH.
- В документации приведён синтаксис как для целых, так и для вещественных чисел. Однако на самом деле функция работает только с вещественными числами. При попытке использовать целые числа компилятор также выдаёт ошибку.
- Возможно, в более новых версиях эти проблемы уже исправлены. Но у меня было именно так (версия FPC 3.0.0).
Пример использования функции Power
Пример приведён ниже:
program funcpower; uses Math; var x, y, z : single; begin x := 2; y := 3; z := Power(x, y); //Z = X в степени Y WriteLn(z:0:2); ReadLn; end.
Здесь мы число 2 (переменная Х) возводим в степень 3 (переменная Y), то есть вычисляем следующую формулу:
Z =XY
Обратите внимание на подключенный модуль MATH. Эта статья входит в раздел о подпрограммах модуля SYSTEM
И по идее описания функции Power здесь не должно быть. Но, так как в документации сказано, что функция Power объявлена в модуле SYSTEM, я решил включить данную статью именно в этот раздел (я же не виноват, что в документации косяк)))
Эта статья входит в раздел о подпрограммах модуля SYSTEM. И по идее описания функции Power здесь не должно быть. Но, так как в документации сказано, что функция Power объявлена в модуле SYSTEM, я решил включить данную статью именно в этот раздел (я же не виноват, что в документации косяк))).
Возведение в степень в Паскале
Возведение в степень в Паскале можно выполнить и без какой-то специальной функции, используя функцию вычисления натурального логарифма и функцию вычисления экспоненты. О том, как это сделать, я рассказал здесь.
Однако, если есть специальная функция для возведения числа в степень, то почему бы ей и не воспользоваться? С одной стороны. С другой стороны – эта функция совершенно неожиданно требует подключения модуля MATH.
В документации сказано, что по сути функция Power работает по формуле возведения в степень в Паскале:
Exp(Expon * Ln(Base))
Так что функция Power в реальности несколько сложнее, чем приведённая выше формула.
Поэтому для разминки мы напишем свой аналог функции Power, который будет работать правильно. Но для начала вспомним как вычисляется степень числа:
Также напомню, что любое число в нулевой степени равно 1, а ноль в любой степени равен 0 (кроме нуля в нулевой – ноль в нулевой степени не определён, но мы будем возвращать в таких случаях ноль, хотя функция Power возвращает 1).
А теперь наш аналог функции Power:
function AVPower(Base: Double; Expon: Double) : Double; var m : byte; i : integer; Res : Double; begin m := 0; if Expon Я сознательно немного всё усложнил, чтобы вас запутать )))
Пример использования функций Power и её аналога в программе:
Здесь есть один подвох – если вы попытаетесь возвести отрицательное число в не целую степень, например, так:
-23,5
то стандартная функция Power вызовет ошибку во время выполнения программы. В своём аналоге я этого избежал, но надо понимать, что результат в этом случае будет неправильным (хотя с моей точки зрения это всё-равно лучше, чем аварийное завершение программы).
Это происходит потому, что при таком раскладе результатом являются комплексные числа, а операции с комплексными числами выполняются по другим правилам.
В реальных программах подобные ситуации надо дополнительно обрабатывать (хотя бы предупреждать пользователя о том, что при отрицательном основании и не целой степени функция вернёт неправильный результат).
Ещё в моей функции используется функция Odd, о которой я ещё не рассказывал. Вкратце скажу, что она определяет, является ли число чётным. Более подробно о ней расскажу в отдельной статье.
Как стать программистом 2.0Эта книга для тех, кто хочет стать программистом. На самом деле хочет, а не просто мечтает. И хочет именно стать программистом с большой буквы, а не просто научиться кулебякать какие-то примитивные программки… Подробнее… |
Подготовка перед возводением в степень
Перед тем, как начать возводить число в степень в Паскале, необходимо выполнить несколько шагов подготовки. В этом разделе мы рассмотрим, какие действия требуется предпринять перед началом работы.
- Определите базовое число и степень.
Базовое число — это число, которое нужно возвести в степень. Например, если мы хотим возвести число 2 в третью степень, то базовым числом будет 2. Степень — это число, на которое нужно возвести базовое число.
Проверьте условия задачи.
Перед тем, как приступить к возвеличиванию в степень, проверьте условия задачи. Убедитесь, что вы правильно понимаете, какую операцию нужно выполнить и в какой форме представлен ответ.
Продумайте способ решения.
Прежде чем приступить к кодированию, просмотрите свой алгоритм решения. Подумайте, какие шаги нужно выполнить, чтобы получить правильный результат. Это позволит вам более эффективно написать программу и избежать ошибок.
Разбейте задачу на подзадачи.
Если задача сложная, разбейте ее на несколько более простых подзадач. Выполняйте их поэтапно, проверяйте правильность результата после каждого этапа. Так вы сможете легко отследить возможные ошибки.
Выберите подходящие переменные и структуры данных.
Перед тем, как начать писать код, выберите подходящие переменные и структуры данных для хранения промежуточных и окончательных результатов.
Напишите код.
Напишите код для возвеличивания числа в степень, используя выбранные переменные и структуры данных. Убедитесь, что вы правильно следуете промежуточным шагам и выполняете операции с нужными переменными.
Проверьте результат.
После написания кода проверьте получившийся результат. Убедитесь, что он соответствует требованиям задачи и ожидаемым результатам.
Следуя этим шагам подготовки перед возвеличиванием числа в степень, вы сможете более эффективно решать задачи и избегать популярных ошибок.
Функция Power
Подпишись на новости, чтобы ничего не пропустить
Функция Power в Паскале (и многих других языках программирования) выполняет возведение числа в степень.
Синтаксис для вещественных чисел:
function Power(Base: Double; Expon: Double) : Double;
Синтаксис для целых чисел:
function Power(Base: LongInt; Expon: LongInt) : LongInt;
Эта функция возводит число Base в степень Expon и возвращает результат. В реальности функция возвращает результат выражения:
Всё, что сказано выше, взято из официальной документации FreePascal. Однако документация иногда расходится с действительностью. Во всяком случае, мой компилятор не соответствует документации. А именно:
- В документации сказано, что функция объявлена в модуле SYSTEM. Однако без подключения модуля MATH компилятор выдаёт ошибку. Из этого следует, что на самом деле функция объявлена в модуле MATH.
- В документации приведён синтаксис как для целых, так и для вещественных чисел. Однако на самом деле функция работает только с вещественными числами. При попытке использовать целые числа компилятор также выдаёт ошибку.
- Возможно, в более новых версиях эти проблемы уже исправлены. Но у меня было именно так (версия FPC 3.0.0).
Математика в Pascal
Всем привет, в этот солнечный день снег решил отступить и дал слабину, наверное…
Выйдя на улицу, я услышал звуки птиц, видимо все таки весна скоро придет, да и рыжий кот во всю орет, тем самым подавая знаки прихода весеннего обострения.
Но нам не до этого, мы изучаем Pascal и сегодня на теме у нас математические знаки и математические операции в программировании. Так как мы новички, то мы продолжим рассматривать все это в Паскаль. Поехали =)
Обычные знаки
Для начала посмотрим как выглядят обычные операции сложения, вычитания, умножения и деления в Pascal, да и в большинстве других языках программирования.Подготовим нашу рабочую область, запустим PascalABC и напишем заготовку.
Теперь объявим две переменные с целочисленным типом данных
- program znaki;
- var
- a,b: integer;
- begin
- end.
Теперь присвоим какое-нибудь значение в виде целого числа
- program znaki;
- var
- a,b: integer;
- begin
- a:= 100;
- b:= 5;
- end.
Теперь будем производить математические операции над числами. В других уроках мы использовали третью переменную для записи ответа в нее, в этот раз мы поступим проще и будем сразу выводить действие.Для начала сложим два числа и выведем ответ
- program znaki;
- var
- a,b: integer;
- begin
- a:= 100;
- b:= 5;
- write( a+b );
- end.
- Вывод программы: 105
Теперь вычитание
- program znaki;
- var
- a,b: integer;
- begin
- a:= 100;
- b:= 5;
- write( a-b );
- end.
- Вывод программы: 95
Умножение
- program znaki;
- var
- a,b: integer;
- begin
- a:= 100;
- b:= 5;
- write( a*b );
- end.
- Вывод программы: 500
И деление
- program znaki;
- var
- a,b: integer;
- begin
- a:= 100;
- b:= 5;
- write( a/b );
- end.
- Вывод программы: 20
Это было просто, теперь рассмотрим другие, более сложные, но на самом деле такие же простые операции.
Число по модулю
Кто не помнит из курса школьной математики, то проще говоря это, когда из отрицательного числа получается положительное.Функция называется ABS, пишем название функции и в скобках указываем число или же переменную.
- program znaki;
- var
- a: integer;
- begin
- a:= -100;
- write( abs(a) );
- end.
- Вывод программы: 100
Число в квадрате
Возводим число в квадратный корень или же по другому во вторую степень с помощью функции SQR.
- program znaki;
- var
- a: integer;
- begin
- a:= 6;
- write( sqr(a) );
- end.
- Вывод программы: 36
Квадратный корень числа
Делая действие, обратное действию SQR, то есть, если до этого мы возводили в квадрат, то сейчас выводим квадратный корень числа с помощью функции SQRT.
- program znaki;
- var
- a: integer;
- begin
- a:= 36;
- write( sqrt(a) );
- end.
- Вывод программы: 6
Возводим число в любую степень
До этого мы возводили во вторую степень, теперь функция POWER позволит возвести в любую другую степень. Сначала, пишем название функции, в скобках указываем число которое хотим возвести и через запятую степень, в которую хотим возвести число.
- program znaki;
- var
- a: integer;
- begin
- a:= 6;
- write( power(a, 3) );
- end.
- Вывод программы: 216
Следующее число
Функция SUCC возвращает следующее число или символ, относительно переменной. Если мы введем 10 то функция вернет 11, если введем 11 функция вернет 12 и тд.
- program znaki;
- var
- a: integer;
- begin
- a:= 6;
- write( succ(a) );
- end.
- Вывод программы: 7
Предыдущее число
Аналогично вышеописанной функции SUCC, функция PRED возвращает предыдущее число
- program znaki;
- var
- a: integer;
- begin
- a:= 6;
- write( pred(a) );
- end.
- Вывод программы: 5
Случайное число
Функция RANDOM возвращает случайное, рандомное число в диапазоне от нуля до введенного вами числа, введенное вами число не учитывается, так что если вы хотите например подобрать случайные числа от нуля до 10, то число 10 не будет включаться в диапазон, если же вы хотите, чтобы оно включалось, тогда вам нужен диапазон от нуля до 11, но в этом случае не будет включаться число 11 и тд.
- program znaki;
- var
- a: integer;
- begin
- a:= 100;
- write( random(a) );
- end.
- Вывод программы: 25 или любое другое число
Дробная часть числа
До этого мы работали с целыми числами теперь поработаем с вещественным типом данных. Чтобы вернуть дробную часть числа, нам потребуется функция FRAC.
- program znaki;
- var
- a: real;
- begin
- a:= 12.36;
- write( frac(a) );
- end.
- Вывод программы: 0.36
Целая часть числа
Теперь отделим от дробного числа целую часть в с помощью функции INT
- program znaki;
- var
- a: real;
- begin
- a:= 12.36;
- write( int(a) );
- end.
- Вывод программы: 12.00
Если функция INT возвращает вещественное число, то функция TRUNC возвращает целочисленную переменную
- program znaki;
- var
- a: real;
- begin
- a:= 12.36;
- write( trunc(a) );
- end.
- Вывод программы: 12
Округление числа
Если ты не знаешь как округлить число, в меньшую или в большую сторону, то тебе поможет функция ROUND
- program znaki;
- var
- a: real;
- begin
- a:= 12.56;
- write( round(a) );
- end.
- Вывод программы: 13
Заключение
На сегодня все, в следующей статье рассмотрим функцию DIV и MOD.Всем спасибо.Пока =)
Следующая статьяПредыдущая статья
Константы в Паскале
Зачастую в программе заранее известно, что переменная будет принимать какое-то конкретное значение и не менять его на протяжении выполнения всей программы. В таком случае необходимо использовать константу.
Объявление константы в Паскале происходит до объявления переменных (до служебного слова var ) и выглядит следующим образом:
Пример описания константы в Паскале:
const x=17; var myname:string; begin myname:=’Петр’; writeln (‘имя: ‘,myname, ‘, возраст: ‘, х) end.
const x = 17; begin var myname := ‘Петр’; print($’имя: , возраст: ‘) end.
«Красивый» вывод целых и вещественных чисел
Для того чтобы после вывода значений переменных оставались отступы, чтобы значения не «сливались» друг с другом, принято через двоеточие указывать какое количество символов нужно предусмотреть для вывода значения:
Возводим в степень в Паскале: практическое руководство
Возвести число в степень – одно из основных действий в математике. Паскаль предоставляет удобные инструменты для работы с степенями чисел. В этом руководстве рассмотрим, как возвести число в степень с использованием языка Паскаль.
1. Использование оператора возведения в степень
Самый простой способ возвести число в степень в Паскале – использовать оператор возведения в степень (^). Пример:
program ExponentiationExample;
var
base, exponent, result: Integer;
begin
base := 2;
exponent := 3;
result := base ^ exponent;
writeln(result);
end.
В этом примере мы используем переменные base и exponent для хранения числа и степени соответственно. Затем мы используем оператор ^ для возвышения числа base в степень exponent. Результат сохраняется в переменной result и выводится на экран.
2. Использование цикла for для возведения в степень
Если нужно возвести число в степень, большую двух, можно использовать цикл for. Пример:
program ExponentiationExample;
var
base, exponent, i, result: Integer;
begin
base := 2;
exponent := 5;
result := 1;
for i := 1 to exponent do
begin
result := result * base;
end;
writeln(result);
end.
В этом примере мы используем переменные base и exponent для хранения числа и степени соответственно. Затем мы создаем переменную result и инициализируем ее значением 1. Затем мы используем цикл for, который выполняется от 1 до exponent, и внутри цикла умножаем result на base. Это повторяется exponent раз, что позволяет возвести число base в степень exponent. Результат сохраняется в переменной result и выводится на экран.
3. Рекурсивное возведение в степень
Другой способ возвести число в степень в Паскале – использовать рекурсию. Пример:
function Power(base, exponent: Integer): Integer;
begin
if exponent = 0 then
Power := 1
else
Power := base * Power(base, exponent — 1);
end;
var
base, exponent, result: Integer;
begin
base := 2;
exponent := 4;
result := Power(base, exponent);
writeln(result);
end.
В этом примере мы определяем функцию Power, которая принимает два аргумента: base и exponent. Функция проверяет, равен ли exponent нулю, и возвращает 1, если это так. Если exponent не равен нулю, функция рекурсивно вызывает себя, уменьшая значение exponent на 1, и возвращает произведение base и результата рекурсивного вызова. Мы затем вызываем функцию Power, передавая ей значения base и exponent, сохраняем результат в переменной result и выводим его на экран.
Теперь вы знаете, как возвести число в степень в Паскале. Используйте эти методы в своих программных проектах для обработки и расчетов чисел в степенях.
Кратко о языке программирования Pascal
Язык Pascal – это относительно доступный и несложный язык программирования. Его изучают часто в школе в старших классах и на первых курсах высших и средних учебных заведениях. Этот язык программирования был разработан Никлаусом Виртом еще в 70-х годах прошлого века, а назван в честь французского математика Блеза Паскаля. Если вам интересно узнать подробнее об истории создания и развития данного языка программирования, вы можете найти эту информацию в Интернете, на той же самой Википедии. А мы не будем сильно на этом останавливаться.
Наша задача сегодня – написать первую собственную программу на языке Pascal. Писать мы будем для первого раза консольные приложения. А что же это такое – консольное приложение?
Мы привыкли, что, когда мы заходим в любую программу, перед нами появляется окно, в котором есть области для ввода информации, ее вывода, какие-то красиво оформленные таблички, кнопочки и многое другое. Тот же самый привычный нам MS Office Word. Консольное же приложение, если говорить простыми словами, представляет собой окно, в котором просто написаны буквы или цифры на одноцветном фоне, чаще всего на черном. Если вы видели хоть раз в своей жизни командную строку в Windows или операционную систему DOS, то вы представляете себе, что такое консоль. Но, как говориться, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В дальнейшем вы увидите, как это все выглядит.
Итак, что нам понадобится, чтобы написать свою первую программу? Естественно, компьютер, клавиатура, мышь (но можно на самом деле и без нее), немного желания и времени, ну и среда разработки. Последнее словосочетание, наверное, для большинства покажется незнакомым. Давайте же выяснять, что это за зверь такой – среда разработки. Это программный комплекс, используемый разработчиком для написания программ на конкретном языке программирования. Простым языком – это программа для написания программ. Она, чаще всего, включает в себя следующие компоненты:
- текстовый редактор для написания кода программы (в рамках этой статьи это самая важная часть);
- компилятор (выполняет обработку и перевод понятного нам кода на языке высокого уровня в более понятный для компьютера программный код низкого уровня) и/или интерпретатор (производит покомандный анализ кода и выполняет его, то есть запускает программу);
- различные средства, облегающие и автоматизирующие процесс программирования;
- отладчик (программа для поиска ошибок в коде программы).
Я думаю, что, посмотрев на эти определения, вы теперь понимаете, почему среда разработки – это не просто программа для написания программ, а именно программный комплекс.
Как написать степень в pascal
Pers.narod.ru. Алгоритмы. Некоторые математические расчёты на Паскале
Как известно, ядро Паскаля предельно компактно, и многие математические функции в модуле System просто отсутствуют. Поэтому у людей, изучающих основы программирования именно на этом языке, типовые математические расчёты зачастую вызывают проблемы. Далее приводятся пути решения наиболее типичных из этих проблем.
Возведение в произвольную степень на Паскале
Для целого b и не равного нулю a выгоднее считать с помощью экспоненты и логарифма, не забывая о том, что не существует логарифмов от отрицательных чисел:
Вычисление логарифмов на Паскале
Стандартная функция ln вычисляет только натуральный логарифм. Для вычисления логарифмов по другим основаниям можно применить формулу log a b = ln b / ln a :
В частности, для вычисления десятичного логарифма lg b можно записать:
Вычисление обратных тригонометрических функций (арксинусов и арккосинусов) на Паскале
В Паскале имеется стандартная функция arctan для вычисления арктангенса.
Другие обратные тригонометрические функции могут быть выражены через неё с помощью формул тригонометрии.
на практике следует помнить о возможных погрешностях при сравнении вещественных чисел (глава учебника, п.7.2).
Проблема с приведением типов на Паскале
Начинающие «паскалисты» нередко не понимают строгой типизированности этого языка, из-за чего находят в нём несуществующие «баги». Вот простейший пример.
Константы в Паскале
Зачастую в программе заранее известно, что переменная будет принимать какое-то конкретное значение и не менять его на протяжении выполнения всей программы. В таком случае необходимо использовать константу.
Объявление константы в Паскале происходит до объявления переменных (до служебного слова var ) и выглядит следующим образом:
Пример описания константы в Паскале:
const x=17; var myname:string; begin myname:=’Петр’; writeln (‘имя: ‘,myname, ‘, возраст: ‘, х) end.
const x = 17; begin var myname := ‘Петр’; print($’имя: , возраст: ‘) end.
«Красивый» вывод целых и вещественных чисел
Для того чтобы после вывода значений переменных оставались отступы, чтобы значения не «сливались» друг с другом, принято через двоеточие указывать какое количество символов нужно предусмотреть для вывода значения:
Описания переменных внутри блока и автовывод типов
В большинстве случаев переменные описываются в блоке begin-end и описание совмещается с инициализацией:
Это решает сразу несколько проблем:
- можно не говорить о типах в первых программах или лишь упоминать их
- невозможно забыть инициализировать переменную
- переменные описываются по мере необходимости близко к месту их использования. Это улучшает читаемость. Проблема старого Паскаля, когда груда переменных описывалась до beginа, отсутствует
При таком способе возникает одна проблема: если надо накопить сумму вещественных, то такой код приведет к ошибке типов:
Для исправления этой ошибки всё равно придётся говорить о типах и инициализировать sum одним из двух способов:
или